Конституционно-правовой статус президента Республики Армения
https://doi.org/10.24833/2073-8420-2020-3-56-25-33
Аннотация
Введение. Статья посвящена институту Президента Республики Армения и изменениям его конституционного статуса в течение последних 30 лет. Для формирования нормативных основ правового государства, ключевое значение имело принятие Конституции РА референдумом 1995 года, изменения в которую были внесены референдумами 2005 и 2015 годов.
Поначалу институт Президента РА был достаточно силен: он был главой исполнительной власти, он единолично назначал Премьер-министра, министров, мог без каких-либо условий распустить законодательный орган - Национальное Собрание и производить назначения в системе судебной власти. То есть, принцип разделения властей было формальным. Конституционные изменения 2005 года ограничили полномочия Президента РА. Он имел право назначать Премьер-министра только после согласования с парламентом, мог распускать Национальное Собрание в случаях и в порядке, предусмотренных ст. 74.1. Конституции РА. В РА десять лет существовала форма полупрезидентского правления, как и в РФ. В результате конституционных изменений 2015 года, в условиях перехода к парламентскому правлению, полномочия и функции Президента РА стали строго ограниченными. Его избирает парламент, он не может влиять на решения парламента и Правительства, не учашвует в формировании Правительства, которое не подотчётно ему. В итоге должность Президента РА носит церемониальный и представительный характер.
Материалы и методы. Теоретическую основу настоящей статьи составили научные труды, посвященные институтам Президента РА и РФ. Авторами были также использованы результаты анализа правоприменительной практики Республики Армения.
Нормативно-правовую основу исследования составили Конституции и законодательные акты РА, РФ и других государств. Применяя как общие исследовательские методы изучения темы (исторический, аналитический), так и специальные юридические методы (системноструктурный, сравнительно-правовой), было проанализировано конституционное законодательство Республики Армения и 30-летний опыт конституционного строительства, в результате которого выявлены существующие теоретические и практические проблемы, сделаны определенные выводы и предложения.
Результаты исследования. Президент, будучи главой государства, следит за соблюдением Конституции РА /ст. 123/, следовательно, у него должны быть самостоятельные функции и определенные инструменты. Чтобы исключить зависимость Президента от парламентского большинства, в статье предлагается изменить механизм его выбора: изменить статью 125 Конституции РА и предоставить право выбрать Президента РА всем тем внепарламентским партиям, которые участвовали в парламентских выборах, но не были избраны в парламент, получив от трех до пяти процентов от общего числа голосов. Считается оптимальным отвести им 30% от общего числа мандатов депутатов Национального Собрания РА. Руководящий орган каждой партии избирает делегатов для участия в выборах Президента. В случае подобных выборов, учитывая также, что согласно Избирательному кодексу РА 30% мест в парламенте принадлежит оппозиции, зависимость Президента от парламентского большинства будет исключена. В условиях ограниченных полномочий, он, по крайней мере, может непринужденно выдвигать темы общественно-политического дискурса и влиять на общественное мнение, высказать свое мнение о назначении Премьер-министра, хотя бы раз в год в обязательном порядке обращаться к парламенту и народу.
Обсуждение и заключение. Усиление института Президента в условиях парламентской формы правления может способствовать повышению роли главы государства как арбитра, эффективной деятельности парламента и Правительства РА и осмыслению целого института, содержащегося за счет средств государственного бюджета.
Об авторах
Г. Г. АкобянАрмения
Акобян Грануш Грантовна - доктор юридических наук, профессор, преподаватель
Р. Х. Акобян
Армения
Акобян Рузанна Хачиковна, доктор юридических наук, доцент, ректор.
Гавар
М. Х. Мертарчян
Россия
Мертарчян Маргарита Хачатуровна – преподаватель.
Москва
Список литературы
1. Акобян Г.Г. Контрольные функции парламента, закреплённые в Конституции Республики Армения. Централизм, демократия, децентрализация в современном государстве: конституционно-правовые вопросы. Материалы международной научной конференции. Москва, 7-9 апреля 2005 года / Под ред. проф. Авакяна С.А., М., 2006.
2. Акопян Р.Х. Президент Республики Армения как субъект конституционной ответственности // Право и управление. XXI век. № 2 (5). 2007.
3. Арутюнян Г.Г., Баглай М.В. Конституционное право: Энциклопедический словарь. М., 2006.
4. Енгибарян Р.В. Сравнительное конституционное право. М., 2005.
5. Изензее Й., Кирхофф П. Государственное право Германии. М., 1994.
6. Маклаков В.В. Конституции зарубежных государств. М., 2006.
7. Чиркин В.Е. Общечеловеческие ценности и современное государство // Государство и право. № 2. 2002.
8. Акобян Г.Г. Парламэнтэ ев парламэнтаризмэ Айастани Анрапэтутьюнум [Парламент и парламентаризм в Республике Армения]. Ереван, 2007.
9. Акобян Р.Х. Сахманадракан патасханатвутйан химнадирнэрэ [Проблемы конституционной ответственности]. Ереван, 2008.
10. Арутюнян Г.Г. Иравунки гэракаьютйан сахманадракан йэрашхикнэрэ [Конституционные гарантии верховенства права]. Ереван, 2003.
11. Арутюнян Г.Г. Сахманадрутьюниц сахманадраканутьюн [От Конституции до конституционализма]. Ереван, 2004.
12. ХХ сахманадракан барепохумнэри айэцакарг [Концепция конституционных реформ Республики Армения]. Ереван, 2016.
13. Халатян А. ХХ Нахагахэ ворпэс сахманадрутйан йэрашхавор сахманадракан барэпохумнэри аматэкстум [Президент РА как гарант Конституции в контексте конституционных реформ] // Материалы научной конференции юридичекого факультета ЕГУ. Ереван, 2016.
Рецензия
Для цитирования:
Акобян Г.Г., Акобян Р.Х., Мертарчян М.Х. Конституционно-правовой статус президента Республики Армения. Право и управление. XXI век. 2020;16(3):25-33. https://doi.org/10.24833/2073-8420-2020-3-56-25-33
For citation:
Hakobyan H.H., Hakobyan R.Kh., Mertarchian M.Kh. Constitutional and Legal Status of the President of the Republic of Armenia. Journal of Law and Administration. 2020;16(3):25-33. https://doi.org/10.24833/2073-8420-2020-3-56-25-33