Научно-практический рецензируемый журнал
Журнал «Право и управление. XXI век» является научно-правовым периодическим изданием Московского государственного института международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации. Журнал издается с 2005 года.
Журнал «Право и управление. XXI век» является одним из ведущих российских рецензируемых изданий, в котором публикуются статьи по актуальным проблемам современной науки. На страницах журнала Журнал «Право и управление. XXI век» рассматриваются актуальные проблемы современного права, государственного и муниципального управления.
Журнал зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Регистрационный номер ПИ № ФС77-72205 от 24.01.2018 г.
Журнал «Право и управление. XXI век» включен в Перечень рецензируемых научных изданий (категория K2), в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук по следующим научным специальностям:
5.1.1. Теоретико-исторические правовые науки (юридические науки),
5.1.2. Публично-правовые (государственно-правовые) науки (юридические науки),
5.1.5. Международно-правовые науки (юридические науки),
5.2.5. Мировая экономика (экономические науки).
Подписной индекс журнала в каталоге Агентства «Книга-Сервис» - E18310.
Текущий выпуск
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
Введение. Статья посвящена анализу исторических факторов, особенностей и политико-правовых закономерностей формирования современной украинской государственности с учетом непростых и постоянно обостряющихся российско-украинских отношений, усиливающегося украинского националистического радикализма, русофобии и неонацизма, формирования государства жестко прозападно ориентированного режима правления. Особый акцент сделан на проблематике динамично нарастающих трудностей сохранения и укрепления государственного суверенитета, обеспечения финансово-экономической и военно-политической независимости страны, трудностей и перспектив реализации стратегии европейского выбора по-украински.
Методология и методы. Диалектико-материалистическая модель исследования; принципы научности, историзма и объективности; методы ретроспекции и сравнения, анализа и синтеза, мысленного моделирования, восхождения от абстрактного к конкретному.
Результаты исследования. На ведущих позициях представленного исследования политико-правовые проблемы дестабилизирующих и дезинтеграционных процессов в условиях радикализации правящего украинского режима анти- российской направленности с учетом исторически непростой диалектики развития внутринациональной и межгосударственной проблематики. В сравнительном межстрановом контексте анализируются особенности концепции строительства украинской государственности как анти-России, представлена авторская концепция превращения Украины в инструмент западных сил в борьбе с Россией, в государство-наемника и плацдарм военно-идеологической борьбы с русским миром с целью нанесения ему стратегического поражения.
Обсуждение и заключение. На примере непростого украинского опыта постсоветского государственного строительства обосновывается справедливость того, что политика современного Запада – это политика грубого попрания международного права, политика гегемонизма и стремления к мировому господству с помощью стран-союзников и за счет стран-сателлитов и порабощения наемников. Отсюда грубое вмешательство во внутренние дела других стран и народов, прямые интервенции, экспорт коррупции, навязывание нравов подлости, вражды и разрушения, развязывания межгосударственных, межнациональных и межконфессиональных конфликтов, политики лжи и провокаций. Сформулированы некоторые суждения, касающиеся сложных и далеко не однозначно трактуемых проблем государственного строительства на постсоветском пространстве в соответствии с идеалами и ценностями истинного демократического правового социального светского государства.
ПРАВО В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Введение. В статье представлен анализ актуальных направлений деятельности Международной организации труда (далее – МОТ) по вопросам унификации существующих и выработки новейших международных трудовых стандартов по двум категориям работников. В частности, обращено внимание на отсутствие международного-правовых стандартов труда профессиональных спортсменов и необходимых норм по защите их трудовых прав. В международном праве существует ряд универсальных и региональных международно-правовых актов, посвященных профессиональному спорту, например, Международная конвенция против апартеида в спорте 1985 г., Международная конвенция о борьбе с допингом в спорте 2005 г., Конвенция Совета Европы против применения допинга 1989 г. Однако вопросы регулирования труда спортсменов и защиты их трудовых прав в международно-правовых актах отсутствуют.
Другим вопросом, требующим самого пристального внимания со стороны МОТ в части прогрессивного развития международного трудового права, является регламентация удаленной (дистанционной) работы. В статье изучены различные формы удаленной работы, а также представлен сравнительно-правовой анализ статуса надомника и удаленного (дистанционного) работника в соответствии с документами МОТ.
Материалы и методы. Методологическую основу исследования составили следующие общенаучные и специальные методы познания правовых явлений и процессов: метод системно-структурного анализа; формально-логический метод.
Результаты исследования. В результате проведенного исследования авторами установлено, что существует необходимость разработать Конвенцию МОТ, а также соответствующую Рекомендацию, которые бы закрепили минимальные трудовые права спортсменов с последующим расширением их в трудовых договорах частно-правового характера.
Касательно правового регулирования удаленного режима работы, то авторами также предлагается выделить дистанционных работников в отдельную категорию работников наравне с надомниками и домашними работниками.
Обсуждение и заключение. В современном профессиональном спорте представлены трудящиеся различных национальностей, следственно МОТ необходимо прогрессивно разрабатывать новые международные стандарты трудовых прав спортсменов на универсальном уровне, в частности, предлагается принять Конвенцию об особенностях труда в профессиональном спорте.
Поскольку надомник и дистанционный работник по существу являются не тождественными понятиями, поэтому Конвенция МОТ № 177 о надомном труде 1996 года не может быть распространена на регулирование труда дистанционных работников, поэтому представляется целесообразным разработать соответствующую Конвенцию.
Введение. Целью настоящего исследования является анализ текущей ситуации в Международном Суде, ряда стоящих перед ним актуальных задач, а также путей их решения. Из 18 споров, находящихся на рассмотрении Международного Суда ООН, 14 передано на основании юрисдикционных клаузул международных договоров, в том числе в сфере защиты и поощрения прав человека. На примере ряда дел, в том числе с участием России, автор анализирует некоторые проблемы, возникающие вследствие данной тенденции.
Материалы и методы. Методологическую основу исследования составляют общенаучные и частно-научные методы познания: формально-логический, формально-юридический, историко-правовой, сравнительно-правовой, анализ и синтез.
Результаты исследования. Автором выделяется три ключевых проблемы, с которыми сталкивается Международный Суд ООН сегодня. Во-первых, в ряде дел автор отмечает искусственное ограничение предмета спора, порождающее вопросы применимого права и риски расширительного толкования конвенций. Во-вторых, обозначена проблема политизации деятельности Суда со стороны отдельных участников процесса, подчас вынуждающая его выбирать между справедливостью и политическим контекстом. В-третьих, отмечена неприспособленность Суда рассматривать многочисленные фактологически насыщенные дела, поступающие на основании юрисдикционных клаузул, прежде всего, международных договоров в сфере защиты и поощрения прав человека.
Обсуждение и заключение. В качестве возможных путей решения обозначенных проблем автором видится обеспечение взвешенного подхода Суда к вопросам установления юрисдикции при должном учете принципа согласия государств, а также корректировка применяемых им методов установления фактов. Автор прогнозирует ряд негативных политико-правовых последствий излишнего судейского активизма, включая риск расширительного толкования положений соответствующих конвенций и злоупотребления ими, а также снижения доверия государств к системе разрешения споров в рамках Международного Суда. Сохранение сбалансированного подхода Суда к вопросам установления согласия государств на его юрисдикцию будет иметь большое значение для сохранения авторитета главного судебного органа ООН.
Введение. Несмотря на то, что манипулятивные технологии воздействия на общественные отношения в настоящее время получили чрезвычайно широкое распространение, изучение манипулирования юридическими целями и средствами как одной из основных форм манипулятивного воздействия на социальные процессы остается за рамками предмета исследования представителей как общей теории права, так и отраслевых юридических наук. По мнению авторов, данная ситуация свидетельствует о том, что современная юридическая наука в указанном отношении явно отстает от потребностей юридической практики и не способна предложить обоснованное решение весьма злободневных проблем, связанных с масштабным и повседневным манипулятивным использованием юридического инструментария.
Материалы и методы. Авторы представленной статьи активно использовали как общенаучные, так и частнонаучные методы научного познания, среди которых можно выделить диалектический, системный, формально-юридический, правового моделирования, структурно-функциональный, сравнительно-правовой и т.д.
Результаты исследования. В результате проведенного исследования авторами статьи были разработаны основы концепции манипулирования юридическими целями и средствами. В частности, в работе было изложено авторское видение сущности и специфики манипулирования юридическими целями, изучены особенности манипулятивного использования как стимулирующих, так и ограничивающих юридических средств. Отдельное внимание было уделено анализу технологий манипулирования юридическими целями и средствами, проведенному на основе конкретных примеров.
Обсуждение и заключение. В работе обосновывается позиция, согласно которой под манипулированием юридическими целями и средствами понимается осуществляемая при помощи скрытой тактики или стратегии форма правомерного поведения, заключающаяся в постановке или использовании юридических целей, а также в создании или применении юридических средств в интересах субъекта управления (манипулятора) вопреки истинным потребностям и интересам объекта управления (манипулируемых). Отстаивается точка зрения, согласно которой вызовы и угрозы, с которыми в настоящее время сталкивается Россия, обусловливают необходимость создания государственной стратегии противодействия манипулированию целями и средствами в правовом регулировании.
Введение. На протяжении тысячелетий памятники истории и культуры повреждались или уничтожались в результате вооруженных конфликтов и актов вандализма. Учитывая ту роль, которую играют эти объекты в развитии человечества, международное гуманитарное право (МГП) устанавливает основы международно-правовой защиты религиозных, культурных и научных объектов. В начале XX в. ситуация осложнялась не только отсутствием универсального международного договора, который был бы посвящен исключительно международно-правовой защите указанных объектов, но и международной межправительственной организации, которая разработала бы соответствующие нормы и стандарты. Данные проблемы обусловили создание в 1945 г. Организации Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО). Благодаря деятельности этого специализированного учреждения ООН, а также деятельности ряда неправительственных международных организаций, удалось сформировать международно-правовой режим защиты культурных ценностей как в мирное время, так и в период вооруженных конфликтов.
В результате изменения стратегии ведения вооруженных конфликтов, а также совершенствования методов и средств их ведения в XXI в., объекты культуры находятся в большой опасности. В этой связи анализ действующих международно-правовых норм и принципов защиты культурных ценностей в контексте международного гуманитарного права представляет собой особую актуальность.
Материалы и методы. В качестве материалов были использованы нормативно-правовые акты, российские и зарубежные исследования по защите культурных объектов в международном праве. Методологическая база состоит из применения методов научного анализа и синтеза, сравнительно-правового метода, научно-правового моделирования.
Результаты исследования. Эволюция системы международно-правовой защиты культурных ценностей и всемирного культурного наследия позволяет сделать вывод о комплексном уровне такой защиты, применяемой и в мирное время, и в условиях вооруженных конфликтов. Международно-правовые обязанности государств в указанной сфере связаны, прежде всего, с оценкой значимости культурных объектов и придания им соответствующего правового статуса посредством национального законодательства или включением в реестры международных организаций.
Обсуждение и заключение. При этом особое значение приобретает деятельность государств и международных организаций, связанная со специальным обозначением культурных объектов в условиях вооруженных конфликтов, обучением гражданского и военного персонала, учетом особенностей размещения и обслуживания таких объектов. Общий объем знаний и навыков по охране и защите культурных объектов формируется ЮНЕСКО в качестве специализированного учреждения ООН, которое стремится к сохранению общечеловеческого наследия как наивысших достижений искусства и науки.
Введение. В настоящей статье проводится междисциплинарное исследование в области пересечения интересов политики памяти и мемориального права, которое включает в себя терминологическую экспликацию и юридический анализ близких по значению понятий, оценку актуальности и необходимости легализации терминов, связанных с политикой памяти и мемориальным правом, определение эффективности официальной политики памяти и становления мемориального права, предсказание социальных и политических последствий их взаимодействия в краткосрочной и долгосрочной перспективе, изучение нормативных пределов национального мемориального законодательства и возможностей международного права в сфере охраны мемориального наследия. В качестве цели исследования выдвинута концептуализация мемориального права. В качестве объекта исследования избрано военно-мемориальное наследие, сформированное по итогам Второй мировой войны.
Материалы и методы. Основным исследовательским методом является включенное наблюдение за процессами реализации в российском обществе и за рубежом концепций национальной, исторической и социальной памяти, а также конструирование норм-регуляторов для установления правоотношений в области сбережения объектов военно-мемориального наследия. Использованы методы экспресс-диагностики проблемных ситуаций, правовой оценки инцидентов, социологического и экспертного опроса (в том числе анкетирования и тестирования), моделирования.
Результаты исследования. В результате проведенного исследования обоснована необходимость разработки специального федерального закона об охране военно-мемориального наследия Российской Федерации, а также разработки международной (универсальной) Хартии (Конвенции) об охране объектов военно-мемориального наследия, образовавшихся по итогам Второй мировой войны.
Обсуждение и заключение. Установлено, что по поводу необходимости мемориального законодательства в научной и экспертной среде нет единой позиции. Во многом это обусловлено наличием политических притязаний на видение прошлого и действием тенденции к пересмотру итогов Второй мировой войны, а также отставанием международного права от новой реальности в области политики памяти, сопряженной с применением ненаучных и алогичных решений в области военно-мемориального наследия. Рассмотрены различные политические и идеологические предпочтения в отношении мемориального законодательства. Сделан вывод, что в юридической науке слабо изучены концептуальные основы формирования мемориального права как особого юридического комплекса для сохранения, трансляции и защиты исторической памяти и мемориального (военно-мемориального) наследия. Кроме того, как на уровне юридической доктрины, так и согласно правоприменительной практике вопрос о статусе и правовых средствах сохранения военно-мемориального наследия практически не изучен. В связи с чем, авторами предлагается разработка Хартии ООН по охране военно-мемориального наследия с целью целостного и всестороннего правового регулирования исследуемой сферы.
Введение. В статье рассматриваются основные этапы и достижения в деятельности ad hoc группы (46+1) по итогам прошедших 14 раундов переговорного процесса по присоединению Европейского союза к Европейской конвенции о защите прав человека 1950 г. Автором исследуются основополагающие проблемы, препятствовавшие присоединению Европейского союза к Европейской Конвенции в 2013 году, а также новеллы, включенные в пересмотренный проект Соглашения о присоединении Европейского союза к Европейской конвенции о защите прав человека 1950 г., такие как применение статьи 33 и 53 Европейской конвенции о защите прав человека 1950 г., а также Протокола № 16 к ней в отношении права Европейского союза.
Материалы и методы. Методологическую основу исследования составили следующие общенаучные и специальные методы познания правовых явлений и процессов в сфере европейского права: метод-системно-структурного анализа, метод синтеза социальных явлений, сравнительно-правовой метод, формально-логический метод. Для отдельных вопросов к исследованию привлечены статистические данные. Для выявления дальнейших векторов развития взаимодействия указанных выше судебных органов используется контент-анализ.
Результаты исследования. По итогам исследования автор приходит к выводу, что основными проблемами, препятствующими присоединению Европейского Союза к Европейской конвенции о защите прав человека 1950 г., являются особенности применения статья 33 и 53 Европейской конвенции о защите прав человека и Протокола № 16 к ней в отношении права Европейского союза, а также нежелание Европейского союза ограничивать суверенитет и автономию права Европейского союза в целях усиления европейской системы защиты прав человека.
Обсуждение и заключение. Корректировки, проведенные ad hoc группой (46+1) в отношении Соглашения о присоединении, весьма существенны и, с одной стороны, даже излишни. Они полностью покрывают замечания, указанные в Заключении Суда Европейского союза № 2/13 и одновременно устраивают представителей Европейского союза, что дает основания полагать о позитивном завершении процесса по присоединению. Безусловно, в случае присоединения Европейского союза к Европейской конвенции о защите прав человека 1950 г., права и свободы человека и их гарантии выйдут на новый уровень, так как их защита будет носить комплексный характер.
Введение. Международно-правовые акты стран БРИКС закрепляют приверженность данных государств укреплению сотрудничества по вопросам населения, в частности в сфере миграции. Актуальность исследования особенностей и перспектив международного сотрудничества стран БРИКС в сфере вынужденной миграции обусловлена увеличением числа вынужденных мигрантов на их территории, а также присоединением к БРИКС новых государств-участников. При этом международно-правовые акты стран БРИКС не закрепляют единой позиции государств-участников данного межгосударственного объединения относительно общих принципов их международного сотрудничества в сфере вынужденной миграции.
Материалы и методы. Теоретической основой исследования является согласительная теория международного права, в соответствии с которой создание норм международного права признается результатом согласования международно-правовых позиций субъектов данной правовой системы. Осуществляя автономную международно-правовую политику, каждое государство стремится к тому, чтобы принципы его внешней политики нашли возможно полное закрепление в нормах международного права. Международно-правовые позиции государств закреплены в их международных договорах, национальном законодательстве и односторонних актах. В рамках исследования проведен комплексный сравнительный анализ международно-правовых позиций стран БРИКС по вопросам международно-правового регулирования вынужденной миграции. Предметом исследования являются универсальные международные договоры, международно-правовые акты стран БРИКС, их национальное законодательство и односторонние акты.
Результаты исследования. БРИКС представляет собой международное объединение государств, которое de jure не является международной организацией. Принятые в рамках БРИКС международно-правовые акты являются совместными односторонними актами, закрепляющими единую позицию государств по вопросам международного права. Международное сотрудничество стран БРИКС в области вынужденной миграции основывается на принципах верховенства международного права и многосторонности, а также совпадающих и сходных позициях государств по вопросам толкования и применения норм международного права, регулирующих правовое положение вынужденных мигрантов. Международно-правовые акты стран БРИКС закрепляют международно-правовые концепции, применимые к международному сотрудничеству государств в области вынужденной миграции.
Обсуждение и заключение. Перспективным направлением международного сотрудничества стран БРИКС в сфере вынужденной миграции следует считать согласование их международно-правовых позиций относительно толкования и применения международно-правовых концепций «долгосрочного решения проблемы вынужденных мигрантов», «разделения ответственности», «солидарности», «общей, но дифференцированной ответственности» и иных международно-правовых концепций, лежащих в основе международного сотрудничества государств в данной сфере.
Введение. В статье рассматривается политика Великобритании, проводившаяся в XVI – первой половине XX веков в отношении автохтонных языков Уэльса, Шотландии и Северной Ирландии. Автор характеризует языковую политику Великобритании этого периода как политику языкового национализма английского языка и дискриминации национальных языков других народов. Также в статье рассматриваются основные нормативно-правовые акты, направленные на расширение использования валлийского языка и закрепление статуса валлийского языка как национального языка Уэльса.
Материалы и методы. Для достижения поставленной цели в статье использовался метод структурно-функционального подхода, а также современные принципы научного познания сложных социальных явлений и процессов, основанные на комбинации макро- и микросоциологического исследования. Материалами статьи стали работы ученых по заявленной проблематике.
Результаты исследования. Сделан вывод, что валлийский язык сумел сохранить свою независимость в большей степени, чем другие автохтонные языки народов Великобритании, и в современных условиях наблюдаются тенденции к увеличению числа людей, использующих валлийский язык в повседневной жизни. Основными выводами данной статьи стали продемонстрированные конкретные дискриминационные меры, применяемые Великобританией по отношению к валлийскому языку, включая запрет на использование валлийского языка в качестве языка законодательства, языка судопроизводства и ограничения на преподавание на валлийском языке.
Обсуждение и заключение. В исследовании выявлены причины и конституционно-правовые факторы перехода от политики языковой дискриминации к политике диалога культур, а также влияние общественных деятелей, выступающих за сохранение и расширение использования валлийского языка, на языковую политику Великобритании. Констатируется конституционное значение Положения о валлийском языке 2011 г., впервые в русскоязычной доктрине анализируется содержание этого закона.
УПРАВЛЕНИЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Введение. В статье исследуются проблемы обеспечения энергетической справедливости в моделях управления компаниями, занимающимися преобразованием энергии. Выявляются способы, которыми организации и предприятия, предоставляющие энергетические услуги на местном, региональном и международном уровнях, могут добиться успешной интеграции ценностей социальной справедливости в бизнес-стратегии, обеспечивая соответствие своей деятельности принципам справедливого предоставления энергетических услуг.
Материалы и методы. В качестве материалов к исследованию были использованы зарубежные и российские исследования по проблемам энергетической справедливости, статистические данные и новостные источники мировых СМИ. Методологическую базу составили такие методы научного познания, как качественный и количественный анализ, синтез, метод сравнительного исследования и статистический метод.
Результаты исследования. Анализ деятельности зарубежных энергетических компаний позволяет утверждать, что энергетическая справедливость является высокоэффективным «инструментом» не только с точки зрения концептуализации теоретического представления об энергетически справедливом мире и эффективного анализа широкого круга вопросов, связанных с энергетикой, но и может рассматриваться как ценный вклад в реальный процесс разработки энергетической политики и основы для оценки устойчивости практических проектов и инициатив в энергетической сфере. Концепцию компании, представляющей общественный интерес, основанную на принципах энергетической и социальной справедливости, можно определить как совокупность ряда руководящих положений, направленных на трансформацию существующей деловой практики с целью обеспечения соответствия указанной практики принципам энергетической справедливости.
Обсуждение и заключение. Исследование показало, что степень соблюдения принципов энергетической справедливости определяет, соответствуют ли определенные методы ведения бизнеса или конкретные проекты ее парадигме. При этом, как свидетельствуют имеющиеся научные исследования по данному вопросу, коммерческая деятельность и создание социальных и экологических ценностей не являются внутренне противоречивыми понятиями. Напротив, руководящие принципы и аспекты энергетической справедливости могут быть успешно интегрированы в различные бизнес-модели на местном, субнациональном, региональном и глобальном уровнях.
Введение. Цель данной статьи состоит в выявлении сходств и различий в дискурсивных стратегиях управления восприятием публицистических текстов, описывающих схожие протестные события в разных странах.
Материалы и методы. Материалом для исследования являются статьи журнала “Экономист”, объединённые темой ‘протест’. Протестные акции в августе 2019 г. в Москве и протесты «жёлтых жилетов» осенью – весной 2018 – 2019 гг. во Франции были выбраны в качестве референтных событий. Методологический инструментарий включает следующие общенаучные методы: анализ, синтез, системный и функциональный подходы. В качестве конкретного метода выступает критический анализа дискурса. Дискурсивные стратегии составляют предмет исследования. Референциальная стратегия включает событийно-фактический план описываемых событий. Коннотативная стратегия оперирует эмоционально-экспрессивной и оценочной лексикой. Метадискурсивная стратегия определяет выбор текстовых фреймов и наполняет их референциальными и оценочными компонентами, что в совокупности формирует прагматический функционал дискурса.
Результаты исследования. Исследование включает следующие этапы. На первом этапе определяются центральные фреймы статей на основании заголовков и подзаголовков статьей. На втором этапе исследуются референциальный и оценочный компоненты в лексике фреймов. На третьем этапе проводится сравнительный анализ метадискурсивных стратегий исследуемых статей, который включает сопоставление прагматического функционала рубрик, заголовков и подзаголовков статей; сравнение статей по составу фреймов и выявление общего и особенного в смысловом пространстве главных фреймов статей. Результаты работы позволяют сделать вывод: управление восприятием публицистического текста осуществляется путём отбора фактов и событий для включения в текст, тематического структурирования смыслового пространства, выбора языковых средств, обладающих эмоционально-оценочным, внушающим и убеждающим воздействием на аудиторию, частотностью употребления в тексте языковых средств, соответствующих цели текста.
Обсуждение и заключение. Специалисты в области международного права, международных отношений, политологии, управления должны владеть лингвистической методикой анализа иноязычного публицистического текста и уметь выявлять в нём языковые средства, цель которых управлять восприятием текста в желаемом направлении.
ISSN 2587-5736 (Online)