Preview

Право и управление. XXI век

Расширенный поиск
Том 16, № 2 (2020)
Скачать выпуск PDF

КОЛОНКА ПУБЛИЦИСТА

3-5 73
Аннотация

Возможна ли нравственная политика в сегодняшней России?

Начну с другого вопроса: возможен ли в политической жизни России ставший хрестоматийным примером политической безнравственности уотергейтский скандал? Разумеется, да. По российским политическим правилам подслушивание оппонентов - не преступление и даже не проступок, а возможный и порой необходимый шаг политического процесса. Российская политика никогда не была и по сей день не является публичной, а следовательно, правовой…

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

6-9 127
Аннотация

Никогда еще жизнь граждан самых разных стран, в том числе России, не была столь сильно наполнена медицинской статистикой. От открывшихся вновь койкомест, до процента прироста выявленных заболевших в сутки – главные темы в телефонных разговорах и публикациях в социальных сетях. Коронавирус в массовом сознании прошел путь от несуществующей фикции до неотъемлемой части жизни, которая не покинет нас уже никогда. Однако COVID-19 все же когда-нибудь уйдет, но многие привычные составляющие человеческой жизни изменятся навсегда.

С первого же дня начала массового распространения вируса эксперты отмечали, что проблема не в высокой смертности и угрозе исчезновения человечества, а в том, что система здравоохранения просто не выдержит единовременного наплыва миллионов граждан с острой формой заболевания. На этом фоне разговоры о том, что цивилизованное государство должно соответствовать конфуцианской традиции «чем меньше делает государь, тем больше делается», стали напоминать не самую талантливую сатиру. Возможно, когда-нибудь человечество и окажется способным к самоуправлению до такой степени, что сумеет высмеять Гоббса и доказать излишность государства. Однако сегодня у последнего нет никаких конкурентов, когда речь идет о необходимости организации совместных усилий по борьбе с глобальными угрозами…

 

10-17 140
Аннотация

Введение. Правительства отдельных стран играют основную роль в регулировании вопросов, связанных c пандемией COVID-19, поскольку они руководят проведением национальной политики в соответствии с нормами законодательства в области чрезвычайных ситуаций. Данная тенденция является антитезой стремительного роста настроений в отношении глобализации, начиная с 1990-х годов, после развала биполярного мира, когда согласно многим прогнозам и ожиданиям правительства отдельных стран должны были утратить свою значимость, а бразды правления мировой экономики должны были перейти к международным компаниям и глобализированным рынкам. Какого рода взаимосвязи существуют между национальным суверенитетом и международным сотрудничеством в условиях мира после коронавируса? В какой мере необходимо сотрудничество только в условиях угрозы всемирной пандемии?

 Материалы и методы. Данная работа подготовлена на основе материалов моей презентации на проводившейся 25 мая в МГИМО Международной конференции «Пандемия как движущая сила преобразований» и результатов обширных исследований за период нескольких лет по этической концепции определения компромиссов между противоположными ценностями, отнесенными в своей совокупности к термину Globalance [3], и применения данной концепции к  тридцати  секторам  общества с учетом опыта и изменений, обусловленных последствиями пандемии COVID-19. Данный метод следует общепринятому алгоритму принятия решения по этическим вопросам [Cм: 4] с использованием определенного набора эмпирических знаний  социальных  наук (в данном случае всего нескольких наук) и обязательной ориентации на основополагающие ценности с учетом философских и теологических концепций и принципов (при этом в данной статье не приводятся соответствующие обоснования).

Результаты исследования. В основе данного исследования лежат две ценности – свобода и солидарность, служащих ориентирами с целью отражения взаимосвязи и определения баланса между ними с этической точки зрения. Действие данных двух ценностей распространяется на основные столпы концепции – международное сотрудничество и суверенитет.

Выводы. Пандемия COVID-19 наглядно демонстрирует значимость национальных правительств в работе по урегулированию данного кризиса в территориальных границах своих государств, а также значимость основных организаций и учреждений международного сотрудничества и влиятельных международных  финансовых организаций, таких как ВОЗ, МОТ, ЮНКТАД, организаций по вопросам миграции и беженцев, Международного союза электросвязи, МСЭ, а также кредитно-финансовых учреждений, таких как МВФ и Всемирный банк. Кроме этого, основными аспектами Globalance являются уравновешенность приоритетов национального суверенитета в области кибербезопасности и международного сотрудничества по борьбе с киберпреступностью.

18-24 66
Аннотация

Введение. В данной работе представлены изменения, на основании которых были введены новые реалии измененной нормативно-правовой базы. Многие изменения начали осуществляться с самого момента наступления пандемии коронавируса. Автор работы не позиционирует себя в качестве провидца или астролога, который может с достаточной степенью точности предсказать будущее. Однако на момент написания работы начался процесс формирования коренных формообразующих изменений, которые могут повлиять на развитие нового мирового порядка в киберпространстве. Данные формообразующие изменения начинают подавать признаки необратимого по своему характеру  преобразования  киберпространства.

Материалы и методы. В методологическую  основу  исследования  вошли  следующие общенаучные и специальные методы познания правовых явлений и процессов в области кибернетического законодательства, а также в области киберпреступности и кибербезопасности, применяемые в эпоху коронавируса: системноструктурный метод; метод синтеза социально-правовых  явлений;  сравнительно-правовой метод; а также формальный логический метод.

Результаты  исследования.  В  ходе  анализа было выявлено, что  киберпространство настолько сильно заполнено информацией и дезинформацией, что люди теряются в догадках: каким источникам информации им следует доверять, а каким нет. В сложившейся во всем мире  неразберихе  начинают  формироваться  новые области, привлекающие к себе внимание многочисленных  заинтересованных  сторон.

Обсуждение и выводы. В существующих условиях коронавируса невозможно ничего предсказать с абсолютной степенью точности. Однако если учитывать сформировавшиеся коренные формообразующие изменения можно приобрести больше возможностей по урегулированию актуальных вопросов, связанных с новым мировым порядком в киберпространстве. Новый мировой порядок становится более значимым для всех заинтересованных субъектов сферы цифровых технологий и киберпространства, поскольку он будет оказывать влияние на все наше присутствие, все виды деятельности и виды времяпрепровождения в сфере цифровых технологий. Правовые, организационные и нормативные вопросы, относящиеся к Новому мировому порядку в киберпространстве, должны быть соответствующим образом приняты к рассмотрению и урегулированы заинтересованными субъектами кибернетической деятельности, поскольку Новый мировой порядок в киберпространстве будет учрежден в самое ближайшее время.

25-32 66
Аннотация

Введение. В статье представлен анализ изменений в политическом ландшафте Бразилии в последние годы. Являясь одной из крупнейших демократий мира, Бразилия может, в определенном смысле, являться показательным примером того, что институционализация демократии не является линейным или одномерным явлением.

Материалы и методы. Основным методом данного исследования является институциональный метод, ориентированный на изучение взаимодействия политических институтов: президентской власти, парламента, политических партий и иных общественных организаций. С помощью исторического метода выполнено обобщение событий в развитии политической системы Бразилии. Анализ материалов статистических наблюдений позволил выявить социальные процессы, послужившие причинами или основаниями тех или иных политических процессов и явлений.

Результаты исследования. В результате проведенного анализа выявлено, что сложившаяся институциональная структура обеспечивает необходимые условия для успешной координации сил правительства различных политических оттенков, но демократия в Бразилии не полностью консолидирована, политический режим имеет значительные искажения, и, как следствие, является нестабильным. В условиях разделения властей отношения между исполнительной, законодательной и судебной властями часто приобретают конфликтный характер с травмирующими результатами.  Ряд крупных коррупционных скандалов позволяет сделать вывод о том, что практика злоупотребления властью имеет системный характер, и межведомственная система контроля работает неэффективно.

Обсуждение и заключение. Указанные обстоятельства подорвали доверие к основным политическим партиям. Прямым результатом оказался приход на выборах к власти персоналистского популистского руководства, активно подогревавшего моральное противостояние между “чистым народом” и “коррумпированной элитой”.

Джайр Больсонаро, используя грубую риторику, представил себя радикальным борцом с преступностью вообще и с коррупцией в частности, защитником традиционных моральных ценностей, подверг резкой критике предоставление равных прав женщинам, афро-потомкам и коренным народам, протестовал против сил политического плюрализма, а также против признания факта глобального потепления, чрезмерной вырубки лесов в бассейне Амазонки и т. п., зарабатывая политические очки среди реакционно настроенной части избирателей.

 

33-42 66
Аннотация

Введение. В статье рассматривается место России в продвижении и строительстве большого евразийского партнерства. Идея такого партнерства была предложена Президентом Российской Федерации В.В. Путиным на основе сопряжения деятельности Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и проекта китайского транспортного коридора «Один пояс – один путь».

Материалы и методы. В качестве теоретико-методологических оснований исследования выступает синтез цивилизационной концепции евразийства и теории международной интеграции. Работа основана на анализе официальных документов ЕАЭС и Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), заявлениях официальных должностных лиц, мониторинге средств массовой информации, анализе торгово-экономической статистики.

Результаты исследования. Статистические данные показывают, что ЕАЭС накапливает успех, хотя в настоящее время демонстрирует замедление темпов развития. Значительную роль во внешней торговле и инвестиционном сотрудничестве стран-членов ЕАЭС все еще играют третьи страны. Китай конкурирует с Россией за доминирование в Центральной Азии. Сопряжение интеграционных процессов ЕАЭС и ШОС, а также китайской инициативы «Один пояс – один путь» должно развиваться с учетом интересов России.

Обсуждение и заключение. Большое евразийское партнерство можно рассматривать как часть процесса формирования новой мировой архитектуры, построенной на системе региональных и межрегиональных экономических и интеграционных групп. Постсоветские страны Евразии связывает общность исторических судеб, цивилизационные и культурные предпосылки к интеграции через объединяющую роль России, без которой невозможно реализовать ни один серьезный проект на континенте.

43-52 83
Аннотация

Введение: С нового тысячелетия мир столкнулся, по крайней мере, с тремя значительными кризисами в области безопасности, начиная с кризиса террора, кульминацией которого стали 2001 и 2016 годы, миграционного кризиса с 2015 года, главным образом в Европе, и эпидемиологического кризиса с 2020 года. Исследования показывают, что страны разделены по типам методов, используемых для борьбы с этими кризисами.

Материалы и методы: Аналитические и сравнительные методы были использованы для получения всестороннего представления о различных подходах к кризисам и управлению национальными  рисками.

Результаты: В настоящем исследовании рассматривается вопрос о том, как управление кризисом и рисками в контексте государственного управления может существенно различаться в разных государствах. Для того чтобы разобраться в критериях и методике предупреждения соответствующих служб, авторы в свете антитезиса между кризисами и рисками разъяснили политические риски XXI века. Основываясь на теории “черного лебедя”, авторы описывают, как кризисы могут превратиться в  риски, учитывая множество опасностей, которые могут поставить под угрозу современную национальную безопасность, таких как терроризм, миграция со злым умыслом и глобальные пандемии. Были обозначены пять жизненно важных государственных интересов, которые имеют решающее значение для правительств в плане оценки национальных угроз и построения авангардных сценариев. Исследование завершается иллюстрацией идеального состояния Платона, применяемого к управлению внутренней безопасностью.

Обсуждение и выводы: Главный вывод заключается в том, что после 2020 года существует настоятельная необходимость в более масштабном управлении кризисами и рисками.

ПРАВО В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

53-61 58
Аннотация

Введение. Статья посвящена исследованию действующих и возможных моделей правового регулирования отношений субъектов, осуществляющих хозяйствование в условиях  информационно-технологического  развития  Индустрии 4.0. Изменение в базовых принципах производства и переход к нематериальным благам в цифровой реальности влечет необходимость теоретического переосмысления правовых категорий.

Материалы и методы. Методологическая основа статьи построена на позиции позитивистского материализма с сочетанием методологии восхождения от абстрактного к конкретному. Применены общенаучные и частнонаучные методы познания правовых явлений в сфере отношений неоиндустриальной эпохи: диалектический, метод анализа и синтеза, классификация, юридико-догматический, сравнительно-правовой, структурно-функциональный методы.

Результаты исследования. В результате исследования выявлено, что нормотворческая мировая практика демонстрирует несколько моделей правового обеспечения их деятельности – от создания специального законодательства до принятия подзаконных актов, а также тесное сочетание нескольких подходов. Доказано, что основой формирования той или иной модели всегда выступает взаимосвязанная цепочка взаимоотношений «производитель» «товар, работа, услуга» «потребитель». Предлагается правовые исследования регламентации деятельности субъектов хозяйствования в условиях Индустрии 4:0 подчинять дихотомии их на две укрупненные группы: «разработчики» и «пользователи». 

На основе такого деления следует формулировать и конкретные рекомендации, предложения по совершенствованию тех или иных правовых механизмов, обеспечивающих различные задачи субъектов в рамках возникающих гражданскоправовых отношений, а также различные риски, права, интересы и обязанности.

Обсуждение и заключение. Аргументирована целесообразность и результативность обращения законодателя к той или иной модели правового регулирования в зависимости от принадлежности субъектов – реципиентов к определенной категории «разработчики» и «пользователи»; обосновано использование указанных категорий в нормативно-правовых актах, регулирующих возникновение, учет, обращение, прекращение цифровых криптозаписей в предпринимательской   деятельности.

 

 

62-67 88
Аннотация

Введение. В статье рассматривается вопрос реформирования органов местного самоуправления, их функции, а также административно-территориальное устройство Японии. В работе исследуется взаимодействие центральных органов государственной власти и органов местного самоуправления в процессе исполнения ими государственных функций. Для целей данной статьи были рассмотрены законы и положения Конституции Японии.

Материалы и методы. Методологической основой исследования является использование специальных (системных) и частно-научных (сравнительно-правовых, формально-юридических) методов. Употребление перечисленных методов дало возможность исследовать рассматриваемые объекты во взаимосвязи, целостно и всесторонне.

Результаты исследования. В результате проведенного исследования была выявлена структура административно-территориального деления Японии, особенности взаимодействия центральных органов государственной власти с органами местного самоуправления, этапы и итоги деволюционной реформы.

Обсуждение и заключение. Выявлены конституционно-правовые особенности регулирования местного самоуправления, исследована Конституция и законодательство, касающееся местного самоуправления и административно-территориального деления Японии.

68-75 70
Аннотация

Введение. В статье рассматриваются вопросы влияния финансовых рисков на финансовую и экономическую безопасность государства. В современных развитых экономиках финансовый сектор занимает господствующее положение, воздействуя на развитие экономики. Более того, развитие финансовых рынков рассматриваться в последние два десятилетия как самостоятельный фактор экономического роста. При этом «негативные процессы, возникающие у небольшого числа субъектов финансового рынка в одной стране, могут вызвать кризисные явления во всей мировой экономике» [3]. К числу главных стратегических рисков и угроз национальной безопасности в экономической сфере названы низкая устойчивость и защищенность национальной финансовой системы.

Материалы и методы. В работе использованы следующие общенаучные и специальные методы познания: метод системно-структурного анализа, синтеза, индукции, дедукции, сравнительно-правовой и формально-юридический метод.

Результаты исследования. Как показывает опыт последнего десятилетия на обеспечение финансовой и экономической безопасности российского государства на современном этапе в большей степени влияют факторы внешней среды (общеэкономический кризис, геополитическая ситуация, инфляция, платежный кризис, климатические и биологические (эпидемиологические) риски и др. Деятельность государства по обеспечению финансовой и экономической безопасности должна быть перманентной, органичной компонентой процесса формирования государственной экономической политики и нормативно-правового регулирования российской экономики. Для достижение финансовой и, как следствие, экономической безопасности, необходимо создание эффективного финансово-правового механизма, способного противодействовать возникающим рисками.

Обсуждение и заключение. В статье выявлено влияние внешних финансовых рисков, оказывающих существенное влияние на финансовую и экономическую безопасность государства. Обоснована необходимость создания действенного государственного механизма обеспечения финансовой безопасности Российской Федерации. Предложены меры по совершенствованию правового обеспечения финансовой и экономической безопасности Российской Федерации.

78-82 83
Аннотация

Введение. Статья посвящена выявлению недостатков действующих на сегодняшний день в России гражданско-правовых механизмов защиты прав и законных интересов субъектов краудфандинговых отношений, основанных на технологиях Индустрии 4.0. Актуальность заявленной темы предопределена необходимостью технологического совершенствования производственных процессов в период неоиндустриальных преобразований национальной экономики, которые, в свою очередь, невозможны без внушительных инвестиций.

Материалы и методы. Внимание исследователей акцентировано на Федеральном законе «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и внесении изменений в отдельные нормативные акты Российской Федерации», системное изменение которого, по мнению автора, способно решить многосложную задачу усовершенствования имеющейся совокупности финансовых инструментов посредством применения новейших цифровых технологий. Автором используются методы системного анализа, формальноюридический и сравнительно-правовой метод научного исследования.

Результаты исследования. Осознавая высокую значимость института краудфандинга в условиях неоиндустриальной экономики, автор посвятил свое исследование вопросам защиты прав и законных интересов участвующих в инвестиционных отношениях субъектов. Проанализированы неурегулированные вопросы и требующие модернизации положения, содержащиеся в Федеральном законе «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и внесении изменений в отдельные нормативные акты Российской Федерации». В результате проведенного анализа внесены конкретные предложения и рекомендации по совершенствованию федерального закона.

Обсуждение и заключение. Обосновывается необходимость появления новых высокотехнологичных финансовых инструментов привлечения денежных средств, позволяющих радикально повысить качество принимаемых решений во всех отраслях народного хозяйства, в том числе и в сфере банковских услуг, а также существенно ускорить процесс совершения транзакций. Одним из таких развивающихся инструментов инвестирования четвертой промышленной революции, устремленных в будущее, является институт краудфандинга. Выявляются преимущества использования краудфандинговых и краудинвестинговых платформ как технологий инвестиционных сделок.

83-88 67
Аннотация

Введение. В статье приводится анализ правовых норм зарубежных стран, причем как англо-саксонской, так и романо-германской правовой семьи, которые регулируют договор строительного подряда, выявляются их сходства и различия.

Материалы и методы. Реализация исследовательских задач была достигнута на основе изучения теоретического и практического опыта зарубежных стран в части правового регулирования договора строительного подряда. Методологическую основу исследования составили метод системно-структурного анализа.

Результаты исследования. В статье рассмотрен опыт зарубежных стран в части правового регулирования договора строительного подряда, представленный в трудах зарубежных и отечественных исследователей, законодательстве зарубежных стран; проведен анализ источников, регулирующих договор строительного подряда; выявлены концепции регулирования договора строительного подряда.

Обсуждение и заключение. Исследование показало, что страны романогерманской и англо-саксонской правовых семей имеют разные подходы к регулированию договора строительного подряда, так, при заключении международного договора строительного подряда необходимо учитывать статутный характер романо-германской правовой семьи и прецедентный характер англо-саксонской правовой семьи.

 

89-97 52
Аннотация

Введение. В статье представлен анализ правового регулирования рынка сельскохозяйственной продукции Европейского Союза. Высокий рост международной экономической интеграции, способствующей активизации межгосударственного взаимодействия в направлении упрощенного перемещения товаров и услуг обуславливает необходимость в гармонизации нормативно-законодательных основ в целях выработки единообразных механизмов правового регулирования. Развитие диверсификации экспорта сельскохозяйственной продукции следует рассматривать как одно из высокоперспективных, приоритетных и устойчивых направлений в политике сельского хозяйства. Требования законодательства ЕС в обязательном порядке должны учитывать организации, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность в области поставок продовольствия. Таким образом, актуализирован анализ нормативно-правовой базы Евразийского Союза, регламентирующей вопросы, связанные с сельскохозяйственной продукцией.

Материалы и методы. Методологическую основу исследования составили всеобщий диалектический метод научного познания, общенаучные методы (анализ, синтез, аналогия, индукция, дедукция, моделирование и пр.), частнонаучные (метод логико-юридический, сравнительно-правовой, метод системного анализа и др.). Также использовались методы контент-анализа правовой документации, позволяющей изучить ключевые тенденции в правовом регулировании и политике Европейского Союза в отношении рынка сельскохозяйственной продукции.

Результаты исследования. В результате проведенного анализа выявлено, что сложилась смешанная картина в отношении рынка сельскохозяйственной продукции в законодательстве Европейского Союза. Исключительное отношение к сельскому хозяйству в законодательстве Европейского Союза было широко подорвано, что привело к серьезным последствиям не только для толкования сельскохозяйственных положений в законодательстве ЕС, но также и для правовых положений других стран, которые касаются рынка сельскохозяйственной продукции. В статье также анализируются изменения в законодательстве, которые прокладывают путь к более глубокому пониманию сельскохозяйственного права в Европейском Союзе после реформ, введенных Лиссабонским договором.

Обсуждение и заключение. Европейский Союз с 1974 года разработал широкий спектр законодательных положений, касающихся сельского хозяйства. В соответствии с договорами ЕС животные признаются живыми существами, и, следовательно, ЕС и государства-члены обязаны должным образом учитывать требования к благополучию животных при подготовке и реализации политики в сельском хозяйстве или на внутреннем рынке. В настоящее время законодательство ЕС о благосостоянии сельскохозяйственных животных содержит конкретные положения, касающиеся выращивания птицы, телят и свиней, а также всех видов сельскохозяйственной техники и убоя скота. Тем не менее, выделяются противоречия между государствами-членами ЕС, обусловленные правовым регулированием общего рынка сельскохозяйственной продукции Европейского Союза.

Автор приходит к выводу, что продовольственное законодательство ЕС носит комплексный характер и направлено на обеспечение потребителей безопасной и качественной продукцией при условии своевременного и всестороннего информирования о возможных рисках. Учет опыта Европейского Союза в своей деятельности и при разработке и корректировке соответствующей законодательной системы позволит существенно повысить эффективность проводимых мероприятий

УПРАВЛЕНИЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

98-105 86
Аннотация

Введение. В статье исследована проблема формирования политики интеграционных объединений в области развития умных городов. Существующие темпы урбанизации и рост экономической значимости городов порождают новые вызовы и возможности, которые в развитых интеграционных группировках уже нецелесообразно рассматривать исключительно на локальном или национальном уровнях. В рамках интеграционных объединений формируются общие походы к управлению умными городами. Авторы проводят сравнительный анализ мер Европейского союза и Ассоциации государств Юго-Восточной Азии, принимаемых для развития умных городов, а также приводят рекомендации для Евразийского экономического союза.

Материалы и методы. Методологическую основу исследования составили общенаучные методы изучения процессов и явлений: аналитический подход, качественный анализ и сравнительный анализ. Статья основана на материалах интеграционных объединений, аналитических докладах международных организаций, исследованиях зарубежных и отечественных учёных.

Выбор темы исследования обусловлен ускоренными темпами урбанизации, на фоне которых растёт значимость качества государственного управления и формирования долгосрочной повестки развития агломераций. Наблюдается заинтересованность умных городов в управленческой кооперации, гармонизации подходов и обмене лучшими практиками. Универсальная теория умных городов пока не сформировалась, но в практической области уже предпринимаются усилия по выработке общей базы знаний и опыта: создаются платформы для взаимодействия умных городов, подписываются соглашения между городами, составляются рейтинги и разрабатываются управленческие и технические стандарты. Некоторые интеграционные группировки уже выделяют умные города в отдельное направление своей деятельности. Прогнозируем, что в скором будущем эта тема станет ключевой для всех интеграционных объединений, в том числе и ЕАЭС. Для России, как страны, которая активно занимается выработкой собственных стандартов управления умными городами, этот вопрос имеет принципиальное значение: сотрудничество со странами Союза может послужить источником знаний и опыта, а также создать стратегические возможности и преимущества для отечественной IT-индустрии.

Результаты. Европейский союз и Ассоциация государств Юго-Восточной Азии стали одними из первых интеграционных объединений, вынесших вопрос о развитии умных городов на повестку дня. Между тем, организации выбрали разные пути. ЕС одновременно работает над целым набором инициатив в сфере выработки общих подходов и стандартов умных городов. АСЕАН пока ограничивается наличием платформы для финансового и информационного содействия конкретным городам.

Обсуждение и выводы. В контексте формирования единого цифрового пространства ЕАЭС вопрос о выработке общих подходов к развитию умных городов может быть включен в интеграционную повестку. Опыт ЕС и АСЕАН будет полезен для Евразийского экономического союза, чей интерес к умным городам пока только начинает зарождаться. Позитивным шагом стало бы одновременное создание платформы умных городов и выработка общих стандартов в этой области.

106-115 72
Аннотация

Введение. В статье рассмотрены вопросы концептуального осмысления теневой экономики в сложной экономической ситуации современного капитализма. Будучи главной угрозой экономической безопасности государства, теневая экономика в условиях кризиса становится источником  многочисленных  социальных рисков и ключевым дестабилизирующим фактором. Формируя паттерны неправового и нерационального экономического поведения, теневая экономика создаёт пространство перераспределения экономических благ посредством криминальных форм и средств. Отсутствие устоявшихся экономических регуляторов, капиталистической рациональности в большинстве развивающихся стран приводит к параллельному сосуществованию теневой и официальной экономики. Автор рассматривает причины и последствия функционирования теневой экономики, отдельное внимание уделено проблеме взаимодействия теневой экономики с государственно-правовым механизмом, в частности, исследуется противоречивый феномен «провала государства» в лагуны теневой экономики. В статье проведён многоуровневый анализ теневой экономики, предложены рекомендации

Материалы и методы. Методологическую основу исследования составили базовые общенаучные (структурно-деятельностный подход) и специальные методы познания экономических и правовых явлений и процессов. Сложность и комплексность темы обусловила необходимость использования статистических и динамических методов системного, сравнительного и факторного анализов. Также важная роль принадлежит системно-генетическому подходу, позволяющему проанализировать проблему теневой экономики через диалектическую взаимосвязь и взаимодействие целого и элементов системы «теневая экономика – государство – человек».

Результаты исследования. В результате проведённого исследования была обоснована необходимость переосмысления феномена теневой экономики в контексте взаимодействия как с «белой» официальной экономикой, так и государственно-правовым механизмом. В рамках развития тезиса о закономерности между кризисом в экономике и социальной сфере ростом теневой хозяйственной деятельности показано, что теневую экономику необходимо встроить в механизмы распределения и производственные отношения. В исследовании выявлены и проанализированы связи теневой экономики с закономерностями и тенденциями переходной экономики

Обсуждение и заключение. Обоснована необходимость регулярного и вдумчивого осмысления теневой экономики научным сообществом. Вызовы современного мира требуют интеллектуальных решений, данная статья является именно таким ответом на сложные и актуальные проблемы.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-8420 (Print)
ISSN 2587-5736 (Online)