Закон и его паллиативное решение: проблемы исполнения
https://doi.org/10.24833/2073-8420-2022-2-63-22-33
Аннотация
Введение. Масштабные задачи, вставшие перед государством в процессе строительства его демократических, правовых основ в соответствии с Конституцией Российской Федерации, потребовали законодательного установления и развития концептуальных основ системы государственной службы как инструмента реализации планов в сфере государственного строительства и повышения эффективности мер по противодействию коррупции. Основные принципы функционирования государственной службы были определены Концепцией реформирования системы государственной службы Российской Федерации (2001 г.)**. В их число впервые был включен принцип этичности поведения государственных служащих. Это определило значимость и актуальность задачи этизации государственной службы как одного из факторов противодействия коррупции, что должно было получить дальнейшее развитие в последующих правовых актах, регулирующих процессы функционирования государственной службы и найти отражение в ходе реализации принятых решений.
Материалы и методы. В целях исследования степени реализации мер, направленных на этизацию государственной службы, преодоление «дефицита нравственности» ее кадрового корпуса и формирование системы управления нравственными отношениями на государственной службе, проанализированы законодательные акты, регулирующие вопросы управления этическим аспектом функционирования государственной службы, соблюдения требований к служебному поведению государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих, профилактики и урегулирования конфликта интересов на государственной и муниципальной службе, профессионального развития государственных служащих. Методологическую основу исследования составили всеобщий метод познания - диалектика, общенаучные методы: анализ, синтез, дедукция и индукция, сравнительно-правовой, системный, формальнологический и иные методы.
Результаты исследования. Сравнительный анализ правовых нормативных актов, регулирующих нравственные аспекты функционирования государственной службы Российской Федерации в целом и созданных в государственных и муниципальных органах структур, обеспечивающих соблюдение требований к служебному поведению государственных служащих, урегулирование конфликта интересов и профилактику коррупционных и иных правонарушений, позволил установить, что паллиативный характер мер, должных обеспечить реализацию положений законодательства, во многом обесценивает их значимость, лишает их эффективности и негативно отражается как на уровне не снижающейся коррупции в стране, так и на степени доверия граждан к органам государственного и муниципального управления.
Обсуждение и заключение. Выявленный в процессе анализа ряда правовых актов паллиативный характер решения задач, содержащихся в законодательстве о государственной службе Российской Федерации, по-прежнему оставляет не решенными актуальные задачи реализации миссии государственной службы, нравственного оздоровления ее кадрового состава, что отрицательно сказывается на уровне доверия граждан к органам власти и степени эффективности противодействия коррупции в органах государственного управления, возвращая к проблеме ответственности за неисполнение принимаемых законодательных актов.
Об авторе
Н. Н. ШуваловаРоссия
Шувалова Наталия Николаевна - кандидат философских наук, доцент кафедры государственной службы и кадровой политики
Список литературы
1. Барабашев А.Г., Прокофьев В.Н. Создание органа по управлению государственной службой как инструмента унификации правового регулирования видов и уровней государственной службы // Вопросы государственного и муниципального управления. 2015. № 2.
2. Борщевский Г.А. Реформирование государственной службы в России: промежуточные итоги и перспективы. // Вопросы государственного и муниципального управления. 2014. № 2. С. 65-88.
3. Бушуева И.П. Управление профессиональным развитием государственных гражданских служащих: региональный аспект. Дисс. …канд. соц. наук. Нижний Новгород, 2015.
4. Глазырин Т.С. Анализ деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению гражданских и муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов // Конфликт интересов на государственной и муниципальной службе, в деятельности организаций: причины, предотвращение, урегулирование: научнопрактическое пособие / Отв. ред. А.Ф. Ноздрачев. М., 2018.
5. Жигун Л.А. Разработанность теории коррупции: направления, представления, элементы, модели // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2015. №8 (80).
6. Кудашкин А.В., Козлов Т.Л. Ещё раз о правовом понятии коррупции // Современное право. 2010. № 6.
7. Рахимжанов А.М. Классификация коррупции и методы ее изучения // Вестник КазНУ. 2009. № 1 (32). С. 19-22.
8. Румянцева Е.Е. Коррупция. Война против людей, свободы и демократии. Москва, Берлин. 2017.
9. Цирин А.М. Основные направления предупреждения коррупции // Конфликт интересов на государственной и муниципальной службе, в деятельности организаций: причины, предотвращение, урегулирование: научнопрактическое пособие / Отв. ред. А.Ф. Ноздрачев. М., 2018. С.18-30.
10. Индекс восприятия коррупции. URL: https://take-profit.org/statistics/corruption-index/russia/
Рецензия
Для цитирования:
Шувалова Н.Н. Закон и его паллиативное решение: проблемы исполнения. Право и управление. XXI век. 2022;18(2):34-45. https://doi.org/10.24833/2073-8420-2022-2-63-22-33
For citation:
Shuvalova N.N. The Law and its Palliative Solution: consequences. Journal of Law and Administration. 2022;18(2):34-45. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2073-8420-2022-2-63-22-33