ПРЕДПОСЫЛКИ И ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ РЕФОРМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЕС
https://doi.org/10.24833/2073-8420-2017-1-42-66-74
Аннотация
Введение. В статье рассмотрены предпосылки, причины и основные положения реформы правового регулирования банковского сектора в Европейском союзе, цель которой заключается в углублении европейской интеграции посредством построения в рамках ЕС Банковского союза.
Материалы и методы. В статье проведен теоретический и эмпирический анализ основных источников международного и европейского права, судебной практики Суда ЕС, трудов отечественных и зарубежных ученых по рассматриваемой тематике, аналитических документов институтов и органов ЕС, что позволило получить следующие результаты.
Результаты исследования. Реформа правового регулирования банковской деятельности в Европейском союзе направлена на углубление интеграционных процессов в европейском регионе. В рамках реформы предполагалось реализовать план по созданию в рамках ЕС Банковского союза, в основу которого положены 3 механизма Единый надзорный механизм (Single Supervisory Mechanism), Единый механизм финансового оздоровления (санации) банков (Single Resolution Mechanism), Европейская система страхования вкладов (European deposit insurance scheme). Данные механизмы закреплены в Едином своде правил оказания финансовых услуг (Single Rulebook for financial services) – всеобъемлющем документе, который регулирует весь процесс централизации систем надзора, управления банками в кризисных ситуациях и защиты вкладчиков. Данный нормативно-правовой акт включает в себя регламент, директивы и руководства по их имплементации в национальное законодательство.
Обсуждение и заключения. Основной причиной необходимости пересмотра правового регулирования банковского сектора в ЕС стала неэффективность существующих механизмов урегулирования кризисных ситуаций, что в особенности проявилось после мирового финансового и экономического кризиса 2008-2009 гг., который достаточно быстро приобрел системный характер и стал самым масштабным в истории. В сложившейся ситуации оказанные меры экстренной финансовой поддержки в ряде государств не имели должного эффекта, финансовый и банковский кризис продолжал по инерции набирать обороты. Его последствия проявились в реальном секторе экономики и положили начало долгой и продолжительной рецессии, охарактеризовавшейся высоким уровнем безработицы и социальными потрясениями в ряде европейских государств. Руководству Европейского союза пришлось изменить подход к возникшей проблеме в связи с наступлением второй волны кризиса летом 2011 года, когда явным образом проявилась тесная взаимосвязь (vicious circle) суверенных и банковских рисков. Первым о необходимости проведения реформы заявил Председатель Европейского совета Херман Ван Ромпей в июне 2012 года в преддверии заседания глав и правительств государств-членов ЕС на высшем уровне. В своем докладе он обозначил основные направления ее проведения и призвал к созданию подлинного (genuine) Экономического и валютного союза. Реформа банковского сектора ЕС заключалась в создании Европейского банковского союза и была направлена на усовершенствование пруденциальных норм и мер по надзору за банковской деятельностью с целью предупреждения и предотвращения кризисов и определение наиболее эффективных способов управления банковскими кризисами с наименьшими издержками для всех заинтересованных сторон.
Об авторе
Е. Б. ОсокинаРоссия
Осокина Елена Борисовна - аспирант кафедры европейского права
Список литературы
1. Официальный сайт европейского банковского органа. URL: http://www.eba.europa.eu.
2. Официальный сайт единого совета по финансовому оздоровлению банков. URL: https://srb.europa.eu.
3. Byrne J., O’Connor T. Creditor rights, culture and dividend payout policy. Journal of multinational financial management. 2017. Vol. 39.
4. Communication from the Comission to the European Parliament and the Council «A Roadmap towards a Banking Union». Законодательная база ЕС. URL: http://eur-lex.europa.eu.
5. Directive 2013/36/EU of the European Parliament and of the Council of 26 June 2013 on access to the activity of credit institutions and the prudential supervision of credit institutions and investment firms, amending Directive 2002/87/EC and repealing Directives 2006/48/EC and 2006/49/EC. Official Journal L 176, 27.6.2013.
6. Directive 2014/59/EU of the European Parliament and of the Council of 15 May 2014 establishing a framework for the recovery and resolution of credit institutions and investment firms and amending Council Directive 82/891/EEC, and Directives 2001/24/EC, 2002/47/EC, 2004/25/EC, 2005/56/EC, 2007/36/EC, 2011/35/EU, 2012/30/EU and 2013/36/ EU, and Regulations (EU) No 1093/2010 and (EU) No 648/2012, of the European Parliament and of the Council Text with EEA relevance. Official Journal L 173, 12.6.2014.
7. Directive 2014/49/EU of the European Parliament and of the Council of 16 April 2014 on deposit guarantee schemes Text with EEA relevancE. Official Journal L 173, 12.6.2014.
8. Herman Van Rompuy, Report by President of the European Council «Towards a genuine economic and monetary union» (Brussels, 26 June 2012). Официальный сайт европейского совета. URL: http://www.consilium.europa.eu.
9. Hirsch W. Law and Economics. 3rd Ed. Academic Press, 1999.
10. Niinimaki J.-P. Spatial competition in the banking system: Alternative lending technologies and collateral assets. Journal of multinational financial management. 2016. Vol. 35.
11. Polinsky M., Shavell S. Handbook of law and economics. Vol. 2. 1st Ed. North Holland, 2007.
12. Xafa M. European Banking Union, Three years on. CIGI Papers, Ontario, 2015. Vol. 73. URL: https://www.cigionline.org.
Рецензия
Для цитирования:
Осокина Е.Б. ПРЕДПОСЫЛКИ И ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ РЕФОРМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЕС. Право и управление. XXI век. 2017;(1):66-74. https://doi.org/10.24833/2073-8420-2017-1-42-66-74
For citation:
Osokina E.B. PREREQUISITES AND KEY PROVISIONS OF THE EU’S BANKING REGULATION REFORM. Journal of Law and Administration. 2017;(1):66-74. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2073-8420-2017-1-42-66-74