Роль цифровых технологий в изучении иностранного языка в контексте парадигмы непрерывного образования
https://doi.org/10.24833/2073-8420-2023-1-66-66-73
Аннотация
Введение. В статье анализируется значение цифровизации в процессе изучения иностранного языка в контексте парадигмы непрерывного образования. Авторы отмечают необходимость создания единого образовательного пространства, основанного на выстраивании эффективной образовательной траектории, обучения и применении дистанционных образовательных технологий. Высокая степень актуальности непрерывного образования связана со стремительным процессом обновления информации и знаний, а также усилением конкуренции на рынке труда и растущими требованиями к владению современными профессиональными компетенциями.
Подчеркивается, что отдельные технологии в обучении эффективны только в том случае, если они применяются в рамках определенной модели обучения, разработанной с учетом конкретных задач, специфики обучаемых, их потребностей и условий обучения. Парадигма непрерывного образования и создание единой образовательной экосистемы в контексте изучения иностранного языка предполагает, что именно вузы с их научным и педагогическим потенциалом должны стать лидерами в разработке, применении и распространении образовательных технологий. Их достижения и опыт в этой сфере необходимо использовать на всех этапах обучения. Такие вузы располагают ресурсами и компетенциями для создания онлайн и дистанционных курсов, которые дают многим гражданам доступ к качественному дополнительному образованию. Авторы приходят к выводу, что для обеспечения права человека на непрерывное образование, в том числе изучение иностранного языка, необходимо своевременно реагировать на меняющиеся требования рынка труда, выстраивать индивидуализированную образовательную траекторию, использовать современные цифровые платформы и ресурсы.
Материалы и методы. Методологическую основу научной статьи составляют методы эмпирического и теоретического исследования в области цифровой лингводидактики. Существенное место в исследовании занимает анализ организации обучения иностранным языкам в условиях цифровой образовательной среды в контексте парадигмы непрерывного образования. Наряду с этим широко используются общенаучные и частнонаучные методы – диалектический, сравнительно-сопоставительный анализ, моделирование и другие.
Результаты исследования. Высокая степень актуальности создания цифровой образовательной среды и непрерывного образования связана, с одной стороны, со стремительным процессом обновления информации и знаний, что создает сильную мотивацию к их непрерывному усвоению, детализации и применению. С другой стороны, усиление конкуренции на рынке труда и растущие требования к владению современными профессиональными компетенциями, включая владение иностранным языком, также создают мощный стимул для непрерывного образования, которое может быть успешно реализовано в рамках цифровой образовательной среды.
Обсуждение и заключение. Исследование, проведенное в данной статье, позволяет сделать вывод, что создание цифровой образовательной среды с использованием новейших образовательных технологий создает благоприятные условия для непрерывного образования в течение всей жизни, в частности, в контексте изучения иностранного языка.
Об авторах
Л. С. ПичковаРоссия
Пичкова Лариса Сергеевна, доцент кафедры английского языка № 2, доцент, почетный профессор
Е. М. Караваева
Россия
Караваева Екатерина Михайловна, кандидат филологических наук, доцент кафедры английского языка № 2
М. В. Кулемекова
Россия
Кулемекова Марина Владимировна, старший преподаватель кафедры № 2
Список литературы
1. Пидкасистый П.И. Требования, предъявляемые к обучающимся в вузах // Педагогика. 2005. № 3. С. 47-52
2. Дерюгина И.В. Особенности дистанционного обучения английскому языку// Вестник Университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА). 2018. № 11. С. 42-46. DOI: 10.17803/23115998.2018.51.11.042-046.
3. Нужа И.В., Смирнова Н.В. ИКТ в обучении иностранному языку: от традиционного учебника к виртуальной обучающей среде. URL: https://www.hse.ru/data/2013/01/21/1305681531/text.pdf
4. Сухобская Г.С. Понятие «зрелость социально-психологического развития человека» в контексте андрагогики. М., 2002.
5. Ильин Г.П. Образование после образования (от педагогической парадигмы к образовательной) // Новые знания. № 1. 2000. С. 6-20. URL: https://istina.msu.ru/publications/article/11243934/
6. Уваров А.Ю. Образование в мире цифровых технологий: на пути к цифровой трансформации. М., 2018.
Рецензия
Для цитирования:
Пичкова Л.С., Караваева Е.М., Кулемекова М.В. Роль цифровых технологий в изучении иностранного языка в контексте парадигмы непрерывного образования. Право и управление. XXI век. 2023;19(1):66-73. https://doi.org/10.24833/2073-8420-2023-1-66-66-73
For citation:
Pichkova L.S., Karavaeva E.M., Kulemekova M.V. The Role of Digital Technologies in Foreign Language Learning in the Context of Life-Long Learning Paradigm. Journal of Law and Administration. 2023;19(1):66-73. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2073-8420-2023-1-66-66-73