Особенности государственной регистрации прав на недвижимое имущество на территории Республики Крым в 2014-2022 гг.
https://doi.org/10.24833/2073-8420-2023-2-67-37-45
Аннотация
Введение. Интеграция новых субъектов Федерации (города федерального значения Севастополь и Республики Крым) в правовое поле России сопровождалась активным законотворческим процессом на федеральном и региональном уровнях, созданием отраслевых органов власти. Данные процессы активно проходили и в сфере учета недвижимого имущества и регистрации прав, имели как положительные, так и отрицательные черты. Их выявление, изучение, анализ основных тенденций позволит оптимизировать процесс государственной регистрации прав в других новых субъектах Федерации, позволит максимально обеспечить права и законные интересы собственников недвижимости.
Материалы и методы. Данное исследование основано на:
1) результатах проведенного авторами опроса крымчан относительно прохождения процедур государственной регистрации прав на недвижимость;
2) анализе решений судов Крыма по делам о недвижимости;
3) совокупности таких методов научного познания, как: диалектический метод, который позволил связать теорию гражданского права и судебную практику; формально-юридический метод позволил проанализировать законодательные нормы; системный метод позволил рассмотреть институт государственной регистрации права собственности на недвижимость как систему с внутренним единством и взаимосвязями с другими институтами права.
Результаты исследования. Порядок регистрации недвижимости в новых субъектах - городе федерального значения Севастополь и Республике Крым, в 2014-2016 гг. имел существенные особенности. Активно шел процесс формирования отраслевых государственных органов и законодательства, которое за крепило удобную и малозатратную для собственников процедуру. Так, выданные в Украине правоустанавливающие документы были признаны бессрочными, перерегистрация права собственности на недвижимое имущество не требовалась, заявители освобождались от уплаты госпошлины. Вместе с тем на первоначальном этапе данный процесс проходил с определенными трудностями, которые были связаны с неразработанностью отраслевого законодательства; существовавшим в данной сфере правовым вакуумом (часто «беспределом») в бытность украинского государства; правовой неграмотностью населения; массовым отсутствием правоустанавливающих документов либо государственной регистрации права по законодательству Украины; необходимостью судебного признания права собственности, что повлекло за собой огромную нагрузку на суды, которые также находились в процессе перехода на российское законодательство. Процесс существенно осложнялся наличием в собственности иностранцев многочисленных объектов недвижимости, расположенной на приграничных территориях, что запрещено российским законодательством. Кроме того, до формирования органов опеки и попечительства в регионе была невозможна государственная регистрация сделок с имуществом подопечных. Возникали сложности с оформлением прав наследников. Отсутствовал должный учет и ведение архивов в БТИ. Благодаря тому, что в течение 2015-2016 гг. Госкомрегистр Крыма активно выстраивал межведомственное взаимодействие с другими государственными органами, нотариатом, БТИ, внедрял цифровые сервисы, предоставление государственных услуг по регистрации прав на недвижимость приобрело четкий, высокоорганизованный и малозатратный для собственников характер.
Обсуждение и заключение. Трансформация правового пространства г. Севастополя и Республики Крым в связи с воссоединением с Россией – это первый подобный опыт в истории нашего государства. Определенные негативные моменты, которые имели место в сфере государственной регистрации прав на недвижимость, в течение 2014-2016 гг. в основном были преодолены. Внедрение цифровых сервисов и налаженное межведомственное взаимодействие вывело данный процесс на существующий в других российских регионах уровень. Опыт государственной регистрации прав на недвижимость, полученный в 2014- 2022 гг. на территории Крыма, безусловно, должен быть использован при проведении соответствующих процедур на территориях других новых субъектов Федерации, что максимально будет способствовать защите прав и законных интересов собственников.
Ключевые слова
Об авторах
О. Г. ГригорьеваРоссия
Григорьева Ольга Геннадьевна, доктор юридических наук, профессор кафедры государственного регулирования
В. В. Наумкин
Россия
Наумкин Всеволод Вадимович, студент 4 курса
Список литературы
1. Аксёнов С. Перерегистрация недвижимого имущества в Крыму не требуется // Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым. URL: https://rk.gov.ru.
2. Плотникова И.Н. Особенности правового регулирования и защиты конституционного права частной собственности в Республике Крым и городе Севастополе // Вестник СГЮА. 2015. № 5 (106).
3. Смаль И. Число земельных участков, принадлежащих иностранцам на приграничных территориях в Крыму, постепенно уменьшается. // Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым. URL: https://gkreg.rk.gov.ru.
4. Спиридонов А. В Республике Крым впервые выдана архивная копия утерянного украинского правоустанавливающего документа на недвижимость. // Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым. URL: https://gkreg.rk.gov.ru.
5. Спиридонов А. Более 500 крымчан оформили в Госкомрегистре право собственности на свои строения по «дачной амнистии // Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым. URL: https://gkreg.rk.gov.ru.
Рецензия
Для цитирования:
Григорьева О.Г., Наумкин В.В. Особенности государственной регистрации прав на недвижимое имущество на территории Республики Крым в 2014-2022 гг. Право и управление. XXI век. 2023;19(2):37-45. https://doi.org/10.24833/2073-8420-2023-2-67-37-45
For citation:
Grigorieva O.G., Naumkin V.N. Characteristics of State Registration of Rights to Real Estate on the Territory of the Republic of Crimea in 2014-2022. Journal of Law and Administration. 2023;19(2):37-45. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2073-8420-2023-2-67-37-45