Влияние ESG на конкурентоспособность компании
https://doi.org/10.24833/2073-8420-2023-2-67-62-70
Аннотация
Введение. Целью представленной статьи является проверка утверждения большинства зарубежных современных авторов о том, что внедрение принципов ESG в деятельность современных корпораций приводит к повышению конкурентоспособности. В основу анализа легли наиболее востребованные теории конкурентоспособности в части, касающейся нематериальных факторов конкуренции. Для проверки гипотезы о существовании влияния ESG-принципов на конкурентоспособность авторами был проведен анализ корреляционной зависимости между ESG-рейтингом компании, согласно оценке S&P Global, и ее годовой выручкой; анализ проводился на базе данных по 87 компаниям-лидерам ESG-рейтинга из разных отраслей.
Материалы и методы. В основу анализа легли теории конкурентоспособности, изложенные в трудах П. Сраффа и М. Портера.
Результаты исследования. Поскольку материальные факторы конкурентной борьбы практически исчерпаны, фокус внимания перемещается в сторону нематериальных факторов конкуренции, в частности, в сторону обеспечения специфических потребностей потребителей, выражающихся в учете социальных и экологических факторов в процессе создания товара.
В соответствии с современными тенденциями, удовлетворение этих потребностей достигается путем внедрения ESG-принципов. Однако остается открытым вопрос, повышает ли это конкурентоспособность компании. По результатам проведенного исследования удалось доказать, что внедрение ESGпринципов в деятельность компаний не является гарантией повышения конкурентоспособности компании.
Обсуждение и заключение. Несмотря на полученные результаты, авторы утверждают, что компаниям не стоит отказываться от внедрения ESG-повестки. Компании могут получать некоторые преимущества в виде дополнительных инвестиций со стороны инвесторов, которые разделяют идеи ответственного инвестирования, или на биржах, требующих раскрытия информации об ESG-инициативах компании, что позволяет продемонстрировать заинтересованным сторонам свою приверженность ESG или в принципе получить возможность листинга на некоторых биржах. Внедрение ESG-проектов и инициатив само по себе не ведет к повышению конкурентоспособности компании. Однако неучастие в этом процессе в современных условиях чревато недополучением инвестиций и снижением потребительского спроса.
Об авторах
Е. б ЗавьяловаРоссия
Завьялова Елена Борисовна, кандидат экономических наук, заведующий кафедрой экономической политики и государственно-частного партнерства
Т. Г. Кротова
Россия
Кротова Татьяна Григорьевна, преподаватель кафедры экономической политики и государственно-частного партнерства (ЭПГЧП)
А. В. Бунякова
Россия
Бунякова Анастасия Владимировна, преподаватель кафедры английского языка № 2
Список литературы
1. Бунякова А.В. Роль инвесторов в продвижении раскрытий ESG-информации // Вестник Академии. 2021. № 3. С. 99-108.
2. Бунякова А.В. Роль фондовых бирж и стандартов нефинансовой отчетности в продвижении ESG- раскрытий // Экономика и управление: проблемы, решения. 2021. Том IV. С. 4-11.
3. Бунякова А.В., Завьялова Е.Б. ESG-инвестирование: новое слово или новый смысл? // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экономика. 2021. Т. 29. No. 4. С. 613-626.
4. Aupperle, K., Carroll, A., Hatfield, J. An Empirical Examination of the Relationship between Corporate Social Responsibility and Profitability // Academy of Management Journal. 1985. P. 446-463.
5. Barnett, M., Salomon, R. Does it Pay to Be Really Good? Addressing the Shape of the Relationship between Social and Financial Performance // Strategic Management Journal. 2011. P. 2-41.
6. Grewatsch, S., Kleindienst, I. When Does It Pay to be Good? Moderators and Mediators in the Corporate Sustainability - Corporate Financial Performance Relationship: A Critical Review // Journal of Business Ethics. 2017. P. 383-416.
7. He, Y., Chittoor, R. When Does It (Not) Pay to Be Good? Interplay Between Stakeholder and Competitive Strategies // Journal of Management. 2022. P. 1-33. URL: https://dspace.library.uvic.ca.
8. Hillman A.J., Keim G.D. Shareholder Value, Stakeholder Management, and Social Issues: What's The Bottom Line? // Strategic Management Journal. Vol. 22. No. 2 (Feb., 2001). P. 125-139. URL: https://www.researchgate.net.
9. Margolis, J.D., Walsh J.P. Misery Loves Companies: Rethinking Social Initiatives by Business // Administrative Science Quarterly. Vol. 48. 2003. № 2. P. 268-305.
10. Orlitzky, M., Schmidt, F., Rynes, S. Corporate Social and Financial Performance: A Meta-Analysis // Organization Studies. 2003. P. 403-441.
11. Sraffa, P. The Law of Returns under Competitive Conditions // The Economic Journal. 1926. Dec. P. 535-550.
Рецензия
Для цитирования:
Завьялова Е.б., Кротова Т.Г., Бунякова А.В. Влияние ESG на конкурентоспособность компании. Право и управление. XXI век. 2023;19(2):62-70. https://doi.org/10.24833/2073-8420-2023-2-67-62-70
For citation:
Zavyalova E.B., Krotova T.G., Buniakova A.V. ESG Impact on Corporate Competitiveness. Journal of Law and Administration. 2023;19(2):62-70. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2073-8420-2023-2-67-62-70