Основные направления наднационального регулирования цифрового пространства в ЕАЭС на современном этапе
https://doi.org/10.24833/2073-8420-2024-1-70-84-91
Аннотация
Введение. Исследование основных направлений наднационального регулирования цифрового пространства представляет собой важную задачу в условиях постоянного усложнения и расширения общественных отношений в цифровой сфере. Создание эффективного и прогрессивного регулирования соответствующей сферы может стать основой для повышения конкурентоспособности ЕАЭС на мировой арене. В то же время, соответствующая проблематика практически не исследована в отечественной академической литературе. В рамках настоящей статьи предпринята попытка комплексно оценить систему наднационального регулирования цифрового пространства в ЕАЭС, выявить ее сильные и слабые стороны.
Материалы и методы. Методологическую основу исследования составили общенаучные и специальные научные методы. Общенаучные методы представлены: анализом, синтезом, индуктивно-дедуктивным методом, системным методом. Специальные научные методы включают в себя: метод системного анализа права, сравнительно-правовой метод, формально-юридический метод. Материалы исследования представлены наднациональными актами ЕАЭС (прежде всего, Договором о ЕАЭС и протоколами к нему), официальными документами и заявлениями, а также доктринальными концепциями и подходами.
Результаты исследования. В статье осуществлен анализ и оценка ключевых направлений наднационального регулирования цифрового пространства в ЕАЭС на современном этапе. Выявлены концептуально-правовые основы соответствующего регулирования (в т.ч. в сравнении с подходом ЕС к наднациональному регулированию цифрового пространства) и проанализирована их роль и значение для развития наднационального регулирования цифрового пространства в ЕАЭС. Вовлечены в научный оборот изменения таможенного законодательства ЕАЭС в части наднационального регулирования внешней (с участием резидентов третьих стран) электронной торговли.
Обсуждение и заключение. По итогам проведенного исследования сделан вывод о том, что в настоящее время система наднационального регулирования цифрового пространства в ЕАЭС находится на этапе своего становления и распространяется лишь на четыре основных направления: оборот неперсональных данных, публичные закупки, защита интеллектуальной собственности и внешняя электронная торговля. При этом последние инициативы в сфере наднационального регулирования внешней электронной торговли представляют собой важный шаг на пути к новому этапу развития цифровых аспектов евразийской интеграции.
Об авторе
К. А. ЛюРоссия
Лю Кирилл Алексеевич, аспирант кафедры интеграционного права и прав человека
Список литературы
1. Бороздин А.Н., Коварда В.В. Анализ системы обеспечения защиты информации в процессе цифровизации ее оборота в рамках ЕАЭС в аспекте повышения экономической безопасности // Вестник Евразийской науки. 2020. Т. 12. № 4. С. 1-15.
2. Ермак К.А. Информационная безопасность как элемент интеграции в рамках ЕАЭС // Социальные новации и социальные науки. 2023. № 3 (12). С. 132-142.
3. Зуева А.М., Шайдуллова М.В. Цифровой транспортный коридор как новый элемент в организации таможенного контроля // NovaUm.Ru. 2018. № 13. С. 99–101.
4. Иванова О.Б., Хапилин А.Ф., Хапилин С.А. Цифровая повестка ЕАЭС в контексте модернизации системы таможенного администрирования // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). 2020. № 1 (69). С. 157-163.
5. Лю К.А. Основные направления наднационального регулирования общественных отношений в цифровой сфере на современном этапе (на примере Европейского союза) // Международное право и международные организации / International Law and International Organizations. 2023. № 1. С. 12-25.
6. Лю К.А. Новый порядок регулирования внешней электронной торговли в ЕАЭС: новеллы таможенного законодательства // Инновации и инвестиции. 2024. № 2. С. 69-74.
7. Мозер С.В., Секербаева Д.К. К вопросу о функционировании тематического блока «электронная таможня» в Евразийском экономическом союзе // Социально-политические науки. 2020. Т. 10. № 1. С. 49-59.
8. Попова И.М. Проблемы реализации цифровой повестки ЕАЭС // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2021. №1. С. 127-141.
9. Ревина С.Н., Лунева У.С. Вопросы таможенного регулирования в условиях развития интернет-торговли // МНИЖ. 2023. №4 (130). С. 1-5.
10. Саркисян Т.С. Интеграционный "План ГОЭЛРО" для XXI века // Россия в глобальной политике. 2021. №3 (109). С. 136-149.
11. Шаститко А.Е., Шпакова А.А. Регулирование трансграничного электронного документооборота в Евразийском экономическом союзе // Государственное управление. Электронный вестник. 2018. № 71. С. 242-269.
12. de Pablo A., Fernández N. Why The Proposed DMA Might be Illegal Under Article 114 TFEU, And How To Fix It // Journal of European Competition Law & Practice. 2021. Vol. 12. Is. 7. P. 576-589.
13. Kolenko T. Digital Markets Act – the Answer to the EU’s Digital Markets Contestability and Fairness Issues or an Unenforceable Fairytale – a European Competition and Data Protection Law Overview. Zagreb: University of Zagreb, 2022. 70 p.
Рецензия
Для цитирования:
Лю К.А. Основные направления наднационального регулирования цифрового пространства в ЕАЭС на современном этапе. Право и управление. XXI век. 2024;20(1):84-91. https://doi.org/10.24833/2073-8420-2024-1-70-84-91
For citation:
Lyu K.A. The Main Directions of Supranational Regulation of the Digital Space in the EAEU at the Present Stage. Journal of Law and Administration. 2024;20(1):84-91. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2073-8420-2024-1-70-84-91