Глобальный форум по миграции: новый этап сотрудничества государства в сфере вынужденной миграции
https://doi.org/10.24833/2073-8420-2024-1-70-92-102
Аннотация
Введение. Конвенция о статусе беженцев 1951 г. (далее — Конвенция 1951 г.) хотя и является правовой основой глобальной системы защиты вынужденных мигрантов, однако не учитывает все современные аспекты международно-правового регулирования вынужденной миграции. Государства — члены Организации Объединенных Наций (далее — ООН) не могут согласовать принятие нового международно-правового акта универсального характера, который заменил бы Конвенцию 1951 г., принятую более семи десятилетий назад [13. С. 4-5]. «Миграционный кризис» 2015-2016 гг. заставил мировое сообщество вернуться к поиску решений проблем международно-правового регулирования вынужденной миграции. Сначала государства — члены ООН приняли в 2016 г. Нью-Йоркскую декларацию о беженцах и мигрантах (далее — Нью-Йоркская декларация). Согласно Приложению I к данной декларации на Исполнительный комитет Управления верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев (далее — УВКБ ООН) была возложена задача разработать в течение двух лет новый международно-правовой акт в области вынужденной миграции. УВКБ ООН в своем ежегодном докладе в 2018 г. представило проект Глобального договора о беженцах, который был принят Генеральной Ассамблеей ООН. Данный договор хоть и не обладал юридически обязательной силой, но закрепил механизмы справедливого распределения бремени и ответственности между государствами. Одним из таких механизмов является Глобальный форум по беженцам, который должен проводится раз в четыре года. Данная статья посвящена первому и второму Глобальным форумам по беженцам, которые прошли в 2019 и 2023 г., и их результатам.
Материалы и методы. Методологическую основу исследования составили следующие общенаучные и специальные методы познания правовых явлений и процессов: историко-правовой сравнительный метод; метод системно-структурного анализа; формально-логический метод.
Результаты исследования. В результате проведенного анализа выявлено, что Глобальный договор о беженцах 2018 г. представляет собой тот компромисс, на который согласились государства — члены ООН. Он не обладает юридически обязательной силой. Одной из основных проблем, продолжающих существовать по настоящее время, является отсутствие механизмов справедливого распределения бремени и ответственности между государствами. Глобальный договор закрепил механизмы для предсказуемого и справедливого распределения бремени и ответственности между всеми государствами — членами ООН. Одним из них является Глобальный форум по беженцам.
Обсуждение и заключение. В исследовании авторы сформулировали предпосылки принятия и провели анализ содержания Глобального договора о беженцах 2018 г., а также обосновали значение Договора на современном этапе международно-правового регулирования вынужденной миграции. Установлено, что данный Договор не устраняет полностью проблему несправедливого распределения бремени. Авторы анализируют деятельность первого и второго Глобального форума по беженцам, приходя к выводу, что форум обладает собственными механизмами подведения итогов, анализа достижений, а раз в два года предусматривается проведение встреч официальных лиц высокого уровня. Авторы приходят к выводу о том, что деятельность такого механизма может положительно повлиять на совершенствование международного правового регулирования вынужденной миграции и предоставление международной защиты вынужденным мигрантам.
Об авторах
Д. В. ИвановРоссия
Иванов Дмитрий Владимирович, кандидат юридических наук, доцент кафедры международного права
Д. М. Алиев
Россия
Алиев Джаваншир Мамед оглы, кандидат юридических наук, преподаватель кафедры интеграционного права и прав человека
Список литературы
1. Бекяшев Д.К., Иванов Д.В. Международно-правовое регулирование вынужденной и трудовой миграции: монография. М., 2014.
2. Иванов Д.В. Вклад Лиги Наций в становление международной защиты прав беженцев // Актуальные теоретические проблемы современного международного права: материалы международной научно-практической конференции, посвященные 70-летию кафедры международного права МГИМО. 2019. С. 141‒154.
3. Иванов Д.В. Вынужденная и трудовая миграция населения в международном и национальном праве. М., 2010.
4. Иванов Д.В., Алиев Д.М. Международная организация по миграции: историко-правовые аспекты деятельности // Международный правовой курьер. 2023. № 6. С. 33‒38. URL: https://inter-legal.ru.
5. Киселева Е.В. Основные формы межгосударственного сотрудничества в сфере миграции // Вестник РУДН. Серия: Юридические науки. 2016. № 3. С. 100‒101. URL: https://cyberleninka.ru.
6. Потемкина О.Ю. Глобальный договор о миграции — успех или провал? // Научно-аналитический вестник Института Европы РАН. 2018. № 6. URL: https://cyberleninka.ru.
7. Ястребова А.Ю. Современные подходы к международно-правовому регулированию проблем вынужденной миграции и российский опыт // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Юридические науки. 2011. № 1. С. 51‒59. URL: https://cyberleninka.ru.
8. Aleinikoff A.T. The Unfinished Work of the Global Compact on Refugees // International Journal of Refugee Law. 2018. Volume 30. Issue 4. P. 611‒617. URL: https://academic.oup.com.
9. Aleinikoff A.T., Martin S.F. Making the Global Compacts work: What future for refugees and migrants? // Policy Brief Making the Global Compacts work: what future for refugees and migrants. Andrew & Renata Kaldor Centre for International Refugee Law. 2018. P. 8‒9. URL: https://www.unsw.edu.au.
10. Betts A. The Global Compact on Refugees: Towards a Theory of Change? // International Journal of Refugee Law. 2018. Volume 30. Issue 4. P. 623–626. URL: https://academic.oup.com.
11. Costello C. Refugees and (Other) Migrants: Will the Global Compacts Ensure Safe Flight and Onward Mobility for Refugees? // International Journal of Refugee Law. 2018. Volume 30. Issue 4. P. 643–649. URL: https://academic.oup.com.
12. Gammeltoft-Hansen T. The Normative Impact of the Global Compact on Refugees // International Journal of Refugee Law. 2018. Volume 30. Issue 4. P. 605‒610. URL: https://academic.oup.com.
13. Gilbert G. Indicators for the Global Compact on Refugees // International Journal of Refugee Law. 2018. Volume 30. Issue 4. P. 635‒639. URL: https://academic.oup.com.
14. McAdam J. The Enduring Relevance of the 1951. Refugee Convention // International Journal of Refugee Law. 2017. Volume 29. Issue 1. P. 1‒9. URL: https://academic.oup.com.
15. McAdam J. The Global Compacts on Refugees and Migration: A New Era for International Protection? // International Journal of Refugee Law. 2018. Volume 30. Issue 4. P. 571‒574. URL: https://academic.oup.com.
16. Refugee and Migrant Crisis: The Deficient Global Response // The Lancet. 2016. Volume 388. Issue 10045, P. 633. URL: https://www.thelancet.com.
17. Sengupta S. ‘UN Deadlocked Over Draft Agreement on Refugees and Migrants’ // New York Times. 2016. 1 August. URL: https://www.nytimes.com.
18. Triggs G.D., Wall P.C.J. ‘The Makings of a Success’: The Global Compact on Refugees and the Inaugural Global Refugee Forum // International Journal of Refugee Law. 2020. Volume 32. Issue 2. P. 283‒339. URL: https://academic.oup.com.
19. Wall P. A New Link in the Chain: Could a Framework Convention for Refugee Responsibility Sharing Fulfil the Promise of the 1967 Protocol? // International Journal of Refugee Law. 2017. Volume 29. Issue 2. P. 201‒237. URL: https://academic.oup.com.
Рецензия
Для цитирования:
Иванов Д.В., Алиев Д.М. Глобальный форум по миграции: новый этап сотрудничества государства в сфере вынужденной миграции. Право и управление. XXI век. 2024;20(1):92-102. https://doi.org/10.24833/2073-8420-2024-1-70-92-102
For citation:
Ivanov D.V., Aliyev J.M. Global Forum on Migration: a New Stage of State Cooperation on Forced Migration. Journal of Law and Administration. 2024;20(1):92-102. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2073-8420-2024-1-70-92-102