Международно-правовое регулирование пенсионного обеспечения трудящихся государств — членов Евразийского экономического союза
https://doi.org/10.24833/2073-8420-2024-1-70-159-170
Аннотация
Введение. В статье исследованы условия формирования и порядок функционирования системы пенсионной защиты трудящихся государств — членов Евразийского экономического союза (далее — ЕАЭС, Союз). Изучение проблематики пенсионного обеспечения в ЕАЭС основано на рассмотрении международных договоров государств-членов, формирующих договорно-правовую основу Таможенного союза и Единого экономического пространства, а также источников права Союза в соответствующей области. В частности, нами проведен комплексный анализ положений Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств — членов ЕАЭС от 20 декабря 2019 г. (далее — Соглашение) и соответствующей практики Суда ЕАЭС.
Материалы и методы. В ходе исследования нами изучены международные договоры, заключенные государствами-членами Таможенного союза и Единого экономического пространства в области трудовой миграции, а также источники права Союза и практику Суда ЕАЭС в части пенсионного обеспечения трудящихся государств-членов. В качестве теоретической основы настоящего исследования выступают научные публикации отечественных юристов-международников, посвященные трудовой миграции в ЕАЭС. В процессе написания статьи мы прибегнули к использованию таких общенаучных методов познания, как анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия. Среди частнонаучных методов, которые также применены в данной работе, следует выделить формально-юридический, сравнительно-правовой и историко-правовой методы познания.
Результаты исследования. В результате проведенного исследования выявлено, что разработка и подписание Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств — членов ЕАЭС стали ключевым шагом в построении системы пенсионного обеспечения трудящихся стран «евразийской пятерки». Несмотря на то, что данный международный договор, вступивший в силу 1 января 2021 г., только проходит проверку временем, необходимо отметить тот факт, что его применение — одно из важных условий эффективного функционирования общего рынка труда Союза.
Обсуждение и заключение. Обеспечение свободного движения рабочей силы в рамках современных региональных интеграционных объединений зачастую связано с предоставлением трудящимся данных объединений равных прав и гарантий в сфере пенсионного обеспечения, а также защиты их пенсионных прав. В связи с этим положительная динамика трудовой миграции в ЕАЭС может быть среди прочего обусловлена переходом на качественно новый уровень правового регулирования пенсионного обеспечения трудящихся его государств-членов. При этом, как показывает анализ практики Суда ЕАЭС, заинтересованность государств в разъяснении отдельных норм права Союза в соответствующей области остается достаточно высокой.
Ключевые слова
Об авторе
М. М. ЛевинаРоссия
Левина Мария Михайловна, соискатель кафедры международного права
Список литературы
1. Агашев Д.В., Трифонов С.Г., Трифонова К.В. Социальное обеспечение работников-мигрантов в ЕС: компаративистские модели в контексте системы правовой интеграции государств ЕАЭС // Вестник Томского государственного университета. Право. 2021. № 39. С. 116–124.
2. Акатнова М.И. Сохранение права на пенсионное обеспечение трудящихся государств — членов ЕАЭС // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2019. № 11. С. 152–158.
3. Алмакаева А.М., Костенко В.В. Трансграничный перевод пенсионных прав в странах Евразийского экономического сообщества и европейского союза // Экономическая социология: электронный журнал. 2014. № 4. С. 53–67.
4. Ануфриева Л.П. ЕАЭС и «право ЕАЭС» в международно-правовом измерении // Московский журнал международного права. 2016. № 4. С. 48–62.
5. Глазьев С.Ю. «Четвертая свобода» интеграции как фактор зрелости ЕАЭС // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. 2019. № 2. С. 11–12.
6. Дьяченко Е.Б., Энтин К.В. Обзор практики Суда Евразийского экономического союза в 2017‒2018 годах // Закон. 2019. № 3. С. 98–119.
7. Карабчук Т.С., Соболева Н.Э., Перебоев В.С. Введение общего пенсионного пространства в странах евразийского экономического союза: насколько это важно и каковы последствия? // Евразийская экономическая интеграция. 2014. № 3. С. 5–24.
8. Касьянов Р.А., Торкунова Е.А. Обеспечение прав человека на постсоветском пространстве // Вестник МГИМО-Университета. 2015. № 5. С. 56–62.
9. Кудрявцева Л.Н. Пенсионные системы стран - членов ЕАЭС в контексте создания единого экономического пространства // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2016. № 3. С. 173–185.
10. Мишальченко Ю.В., Платонова Л.А., Торопыгин А.В. Международно-правовые особенности реализации конституционных прав граждан государств - членов ЕАЭС в сфере пенсионного обеспечения // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. 2021. Т. 15. № 3. С. 66–76.
11. Мишальченко Ю.В., Платонова Л.А., Торопыгин А.В. Пенсионное обеспечение граждан в ЕАЭС и Союзном государстве Российской Федерации и Республики Беларусь // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. 2020. № 3. С. 67–77.
12. Селиверстова М.М. Мобильность пенсий в рамках Евразийского экономического союза и СНГ // Пенсия. № 3. 2014. С. 54-62.
13. Энтин К.В., Пиркер Б. Свободное движение лиц в ЕАЭС: между Civis Eurasiaticus и Homo Oeconomicus // Международное правосудие. 2020. № 1. С. 79–96.
14. Acosta D. Regional Free Movement of People at the Global Level: The Case of the Eurasian Economic Union (EAU) // Kutafin Law Review. 2021. № 8. P. 602–625.
15. Leonov A.S., Lisinskaya I.E. Legal Framework of Labor Migration Governance in the Eurasian Economic Union and the European Communities: Comparative Analysis // Kutafin Law Review. 2021. № 8. С. 573–601.
Рецензия
Для цитирования:
Левина М.М. Международно-правовое регулирование пенсионного обеспечения трудящихся государств — членов Евразийского экономического союза. Право и управление. XXI век. 2024;20(1):159-170. https://doi.org/10.24833/2073-8420-2024-1-70-159-170
For citation:
Levina M.M. International Legal Regulation of Pension Provision of Workers of the Eurasian Economic Union Member States. Journal of Law and Administration. 2024;20(1):159-170. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2073-8420-2024-1-70-159-170