Preview

Право и управление. XXI век

Расширенный поиск

Энергетическая дипломатия Туркменистана: определяющие факторы и правовые основы

https://doi.org/10.24833/2073-8420-2024-3-72-71-82

Аннотация

Введение. Энергетическая дипломатия является эффективным средством обеспечения энергетической безопасности (международной и национальной) и, одновременно, инструментом реализации внешней энергетической политики государств. Поскольку энергетическая дипломатия формируется и реализуется в условиях государственно-правовой и международно-правовой среды, изучение её правовой составляющей приобретает не только теоретическое, но и важное практическое значение. Вместе с тем, правовые аспекты энергетической дипломатии (как в целом, так и применительно к конкретным странам) пока не получили системной разработки в юридической литературе, в том числе, в науке международного права. В статье на основе анализа научного и нормативно-правового материала выявляются особенности энергетической дипломатии Туркменистана и её правового обеспечения.

Материалы и методы. В рамках исследования рассмотрены, относящиеся к рассматриваемой теме источники международного права, политико-правовые программные документы и акты национального законодательства Туркменистана. Теоретической основой исследования послужили научные труды специалистов в области международного права и энергетического права, а также отдельные исследования проблемы энергетической дипломатии, в том числе, применительно к избранной стране. Методологическую основу исследования представили общенаучные и специально-правовые методы: метод системно-структурного анализа, формальной логики, сравнительного правоведения.

Результаты исследования. Факторы ресурсно-географического характера, в сочетании с факторами политико-правового характера (статус Туркменистана как постоянно нейтрального государства) определяют своеобразие внешней энергетической политики и, значимые с точки зрения международного права, особенности энергетической дипломатии Туркменистана. Главный стратегический приоритет энергетической дипломатии Туркменистана – наращивание экспортного потенциала нефтегазовой продукции и, в связи с этим, создание разветвлённой, современной и эффективно работающей инфраструктуры транзита и доставки энергоресурсов на внешние энергетические рынки, всестороннее правовое обеспечение указанных процессов. Опора на потенциал многосторонней дипломатии (прежде всего, в системе ООН) для международно-правовой легитимации своих национальных интересов в энергетической сфере сочетается с развитием двусторонних международно-правовых отношений энергетического сотрудничества на условиях взаимной выгоды, при соблюдении основных принципов международного права. В развитии и правовом оформлении энергетической дипломатии Туркменистана особая роль принадлежит главе государства. Не применяются, используемые в практике ряда государств и отдельных интеграционных объединений, в качестве средства экономического давления на другие государства, эмбарго, а также односторонние ограничительные меры. Придаётся особое значение превентивной дипломатии в рамках региона Центральной Азии.

Обсуждение и заключение. Энергетическая дипломатия Туркменистана, будучи основным средством осуществления его внешней энергетической политики, имеет международно- и конституционно-правовые основы, в свою очередь, включающие: Устав ООН и другие основополагающие международно-правовые акты, устанавливающие основные принципы международного права, а также положения Конституции Туркменистана о приверженности указанным принципам, с учетом своего постоянно нейтрального статуса; Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН и акты конституционного законодательства Туркменистана, относящиеся к правовому оформлению и реализации его постоянного нейтрального статуса; нормы международного права и положения конституционного законодательства Туркменистана, регламентирующие основные формы дипломатической деятельности; специальные принципы международного энергетического права (принцип неотъемлемого суверенитета над естественными ресурсами, принцип развития торговли энергоресурсами, принцип свободы транзита энергоресурсов, во взаимосвязи с соблюдением применимых экологических требований, стандартов безопасности и законных интересов государств-транзитёров, принцип устойчивого развития, принцип непричинения вреда территории других государств, принцип целостности и неделимости глобальной энергетической безопасности), коррелирующие с нормами конституционного права Туркменистана.

Об авторе

Я. Д. Сурхаева
МГИМО МИД России
Россия

Сурхаева Яна Джамалутдиновна - соискатель, кафедра правового регулирования ТЭК 



Список литературы

1. Аманжолов Ж.М. Туркменистан и его постоянный нейтралитет: международно–правовой статус современного государства // Государство и право. 2012. № 6. С. 90-98.

2. Аминов И.И. Правовая система Туркмении: генезис и эволюция: Дисс…докт. юрид. наук. М., 2023.

3. Бабаев Б.А. Особенности энергетической дипломатии Туркменистана //Инновационные научные исследования в современном мире: теория, методология, практика //Сборник научных статей по материалам VI Международной научно-практической конференции (29 октября 2021 г., г. Уфа). – Уфа, 2021.

4. Вылегжанин А.Н., Салыгин В.И., Крымская К.В. Трансграничное недропользование: международно-правовые механизмы неконфликтной политики государств // Международные процессы. 2020. Т. 18. № 3 (62). С. 23-41.

5. Ганиев Р.Г., Коваленко Г.В. Внешнеполитические и внешнеэкономические отношения государств Центральной Азии. Душанбе: филиал Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова в городе Душанбе, 2022.

6. Головина И.А. Правила ВТО, применимые к торговле энергоресурсами // Труды Института государства и права Российской академии наук. 2013. № 2. С. 155-170.

7. Гумарова И.С. Энергетическая дипломатия: методы, средства, формы и механизмы реализации // Вестник Пермского университета. Политология. 2008. № 2 (4). С. 141-146.

8. Жизнин С.З. Основы энергетической дипломатии: учебное пособие. М.: МГИМО-Университет, 2017.

9. Жизнин С.З., Трусова А.А. Энергетическая дипломатия в современном мире: меньше экономики, больше геополитики // Вестник РУДН. Сер.: Международные отношения. 2019. Т. 19. № 3. С. 472-479.

10. Лахно П.Г. Об энергетическом праве и не только... // Предпринимательское право. 2019. № 4. С. 32 – 45.

11. Лобанов С.А., Сурхаева Я.Д. Международно-правовой подход к пониманию энергетической дипломатии // Московский журнал международного права. 2024. № 1.

12. Рахматуллаев Э. Нужна ли Центральной Азии превентивная дипломатия? // Мировая экономика и международные отношения. 2007. № 10. С. 36-41.

13. Хабриева Т.Я. Конституционная модернизация в странах СНГ: новые тенденции // Вестник Российской академии наук. 2018. Т. 88. № 1. С. 40-49.

14. Черненко Е.Ф. Энергетическая дипломатия в орбите энергетической безопасности // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер.: Международные отношения. 2010. № 3. С. 17-41.

15. Шевченко Л.И. Понятие и правовое обеспечение энергетической безопасности как основы энергетического правопорядка // Правовой энергетический форум. 2021. № 1. С. 26-31.

16. Offerdal K. Arctic Energy in EU Policy: Arbitrary Interest in the Norwegian High North // Arctic. 2010. Vol. 63. No. 1. P. 30-42.

17. Uludag M., Karagul S. Turkey’s role in energy diplomacy from competition to cooperation: theoretical and factual projections // International journal of energy economics and policy. 2013. Vol. 3. P. 102-114.


Рецензия

Для цитирования:


Сурхаева Я.Д. Энергетическая дипломатия Туркменистана: определяющие факторы и правовые основы. Право и управление. XXI век. 2024;20(3):71-82. https://doi.org/10.24833/2073-8420-2024-3-72-71-82

For citation:


Surkhayeva Ya.J. Energy Diplomacy of Turkmenistan: Determining Factors and Legal Framework. Journal of Law and Administration. 2024;20(3):71-82. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2073-8420-2024-3-72-71-82

Просмотров: 122


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-8420 (Print)
ISSN 2587-5736 (Online)