Preview

Право и управление. XXI век

Расширенный поиск
Научно-практический рецензируемый журнал

Журнал «Право и управление. XXI век» является научно-правовым периодическим изданием Московского государственного института международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации. Журнал издается с 2005 года.

Журнал «Право и управление. XXI век» является одним из ведущих российских рецензируемых изданий, в котором публикуются статьи по актуальным проблемам современной науки. На страницах журнала Журнал «Право и управление. XXI век» рассматриваются актуальные проблемы современного права, государственного и муниципального управления.

Журнал зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) – свидетельство ПИ № ФС77-43514 от 18 января 2011 года.

Журнал «Право и управление. XXI век» включен в Перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата и доктора наук по юридическим наукам (12.00.00).

Подписной индекс журнала в каталоге Агентства «Роспечать» - 18310.

 

Текущий выпуск

Том 15, № 4 (2019)
Скачать выпуск PDF (English)

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

4-16 41
Аннотация

Основная цель настоящего исследования - изучить и оценить диахронические отношения между Россией и Кипром, отметив их исторический контекст, и изучить воспринимаемый имидж России в кипрской прессе в критический период решений Еврогруппы в марте 2013 года.

В 1878 году Великобритания арендовала Кипр у Османской империи в обмен на обещание Великобритании помочь Турции против России. В 1914 году Великобритания аннексировала остров, а Кипр стал британской колонией, потому что Османская империя вступила в Первую мировую войну на стороне центральных держав. Согласно Лозаннскому договору (1923 г.) османы отказались от всех своих требований в отношении Кипра, и новый статус побудил Великобританию объявить остров колонией Короны в 1925 г. (Stavrinides 1975, p.2). Это событие совпало с созданием Коммунистической партии Кипра (1926), что стало следствием глобального воздействия большевистского движения, нашедшего своё выражение в Октябрьской революции 1917 года. Эти события привели к культивированию внутри рабочего класса Кипра коммунистической идеологии, которая со временем привела к созданию Левого движения на Кипре. Помимо идеологических или религиозных объединений, основанных на общей доктрине, с 1960 года, после основания Республики Кипр, эти отношения стали транснациональными в политическом и экономическом плане.

17-27 15
Аннотация

Отношения между Российской Федерацией и Республикой Кипр традиционно были тесными. Однако некоторые недавние системные события, похоже, подрывают их прочную основу. В этой статье рассматривается современная международная система и, в особенности, региональная подсистема Восточного Средиземноморья с целью отслеживания системных изменений, которые могут повлиять на отношения между исследуемыми странами. Анализ российско-кипрских отношений посвящен потенциальному влиянию международных системных изменений на каждый из трех основных элементов: экономические, дипломатические и культурные отношения.

28-38 10
Аннотация

Российская Федерация обладает территорией в 1 745 0000 квадратных километров, имеет население, насчитывающее 147 000 000 человек и состоящее из 81,5% русских, украинцев, татар и т. д. Она граничит с Финляндией, Эстонией, Латвией, Беларусью, Украиной, Грузией. Азербайджаном, Казахстаном, Китаем и Монголией, её территорию омывают воды Северного Ледовитого океана, Балтийского моря и Черного моря. Российская Федерация - президентская демократия, и президент избирается гражданами каждые шесть лет. Федеральное Собрание состоит из двух органов. Дума, насчитывающая 450 депутатов, избираемых на пятилетний срок, половина из которых выдвигаются в одномандатных округах, а остальные – в округах с пропорциональным представительством партий. Столица Российской Федерации - Москва, другие важные города - Санкт-Петербург, Новосибирск, Краснодар, Владивосток и Нижний Новгород. В административном отношении Россия разделена на 85 субъектов.

39-55 22
Аннотация

Учитывая неизбежные разногласия, вытекающие из политических, идеологических, психологических склонностей и доминирующих идей, невозможно отрицать, что в течение всего времени после Второй мировой войны Москва проявляла дружбу, солидарность и многоплановую поддержку по отношению к Кипру и грекам-киприотам, составляющим подавляющее большинство его населения. Отсюда постоянная и глубокая благодарность со стороны кипрских политических элит, политиков, формирующих политическую повестку, и широких слоёв гражданского общества. Выделяются три основных источника этих «особых отношений»: во-первых, Москва, следуя своим собственным геополитическим целям, одновременно предложила Кипру защиту от англо-американских ошибок, грехов и даже преступлений; во-вторых, в отличие от исключительно эгоистической стратегии и тактики Запада в отношении Кипра, двусторонние связи между Москвой и Кипром в целом основаны на синтезе взаимных интересов, общих норм и общих ценностей; и в-третьих, до самого недавнего времени Москва оказывала Республике Кипр постоянную поддержку в отношении угроз и провокаций Турции. За исключением последнего измерения, которое рассмотривается ближе к концу этого эссе, мои основные тезисы и подтверждающие эмпирические данные об уникальных российско-кипрских отношениях впервые были разработаны в моей книге 2016 года «Отношения между Россией и Кипром».

56-68 20
Аннотация

В последние годы российско-кипрские отношения являются очень актуальной темой для политиков, ученых и журналистов ЕС, занимающихся международными отношениями России, Юго-Восточной Европы и Восточного Средиземноморья. Благодаря этому глубокому интересу были исследованы многие неизвестные стороны темы. Тем не менее, большинство аналитических исследований следовало определенной модели, которая не всегда соответствовала действительности. Хотя Кипр занимает исключительное место в российской внешней политике, интерес России к кипрским экономическим и политическим вопросам, однако, в некоторых случаях был переоценен. В результате по разным геополитическим и геоэкономическим причинам остров был втянут в политические и экономические отношения НАТО-ЕС-Россия, возникшие в последние десятилетия, и заплатил за это высокую цену. На этом фоне можно утверждать, что решения Еврогруппы в отношении кипрских банков в марте 2013 года были необоснованными и ложными и в конечном итоге не достигли целей, которые они намеревались достичь. В статье также опровергается мнение, что Москва заинтересована в нефтегазовом месторождении EastMed из-за его значения в политике диверсификации поставок энергоносителей в ЕС. Российские компании, похоже, не выступают против различных проектов, направленных на разработку ресурсов месторождения EastMed, поскольку они не рассматривают газ этого месторождения как угрозу своим экономическим интересам.

69-91 21
Аннотация

Прошло десять лет с тех пор, как юго-восточный средиземноморский регион вышел на передний план после открытия значительных газовых месторождений на морских месторождениях, расположенных в исключительных экономических зонах (ИЭЗ) Египта, Кипра и Израиля. Постепенно регион привлек внимание крупных нефтяных компаний (Total, Statoil, ENI, Exxon Mobil, BP, Роснефть, Катаргаз), которые приступили к реализации ряда проектов по бурению, чтобы совместно разрабатывать потенциальные региональные газовые месторождения с заинтересованными странами в будущем. Цель этой статьи, во-первых, - исследовать жизнеспособность и конкурентоспособность будущего энергетического хаба в Юго-Восточном Средиземноморье, его роль и неизбежно жесткую конкуренцию со стороны других уже состоявшихся или появляющихся газодобывающих районов. В этой задаче есть ряд прямых и косвенных параметров, которые необходимо принимать во внимание. На- пример, доминирующие варианты реализации средиземноморского энергетического хаба, воплощаемые в строительстве трубопровода EastMed или в развитии сети терминалов СПГ соответственно. Во-вторых, в статье рассматриваются и оцениваются интересы Европейского Союза и России с точки зрения спроса и предложения энергии. Несомненно, Европейский Союз пересматривает свою энергетическую политику, стремясь улучшить свои стабильные поставки газа путем реализации стратегии диверсификации в отношении партнеров, маршрутов и источников. С другой стороны, энергетическая политика России направлена на повышение доли рынка и глобального влияния. Есть ли точки соприкосновения?

92-99 12
Аннотация

Введение. Объектом исследования выступает современное общество в широком общечеловеческом смысле. Предметом исследования являются технологии искусственных нейронных сетей. Цель исследования – анализ и прогноз вариантов применения искусственного интеллекта в краткосрочной и среднесрочной перспективах развития социума.

Материалы и методы. Методологической основой исследования стали как общенаучные, так и традиционные методы, применяемые в политологии и экономике, в сочетании с новой терминологией, описывающие современные реалии – анализ, синтез, исторический метод и др.

Результаты исследования. В статье исследуются возможные перспективы развития существующих сегодня технологий искусственных нейронных сетей (искусственного интеллекта) в области производства общественного согласия. Рассмотрены возможности таких технологий в области оптимизации производства, экономии ресурсов, решения экологических проблем, национальной безопасности в контексте террористической угрозы. Исследованы возможности использования технологии ИИ ведущими мировыми державами. В статье про- водятся исследования сегодняшнего применения технологий искусственного интеллекта и про- анализированы перспективы применения в будущем и проведена оценка рисков использования новых технологий в контексте террористической угрозы.

Обсуждение и заключение. Описана концепция инфокапсулы и технология ее создания. Представленные исследования феномена сингулярности пропаганды позволяют экстраполировать полученные данные на современные тенденции развития общества. Обоснован тезис о необходимости госрегулирования новых технологий.

100-109 33
Аннотация

Введение. В статье исследуются теоретические и прикладные аспекты методики задействования Испанским Королевством административно-правовых инструментов для противодействия националистическим и сепаратистским устремлениям Страны Басков. Особое внимание уделяется противостоянию с баскской террористической организацией ЭТА. В контексте анализа перспективности современных практик задействования политико-правовых инструментов в региональной политике, зачастую противоречащих интересам современного централизованного государства, исследуются причины зарождения и основные этапы эволюции ЭТА, рассматриваются трансграничные аспекты борьбы с группировкой в рамках кооперации Испании, Франции и наднациональных специализированных объединений по примеру Европола.

Методы исследования. В статье используется методология ретроспективного анализа и контент-анализа нормативных правовых актов для характеристики влияния принципов административно-территориального деления Испании, связанных с принятием Конституции Испании 1977 г. и впоследствии Статута автономии Страны Басков, на характер баскского национализма.

Результаты. В статье обобщены все основные сдвиги в испанской практике применения административно-политических мер по борьбе с баскскими сепаратистскими устремлениями, дана оценка их эффективности и обозначены существующие препятствия на пути установления нового двустороннего диалога с Мадридом.

Выводы. В первой части работы выделяются рост националистических и сепаратистских устремлений в Стране Басков и показано, как испанские исторические сдвиги в системе управления (абсолютная монархия, республика, авторитарное управление, конституционная монархия) приводят к применению новых административно-правовых инструментов, влияющих на баскские националистические устремления. Вторая часть, с другой стороны, посвящена текущему состоянию отношений между регионом и центральным правительством.

ПРАВО В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

110-117 23
Аннотация

Введение. В статье рассматриваются основные принципы, задачи, а также структура бюджетной системы. В работе сравниваются показатели доходов и расходов бюджета страны в первую очередь по вопросам, относящимся к ос- вам конституционного строя государства. С учетом этих обстоятельств были рассмотрены законы и положения Конституции Японии.

Материалы и методы. Методологической основой исследования является применение специальных (системных) и частнонаучных (сравнительно-правовых, формально-юридических) методов. При изучении вопросов, которые находятся на грани отраслевых юридических наук, был использован междисциплинарный подход. Употребление перечисленных методов дало возможность исследовать рассматриваемые объекты во взаимосвязи, целостно и всесторонне.

Результаты исследования. В результате проведенного исследования была выявлена сущность и структура современного японского бюджетного процесса и место, которое он занимает в правовой системе Японии. Бюджетная система Японии претерпела долгую историю развития и сейчас представляет собой один из главных институтов государства. В настоящее время бюджетная система тесно связана с различными сферами жизни: социальной, налоговой, политической и экономической.

Обсуждение и заключение. Выявлены конституционно-правовые особенности принятия бюджета и регулирования бюджетного процесса в Японии, исследована Конституция и законодательство, касающееся бюджетной системы и бюджетного процесса, а также нормативно-правовая база, способствующая обеспечению всех конституционно- правовых принципов при принятии бюджета и реализации основных задач.

УПРАВЛЕНИЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

118-129 10
Аннотация

Введение. Анализ сущности, условий и причин возникновения и практики разрешения (предотвращения и урегулирования) конфликта интересов является не только важной прикладной, но и не менее значимой научно-исследовательской проблемой. Ситуации, связанные с конфликтами интересов, как в публично-государственном, так и частном секторах стали не только предметом специальных научных исследований, но и объектом законодательного регулирования и управленческой практики. В ряде стран приняты специальные законы о конфликте интересов, введены должности государственного комиссара по конфликту интересов, действуют нормативные установления, касающиеся служебной этики.

Материалы и методы. Источниковая база исследования – нормативно-правовые, теоретические, учебно-научные, публицистические работы отечественных и зарубежных авторов. Теоретико-методологической основой послужил диалектико-материалистический подход к анализу сущности общественных явлений, закономерностей их развития, особенностей правового регулирования и управляющего воздействия на них. Инструментарий научного исследования классический: сравнительно-правовой анализ, формально-логический, конкретно-исторический и системно-функциональный методы.

Результаты исследования. В статье представлена авторская трактовка понятия «конфликт интересов», его сущность - конфликтная ситуация между общественно-правовыми обязанностями и частными интересами, которая провоцирует обстоятельства, при которых в угоду интересам одного субъекта наносится (потенциально и реально) вред правам, свободам и законным интересам других субъектов. Вывод: конфликтом интересов надо управлять, а значит своевременно выявлять, диагностировать, объективно оценивать возможные риски и негативные последствия, предпринимать адекватные организационные и правовые меры по урегулированию конфликтной ситуации. Если же человек на государственной службе не заботится в соответствии со своим статусом и полномочиями об общественном интересе и авторитете государства, а лишь о своем благополучии, то такому не место во власти, в аппарате государственного и муниципального управления.

Обсуждение и заключение. Совершенствование механизмов выявления, квалификации, урегулирования пресечения и наказания виновных, ликвидация негативных последствий конфликта интересов - стратегически важная и достаточно сложная задача, которая стоит не только перед государством, правоохранительной системой и органами местного самоуправления, но и перед бизнесом, институтами гражданского общества и каждым гражданином. Ее решение требует систематического в мониторинговом режиме наблюдения, всестороннего анализа, решительных и согласованных действий.

130-138 22
Аннотация

Введение. В настоящий момент так называемые регуляторные «песочницы» (англ. Regulatory Sandbox) активно применяются во многих зарубежных странах. Суть института сводится к введению особого правового режима, позволяющего хозяйствующим субъектам, занимающихся разработкой новых продуктов и услуг, проводить в ограниченной среде эксперименты по их внедрению без риска нарушения действующего законодательства1. В Российской Федерации в условиях реализации национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» актуальным является равноускоренное развитие цифровых инноваций и соответствующего правового регулирования. Реализация стратегий цифрового развития международных группировок – ЕАЭС, СНГ, БРИКС – представляется новым вызовом для совместного экономического развития.

Материалы и методы. В исследовании использовались нормативные и нормативно-правовые акты Российской Федерации и зарубежных стран, а также национальные и наднациональные стратегии экономического развития. В качестве основных исследовательских методов использовались методы обобщения, сравнения, качественного и дискриптивного анализа, а также метод анализа ситуаций (кейс стади).

Результаты исследования. В результате проведенного исследования были выявлены основные формы регуляторных экспериментов, используемые в современной практике государственного управления. Было установлено, что формы правовых экспериментов (включая регуляторные «песочницы») являются эффективным инструментом регулирования общественных отношений, возникающих в условиях цифровой экономики. Авторам исследования удалось определить основные «сквозные» технологии, являющиеся объектом экспериментального регулирования в международной практике. В статье определены критерии успешной реализации концепции наднациональных регуляторных «песочниц», действующих одновременно на территории нескольких юрисдикций.

Обсуждение и заключение. В исследовании обосновано применение экспериментальных правовых режимов в условиях цифровой экономики; проведен анализ основных направлений экспериментального регулирования; определены принципы функционирования и дизайна регуляторных «песочниц»; выявлены направления экономической деятельности, нуждающиеся в применении инструментов регуляторной «песочницы» для развития цифровых инноваций.

139-147 18
Аннотация

Введение. В статье рассматривается современное состояние экономического сотрудничества России и Республики Корея под влиянием основных тенденций развития мировой экономики в 2019 г. Представлен анализ достигнутых результатов российско-корейского взаимодействия с учетом осложнений внутриэкономической ситуации в каждой из стран. Дана оценка перспектив развития взаимного экономического сотрудничества в контексте сохраняющихся неблагоприятных трендов протекционизма и торговых войн в мире.

Материалы и методы. В исследовании применялись экспертный, статистический и сравнительный анализ; анализ эмпирических данных, а также методы индукции, дедукции, аналогии, обобщения.

Результаты исследования. В результате проведенного анализа были выявлены ключевые особенности экономического сотрудничества России и Республики Корея на современном этапе, дана оценка текущего состояния торговых и инвестиционных отношений двух стран; проанализированы перспективы дальнейшего развития двусторонних торгово-экономических связей с учетом внешнеполитических факторов и ситуации в мировой экономике.

Обсуждение и заключение. Как показало представленное исследование, наиболее востребованной сферой взаимодействия между странами традиционно является внешняя торговля. Значительную роль в развитии отношений России и Республики Корея играет внешнеполитическая составляющая. Актуальной представляется задача формирования согласованной стратегии долгосрочного экономического сотрудничества двух стран с учетом вызовов развития мировой и национальных экономик и достижения уровня «стратегического партнерства» в двусторонних отношениях в обозримом будущем.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.