Preview

Право и управление. XXI век

Расширенный поиск

Научно-практический рецензируемый журнал

Журнал «Право и управление. XXI век» является научно-правовым периодическим изданием Московского государственного института международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации. Журнал издается с 2005 года.

Журнал «Право и управление. XXI век» является одним из ведущих российских рецензируемых изданий, в котором публикуются статьи по актуальным проблемам современной науки. На страницах журнала Журнал «Право и управление. XXI век» рассматриваются актуальные проблемы современного права, государственного и муниципального управления.

Журнал зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Регистрационный номер ПИ № ФС77-72205 от 24.01.2018 г.

Журнал «Право и управление. XXI век» включен в Перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата и доктора наук по юридическим наукам.

Подписной индекс журнала в каталоге Агентства «Роспечать» - 18310.

 

Текущий выпуск

Том 17, № 3 (2021)
Скачать выпуск PDF

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ 

3-16 71
Аннотация

Введение: Союзное государство Беларуси и России – один из привилегированных интеграционных форматов для Российской Федерации. Однако оно, как и страны–участницы, находится под давлением внутренних и внешних вызовов, в том числе коренящихся в политическом измерении. Несформированность политического сообщества союзного уровня и слабая степень институционализации общественной поддержки российско-белорусской интеграции усиливают их опасность. Цель данной статьи – выявление специфики восприятия политическими партиями Российской Федерации и Республики Беларусь Союзного государства как интеграционного формата с учетом артикуляции ими ключевых векторов государственной интеграционной политики.

Материалы и методы: Основными методами исследования выступили методы сравнения, традиционного и формализованного изучения документов. Главными материалами послужили программные тексты политических пар­тий Российской Федерации и Республики Беларусь – постоянные программы и уставы, предвыборные документы, а также их официальные сайты и СМИ.

Результаты исследования: Проведенный анализ названных материалов позволил охарактеризовать доминанты и константы партийного дискурса в России и Белоруссии, показать сходные и отличительные черты в нем. Показана манифестация ключевых тематических сюжетов в области интеграционной политики, зафиксированных в партийных документах. Особое внимание уделе­но партиям, представленным в национальных парламентах, как имеющим наи­большие легальные возможности влиять на принятие интеграционных реше­ний. Практически все эти партии можно причислить к проинтеграционным. Одновременно акцентированы ограниченность политической функционально­сти партий в обеих странах и отсутствие программных развернутых пози­ций по вопросам интеграционной политики и перспективам развития россий­ско-белорусской интеграции. Интерес к Союзному государству в партийной программатике в целом уступает интересу к евразийской интеграции.

Обсуждение и заключение: Обоснована необходимость повышения поли­тической функциональности российских и белорусских партий как агентов союзного строительства. Артикулированы механизмы федерального и регио­нального уровней, способствующие активизации российских партий в рассма­триваемом качестве. Выявлены тенденции в эволюции партийной системы Республики Беларусь, позволяющие прогнозировать относительное улучшение перспектив создания новых проинтеграционных партий и продвижения меж­партийной дипломатии с участием ведущих партий Российской Федерации в русле общественной дипломатии Союзного государства.

17-26 141
Аннотация

Введение: В статье анализируется перспективы развития в России таксономии зеленого банкинга, его цели и значение для решения экологических и социальных проблем.

Авторы подробно рассматривают инструменты зеленого финансирования, такие как инвестиционные зеленые счета, продукты в области цифровизации, такие как интернет и онлайн- банкинг, специальные банковские карты, климатические или экологические/зеленые облигации. Также авторы выявляют юридическую природу поэтапного становления и развития таксономии «зеленого банкинга» на международном и национальном уровне.

Материалы и методы: В исследовании использованы международные документы ООН и Европейского Союза по окружающей среде, работы авторитетных ученых, затрагивающие вопросы зеленого банкинга и инструментов зеленого финансирования. В исследовании использованы такие общенаучные приемы и способы познания как индукция и дедукция, анализ и синтез, аналогия, сравнение. В ходе настоящего исследования особое внимание уделялось, в частности, методу сравнительного правоведения, системному и функциональному подходам, а также использовался формально-юридический метод.

Авторы, опираясь на системный анализ, раскрывают процесс развития таксономии и выявляет его принципы, цели и задачи.

Результаты исследования. В результате проведенного анализа авторы делают вывод, что большинство субъектов хозяйствования ошибочно считают, что последствия изменения климата актуальны лишь в долгосрочной перспективе, однако с появлением информации о глобальном характере потенциальных финансовых последствий изменения климата такой подход постепенно меняется в сторону повышения внимания инвесторов к проектам в области зеленого банкинга.

Обсуждение и заключение. Материалы данной статьи обосновывают этапы и исторические корни формирования зеленого банкинга, а также конкретные задачи таксономии для банков и финансовых учреждений.

УПРАВЛЕНИЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ 

27-40 401
Аннотация

Введение: В статье описываются принципы построения государственной политики для реализации целей устойчивого развития в Республике Беларусь. Авторы анализируют соответствие белорусского национального законодательства принципам эффективного государственного управления в интересах устойчивого развития.

Материал и методы: Методологическую основу исследования составили общенаучные и специальные методы. Особое значение имел ком­паративистский метод, применённый в области исследования белорусской нормативно-правовой базы, а также метод аналогии. Большое внимание было уделено анализу Национальной Концепции устойчивого развития Республики Беларусь до 2035 года и Дорожной карте по реализации ЦУР в Республике Беларусь.

Результаты: Эффективность государ­ственного управления должна оцениваться по следующим параметрам: безопасность, междуна­родное признание, способность государства обе­спечить доступ к качественному образованию и здравоохранению, способность привлекать реги­оны, способность обеспечивать базовую инфра­структуру (транспортные возможности, реги­страция, статистика), способность пополнять казну – налогообложение, умение организовать управление: структура государственного управ­ления, процедуры и подбор управленческого персо­нала, рациональное потребление товаров и услуг, максимальное сохранение экосистем в процессе управления природными ресурсами, сотрудниче­ство с международными партнёрами и между­народными организациями, развитие интегра­ционных процессов со странами Евразийского экономического союза.

Обсуждение и выводы: На сегодняшний день в рамках реализации проекта союзного государ­ства необходимо учитывать, что и Беларусь, и Россия вовлечены в реализацию ЦУР ООН. В этой связи чрезвычайно важно гармонизировать подходы, особенно в вопросах эффективного государственного управления. В целях координации государственного управления в обеих странах не­обходимо внедрение общих критериев оценки эф­фективности, что может дать положительный эффект путем синергии обеих систем. Кроме того, следует осуществлять реализацию и подго­товку совместных проектов в плане улучшения публичного администрирования.

41-51 78
Аннотация

Введение: В статье проанализированы основ­ные принципы эффективного государственного управления в интересах устойчивого развития, перечисляются законодательные акты, подтверждающие приверженность этим принципам. Так­же особое внимание уделяется государственным программами, по внедрению ЦУР в Республике Молдова, специальным государственным органам, которые занимаются имплементацией ЦУР и то, какие у них цели, а также анализируется, в каких областях Республика Молдова сотрудничает с международными организациями в отношении ЦУР. В конце статьи авторы рассказывают об основных проблемах, с которыми сталкивается Правительство страны при внедрении Принци­пов эффективного государственного управления в интересах устойчивого развития и достижения Целей устойчивого развития.

Материалы и методы: Основу методоло­гии исследования составили следующие общена­учные и специальные методы познания: метод системно-структурного анализа, сравнитель­ный и формально-логический метод.

В статье проанализированы материалы и данные, представленные как национальными ин­ститутами Республики Молдова, так и данные и материалы международных организаций, сре­ди которых: Организация Объединенных наций, Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН, Всемирная организация здраво­охранения, Детский фонд ООН, Международная организация по миграции, Международная орга­низация труда и т.д.

Результаты исследования: В результате проведенного исследования выяснилось, что Ре­спублика Молдова активно работает в направле­нии внедрения принципов эффективного государ­ственного управления в интересах устойчивого развития Молдовы. Несмотря на трудности, с которыми сталкивается Республика Молдова, стране все же удалось достигнуть значительных результатов в данной области. Принятые доку­менты на государственном уровне способство­вали достижению целей и выполнению основных требований к темпу и качеству экономического развития в период до 2030 года.

Предполагается, что к 2030 году Молдова станет страной, в которой отсутствует бед­ность и коррупция, сокращено неравенство, а социальная инклюзивность и сплоченность укре­плены, таким образом, чтобы «никто не остал­ся за бортом», страной, где соблюдаются и про­двигаются права человека, гендерное равенство и расширение прав и возможностей женщин, вер­ховенство закона, экологическая устойчивость и благосостояние населения.

Обсуждение и заключение: В своем стрем­лении достичь ЦУР Республика Молдова сталки­вается с множеством проблем. Несмотря на то, что был достигнут значительный прогресс, пред­стоит еще многое сделать на всех уровнях госу­дарственного управления. Кроме того, необходимо также усовершенствовать систему мониторинга и оценки реализации ЦУР. Повестка дня на пери­од до 2030 года требует глубоких изменений, вы­ходящих за рамки экономической и политической ситуации в стране. Молдова достигнет ключе­вых показателей устойчивого развития и станет благоприятной страной для жизни своих граждан, если только будет продвигать политику эконо­мического развития страны.

52-61 64
Аннотация

Введение: В условиях реальности 2021 года, рынок труда приобретает новый формат. Под влиянием различных фак­торов происходит формирование новой социально-трудовой платформы «Труд». Вирусная пандемия COVID-19 нанесла раз­рушительный удар по экономике и сфере труда во всех странах и мире в частности, обусловив тройные последствия для экономического роста – шок предложения, шок спроса, шок международной торговли. Три основных феномена современности – демография - ХХI, глобализация - ХХI и «Индустрия 4.0» изменили и продолжают кардинально изменять мир экономики, институтов и мир обще­ства [18]. Цифровизация, виртуализация экономики, ее гибридный характер, появление различных модификаций – экономика платформ, экономика «по за­просу», экономика общего потребления, гиг-экономика – трансформируют не только социально-трудовое пространство [19]. Происходят изменения всей социальной структуры экономики и общества, стираются классические грани между производителями и потребителями, работниками и работодателями; изменяется бывшая полярность взаимоотношений и взаимозависимость меж­ду собственниками рабочей силы и собственниками капитала. Таким образом, социальная прослойка новой цифровой экономики и сетевого общества приоб­ретает характер неклассических, атипичных, динамичных и неустойчивых форм. Такой же становится и вся система социально-трудовых отношений на рынке труда. В ближайшей перспективе в экономике и обществе в целом под влиянием информационно-коммуникационных и других прорывных техно­логий, роста доступности цифровой инфраструктуры, произойдут определенные изменения на рынке труда, в связи с чем, в статье выделены группы технологий, которые в значительной степени повлияют на него: когнитивные технологии, облачные технологии, искусственный интеллект, промышленный интернет, интернет вещей, Big Date, блокчейн, квантовые технологии, нейро­технологии, технологии виртуальной реальности. Доказано, что технологии уже стремительно вошли в жизнь человека, кардинально меняя условия жизнедеятельности, мотивационные установки, ценности формирования конкуренто­способности трудовых ресурсов. Таким образом, преобразования, происходящие в социально-трудовой сфере под влиянием информационно-коммуникационных технологий, сетевых систем, других ресурсов и институтов новой цифровой экономики – это полная, всеобъемлющая трансформация ценностей, мотива­ционных установок, иерархий, источников развития, структуры ресурсов, форм и технологий взаимодействия, форм и масштабов занятости, уровня, структуры, дифференциации доходов.

Материалы и методы: Исследование проведено на основе использования следующей методологической базы, а именно: комплексный подход, систем­ный подход, методы сравнительного, ситуационного анализа и синтеза, метод абстрактно-логической оценки, метод конкретизации, методы детализации, типологии, группировки, систематизации и обобщения, индукции и дедукции, методы статистического анализа, графический метод.

Результаты исследования: В результате проведенного исследования дана оценка потенциала внутриотраслевой поляризации с учетом использования информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ). Доказано, что информационно-коммуникационные технологии заменяют отдельные задачи, которые выполняются людьми, соответственно, на рынке доля занятых высококвалифицированных экспертов, а также низкоквалифицированного обслу­живающего персонала, будет увеличиваться. Выделен удельный вес работников, использовавших ИКТ в своей деятельности. Определено, что в России макси­мальное количество работников, которые использовали в своей профессиональ­ной деятельности ИКТ, было занято в сферах информации и телекоммуни­каций, а также научной и технической деятельности. Близкие к среднему по России показатели доли работников, которые использовали ИКТ, отмечены в промышленности, минимальным использования ИКТ было в сфере транспор­та, складского хозяйства, почтовой и курьерской деятельности, в сфере водо­снабжения. Как следствие, это позволило выделить ряд предприятий с макси­мальным потенциалом для внедрения новейших прорывных технологий и для переформатирования структуры занятого населения.

Обсуждение и заключение: Выявлена роль навыков и компетенций работ­ников, необходимых для формирования конкурентоспособных трудовых ресур­сов и преодоления различных вызовов на рынке труда. Предложено ядро навыков и компетенций для эффективной занятости на основе содержательной модели O*NET. Доказано, что содействие развитию не рутинных навыков является наиболее актуальной стратегией формирования конкурентоспособности тру­довых ресурсов в условиях цифрового и поствирусного трендов преобразова­ния общества. Не рутинные социальные навыки, связанные с межличностным взаимодействием работников и социальным восприятием, дополняют ИКТ-приложения, с целью расширения человеческих возможностей технологиями.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.