Preview

Право и управление. XXI век

Расширенный поиск
Научно-практический рецензируемый журнал

Журнал «Право и управление. XXI век» является научно-правовым периодическим изданием Московского государственного института международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации. Журнал издается с 2005 года.

Журнал «Право и управление. XXI век» является одним из ведущих российских рецензируемых изданий, в котором публикуются статьи по актуальным проблемам современной науки. На страницах журнала Журнал «Право и управление. XXI век» рассматриваются актуальные проблемы современного права, государственного и муниципального управления.

Журнал зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Регистрационный номер ПИ № ФС77-72205 от 24.01.2018 г.

Журнал «Право и управление. XXI век» включен в Перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата и доктора наук по юридическим наукам.

Подписной индекс журнала в каталоге Агентства «Роспечать» - 18310.

 

Текущий выпуск

Том 16, № 3 (2020)
Скачать выпуск PDF

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

3-16 79
Аннотация

Введение. В формировании системы глобального управления в сфере здравоохранения ведущая роль закреплена за Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), входящей в «семью» Организации Объединенных Наций. С усиливающейся глобализацией одновременно обостряются проблемы безопасности личности, связанные с ускоренным распространением опасных для человека инфекций, принимающим характер эпидемий и пандемий. Столкнувшись с пандемией COVID-2019 ВОЗ обнаружила ряд структурных проблем, которые не позволяют ей успешно выполнять возложенные на нее регулирующие и координирующие функции.

Материалы и методы. Методологически исследование опирается на критический анализ различных акутальных официальных и неофициальных источников, а также функциональный и хронологический методы.

Результаты исследования. В статье рассматривается, каким образом ВОЗ реагировала на развитие пандемии, с какими объективными и субъективными проблемами она столкнулась, в чем заключаются ее «сбои» и как они могут быть преодолены через реформирование. Делается вывод о том, что несмотря на наличие (хотя и ограниченного) опыта в борьбе с массовыми инфекциями, ВОЗ не смогла в последние десятилетия провести необходимые структурные реформы, нацеленные на повышение эффективности данной организации. Авторы статьи рассматривают, каким образом «сбои» в функционировании ВОЗ повлияли на репутацию Организации, а также к каким последствиям это может привести.

Обсуждение и заключение. ВОЗ остается ключевым институтом, на который возложена функция формирования системы глобального управления в сфере здравоохранения. При этом взаимоотношения Организации с национальными государствами, ее «оторванность» от национальных комплексов здравоохранения, проблемы финансирования, ответственности и неэффективность координирующей функции обуславливают снижение этой центральной роли. В условиях глобализации этот фактор способствует ослаблению международной безопасности, так как отсутствие эффективного управления пандемиями обостряет проблемы национальной стабильности и безопасности личности.

17-24 5
Аннотация

Введение. Во многих странах, включая членов ЕС и их ближайших соседей, за последние десять лет мы можем наблюдать так называемый демократический откат. Политологи активно обсуждают причины этого процесса. Предлагаемая статья посвящена растущему феномену мажоритаризма, который, по-видимому, способствует решению проблем демократического управления - особенно в поляризованных и разнородных обществах с точки зрения мировоззрения, убеждений и политических симпатий в случае доминирования определенной политической и социальной группы или групп в политической системе. Целью статьи является анализ различных путей развития мажоритаризма в 1990-е и 2000-е годы и его влияния на политический режим в текущем десятилетии. Пример Турции, как один из “наиболее трудных" кейсов для изучения этого феномена, сравнивается с некоторыми государствами Центральной Европы для проверки основной гипотезы о том, что структурные факторы, обусловленные исторически, стоят за развитием мажоритаризма, который в последние годы усилился, что проявилось и в период пандемии в 2020 году.

Методы и материалы. Автор использует качественный подход и метод наблюдения для изучения развития мажоритаризма в отдельных государствах, проводит сравнительный анализ для выявления сходств и различий между Турцией и двумя центральноевропейскими государствами - Венгрией и Польшей применительно к исследуемому феномену.

Результаты. На рубеже 1990-х и 2000х годов концентрация партийной системы, приведшая к сокращению числа партий в парламенте и поляризации партийной системы, усилила две крупнейшие партии и развила два идеологических блока, что свидетельствует о росте мажоритаризма в 2000-х годах, главным образом в Турции и Венгрии. В то же время это не привело к упадку демократии. Во втором десятилетии XXI века однопартийные правительства (или коалиционные правительства с одной доминирующей партией), разделяющие мажоритарное понимание демократии, консолидировали свою власть ценой ослабления оппозиции, а также укрепили исполнительную власть - по отношению к законодательной и судебной власти. Эти процессы привели к нарушению в работе системы сдержек и противовесов, а также к политическому и социальному плюрализму из-за растущего доминирования должностных лиц в политической и социальной жизни анализируемых стран, особенно в период пандемии.

Обсуждение и выводы. В Венгрии и Польше феномен мажоритаризма в настоящее время способствует снижению качества демократии, в то время как ситуация в Турции отражает скорее постепенную смену политического режима на менее демократический (т. е. новый тип авторитаризма).

ПРАВО В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

25-33 12
Аннотация

Введение. Статья посвящена институту Президента Республики Армения и изменениям его конституционного статуса в течение последних 30 лет. Для формирования нормативных основ правового государства, ключевое значение имело принятие Конституции РА референдумом 1995 года, изменения в которую были внесены референдумами 2005 и 2015 годов.

Поначалу институт Президента РА был достаточно силен: он был главой исполнительной власти, он единолично назначал Премьер-министра, министров, мог без каких-либо условий распустить законодательный орган - Национальное Собрание и производить назначения в системе судебной власти. То есть, принцип разделения властей было формальным. Конституционные изменения 2005 года ограничили полномочия Президента РА. Он имел право назначать Премьер-министра только после согласования с парламентом, мог распускать Национальное Собрание в случаях и в порядке, предусмотренных ст. 74.1. Конституции РА. В РА десять лет существовала форма полупрезидентского правления, как и в РФ. В результате конституционных изменений 2015 года, в условиях перехода к парламентскому правлению, полномочия и функции Президента РА стали строго ограниченными. Его избирает парламент, он не может влиять на решения парламента и Правительства, не учашвует в формировании Правительства, которое не подотчётно ему. В итоге должность Президента РА носит церемониальный и представительный характер.

Материалы и методы. Теоретическую основу настоящей статьи составили научные труды, посвященные институтам Президента РА и РФ. Авторами были также использованы результаты анализа правоприменительной практики Республики Армения.

Нормативно-правовую основу исследования составили Конституции и законодательные акты РА, РФ и других государств. Применяя как общие исследовательские методы изучения темы (исторический, аналитический), так и специальные юридические методы (системноструктурный, сравнительно-правовой), было проанализировано конституционное законодательство Республики Армения и 30-летний опыт конституционного строительства, в результате которого выявлены существующие теоретические и практические проблемы, сделаны определенные выводы и предложения.

Результаты исследования. Президент, будучи главой государства, следит за соблюдением Конституции РА /ст. 123/, следовательно, у него должны быть самостоятельные функции и определенные инструменты. Чтобы исключить зависимость Президента от парламентского большинства, в статье предлагается изменить механизм его выбора: изменить статью 125 Конституции РА и предоставить право выбрать Президента РА всем тем внепарламентским партиям, которые участвовали в парламентских выборах, но не были избраны в парламент, получив от трех до пяти процентов от общего числа голосов. Считается оптимальным отвести им 30% от общего числа мандатов депутатов Национального Собрания РА. Руководящий орган каждой партии избирает делегатов для участия в выборах Президента. В случае подобных выборов, учитывая также, что согласно Избирательному кодексу РА 30% мест в парламенте принадлежит оппозиции, зависимость Президента от парламентского большинства будет исключена. В условиях ограниченных полномочий, он, по крайней мере, может непринужденно выдвигать темы общественно-политического дискурса и влиять на общественное мнение, высказать свое мнение о назначении Премьер-министра, хотя бы раз в год в обязательном порядке обращаться к парламенту и народу.

Обсуждение и заключение. Усиление института Президента в условиях парламентской формы правления может способствовать повышению роли главы государства как арбитра, эффективной деятельности парламента и Правительства РА и осмыслению целого института, содержащегося за счет средств государственного бюджета.

34-40 14
Аннотация

Введение. Стремительное развитие корпоративных отношений в России обуславливает необходимость теоретического осмысления и законодательного закрепления наиболее значимых механизмов управления в этой сфере. В частности, корпоративный нормативный акт является простым и удобным для корпораций инструментом внутреннего регулирования своей деятельности. Вместе с тем в законодателъстве нет определения корпоративного нормативного акта, что затрудняет восприятие предпринимательством этого источника корпоративного права. В статье выявляется сущность корпоративного нормативного акта, а также раскрывается содержание этого правового явления.

Материалы и методы. В ходе исследования использованы следующие общенаучные и специально-юридические методы: анализ, синтез, формально-логический, сравнительно-правовой, структурно-функциональный методы. Особое место занимает метод построения понятийного ряда, который позволил проследить развитие дефиниции «корпоративный нормативный акт» от общего к частному без потери родовых и видовых особенностей правового явления. В качестве материалов использованы корпоративные нормативные акты, принимаемые в компаниях государств англо-американской правовой семьи и Японии, а также законодательные акты, регулирующие порядок принятия и действия таких актов.

Результаты исследования. Основным результатом исследования стало выявление сущности корпоративного нормативного акта, что нашло отражение в определении этого понятия. Также выявлены особенности рассматриваемого правового явления в правовых системах России, Японии и некоторых государств англо-американской правовой семьи. Установлено, что корпоративный нормативный акт является крайне гибким регулятором, что позволяет ему учитывать специфику деятельности каждой конкретной корпорации. При этом система таких актов создает целостный уровень нормативного регулирования. Эти особенности обусловливают преимущества корпоративных нормативных актов перед иными источниками корпоративного права.

Обсуждение и заключение. Исходя из перспективности развития внутрикорпоративного уровня регулирования деятельности российских компаний, корпоративный нормативный акт, как его базовый элемент, нуждается в дальнейшей теоретической проработке и законодательном урегулировании.

УПРАВЛЕНИЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

41-48 9
Аннотация

Введение. В статье исследуется весьма актуальная и значимая для современных исследований в области транснациональной деятельности и управления тема - межкультурная коммуникация. Стремительные и необратимые процессы коренных преобразований во всех сферах международной деятельности характеризуются активизацией контактов между представителями разных наций и культур. Успех межнационального общения во многом зависит от степени подготовки его участников к межкультурной коммуникации в различных областях человеческой деятельности, включая экономику и коммерцию, науку и образование, культуру и быт. Межкультурная коммуникация - это особая форма общения между индивидами и группами, представляющими разные культуры. При этом понятие «культура» представляет собой многокомпонентный феномен, относящийся как к материальным и социальным явлениям, так и различиям в организованной деятельности и индивидуальном поведении.

Материалы и методы. Методологическую основу исследования составляют методы таких наук, как теории кросс-культурной коммуникации. Существенное место в исследовании занимает метод лингвистического анализа процесса международного делового общения. Также широко используются общенаучные и частнонаучные методы - диалектический, сравнительно-сопоставительный анализ, моделирование и другие.

Результаты исследования. Тщательная подготовка к деловым контактам обеспечивает их гарантированный успех, если она включает изучение и анализ критериев той культуры, которую представляют деловые партнёры. Особенно это актуально для молодого и развивающегося российского бизнеса, который быстро набирает опыт взаимодействия с иностранными партнёрами.

Обсуждение и заключение. Исследование, проведенное в данной статье, позволяет сделать вывод, что успешное деловое международное взаимодействие определяется изучением и пониманием особенностей межкультурной коммуникации, характерной для представителей различных культур.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.