Нуждается ли российский федерализм в модернизации и в какой?
https://doi.org/10.24833/2073-8420-2018-3-48-3-10
Аннотация
Введение. К проблемам теории и истории, политики и практики федерализма приковано самое пристальное и неуклонно возрастающее внимание как в нашей стране, так и в мире в целом. Казалось бы, на эту тему уже написаны сотни книг и тысячи статей, проведено множество научных конференций и семинаров. Так почему же не только не угасает, но и усиливается интерес к этой проблематике? Прежде всего, потому, что в реальной жизни объективно возрастает место и роль федерализма в современном мире.
Материалы и методы. При подготовке научной статьи использовались различные методы – сравнительного правоведения, системный, метод логического анализа и другие.
Результаты исследования.
1. Федеративное устройство нашей страны, ее политическая стабильность, живучесть межфедеральных отношений - состоявшиеся факты, но вместе с тем стремительно меняющиеся общественно-социальные отношения остро ставят проблемы большей экономической интегрированности нашей огромной страны.
2. Юридико-правовая, политико-экономическая обоснованность федеральной формы государственного устройства России на сегодня вполне оправдана и безальтернативна. Одновременно приоритетность географически – экономического принципа в организации Российской Федерации над национально-территориальной несомненно больше соответствует сегодняшним реалиям и задачам экономической интеграции страны.
3. Приоритетность географически-экономического принципа в организации современной России не означает, что национально-этнические особенности данного региона не будут учитываться.
4. Приоритетность географически-экономического принципа в организации Российской Федерации приведет не только к укрупнению ее субъектов, но и сделает их экономически более самостоятельными.
Обсуждение и заключение. Очевидно, что в плане долгосрочного развития России ее субъекты должны развиваться более или менее синхронно, что в сегодняшних условиях не совсем легкая задача. Трудно сопоставить темпы развития Московской, Ленинградской областей или Татарстана с Ингушетией и Дагестаном. Разумеется, что одни субъекты Российской Федерации не могут бесконечно дотировать и опекать другие менее развитые и динамичные. Абсолютно очевидно, что сегодняшняя сугубо национально-территориальная организация федерации никак не способствует равномерному развитию и интеграции российских регионов. Культурно-цивилизационная непохожесть одних на другие не может быть причиной их обособленности в рамках одной страны и выпадения их из общего русла развития.
Об авторе
Р. В. ЕнгибарянРоссия
Енгибарян Роберт Вачаганович, научный руководитель факультета управления и политики, заслуженный деятель науки Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор
Список литературы
1. Ленин в.И. Полное собрание сочинений. Т. 25. С. 306; Т. 27. С. 64; Т. 7. С. 105, 233-234; Т. 24. С. 143-144; Т. 25. С. 70; Т. 27; Т. 36. С. 341.
2. Гаман-Голутвина О.в. Сравнительная политология. М., 2015.
3. енгибарян Р.в., Краснов Ю.К. Теория государства и права. М., 2018.
4. енгибарян Р.в. время переоценки ценностей. М., 2018.
5. Карапетян Л.М. Федеративное устройство Российского государства. М., 2001.
6. Чиркин в.е. Модели современного федерализма: сравнительный анализ // Государство и право. 1994. № 8/9.
Рецензия
Для цитирования:
Енгибарян Р.В. Нуждается ли российский федерализм в модернизации и в какой? Право и управление. XXI век. 2018;(3):3-10. https://doi.org/10.24833/2073-8420-2018-3-48-3-10
For citation:
Yengibaryan R.V. Is There a Need for the Modernization of Russian Federalism and To What Extent? Journal of Law and Administration. 2018;(3):3-10. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2073-8420-2018-3-48-3-10