Вектор участия государства в инновационном процессе: федеральные и региональные аспекты


https://doi.org/10.24833/2073-8420-2018-4-49-45-51

Полный текст:


Аннотация

Введение. В статье дается авторская концепция государства как регулятора инновационного процесса. Переход к непрерывному инновационному процессу является особенностью современного периода научно-технологического развития мировой экономики. Однако централизованным регулятивным образом, используя только средства прямого финансирования без формирования инновационной инфраструктуры в регионах, невозможно приблизиться к научно-технологическому уровню, развитых стран.

Материалы и методы. Используются данные Росстат и аналитические материалы АНО АПИ. Методологической основой являются присущие институционально-эволюционному направлению методы анализа, конвергенции и холистические научные методы и подходы.

Результаты исследования. В результате проведенного анализа обозначено концептуальное видение роли государства как регулятора, необходимого для достижения целей научно-технологического развития в контексте коммерциализации инновационного процесса. Предлагаемое сокращение функций государства не противоречит концепции активной позиции государства при формировании институциональной и инфраструктурной среды. Авторами обосновывается, что учитывать формирование институциональной и инфраструктурной среды необходимо на стадии построения прогнозов и разработки стратегии развития региона. Это положение следует из основных направлений экономической политики по улучшению инвестиционного климата в научно-технологической сфере Дальневосточного федерального округа и опыта стран Азиатско-Тихоокеанского региона, частью которого является Российский Дальний Восток. Предложена схема иерархии структур инновационного развития: федеральные органы исполнительной власти - институциональный уровень, представленный институтом, координирующим инвестиционное развитие и финансовым инструментом развития - административные службы субъекта Федерации, - общественные институты. В совокупности перечисленные структуры складываются в организационный механизм разработки и реализации стратегии развития национальной инновационной системы. Формирование институтов инвестирования дополняет иерархию структур инновационного развития. Региональные институты, создаваемые с целью содействия улучшению инвестиционного климата, одновременно должны представлять собой институты инновационного развития, встроенные в иерархию уровней политики регулятора.

Обсуждение и заключение. Обсуждается оценка возможности и условий совмещения и распределения федеральной и региональной властью функций по организации условий внедрения бизнеса в научно-технологической сфере и по координации преодоления региональных и отраслевых барьеров. Авторы обосновывают принципы новой технико-экономической парадигмы инновационного развития: сокращение функций государства, изменение характера общественных институтов, изменение финансовой архитектуры, обновление и мобильность производственных факторов, виртуализация социума.


Об авторах

Ю. А. Левин
МГИМО МИД России
Россия
Левин Юрий Анатольевич - доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры регионального управления и национальной политики


А. О. Павлов
Агентство Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта
Россия
Павлов Александр Олегович - директор департамента управления проектами


Список литературы

1. Дежинов Д.В., Ларионов А.Н. Методика оценки инвестиционной привлекательности проекта // Известия ВГТУ. 2006. № 5 (22).

2. Барабаш Н.С., Бочковский П.П., Шамсутдинов Ю.А. Влияние институциональной и инфраструктурной сред на развитие инноваций в современном мире // Проблемы прогнозирования. № 3. 2018.

3. Идрисов Г.И, Княгинин В.Н., Кудрин А.Л., Рожкова Е.С. Новая технологическая революция: вызовы и возможности для России // Вопросы экономики. 2018. № 4.

4. Левин Ю.А., Павлов А.О. Переформатирование государственного управления в контексте проблем научнотехнологического развития России / Сборник докладов Международной научно-практической конференции «Современные проблемы России: вызовы и возможности» // Новгородский государственный университет. Великий Новгород. 2018.

5. Павлов А.О. Организационный механизм разработки и реализации стратегии развития национальной инновационной системы Дальнего Востока / Сборник докладов IV-й Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы государственного и муниципального управления» // Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации. М., 2018.

6. Структурная политика в России: новые условия и возможная повестка / Доклад НИУ ВШЭ // Вопросы экономики. № 6. 2018.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Левин Ю.А., Павлов А.О. Вектор участия государства в инновационном процессе: федеральные и региональные аспекты. Право и управление. XXI век. 2018;(4):45-51. https://doi.org/10.24833/2073-8420-2018-4-49-45-51

For citation: Levin Y.A., Pavlov A.O. The vector of state government participation in the innovation process: federal and regional aspects. Journal of Law and Administration. 2018;(4):45-51. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2073-8420-2018-4-49-45-51

Просмотров: 12

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-8420 (Print)
ISSN 2587-5736 (Online)