Preview

Право и управление. XXI век

Расширенный поиск
№ 4 (2018)
Скачать выпуск PDF

ПРАВО В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

3-11 150
Аннотация

Введение. История применения экономических санкций с целью давления на противника уходит корнями еще в далекие античные времена, когда Афины блокировали возможности торговли тем субъектам, чьим поведением были не довольны. Автор доказывает, что дальнейшее активное развитие применения санкций, получившее развитие в 20 веке, при этом больше связано с деятельностью отдельных государств и, в частности, США. Этому способствовала и позиция американских президентов, в частности отраженная в речи президента Вудро Вильсона, в которой он назвал экономические санкции тихими, но смертельными способами борьбы.

Существенную роль в экономических отношениях СССР и США длительное время играла поправка Джексона-Вэника, вводившая ограничения в торговые отношения между СССР, а позднее - России и США, существовавшие вплоть до отмены поправки лишь в 2012 году. Однако, начиная с 2014 года история санкционного давления США на Россию получила новое стремительное развитие. Автор останавливается на некоторых президентских актах, которые ввели новые экономические санкции в отношении России. В статье рассматривается закон «О противодействии противникам Америки посредством санкций» (CAATSA), принятый в США в 2017 году.

Материалы и методы. Методологическую основу исследования составляют общенаучные и специальные методы познания правовых явлений в области конституционного права, включающие в себя метод системного структурного анализа, сравнительно-правовой метод, формально-логический метод, историко-правовой методы.

Результаты исследования. В результате проведенного исследования автор обращает внимание на существенное значение экстерриториального действия американских санкционных актов, что позволяет применять их нормы за пределами США, в том числе в отношении российских физических и юридических лиц. Кроме того, можно сделать вывод, что современные санкции США в отношении России являются элементом давления с целью вмешательства во внутреннюю и внешнюю политику государства.

Обсуждение и заключение. Обосновано использование экономических санкций в качестве меры силового принуждения другого государства; аргументирован факт негативного влияния экономических санкций и на само государство, которое их применяет, обосновано положение о том, что экстерриториальность действия законов США вступает в противоречие с суверенной правоприменительной практикой других государств, в том числе Российской Федерации.

12-20 80
Аннотация

Введение. В статье проанализирован вопрос о роли мифа в идентификационных программах индивидуального и группового типов, связанных с активизацией этноправа на уровне просветительских, образовательных и научноисследовательских институций. Наличие культурных центров, развивающих исследования в области изучения традиций и обычаев (например, при изучении национальных языков), демонстрирует наличие интереса граждан к идеям «малой родины», уточнению их места в общегражданской идентификационной модели и соотношению этноправа с гражданским правом. Автор ставит вопрос о соотношении типов правосознания с процессами политизации права (в том числе, в качестве учебной дисциплины); рассматривает соотношение идеологических проекций различных исследовательских подходов с самими этими исследовательскими подходами.

Материалы и методы. Материалом для проведенной научной работы послужили программы и проекты, реализуемые в рамках изучения этноправа и философии права в различных вузах и исследовательских центрах России, а также научные результаты деятельности подобных центров, представленные в книгах, статьях и в научно-популярной литературе. Методологическую основу исследования составляет метод горизонтального и вертикального компаративного анализа, позволяющий уяснить соотношение различных дисциплин, связанных с этноправом, между собой; а также проследить их генезис и современное состояние по узловым точкам, влияющим на выбор идентификационных предпочтений.

Результаты исследования. В работе показано, что ремифологизация права в научно-образовательном пространстве современной России является следствием активизации социокультурных процессов на региональном и локальном уровне. Их пусковым механизмом явилась условная децентрализация, имеющая место вследствие политических преобразований последних тридцати лет, а результатом - распространение интереса к национальным языкам, культуре и обычаям, имеющее как сугубо научное и образовательное, так и (при определенных условиях) идеологическое значение. Как следствие, ремифологизация права составляет, с одной стороны, добротную основу гражданского самосознания, наполняя его формализованные предписания смыслом, почерпнутым из непосредственных отношений между людьми. С другой стороны, усиление акцента на архаической форме регуляции социальных отношений с помощью этноправа может способствовать критическому усилению тенденции регионализации. Динамическое равновесие права и обычая, таким образом, требует регулярных усилий по корректировке соответствующих образовательных программ и подготовки кадров высокой квалификации, способных работать с различными категориями учащихся.

Обсуждение и заключение. В работе выделены и описаны основные направления развития философии права, связанной с юридической антропологией; раскрыты возможные пути совершенствования образовательных программ с учетом того идеологического влияния, которое может при определенных условиях оказывать на сознание обучаемых идеологический вектор интерпретации этноправа. Особое значение в данной связи имеет преподавание гражданского права, а также философии и смежных дисциплин, способствующих формированию осознанной гражданской позиции.

21-28 211
Аннотация

Введение. В статье исследуются принципы исполнения договорных обязательств по праву Квебека, включая их нормативное закрепление в процессе кодификации гражданского и торгового права, проводится анализ ГК Квебека 1991 г. и судебных прецедентов.

Материалы и методы. Материалом для исследования послужили ГК Нижней Канады 1865 г, ГК Квебека 1991 г., прецеденты судов Квебека и Верховного суда Канады, а также научные труды зарубежных исследователей в области гражданского права. Методологическую основу составили общенаучные (анализ, синтез, аналогия) и специальные юридические методы (сравнительноправовой, формально-логический, системный, структурно-функциональный и метод толкования).

Результаты исследования. Автор проводит анализ кодификации гражданского законодательства Квебека, а также исследует принцип надлежащего исполнения обязательств, его соотношение с реальным исполнением и принцип добросовестности исполнения.

Обсуждение и заключение. Обосновано выделение по праву Квебека принципов (надлежащего и добросовестного) исполнения обязательств. Несмотря на некоторую распространенность вынесения судами Квебека решений о принуждении должников к исполнению в натуре (реальному исполнению), это требование вряд ли можно рассматривать как самостоятельный принцип ввиду наличия ограничений и условий для его реализации на практике.

29-37 77
Аннотация

Введение. Прозрачность процессов регулирования становится все более важным аспектом государственного управления в разных странах. Возрастает спрос на транспарентность внешнеэкономической деятельности, поэтому особая роль уделяется системам мониторинга и оценки (МиО). В статье проводится анализ текущих практик национальных органов государственного управления по созданию и внедрению систем МиО в сфере международной помощи в целях развития. Использование компонента МиО позволяет, с одной стороны, улучшить подотчетность перед налогоплательщиками, а с другой стороны - повысить общую эффективность реализуемых программ.

Материалы и методы. Для проведения исследования используется теория игр, позволяющая идентифицировать логику выбора конкретной системы МиО в разных странах, а также проанализировать ключевые факторы, влияющие на ее внедрение.

Результаты исследования. В результате проведенного анализа выявлены основные принципы формирования национальных систем МиО, а также определены три уровня действий, определяющих процесс принятия решения по системам оценки: общий, стратегический и коалиционный.

Заключение. В заключении предлагается ряд управленческих рекомендаций по использованию системы МиО для повышения эффективности государственных внешнеэкономических программ.

38-44 894
Аннотация

Введение. В статье даются определение и классификация краудфандин-га (коллективного финансирования, соотношение понятий краудфандинг и краудлендинг (взаимное кредитование). Рассматриваются вопросы взаимного кредитования между физическими лицами, юридические аспекты взаимного кредитования между физическими лицами. Анализируется российский законопроект № 419090-7 «Об альтернативных способах привлечения инвестиций (краудфандинге)». Выдвигаются предложения по совершенствованию законодательства в целях развития краудлендинговых отношений, где заёмщиками и инвесторами выступают физические лица. Предлагаются возможные меры повышения эффективности взаимного кредитования.

Материалы и методы. Методологическую основу исследования составили следующие методы познания правовых явлений и процессов в сфере взаимного кредитования: общенаучные методы - анализ и синтез, индукция и дедукция в совокупности, аналогия, и специально-научные методы исследования, в частности, метод сравнительного правоведения и метод комплексного исследования.

Результаты исследования. В результате проведенного исследования рассмотрены несколько наиболее распространенных классификаций краудфандин-га. Выявлено, что краудфандинг - более общее понятие, краудлендинг является одной из форм краудфандинга. Предлагается принятие конкретных мер по совершенствованию законодательства Российской Федерации в сфере взаимного кредитования (краудлендинга):

1.            Включение в законопроект о краудфандинге определения понятия взаимного кредитования между физическими лицами.

2.            Предоставление операторам доступа к бюро кредитных историй с возможностью внесения и получения записей, а также доработка существующих законодательных положений в указанных целях.

3.            Ведение в ЦБ РФ отдельного реестра с минимальными требованиями для добросовестных операторов в сфере взаимного кредитования, работающих с заемщиками и инвесторами физическими лицами.

4.            Предоставление операторам взаимного кредитования между физическими лицами возможности открытия номинальных счетов, а именно: внесение в законопроект оговорки об этом либо издание указания Банка России банкам, обязывающее их открывать номинальные счета таким операторам.

Обсуждение и заключение. Принятие предлагаемых мер позволит повысить эффективность взаимного кредитования (краудлендинга) как альтернативного способа привлечения инвестиций.

УПРАВЛЕНИЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

45-51 70
Аннотация

Введение. В статье дается авторская концепция государства как регулятора инновационного процесса. Переход к непрерывному инновационному процессу является особенностью современного периода научно-технологического развития мировой экономики. Однако централизованным регулятивным образом, используя только средства прямого финансирования без формирования инновационной инфраструктуры в регионах, невозможно приблизиться к научно-технологическому уровню, развитых стран.

Материалы и методы. Используются данные Росстат и аналитические материалы АНО АПИ. Методологической основой являются присущие институционально-эволюционному направлению методы анализа, конвергенции и холистические научные методы и подходы.

Результаты исследования. В результате проведенного анализа обозначено концептуальное видение роли государства как регулятора, необходимого для достижения целей научно-технологического развития в контексте коммерциализации инновационного процесса. Предлагаемое сокращение функций государства не противоречит концепции активной позиции государства при формировании институциональной и инфраструктурной среды. Авторами обосновывается, что учитывать формирование институциональной и инфраструктурной среды необходимо на стадии построения прогнозов и разработки стратегии развития региона. Это положение следует из основных направлений экономической политики по улучшению инвестиционного климата в научно-технологической сфере Дальневосточного федерального округа и опыта стран Азиатско-Тихоокеанского региона, частью которого является Российский Дальний Восток. Предложена схема иерархии структур инновационного развития: федеральные органы исполнительной власти - институциональный уровень, представленный институтом, координирующим инвестиционное развитие и финансовым инструментом развития - административные службы субъекта Федерации, - общественные институты. В совокупности перечисленные структуры складываются в организационный механизм разработки и реализации стратегии развития национальной инновационной системы. Формирование институтов инвестирования дополняет иерархию структур инновационного развития. Региональные институты, создаваемые с целью содействия улучшению инвестиционного климата, одновременно должны представлять собой институты инновационного развития, встроенные в иерархию уровней политики регулятора.

Обсуждение и заключение. Обсуждается оценка возможности и условий совмещения и распределения федеральной и региональной властью функций по организации условий внедрения бизнеса в научно-технологической сфере и по координации преодоления региональных и отраслевых барьеров. Авторы обосновывают принципы новой технико-экономической парадигмы инновационного развития: сокращение функций государства, изменение характера общественных институтов, изменение финансовой архитектуры, обновление и мобильность производственных факторов, виртуализация социума.

52-60 118
Аннотация

Введение. В статье представлены теоретическое обоснование, методика и инструментарий оценки качества жизни для целей системного анализа социально-экономического развития регионов. Разработанная система оценки и инструментарий исследования являются готовым методическим решением для анализа и принятия управленческих решений муниципальными и региональными властями для планирования социально-экономического развития.

В статье приведен пример использования методики применительно к Республике Саха (Якутия).

Статья подготовлена в рамках выполнения проекта по государственному заданию Министерства образования и науки Российской Федерации «Обоснование приоритетных направлений и механизмов обеспечения комфортного проживания на северо-востоке России» [16].

Материалы и методы. Исходными данными являются сведения стандартных ежегодных статистических наблюдений, характеризующие различные аспекты качества жизни населения. Метод состоит в последовательном решении следующих задач:

-              подбор статистических показателей, характеризующих качество жизни, исходя из заданной пространственно-временной локализации - выбранного региона, временного интервала - и их группировка по категориям;

-              расчет нормированных синтетических показателей в пределах каждой категории по различным элементам пространственно-временной локализации (по районам, экономическим зонам, по годам или иным периодам);

-              вычисление интегральных индексов по районам и годам, а также агрегированных (средних) индексов по группам показателей;

-              представление результатов в графическом виде для упрощения интерпретации.

Обобщение значительного массива показателей, отражающих самые разнообразные аспекты качества жизни, позволяет в динамике максимально приблизиться к его объективной оценке.

Результаты исследования. Получены оценки качества жизни населения районов и экономических зон Республики Саха (Якутия) как общие, так и по отдельным категориям. Значимость работы заключается в применении его для выравнивания социально-экономического развития муниципальных районов и регионов, в выявлении проблем в их социально-экономическом развитии.

Обсуждение и заключение. Достоинствами метода являются использование стандартных статистических параметров, относительная простота получения результатов и их интерпретации, а также возможность корректировки в зависимости от целей анализа. На основе результатов данного исследования могут быть выбраны направления социально-экономического развития на среднесрочную и долгосрочную перспективу. При этом не исключается их дальнейшее совершенствование.

61-69 58
Аннотация

Введение. Евросоюз был и остается основным торгово-экономическим партнером Российской Федерации, что делает актуальными любые исследования, посвященные накопленному опыту и достижениям этого объединения стран в создании эффективной системы сбора, обработки и анализа данных о внешнеторговых операциях и управления товарными потоками как внутри ЕС, так и с внешними контрагентами.

Материалы и методы. Исследование проведено на основе теоретического и эмпирического анализа тематических первоисточников ЕС, международных стандартов по учету товаров и услуг во внешнеэкономической деятельности1, и сравнительного анализа сложившейся практики учета и управления товарными потоками в РФ и странах Евросоюза, что позволило авторам дать развернутую оценку действующим в ЕС двум системам статистического учета: Интрастат и Экстрастат и возможности их применения в ЕАЭС.

Результаты исследования. Проведенное в данной работе исследование формирования, развития и совершенствования системы статистического учета операций по внешней и взаимной торговле объединения из 28 стран Европы позволяет сделать ряд конкретных выводов, касающихся как особенностей применения международных стандартов статистики ВЭС в практике Евросоюза, так и целесообразности использования методологических рекомендаций Евростата по учету товарных потоков в статистике Евразийского экономического союза, а также оценить основные успехи в этой сфере и раскрыть некоторые нерешенные проблемы, препятствующие созданию единого блока полной и сопоставимой информации о внешнеэкономической деятельности стран.

Обсуждение и заключение. Управленческая и статистическая деятельность Европейского союза в настоящее время оказывает наиболее заметное воздействие не только на развитие международной внешнеторговой статистики, но и на формирующиеся региональные структуры управления внешнеэкономическим комплексом, включая вопросы сбора, обработки и распространения статистических данных, а также методологии учета и анализа такого рода показателей. Опыт Евросоюза, по мнению авторов, особенно полезным может оказаться для налаживания эффективной статистической работы в Евразийском экономическом союзе. Как интенсивное, так и экстенсивное развитие ЕАЭС будет требовать параллельного изменения законодательной и методологической базы, поэтому сложившаяся и хорошо зарекомендовавшая себя практика создания «двухсистемной» организации и методологии учета товарных потоков в ЕС может стать для этого правильной основой.

РЕЦЕНЗИИ

70-74 55
Аннотация

Рецензия на коллективную монографию «Нотариат в гражданском обороте: в России и за рубежом» под ред. А.О. Иншаковой (Нотариат в гражданском обороте: в России и за рубежом [Текст] : монография / авт. коллектив: Н.В. Гончарова, А.О. Иншакова, О.П. Казаченок, И.А. Остапенко, Ю.А. Тымчук; под ред. А.О. Иншаковой. - М. : Юрлитинформ, 2017. - 176 с.).



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-8420 (Print)
ISSN 2587-5736 (Online)