Preview

Право и управление. XXI век

Расширенный поиск

Философские и методологические вопросы исследования монгольской цивилизации в многополярном мире

https://doi.org/10.24833/2073-8420-2020-1-54-3-13

Аннотация

Введение. Статья посвящена оценке актуальных идей цивилизации Внутренней Азии в многополярном мире. В современных условиях каждой стране необходимо креативно исследовать идеи и научные цивилизационные теории, чтобы определить свое место в мировом сообществе. Сегодня монгольские ученые достаточно подробно изучают эти теории и доктрины западной философской мысли, но такое исследование заслуживает творческого подхода, так как эти концепции не вписываются должным образом в национальную реальность и специфику.

Материалы и методы. Чтобы определить особенности монгольской цивилизации, авторы изучают философские учения и представления о гармонии, учение о двойственности, времени, основы буддизма – все те идеи, которые повлияли на воззрения монголов на «нацию» и «демократию», историю и геополитику.

Результаты. В настоящее время у Монголии сложный выбор линии внешней политики. Появились три основных центра мирового развития – США, Китай и Россия, и соответственно возросла угроза потенциального конфликта между ними. Очевидно, что этот процесс в будущем будет сильно влиять на настоящее и дальнейшее развитие каждого региона и страны в мире. Таким образом, фундаментальные проблемы методологического характера, а также цивилиографии связаны с изменениями в международной ситуации. Вопрос национальной идентичности не должен быть исключен из геополитической повестки дня, а также вопросы исторического развития из анализа политики.

Обсуждение и выводы. Монголия по своему географическому положению относится к Азиатско-Тихоокеанскому региону. В цивилизационном аспекте монголы являются кочевой нацией. Эти два фактора являются фундаментальными для формирования национальной идентичности. В контексте цивилизационной принадлежности и национальной идентичности монголы ближе к среднеазиатскому пространству. В этой пространственной области действуют такие региональные организации, как: Шанхайская организация сотрудничества и АТЭС. Однако Монголия не является членом этих организаций, имея лишь статус наблюдателя, а потому не может эффективно участвовать в крупных региональных и глобальных проектах и программах. Следовательно, членство в этих региональных организациях в дополнение к экономическому росту имеет для Монголии стратегическое значение.

Об авторах

Чулуунбаатар Гелегпил
Монгольская академия наук
Монголия

доктор философских наук, профессор, первый вице-президент

Улан-Батор



Хатанболд Оидов
Монгольская академия наук
Монголия

кандидат политических наук, старший научный сотрудник Института философии

Улан-Батор



А. С. Железняков
Институт востоковедения РАН; Федеральный научно-исследовательский социологический центр РАН
Россия

Железняков Александр Сергеевич, доктор политических наук, заместитель директора Института востоковедения РАН, главный научный сотрудник, Федеральный научно-исследовательский социологический центр РАН

Москва



Список литературы

1. Бадараев Д.Д., Винокурова А.В., Литвинова Т.Н. Создание экономических коридоров «Китай – Монголия Россия» как альтернатива «Шёлковому пути» // Ойкумена. Регионоведческие исследования. 2017. № 2 (41). С. 7-17.

2. Бира Ш. Түүвэр зохиолууд. [Избранные работы]. Улан-Батор, 2007.

3. Changes in the Democratic Governance in Mongolia. Ulaanbaatar: IPSL, SPAI, UNDP, «Sansudai» Printing house, «Bembi-san LLC., 2006; 2008; 2010; 2013.

4. Chibilev A. A. Landscapes of Eurasian steppes as the object of historical steppe science // Geography and Natural Resources. 2009. No. 30 P. 219–223. DOI: 10.1016/j.gnr.2009.09.003

5. Даш-Ёндон Б. Сэтгэлгээгээ шинэчлэх нь хямралаас гарч дэвжихийн үндэс мөн. [Обновление вашего мышления является основой для выхода из кризиса] // Цаг үе: сэтгэл бодрол, философи. [Времена: психология и философия]. Улан-Батор, 2012.

6. Даш-Ёндон Б. Төв үзэл-сэтгэх арга [Срединный образ мышления] // Цаг үе: сэтгэл бодрол, философи. [Времена: психология и философия]. Улан-Батор, 2012.

7. Goldman, M. & Goldman, M. To Leninism and back // From Leninism to Freedom: The challenges of Democratization. Edit. Margaret L. Nugent. San-Francisco: Boulder, Oxford: Westview Press. – 1992.

8. Hegel, G.W.F. Philosophy of History. Ontario: Batoche Books Kitchener, 2001.

9. Huntington, S. P. After twenty years: the future of the third wave // Journal of Democracy. 1997. Volume 8 (4). Р. 3-12.

10. Литвинова Т.Н. Идея монгольской цивилизации как концепт многополюсного мироустройства // Полис. Политические исследования. 2017. № 5. С. 187-191. DOI: 10.17976/jpps/2017.05.13

11. Литвинова Т. Н., Железняков А. С. Взаимное восприятие образов России и Монголии в контексте трансцивилизационного взаимодействия // Социологические исследования. 2019. № 5. С. 129-138. DOI: 10.31857/S013216250004967-6

12. Лхагва О. Мунх тэнгэрий и голографическая вселенная. [Небо и голографичекая вселенная] // Тэнгэризм ба монголчууд. [Тенгрианство и монголы]. Улан-Батор, 2011.

13. Лувсанцэрэн Г. Буддын гүн ухааны онол, түүхийн асуудлаас. [Из теории и истории буддийской философии]. Улан-Батор, 2008.

14. МонголУлсын түүх. [История Монголии]. Том 1. В 5-ти томах. Улан-Батор, 2003.

15. МонголУлсын түүх. [История Монголии]. Том 2. В 5-ти томах. Улан-Батор, 2003.

16. Монголын философийн түүх (ХVII-ХIХ зуун). [История монгольской философии (XVIII-XIX вв.)], Часть вторая, книга IV. Улан-Батор: Институт философии, социологии и права МАН, 2001.

17. Møller, J. & Skaaning, S.E., 2010. Post-Communist regime types: Hierarchies across attributes and space. Communist and Post-Communist Studies. No. 43. P. 51-71.

18. Оюунлаг танин мэдэхүй. [Духовное познание]. Улан-Батор: Институт философии, социологии и права МАН, 2011.

19. Rong, J. Wolf totem. Translated Boldbaatar D., Edited by Mend-Ooyo G. Ulaanbaatar: «Mon sudar» Prinitng LLC, 2010.

20. Россия и Монголия: цивилизационные аспекты модернизации (сравнительный анализ) / отв. ред. А.С. Железняков, Т.Н. Литвинова. Москва: Институт социологии РАН, 2016. – 196 с. [Электронный ресурс] URL: http://www.isras.ru/index.php?page_id=1198&id=4447

21. Tsanjid, A., Chuluunbaatar, G., Ganbat, D., 2008. Democratic principle and integration on the National characteristics and culture. Report on the Grant project on Scientific. Ulaanbaatar.

22. Цанжид А. Төр барихуй монгол ухаан. [Монгольское искусство государственного управления]. Улан-Батор: «Адмон», 2011.

23. Цэвээн Ж. Түүвэрз охиолууд. [Избранные работы]. Улан-Батор, 2000.

24. Железняков А.С. Цивилизационное измерение идентичности многополюсного мира // Философские науки. 2012. №11. С. 11-21.

25. Железняков А.С. Монгольская цивилизация: история и современность. Теоретическое обоснование атласа. М.: Весь Мир, 2016. 288 с.

26. Жүгдэр Ч. Монголын нийгэм улс төр, философийн сэтгэлгээний хөгжил. [Развитие монгольской социальнополитической и философской мысли]. Улан-Батор: «Бемби сан», 2006.


Рецензия

Для цитирования:


Гелегпил Ч., Оидов Х., Железняков А.С. Философские и методологические вопросы исследования монгольской цивилизации в многополярном мире. Право и управление. XXI век. 2020;16(1):3-13. https://doi.org/10.24833/2073-8420-2020-1-54-3-13

For citation:


Gelegpil Ch., Oidov Kh., Zhelezniakov A.S. The philosophical and methodological issues of Mongolia’s civilization in the multi-polar world. Journal of Law and Administration. 2020;16(1):3-13. https://doi.org/10.24833/2073-8420-2020-1-54-3-13

Просмотров: 717


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-8420 (Print)
ISSN 2587-5736 (Online)