Preview

Право и управление. XXI век

Расширенный поиск
Том 16, № 1 (2020)
Скачать выпуск PDF

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

3-13 69
Аннотация

Введение. Статья посвящена оценке актуальных идей цивилизации Внутренней Азии в многополярном мире. В современных условиях каждой стране необходимо креативно исследовать идеи и научные цивилизационные теории, чтобы определить свое место в мировом сообществе. Сегодня монгольские ученые достаточно подробно изучают эти теории и доктрины западной философской мысли, но такое исследование заслуживает творческого подхода, так как эти концепции не вписываются должным образом в национальную реальность и специфику.

Материалы и методы. Чтобы определить особенности монгольской цивилизации, авторы изучают философские учения и представления о гармонии, учение о двойственности, времени, основы буддизма – все те идеи, которые повлияли на воззрения монголов на «нацию» и «демократию», историю и геополитику.

Результаты. В настоящее время у Монголии сложный выбор линии внешней политики. Появились три основных центра мирового развития – США, Китай и Россия, и соответственно возросла угроза потенциального конфликта между ними. Очевидно, что этот процесс в будущем будет сильно влиять на настоящее и дальнейшее развитие каждого региона и страны в мире. Таким образом, фундаментальные проблемы методологического характера, а также цивилиографии связаны с изменениями в международной ситуации. Вопрос национальной идентичности не должен быть исключен из геополитической повестки дня, а также вопросы исторического развития из анализа политики.

Обсуждение и выводы. Монголия по своему географическому положению относится к Азиатско-Тихоокеанскому региону. В цивилизационном аспекте монголы являются кочевой нацией. Эти два фактора являются фундаментальными для формирования национальной идентичности. В контексте цивилизационной принадлежности и национальной идентичности монголы ближе к среднеазиатскому пространству. В этой пространственной области действуют такие региональные организации, как: Шанхайская организация сотрудничества и АТЭС. Однако Монголия не является членом этих организаций, имея лишь статус наблюдателя, а потому не может эффективно участвовать в крупных региональных и глобальных проектах и программах. Следовательно, членство в этих региональных организациях в дополнение к экономическому росту имеет для Монголии стратегическое значение.

14-27 176
Аннотация

Введение. Одним из важнейших достижений человечества стало признание системного единства естественнонаучного и социального познания. Признание этого, однако, имело место отнюдь не всегда. Это весьма наглядно проявилось в истории становления и развития политических наук, которые на разных этапах бросались из крайности в крайность, то отожествляя свои методы с естественнонаучными, то претендуя на собственную уникальность, а то и универсальность. С точки зрения методологии эти вопросы приобрели особенно важное значение на фоне новой неклассической картины мира, однако адаптация политических наук к новому типу мышления сталкивается с изрядными трудностями.

Методы исследования. Основной метод исследования – сравнительный анализ вариантов сопряжения философско-субстантивных (онтологических и эпистемологических) и политико-прикладных способов исследования политических и международно-политических процессов и явлений. Кроме того, применялся интерпретативный подход.

Результаты исследования. Рассмотрение наиболее важных подходов к исследованию политических и международных процессов показывает, что восприятие новых постулатов неклассической и постнеклассической картины мира в сфере познания политического сталкивается с изрядными трудностями. Наряду с сохранением влияния чисто механистического подхода имели место попытки обращения к отдельным элементам новых картин мира, в частности, к квантовой физике, биологии, использования фактора случайности, отказа от причинно-следственных моделей. Однако в большинстве случаев можно говорить не столько о трансляции методов и подходов из естественных наук в политические, сколько попытках выстраивания «слабых» вариантов теорий или некоего подобия (например, квантовоподобных) теорий), хотя в целом политические науки, равно как и другие социальные науки все же стремятся развиваться в духе времени.

Обсуждение и заключение. Адаптация политических наук к новым научным картинам мира неизбежна, но по определению ограничена: при всем единстве знания как такового их методы и инструменты весьма различны и даже в процессе приспособления претерпевают столь значительные изменения и упрощения, что зачастую сохраняют лишь наименования и имитацию методологии других наук. И все же как минимум придется идти параллельным курсом. Но некоторая осторожность здесь все же не помешает.

ПРАВО В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

28-35 109
Аннотация

Введение. Энергетическое сотрудничество государств членов Евразийского экономического союза (далее – Союз, ЕАЭС и члены ЕАЭС) играет важнейшую роль в рамках евразийской экономической интеграции. Члены ЕАЭС ставят своей целью создание общих энергетических рынков Союза к 2025 г.
В правовой доктрине существуют различные мнения относительно правовой природы ЕАЭС и права ЕАЭС, имеющие значение для анализа международно-правовых аспектов сотрудничества членов ЕАЭС в сфере энергетики, а также отмечается формирование энергетического права ЕАЭС.
В статье анализируются энергетические положения Договора о Евразийском экономическом союзе, роль национального законодательства и двусторонних международных договоров членов ЕАЭС в сфере энергетики.

Материалы и методы. В исследовании использованы акты права ЕАЭС, предшествующие акты ЕврАзЭС, двусторонние международные договоры членов ЕАЭС в сфере энергетики, работы виднейших авторов, затрагивающие вопросы евразийской интеграции. Методологическую основу исследования составили следующие теоретические методы познания: анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, а также специальные методы познания правовых явлений и процессов: сравнительно-правовой и формально-юридический.

Результаты исследования. В исследовании обобщены акты права ЕАЭС в сфере энергетики различной правовой природы, выделены пробелы и недостатки энергетических положений Договора о Евразийском экономическом союзе, выявлены различия в подходах ЕАЭС и ЕврАзЭС, проанализированы положения Договора относительно национального законодательства и двусторонних международных договоров членов ЕАЭС в сфере энергетики.
Обсуждение и заключение. Акты права ЕАЭС в сфере энергетики рассматриваются как энергетическое право ЕАЭС, которое наряду с энергетическим правом Европейского союза является частью международного энергетического права.
Выявленные пробелы и недостатки энергетических положений Договора о Евразийском экономическом союзе могут быть использованы для совершенствования энергетического права ЕАЭС.
Несмотря на развитие многостороннего регулирования энергетического сотрудничества посредством актов права ЕАЭС, направленных на формирование общих энергетических рынков ЕАЭС, в сфере энергетики сохраняется значение национального законодательства членов ЕАЭС и потребуется большая работа по его гармонизации и унификации. Кроме того, большое значение по-прежнему имеют двусторонние международные договоры членов ЕАЭС, регулирующие энергетическое сотрудничество.

36-41 48
Аннотация

Введение. Статья посвящена организационно-правовым вопросам формирования Сената Австралийского Союза. Автор анализирует основы конституционно-правового регулирования формирования верхней палаты Австралийского Союза. В работе затрагиваются вопросы избирательного права Австралийского Союза. Подробно рассматривается избирательная система, используемая для выборов в Сенат Австралии. В настоящее время отсутствуют работы, подробно раскрывающие основы порядка формирования Сената Австралийского Союза.

Материалы и методы. Для создания статьи были использованы работы австралийских ученых в области конституционного права, а также ряд нормативно-правовых актов, регулирующих рассматриваемые в статье вопросы. Методологическую основу исследования составили общенаучные и частнонаучные методы познания (диалектический метод, методы анализа и синтеза, дедукции и индукции, сравнительно-правовой и историко-правовой методы).

Результаты исследования. Автором рассмотрены специфические характеристики Сената и, в частности, детально проанализированы конституционные нормы, закрепляющие порядок избрания сенаторов напрямую народом каждого субъекта Австралийского Союза. Также автор в статье анализирует становление избирательной системы, применяемой для формирования Сената Австралийского Союза.

Обсуждение и выводы. В настоящей статье автор обращает внимание на стабильность и неизменность основ правового регулирования Сената, регламентированных Конституцией Австралийского Союза, утвержденной еще Британским парламентом и подписанной Британским монархом. Автор уделяет внимание и особенностям формирования законодательного органа Австралии.

УПРАВЛЕНИЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

42-50 70
Аннотация

Введение. Многослойность и противоречивость развития мира, стран и регионов на фоне последствий глобализации и обострения международной конфронтации усложняют формулирование и решение внутренних управленческих задач, выбор оптимальной стратегии и тактики реагирования на стремительно меняющуюся ситуацию или, напротив, попытки возрождения архаичных институтов, отвергающих ценности межцивилизационного диалога. Цель данной статьи – выявление и оценка этнополитических вызовов в инструментарии государственной национальной политики Российской Федерации на примере ряда документов стратегического планирования.

Материалы и методы. Исследование базировалось на изучении официальных документов Российской Федерации в рамках целеполагания и контекстном анализе политического дискурса с учетом концепции артикуляции. Применялись также методы системного и сравнительного анализа, политической диагностики.

Результаты исследования. Проведенный анализ позволил обнаружить в рассмотренных документах стратегического планирования РФ значительную, но не абсолютную корреляцию в интерпретации этнополитических вызовов для России. Показано, что смыслообразующие сюжеты официального дискурса в этнополитической плоскости имеют во многом консервативную суть, отсылая к традиционным ценностям, сохранению идентичности России как цивилизации. Одновременно в нем акцентированы отказ от замкнутости, изоляции, призывы к активности на международной арене в различных форматах, к внутренним преобразованиям. Выявлено определенное совпадение приоритетных задач в контексте актуализированных вызовов в области межнациональных отношений, регионального и пространственного развития страны.

Обсуждение и заключение. Обоснована необходимость уточнения некоторых положений действующих документов стратегического планирования РФ и устранения из них пробелов, не согласующихся с современными дискурсивными практиками и потребностями управления этнополитической сферой. Предложены меры по совершенствованию законодательного сопровождения этнологической экспертизы, ее практического внедрения, расширения социологического и этнополитического мониторинга с интеграцией структур федерального и регионального уровней и усилением внимания к локальному (муниципальному) уровню, ранней диагностике и предупреждению конфликтных ситуаций, поддержке отечественной культуры и искусства, «воспитания» элиты и подготовки кадрового резерва в духе осознания принадлежности к общероссийской гражданской нации.

51-60 61
Аннотация

Введение. В данном исследовании в сопоставлении анализируются два противоположных подхода к построению интернет-сферы. Первый -технократический подход-утверждается в кибернетико-системной методологии, основан на технократическом управлении обществом и предполагает тотальное управление интернет-сферой в интересах государственной системы, подавление отдельной личности через «программирование» её сознания. В этом подходе, анализируемым кейсом служит «система социального доверия» в Китае.
Второй-делиберативно-демократический подход - исходит из феноменологии и служит основой для эгалитарной модели делиберативной демократии, предполагающей всеобщее обсуждение и значимость смыслов, сообщаемых каждой личностью в интернет-сфере. Анализируется кейс онлайн-делиберативных обсуждений, служащих выявлению мнений самих граждан и определению подлинного общественного мнения.

Материалы и методы. В данной статье используются логические методы анализа: анализ, синтез, сравнительный анализ.

Результаты исследования. В данном исследовании показано, как кибернетико-системная методология, холистски анализирующая общество и предполагающая его программирование «сверху вниз», ведёт к технократическому управлению обществом и интернет-сферой. Также показывается, как феноменологический подход, направленный на восприятие личностных смыслов каждого гражданина, становится основой делиберативной демократии и онлайнделиберативных обсуждений.

Обсуждение и заключение. В статье было выявлено следующее. Показаны серьёзные риски, к которым приводит применение кибернетико-системных принципов в управлении интернет-сферой: программирование сознания личности, выхолащивание переживаемых ей смыслов, регулирование всей общественной жизни. В противопоставлении с кибернетическим подходом, аналитически показываются преимущества феноменологического подхода, воспринимающего личностные смыслы каждой личности и ведущего к их раскрытию в интернетсфере, что создаёт фундамент для сохранения демократического режима.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-8420 (Print)
ISSN 2587-5736 (Online)