Preview

Право и управление. XXI век

Расширенный поиск

Внедрение принципов эффективного государственного управления в интересах устойчивого развития в Узбекистане

https://doi.org/10.24833/2073-8420-2021-4-61-3-19

Аннотация

Введение. Статья посвящена вопросам гармонизации национального законодательства Узбекистана с принципами эффективного государственного управления в интересах устойчивого развития. Практическая реализация данных принципов имеет большое значение для повышения эффективности, подотчетности и открытости государственных органов всех уровней в достижении целей, воплощенных в Повестке дня на период до 2030 г., и соответственно, национальных целей в области устойчивого развития. Основные элементы эффективности, подотчетности и инклюзивности в рамках Цели 16 в области устойчивого развития заложены в основу принципов, являющихся ориентирами, задающими вектор работы в области управления в интересах устойчивого развития. В работе представлен анализ нормативно-правовой базы системы государственного управления в Узбекистане, основных направлений административного реформирования, нацеленного на создание самостоятельных и компетентных институтов, эффективно взаимодействующих между собой в рамках системы профессиональной государственной службы. При этом учитываются условия, возможности и уровень развития страны, национальные стратегии и приоритеты.

Материалы и методы. Методическую основу исследования составили общенаучные и специальные методы познания явлений и процессов (аналитическое обследование, обобщение, системно-ориентированный, функционально-аналитический, статистический подходы). Проведен мониторинг и анализ нормативных актов и официальных документов Республики Узбекистан в сфере системы государственного управления, международных и национальных статистических данных.

Результаты исследования. В ходе исследования обобщена и систематизирована нормативно-правовая база, направленная на обеспечение совершенствования системы государственного управления в рамках одного из основных элементов Цели 16 в области устойчивого развития – эффективность. Выявлено, что в целом созданная национальная правовая основа отвечает требованиям создания эффективных, подотчетных и всеохватных учреждений на всех уровнях в интересах реализации Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 г.

Обсуждение и заключение. Активная реализация законодательных и институциональных реформ правительством Узбекистана положила начало созданию более открытой и прозрачной системы эффективного управления, способствующей имплементации ЦУР в республике. Однако существующие проблемы и вызовы свидетельствуют о том, что данная система еще далека от совершенства и требует системного подхода к созданию правовых и институциональных механизмов реализации принципов эффективного государственного управления.

Об авторах

М. Т. Бакоев
Университет мировой экономики и дипломатии
Узбекистан

Бакоев Матекуб Тешаевич, доктор физико-математических наук, профессор, проректор по учебным делам



Г. С. Исмаилова
Университет мировой экономики и дипломатии
Узбекистан

Исмаилова Гулноза Сайдиганиходжаевна, доктор юридических наук, проректор по науке и инновациям



Л. М. Ташпулатова
Университет мировой экономики и дипломатии
Узбекистан

Ташпулатова Лайло Маратовна, кандидат экономических наук, доцент, заведующая кафедрой «Экономическая теория»



Р. А. Джураева
Университет мировой экономики и дипломатии
Россия

Джураева Рано Абдуллаевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономическая теория»



Список литературы

1. Kamolov S.G., Konstantinova A.N. E-government: way of modernization and efficiency enhancement of public governance // Journal of Law and Administration. 2017. № 1. Р. 13-21. DOI: 10.24833/2073-8420-2017-1-42-13-21.

2. Лопатова Н. Международный опыт формирования цифрового правительства // Наука и инновации. 2019. № 5. С. 24–28. DOI: 10.29235/1818-9857-2019-5-24-28.

3. Макс Эверест-Филлипс. Меритократия и совершенствование государственной службы // Международный журнал реформы и практики государственной службы. № 1. октябрь 2015 // https://www.astanahubjournal.org.

4. Охотский Е.В., Березко В. Э. Организация государственной службы в России на современном этапе: ориентация на новое качество управления // Право и управление. XXI век. 2017. № 4(45). DOI: 10.24833/2073-8420-2017-4-45-36-46.

5. Узбекистан: Добровольный национальный обзор 2020. Нью-Йорк. 2020. 198 p. // https://sustainabledevelopment.un.org.

6. «Уложение Тимура» / Перевод с персидского Х. Караматова / Под научной редакцией Б. Ахмедова. Ташкент, 1999.

7. Anderson, J., Reid, G. and Ryterman, R. Understanding public sector performance in transition countries: An empirical contribution. Washington, DC: World Bank, 2003.

8. Arezki, R. and Quintyn, M. 2013. Degrees of development // Finance and Development. 50 (1).

9. Desta, Y. Manifestations and Causes of Civil Service Corruption in Developing Countries // Journal of Public Administration and Governance. Vol. 9. № 3 // https://doi.org/10.5296/jpag.v9i3.14930.

10. Evans, P. and Rauch, J. Bureaucracy and Growth: A Cross-National Analysis of the Effects of “Weberian” State Structures on Economic Growth // American Sociological Review. 1999. 64 (5). Р. 760.

11. Harisalo, R., Miettinen, E. Trust capital. The third force of entrepreneurship. Tampere University Press, 2002.

12. Jesse Kivilä, Miia Martinsuo, Lauri Vuorinen. Sustainable project management through project control in infrastructure projects // International Journal of Information Systems and Project Management. 2016. № 35.

13. Kooiman, J. Modern governance: New government-society interactions. London: Sage Publication, 1993.

14. McCourt, W. Public appointments: From patronage to merit // Human Resources in Development Group Working Paper Series. Working Paper No. 9. Manchester: Institute for Development Policy and Management, University of Manchester, 2000.

15. North, D.C. Institutions, institutional change and economic performance. Cambridge University Press, 1990 // https://doi.org/10.1017/cbo9780511808678.

16. Panyasiri Ch. A comparative analysis of contemporary Public Management Concepts in Thailand // Journal of Public Administration and Governance. 2018. Vol. 8. № 4 // https://doi.org/10.5296/jpag.v8i4.13708.

17. Recanatini, F., Prati, A. and Tabellini, G. Why are some public agencies less corrupt than others? Lessons for institutional reform from survey data. Washington, DC: World Bank, 2005.

18. Rhodes, R.A.W. The new governance: Governing without government // Political Studies. 1996, 44. Р. 652-667 // https://doi.org/10.1111/j.1467-9248.1996.tb01747.x.

19. Sorensen, E., & Torfing, J. Designing institutional platforms and arenas for interactive political leadership // Public Management Review. Vol. 21. Issue 21(10). 2019. Р. 1443-1463 // https://doi.org/10.1080/14719037.2018.1559342.

20. United Nations Common Country Analysis Uzbekistan_RU.pdf. January 2020 // https://uzbekistan.un.org/sites/default/files/2020-10/UnitedNationsCommonCountryAnalysisUzbekistan_RU.pdf.


Рецензия

Для цитирования:


Бакоев М.Т., Исмаилова Г.С., Ташпулатова Л.М., Джураева Р.А. Внедрение принципов эффективного государственного управления в интересах устойчивого развития в Узбекистане. Право и управление. XXI век. 2021;17(4):3-19. https://doi.org/10.24833/2073-8420-2021-4-61-3-19

For citation:


Bakoev M.T., Ismoilova G.S., Tashpulatova L.M., Djuraeva R.A. Implementation of the principles of effective public governance for sustainable development in Uzbekistan. Journal of Law and Administration. 2021;17(4):3-19. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2073-8420-2021-4-61-3-19

Просмотров: 648


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-8420 (Print)
ISSN 2587-5736 (Online)