АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
Введение. Статья посвящена вопросам гармонизации национального законодательства Узбекистана с принципами эффективного государственного управления в интересах устойчивого развития. Практическая реализация данных принципов имеет большое значение для повышения эффективности, подотчетности и открытости государственных органов всех уровней в достижении целей, воплощенных в Повестке дня на период до 2030 г., и соответственно, национальных целей в области устойчивого развития. Основные элементы эффективности, подотчетности и инклюзивности в рамках Цели 16 в области устойчивого развития заложены в основу принципов, являющихся ориентирами, задающими вектор работы в области управления в интересах устойчивого развития. В работе представлен анализ нормативно-правовой базы системы государственного управления в Узбекистане, основных направлений административного реформирования, нацеленного на создание самостоятельных и компетентных институтов, эффективно взаимодействующих между собой в рамках системы профессиональной государственной службы. При этом учитываются условия, возможности и уровень развития страны, национальные стратегии и приоритеты.
Материалы и методы. Методическую основу исследования составили общенаучные и специальные методы познания явлений и процессов (аналитическое обследование, обобщение, системно-ориентированный, функционально-аналитический, статистический подходы). Проведен мониторинг и анализ нормативных актов и официальных документов Республики Узбекистан в сфере системы государственного управления, международных и национальных статистических данных.
Результаты исследования. В ходе исследования обобщена и систематизирована нормативно-правовая база, направленная на обеспечение совершенствования системы государственного управления в рамках одного из основных элементов Цели 16 в области устойчивого развития – эффективность. Выявлено, что в целом созданная национальная правовая основа отвечает требованиям создания эффективных, подотчетных и всеохватных учреждений на всех уровнях в интересах реализации Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 г.
Обсуждение и заключение. Активная реализация законодательных и институциональных реформ правительством Узбекистана положила начало созданию более открытой и прозрачной системы эффективного управления, способствующей имплементации ЦУР в республике. Однако существующие проблемы и вызовы свидетельствуют о том, что данная система еще далека от совершенства и требует системного подхода к созданию правовых и институциональных механизмов реализации принципов эффективного государственного управления.
ПРАВО В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Введение. В статье раскрывается несостоятельность имеющей место в международном медийном пространстве тенденции постановки под вопрос универсальных принципов международного права на примере дискуссии о сохранении нормы обеспечения защиты против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания в условиях глобальных террористических угроз. Анализируется деятельность международных правительственных и неправительственных организаций в борьбе против пыток. Главный акцент делается на особенностях и правоприменительной практике норм международного права в сфере запрета применения пыток. Изучаются проблемы, связанные с предупреждением и распространением пыток, рассматривается динамика развития национального законодательства некоторых государств в отношении легализации применения пыток, приводятся пример нарушения запрета на пытки, а также позиция Европейского суда по правам человека в отношении применения пытки.
Материалы и методы. Проводится системный анализ, задействованы сравнительные и формально-юридические методы анализа международного права против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. Используются научные и общенаучные методы познания специфики международного права в сфере запрещения применения пыток и смертной казни как высшей меры наказания, а именно описательный метод.
Результаты исследования. За несколько десятилетий создана система международного права, которая дала трактовку понятию «пытка», ввела полный запрет на применение пыток и другие жестокие, бесчеловечные или унижающие достоинство виды обращения и наказания. Запрет на пытки является абсолютным, они запрещены международным правом, законодательством большинства стран мира, Конвенцией ООН против пыток и другими международными документами. Данный запрет не допускает никаких исключений, что, однако, не всегда имеет место, давая поводы национальным и мировым СМИ активизировать дискуссию о допустимости пересмотра данных норм международного права в интересах противодействия террористическим угрозам.
Обсуждение и заключение. Несмотря на развитие законодательства в сфере противодействия пыткам, существует ряд проблем соблюдения данной нормы международного права, среди которых находится вопрос определения понятия «жестокие, бесчеловечные или унижающее достоинство обращение или наказание», проблема нарушения международных документов в этой сфере, этический фактор в вопросе применения пыток и другие. Важной проблемой является вопрос отнесения смертной казни к высшей мере пыток и наказания, дискуссии относительно чего будут продолжаться еще долгое время. В сложившейся ситуации важными приоритетными направлениями работы ООН и других международных организаций выступают борьба с применением пыток, призыв к введению полного запрета на пытки на национальном уровне, укрепление гарантий прав граждан на защиту от них или прав на гуманитарную, экономическую и психологическую помощь в случае применения пыток по отношению к ним, поощрение проведения на гражданском уровне информационноразъяснительных мероприятий, объясняющих их безусловный законодательный запрет, аморальность и бесчеловечность. Важной задачей всех государств является продолжение работы по достижению всеобщего и полного запрета пыток, защите прав граждан и построению инклюзивного, многостороннего и доверительного диалога между всеми государствами, а также его обеспечение на федеральном, региональном и местном уровнях с задействованием информационно-коммуникационных инструментов медийной политики и при участии всего гражданского общества.
Введение. Статья посвящена исследованию правовых механизмов защиты прав участников дистанционно-цифровой сделки, совершаемой частным инвестором (физическим лицом) и юридическим лицом (инвестиционным посредником, получателем инвестиций) с тем или иным объектом инвестирования и относящейся к реальным договорам. Нарушения прав участников сделки чаще всего связаны с этапом окончания такой сделки и являются следствием несвоевременного и/или не в полном объеме возврата вложенных денег, неисполнением контрагентом-должником обязательств сразу по получении от инвестора денег – по передаче самого объекта инвестирования. Невыплаты обещанного дохода закономерно порождают конфликт. Между тем существующие в настоящее время инструменты финансового обеспечения предпринимательских проектов объективно не способны целиком соответствовать текущим потребностям хозяйствующих субъектов, а новые объекты инвестирования еще мало изучены с точки зрения правовой науки, требуют определения их юридической характеристики и установления правовой природы.
Материалы и методы. Методологическую базу исследования составил материалистический позитивизм в сочетании с применением общенаучных методов познания. В том числе: диалектический метод, формально-логический, анализ, синтез, дедукция и индукция, методы гипотезы, аналогии и др. В работе применены частно-научные методы, такие как: историко-ретроспективный метод, функциональный, статистический. Также применены специальные методы познания юридической науки: сравнительно-правовой, метод системного исследования, формально-юридический, и др. В работе использован также метод правового моделирования, позволивший сформировать структуру и функциональные элементы гражданско-правовой модели превенции неисполнения обязательств участниками дистанционно-цифровых инвестиционных сделок в информационном пространстве, зашиты их прав и законных интересов.
Нормативно-правовую базу работы составили положения действующих законодательных актов. Среди которых: ФЗ РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»; ФЗ РФ от 23.12.2003 № 177-ФЗ «О страховании вкладов в банках Российской Федерации»; ФЗ от 31.07.2020 № 258-ФЗ «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации»; ФЗ РФ от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнёрстве, муниципально-частном партнёрстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и др.
Эмпирическую базу исследования составили материалы судебной и арбитражной практики (например, Ряжского районного суда Рязанской области; Арбитражного суда г. Москвы; Девятого арбитражного апелляционного суда Арбитражного суда г. Москвы; Заводоуковского районного суда Тюменской области; Тюменского областного суда и др.), а также статистические данные, опубликованные на официальных сайтах хозяйствующих субъектов (например, ПАО Мосбиржи, американской консалтинговой фирмы «Satis Group» LLC и др.).
Теоретическую основу составили труды отечественных (А.И. Гончарова, А.О. Иншаковой, Л.А. Новоселовой, А.И. Савельева, Е.Е. Фроловой, Ю.С. Харитоновой и др.) и зарубежных ученых (V. Akella, Bin Ke, Y.K. Dwivedi, Donghui Wu, L. Hughes, S.K. Misra, N.P. Rana, V. Raghavan, Jun Chen, Zhifeng Yang и др.) в соответствующей области исследования.
Результаты исследования. В результате исследования установлено, что современные дистанционно-цифровые технологии приобрели популярность и уже оправдывают ожидания в информационном пространстве. Между тем, на рынке токенов оказалось огромное количество так называемых «скамов» – мошеннических проектов, цель которых - сбор средств путем обмана, в действительности такие организаторы инвестиций только создали видимость реализации проекта без намерений претворять его в жизнь. Обнаружено также, что многие авторы, как российские, так и зарубежные, в современный период уделяют внимание таким современным информационным технологиям как технология распределенного реестра (blockchain) и технология смартконтракта. Однако в научных разработках коллег отсутствуют рекомендации по конкретному построению гражданско-правовой модели взаимодействия участников дистанционно-цифровых сделок в информационном пространстве на основе сочетания технологий распределенного реестра (blockchain) и смартконтракта.
Обсуждение и заключение. Предлагается на основе современных информационных технологий так организовать и регламентировать оборот инвестиционных объектов в информационном пространстве, чтобы отпала сама необходимость защиты прав в виду невозможности их нарушения. Для превенции нарушений и одновременно защиты прав рекомендуется применять в сочетании технологию распределенного реестра (blockchain) и технологию смартконтракта. Выделяются принципиально значимые модельные элементы такой системы способов превенции нарушений и защиты прав участников дистанционно-цифровых инвестиционных сделок. Ключевой особенностью, предлагаемой Универсальной цифровой платформы Мосбиржи для частных инвесторов, является её универсальность. Предлагается объединить в одной такой платформе и финансовую платформу для финансовых сделок, и инвестиционную платформу для оборота утилитарных цифровых прав, и информационную систему для оборота цифровых финансовых активов, цифровых валют. В качестве типовых договорных конструкций рекомендуется разработать стандартные смарт-контракты для каждого объекта инвестирования: 1) бездокументарные ценные бумаги; 2) цифровое право; 3) утилитарное цифровое право; 4) цифровой финансовый актив; 5) цифровая валюта; 6) фьючерсный контракт. Данную задачу рекомендуется решать Банку России путем государственных закупок. Каждый такой типовой смарт-контракт, представляя собой компьютерную программу, должен предусматривать возможность его сопряжения с программно-аппаратным комплексом Мосбиржи.
Обосновывается необходимость внесения изменений и дополнений в ФЗ от 23.12.2003 г. № 177-ФЗ «О страховании вкладов в банках Российской Федерации». Во взаимосвязи с предложением о типовых смарт-контрактах предлагается формировать их программные алгоритмы с четким построением правовых конструкций, соответствующих договорам репо и эскроу. Предложены новое нотариальное действие в процессе регистрации дистанционно-цифровых инвестиционных сделок и новая правовая конструкция передачи вещи в залоговый депозит нотариуса.
Доказано, что полисубъектный юрисдикционный блокчейн в дистанционно-цифровых сделках на Универсальной цифровой платформе для частных инвесторов должен быть реализован по 6-ти узловой схеме взаимодействия субъектов, действующих на территории и под юрисдикцией Российской Федерации. Выделяются факторы риска осуществления дистанционной blockchain регистрации сделок с особыми объектами инвестирования. Среди таких факторов аргументируются: технические факторы; экономические факторы; институциональные факторы.
Сделан вывод о том, что гражданско-правовая модель превенции неисполнения обязательств участниками инвестиционных сделок и защиты их прав в системной взаимосвязи интегрирует ряд специальных элементов. Во-первых, государственно-частное партнёрство; во-вторых, применение экспериментального правового режима в сфере дистанционно-цифровых инвестиционных сделок; в-третьих, набор стандартных смарт-контрактов – дифференцированных по типам объектов инвестирования; в-четвертых, инновационные правовые конструкции для дистанционно-цифровых инвестиционных сделок; в-пятых, полисубъектный юрисдикционный блокчейн, реализуемый по 6-ти узловой схеме взаимодействия субъектов, действующих на территории и под юрисдикцией Российской Федерации; в-шестых, методологический комплекс превенции потенциальных конфликтов между участниками дистанционно-цифровых инвестиционных сделок, системный набор способов защиты их прав.
Введение. В статье рассматриваются виды типовых контрактов FIDIC, как наиболее часто применимых типовых форм договора строительного подряда, анализируются особенности каждого вида контракта FIDIC, история и причины возникновения и применения новых типовых форм контрактов.
Материалы и методы. Реализация исследовательских задач была достигнута на основе изучения теоретического и практического опыта зарубежных стран в применении типовых контрактов строительного подряда FIDIC, история возникновения контрактов FIDIC, их особенности. Методологическую основу исследования составили метод системно-структурного анализа.
Результаты исследования. В статье рассмотрены формы контрактов строительного подряда FIDIC, их особенности, причины возникновения и распространения в международном строительстве.
Обсуждение и заключение. Исследование показало, что типовые контракты FIDIC являются эффективным универсальным механизмом регулирования правоотношений, вытекающих из международных строительных проектов и позволяют минимализировать влияние местного законодательства на международные строительные проекты, в которых могут принимать участие резиденты разных государств.
УПРАВЛЕНИЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Введение. Статья посвящена исследованию механизмов поддержки инфраструктурных проектов в условиях распространения пандемии COVID-19 в Российской Федерации.
Материалы и методы. Материалами исследования послужили нормативные акты, информационно-справочные материалы министерств и ведомств, коммерческих организаций, имеющих отношение к реализации государственной политики в сфере развития инфраструктурных отраслей экономики и ликвидации последствий пандемии COVID-19. При подготовке статьи также использованы экспертные мнения, отчеты рейтинговых агентств, публикации в российских и зарубежных изданиях.
В качестве методов исследования применялись: статистические методы, методы формальной логики, описания и интерпретации, толкования нормативных актов. Исследование построено на характеристике и анализе основных моментов процесса реализации государственной поддержки инфраструктурных проектов.
Результаты исследования. Реализация инфраструктурных проектов в период экономического кризиса, как показывает многолетний (начиная с 30-х годов прошлого века) опыт, является одним из важнейших путей уменьшения негативных последствий за счет генерируемого при реализации этих проектов мультипликативного эффекта.
Наиболее уязвимыми инфраструктурными отраслями являются транспортная, энергетическая и социальная, в меньшей степени страдает коммунальная инфраструктура. По итогам 2020 года в наибольшей степени пострадали проекты либо на стадии строительства, либо введенные в эксплуатацию, но значительно зависящие от потребительского спроса.
Российская Федерация оказалась в числе немногих стран, где в условиях пандемии осуществлялась значительная государственная поддержка реализации инфраструктурных проектов. При этом был использован достаточно широ кий и гибкий инструментарий: предоставление льготных целевых бюджетных кредитов, реструктуризация ранее выданных бюджетных кредитов на льготных условиях, финансирование проектов за счет средств, вырученных от размещения инфраструктурных облигаций с государственной поддержкой.
Обсуждение и заключение. Следует отметить определенную отраслевую ограниченность мер поддержки: большей частью меры поддержки реализуются в таких сферах, как жилищно-коммунальная и транспортная инфраструктура, частично – в топливно-энергетической сфере.
Не отличается последовательностью нормативное обеспечение мер государственной поддержки. В руководящих документах, невозможно с определенной точностью выделить проекты, разработанные непосредственно в период пандемии. Кроме того, с учетом необходимости оперативного ответа событиям, связанным с негативным влиянием пандемии на развитие инфраструктуры, вызывает сомнение отсутствие в нормативных документах четко установленных сроков исполнения отдельных руководящих положений.
РЕЦЕНЗИЯ
Рецензия на книгу: Мельникова О.А. Манипуляция общественным мнением и глобальная кибер-безопасность. Москва: Гнозис, 2021. – 208 с.
Манипуляция общественным сознанием становится важным фактором международной информационной безопасности и стабильности. Российская Федерация на протяжении многих лет выступает в поддержку формирования международного режима информационной безопасности, который учитывал бы весь спектр угроз в данной области, в том числе и проблемы манипуляции сознанием как инструмента воздействия на общественное мнение и вмешательства во внутренние дела. В рецензируемой монографии на системной основе рассмотрены внешнеполитические инициативы России в данной области и охарактеризовано влияние манипуляции общественным мнением на международную информационную безопасность и национальную безопасность Российской Федерации.
ISSN 2587-5736 (Online)