Аннотация
В статье проводится сравнительно-правовой анализ институтов прези- дентства Соединенных Штатов Америки и Российской Федерации. Авторы подробно анализируют различные аспекты указанных институтов, особо об- ращая внимание на особенности осуществления полномочий президентов двух стран. Принятая в 1787 году Конституция США содержала ряд новшеств, которые в будущем оказали колоссальное влияние на развитие конституцион- ного и государственного строительства большинства стран мира. Она про- возгласила принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви, а также учредила совершенно новый институт президент- ства. Во времена, когда монархия была доминирующей формой правления, этот институт воспринимался как адекватная монархии форма правления, ограниченная только выборным сроком. Однако скоро стало ясно, что в дале- ких и малонаселенных Соединенных Штатах создана совершенно новая кон- ституционная конструкция со сложным демократическим механизмом сдер- жек и противовесов в различных ветвях власти [1. С. 397-406]. Институт Президента был учрежден в СССР в 1990 году, а в России - в марте 1991 года на основе результатов референдума. В настоящее время статус, порядок из- брания, компетенции и основания прекращения полномочий Президента Рос- сийской Федерации подробно и четко регламентируются главой 4 Консти- туции Российской Федерации и Федеральным законом от 10 января 2003 г., в редакции от 13 июля 2015 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации». В процессе формирования правовой базы, объема полномочий, роли и места Президента в системе власти всесторонне был учтен опыт ор- ганизации ряда президентских республик в первую очередь США, Франции, с учетом большой специфики и своеобразия истории России, ментальности ее народа и политической элиты.