№ 3 (2016)
Скачать выпуск
PDF
КОЛОНКА ПУБЛИЦИСТА
3-11 1568
Аннотация
В статье проводится сравнительно-правовой анализ институтов прези- дентства Соединенных Штатов Америки и Российской Федерации. Авторы подробно анализируют различные аспекты указанных институтов, особо об- ращая внимание на особенности осуществления полномочий президентов двух стран. Принятая в 1787 году Конституция США содержала ряд новшеств, которые в будущем оказали колоссальное влияние на развитие конституцион- ного и государственного строительства большинства стран мира. Она про- возгласила принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви, а также учредила совершенно новый институт президент- ства. Во времена, когда монархия была доминирующей формой правления, этот институт воспринимался как адекватная монархии форма правления, ограниченная только выборным сроком. Однако скоро стало ясно, что в дале- ких и малонаселенных Соединенных Штатах создана совершенно новая кон- ституционная конструкция со сложным демократическим механизмом сдер- жек и противовесов в различных ветвях власти [1. С. 397-406]. Институт Президента был учрежден в СССР в 1990 году, а в России - в марте 1991 года на основе результатов референдума. В настоящее время статус, порядок из- брания, компетенции и основания прекращения полномочий Президента Рос- сийской Федерации подробно и четко регламентируются главой 4 Консти- туции Российской Федерации и Федеральным законом от 10 января 2003 г., в редакции от 13 июля 2015 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации». В процессе формирования правовой базы, объема полномочий, роли и места Президента в системе власти всесторонне был учтен опыт ор- ганизации ряда президентских республик в первую очередь США, Франции, с учетом большой специфики и своеобразия истории России, ментальности ее народа и политической элиты.
ПРАВО В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
12-20 444
Аннотация
Введение: в статье исследована актуальная проблема судебного нормотворчества в контексте деятельности международных судебных учреждений. Материалы и методы: в статье проведен теоретический и эмпирический анализ основных источников международного и европейского права, судебная практика ряда международных судебных учреждений, труды отечественных и зарубежных ученых, аналитические документы международных организаций, что позволило получить следующие результаты. Результаты исследования: Судебное нормотворчество - устоявшаяся международная практика, которая в ряде случаев бывает особенно востребованной. Судебное нормотворчество воспринимается доктриной как вполне естественное, необходимое и легитимное правовое явление. На практике получили развитие две формы судебного нормотворчества - оно может касаться как содержания нормы права по существу, так и процедурных аспектов. Тем не менее самим международным судебным учреждениям поддаваться судебному активизму и нормотворчеству нужно с большой осторожностью. Необходимо помнить о том, что в своей деятельности международные судебные инстанции обязательно должны опираться на поддержку национальных судебных органов и экспертного сообщества. Обсуждение и заключения: согласно господствующим ныне представлениям, оказавшим определяющее влияние на эволюцию теории государства и права, судебное нормотворчество неотделимо от повседневного отправления судебных функций. И общество, и законодатель в нем остро нуждаются вне зависимости от того, признают они это или нет или даже выступают «против». Оно необходимо во всех тех случаях, когда законодатель не успевает за ходом перемен, вызываемых стремительной эволюцией общества и новыми возможностями, открываемыми научно-техническим прогрессом. Зачастую ему выгодно, чтобы сначала суды опробовали различные подходы, и сложилась устоявшаяся практика, чтобы правоприменение подсказало наиболее рациональные решения. Особенно широкое развитие судебное нормотворчество получило в деятельности судебных органов международных/ региональных интеграционных объединений и в рамках международных механизмов с элементами наднационального принуждения. Прежде всего, в практике Суда Европейского Союза и Европейского суда по правам человека. Вся система права ЕС приобрела большинство признаваемых за ним особенностей и базовых характеристик благодаря Люксембургскому Суду. В их числе - позиционирование права ЕС как отличного от международного и внутригосударственного, преимущественная сила, прямое действие, эффективная юрисдикционная защита, строгое следование требованиям субсидиарности и пропорциональности и др. В свою очередь, Страсбургский Суд очень много сделал для того, чтобы на деле превратить позитивные и процедурные нормы Европейской конвенции по правам человека в “живой развивающийся организм”. Вместе с тем, периоды судебного активизма всегда были не более чем реакцией либо на запрос со стороны государств, либо на необходимость в решении чётко поставленных задач. Последнее слово всегда за основными игроками, которыми были и остаются общество и законодатель. Когда нужно, они без труда накладывают на нормотворчество определённые ограничения. В отношении Суда Евразийского Экономического Союза это уже сделано, причём в договорно-правовом порядке. Однако и перед Минским Судом стоят непростые задачи не только по применению права ЕАЭС, но и по его формированию. Поэтому ему важно поскорее определиться с прецедентным характером своих решений, возможностью использования других источников права, наряду с Договором о ЕАЭС и его вторичным правом, тем, как он будет стягивать национальные правовые системы государств-членов в единое правовое пространство.
21-28 443
Аннотация
Введение. Состояние права в современном мире вызывает серьезное общественное беспокойство. Среди характеристик этого состояния - размывание монопольной роли государства в правовом регулировании и в осуществлении таких государственных полномочий как создание права и осуществление правосудия, рост преступности и правового нигилизма, подмена международного права правом отдельных национальных юрисдикций и т.д.Материалы и методы. Цель данной статьи - обобщить содержащиеся в литературе некоторые результаты изучения кризисных явлений в праве, сделать попытку проследить их генезис, основные черты, вскрыть их причины и оценить пути и возможности выхода из кризиса. Методологической основой исследования является диалектический метод, основанный на анализе противоречий общественного развития и оценке перехода количественных изменений в качественные, исторический, системный и сравнительно- правовой анализ.Результаты исследования. Кризис права рассматривается в статье как несоответствие между правовыми нормами и потребностями общественной жизни. Он проявляется в том, что право не воспринимается как целое, а представляет из себя совокупность норм, объединенных только формально с помощью приемов юридической техники. Среди причин кризиса важную роль играет размывание монопольной роли государства в правовом регулировании, в таких прежде исключительно государственных полномочиях как создание права и осуществление правосудия.Обсуждение и заключение. В ходе обсуждения кризиса в научной литературевыделяетсянесколькосимптомовкризиса,которыеанализируются в статье. Первым симптомом является конфликт ценностей, когда адаптированные правом ценности вступают в противоречие с новой системой ценностей, разделяемой большей частью общества. Второй симптом - наличие межотраслевых противоречий, которое находит свое выражение уже не только в ценностном, но и в собственно правовом конфликте между различными принципами. Третий симптом -это снижение эффективности права в регулировании общественных отношений и в защите базовых ценностей права. Четвертый симптом кризиса связан с соотношением концептуализма и инструментализма в праве. Наконец, пятый признак кризиса -это снижение мотивации к использованию права. Выход из кризиса в праве автор видит в смене парадигмы в современном праве.
29-37 359
Аннотация
Введение. Информационное обеспечение всей системы государственного управления, каждого структурного подразделения осуществляется в опреде- ленном правовом режиме. В статье ставится задача исследовать вопросы си- стематизации законодательства в сфере информационного обеспечения орга- нов государственной власти и эффективности принимаемых управленческих решений.Материалы и методы. С применением различных аналитических мето- дов проведен теоретический и эмпирический анализ отечественных исследо- ваний, справочных и отчетных документов, нормативной правовой базы по проблемам систематизации законодательства через механизмы кодификации в области информационного обеспечения системы государственного управле- ния в стране.Результаты исследования. В результате научного исследования прове- ден теоретический и эмпирический анализ правового регулирования инфор- мационного обеспечения органов государственной власти, условий принятия управленческих решений в информационной сфере Российской Федерации, сформулированы аргументы о необходимости совершенствования правового регулирования в ней. Обосновано, что в системе государственного управления информация становится правовой основой для создания информационного законодательства, а затем и государственной информационной политики. В статье анализируются возникшие признаки системности по развитию правового регулирования в информационной сфере, которые, с одной стороны, вносят упорядоченность, комплексность в систему государственного управ- ления, а с другой - вызывают временный диссонанс по причине непрерывности нормотворческого процесса в этой сфере.Обсуждение и заключения. Нормотворческий процесс по урегулированию правоотношений в информационной сфере имеет динамический характер. Это требует не только гармонизации отечественного законодательства с международными правовыми актами, но и создания систематизированного информационного законодательства через кодификацию, которая может рас- сматриваться как наиболее совершенный вид правотворчества. Он рассма- тривается как перспективный путь достижения комплексного результата - развитости отечественной эталонной базы правовой информации. Это по- зволяет достигать как необходимой эффективности принимаемых управлен- ческих решений в системе государственного управления, так и совершенство- вания самой системы управленческих воздействий, способствовать единству употребляемой юридической терминологии.
38-45 516
Аннотация
Введение. в статье рассмотрены пути усовершенствования разделов внешнеторгового договора, который играет ведущую роль в организации международного торгового (коммерческого) оборота по праву международной торговли. Особое внимание уделено с учетом национального права ключевым требованиям, которые покупатель может предъявить продавцу при продаже товаров ненадлежащего качества.Материалы и методы. наряду с традиционным диалектическим мето- дом научного познания, использование метода системного подхода к изучению правовых понятий, а также других общенаучных и частных методов, приме- няемых в юриспруденции (исторического, статистического, сравнительно- правового, системно-структурного, анализа и синтеза, компаративного ана- лиза, SWOT-анализа, интервьюирования и др.). Проведен критический анализ юридической литературы по актуальным вопросам последовательности со- ставления внешнеторгового договора. Именно эти вопросы авторы подробно исследуют в рамках настоящей статьи, обнаруживая некоторые пробелы и недостатки.Результаты исследования. в результате проведенного исследования де- лается вывод, что состояние правового регулирования складывающихся на его основе отношений нельзя признать отвечающим современным требованиям. Проблемы и сложности в их регламентации связаны с отсутствием единых подходов к решению ряда важных вопросов для развития внешнеторговых от- ношений. Препятствием в использовании преимуществ, которые объективно могли бы быть реализованы, например, в рамках Таможенного союза, является отсутствие регионального унифицированного правового акта, учитывающе- го специфику отношений между хозяйствующими субъектами этого образо- вания и создающего единую правовую основу для формирования и развития. В разделе «Форс-мажорные обстоятельства» авторы обнаруживают некоторые пробелы, связанные с чрезвычайными обстоятельствами. Затрагиваются та- кие факторы как контртеррористические мероприятия и гибридные войны. Авторами даны практические рекомендации о том, как избежать ошибок при составлении рассматриваемого договора. В целях решения выявленных про- блем авторы предлагают перечень разделов по составлению внешнеторгового договора.Обсуждение и заключения. с точки зрения авторов статьи, внешнетор- говый договор (контракт) - это вид хозяйственной сделки, т.е. соглашение экономических агентов, один из которых не является резидентом РФ либо, являясь ее резидентом, имеет за рубежом коммерческую организацию, на- правленную на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей при осуществлении торговых (экспортных, импортных и реэкспортных) операций. Сделанные выводы будут способствовать разреше- нию гражданско-правовых споров, возникающих в сфере коммерческого обо- рота и могут быть использованы для последующей разработки фундамен- тальных научных и прикладных проблем гражданско-правового регулирования коммерческого оборота, а также при подготовке учебных пособий и учебно- методического обеспечения по гражданскому, коммерческому и международно- му частному праву.
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
63-70 672
Аннотация
В статье рассматривается восточноазиатская региональная среда и её влияние на приоритеты внешней политики России. Автор анализирует раз- личные аспекты деятельности России в Азиатско-Тихоокеанском регионе в контексте становления в нем экономико-политических объединений и форми- рования режима макрорегионального управления.
ТРИБУНА МОЛОДОГО УЧЕНОГО
71-77 421
Аннотация
Введение. Статья посвящена особенностям основного акта специального законодательства, регулирующего гражданско-правовые отношения в сфере ту- ризма в Англии, - так называемого «Регламента о комплексном туризме, ком- плексном отдыхе и комплексных турах», в оригинале поименованного «Package Travel, Package Holidays and Package Tours Regulations 1992 (SI 1992/3288)». Автором исследованы вопросы, связанные с разграничением правоотношений, относящихся к сфере его регулирования, и правоотношений, регулируемых об- щими нормами Англии об обязательствах. Для этого автором проанализиро- вано содержание понятия «package» как ключевой дефиниции, определяющей границы применения данного нормативного акта.Материалы и методы. Методологическую основу исследования составили общенаучные и частнонаучные методы познания, такие как метод формально- юридического и логического анализа, сравнительно-правовой метод. Автором проанализированы нормативно-правовые акты и прецедентное право Англии в сфере туризма, а также труды английских правоведов, посвящённые исследо- ванию данной сферы.Результаты исследования. По итогам анализа соответствующих право- вых норм и практики их применения автор приходит к выводу, что в отдель- ных аспектах понятие «package» является более совершенным по сравнению с понятием туристского продукта в РФ. Главным образом, это выражается в том, что для образования «package» необязательно наличие одновременно перевозки и размещения, в отличие от туристского продукта. Это обстоя- тельство делает понятие «package» более широким в сравнении с туристским продуктом и, как следствие, влечёт возможность предоставления правовой за- щиты более широкому кругу лиц. Одновременно с этим автором выявлены ряд правовых проблем в толковании и применении рассматриваемых норм вслед- ствие таких несовершенств правового регулирования, как неопределённость понятия предварительной организации как признака «package», различные под- ходы к применению норм об общей цене услуг, оценочный характер признака значительности услуги по отношению к «package».Обсуждение и заключения. С целью повышения правовой защиты участ- ников правоотношений в сфере туризма в РФ автором предлагается внедре- ние положительного опыта английского законодателя и расширение понятия«туристский продукт».
78-86 852
Аннотация
Введение. В статье представлен обзор регулирования инвестиционной деятельности в соглашениях Европейского Союза о свободной торговле. Инве- стиционная деятельность имеет большое значение для Европейского Союза, поскольку она способствует развитию и конкурентоспособности европейских предприятий. До недавнего времени вопросы, связанные с инвестициями, не включались в соглашения ЕС о свободной торговле и регулировались на основе международных договоров государств-членов. Однако после вступления в силу Лиссабонского договора и предоставления ЕС права принятия решений в сфере инвестиционной политики, являющейся частью общей торговой политики Союза, ситуация изменилась. Соглашения о торговле стали одним из основных инструментов регулирования инвестиционных связей Европейского Союза с третьими странами. Автор рассматривает, какие режимы и гарантии мо- гут предусматриваться Европейским Союзом в таких соглашениях в отноше- нии внешних инвесторов и инвестиций. В статье приведен анализ инвестици- онных положений в нескольких соглашениях ЕС, заключенных им с третьими странами. Кроме того, автор уделяет внимание вопросу разрешения споров между инвесторами и государствами в соглашениях ЕС о свободной торгов- ле, в частности, новому механизму в контексте двух торговых соглашений Европейского Союза: Трансатлантического торгового и инвестиционного пар- тнерства с США и Всеобъемлющего торгового-экономического соглашения с Канадой.Материалы и методы. Методологическую основу исследования со- ставили следующие общенаучные и специальные методы познания право- вых явлений и процессов в сфере международного торгового права: метод системно-структурного анализа; метод синтеза социально-правовых явлений; сравнительно-правовой метод; формально-логический метод; статистиче- ский метод.Результаты исследования. В результате проведенного анализа выяв- лено, что на протяжении долгого периода времени соглашения Европейского Союза о свободной торговле с третьими странами не содержали в себе меха- низмов защиты иностранных инвестиций. Такой механизм предложен в не- скольких соглашениях, принятых после 2010 года, в том числе, Всеобъемлю- щем экономическо-торговом соглашении, заключенном между ЕС и Канадой в октябре 2016 года. Он представляет собой принципиально новый подход к раз- решению инвестиционных споров между сторонами, при котором для этого будет создана особая система инвестиционных судов вместо существующе- го в настоящее время механизма арбитража «инвестор-государство». Новая система предоставляет ряд инноваций, в том числе, введение апелляционной инстанции, процедуры медиации, порядка выбора судей, среди которых будут граждане обеих сторон по соглашению. Система инвестиционных судов имеет как преимущества, так и недостатки, которые, прежде всего, связаны с предо- ставлением инвесторам более широких полномочий в данном вопросе.Обсуждение и заключения. Обосновано применение нового механизма разрешения инвестиционных споров в соглашениях ЕС о свободной торговле; проанализированы его основные преимущества и недостатки; обоснована воз- можность включения такой системы в последующие двухсторонние или мно- госторонние торговые соглашения, в том числе, о Трансатлантическом тор- говом и инвестиционном партнерстве между ЕС и США.
СОДЕРЖАНИЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
46-54 444
Аннотация
Введение. В статье осуществлена попытка лингвистического анализа текстов нормативных правовых актов, регулирующих вопросы формирова- ния нравственной культуры и антикоррупционного поведения государствен- ных служащих как очень важного, но до сих пор не задействованного фактора профилактики коррупционных и иных правонарушений на государственной службе и противодействия коррупции в стране в целом. Материалы и методы. Методологическую основу исследования соста- вили общенаучные методы познания - анализ, сравнение, обобщение. Прове- ден теоретический анализ отечественных исследований, публикаций, ана- литических документов, посвященных проблемам преодоления «дефицита нравственности» в государственной службе и повышения эффективности структур, создаваемых для их решения; проведен лингвистический анализ до- кументных текстов нормативных правовых актов последнего десятилетия, предусматривающих в рамках фронтального наступления на коррупцию конкретные меры по профилактике коррупционных и иных правонарушений, что позволило получить следующие результаты. Результаты исследования. На основе текстового анализа документов автор приходит к выводу, что одной из существенных причин недостаточной эффективности принимаемых решений по профилактике коррупционных и иных правонарушений и низкой результативности деятельности структур, созданных для выполнения этих решений, является введение в правовые акты новой терминологии неуточненного содержания, а также нарушение основных требований, предъявляемых к языку любого документного текста - однознач- ности, достоверности и максимальной точности, исключающей его произ- вольное толкование. Обсуждение и заключения. Идеи, суммированные в данной статье, от- части публиковались автором ранее и обсуждались в научной печати, что нашло отражение в соответствующих отечественных (РИНЦ) индексах ци- тирования. По мнению автора, профилактика коррупционных и иных право- нарушений и обеспечение соблюдения требований к служебному поведению на государственной службе как важнейший фактор противодействия коррупции- процесс долговременный, требующий выработки и реализации комплекса мер нормативного, правового, организационного, координирующего, контроль- ного, научно-исследовательского, методического содержания. В этом процес- се решающее слово принадлежит правовым нормативным актам, текстовая безупречность которых должна служить гарантом их реализации в практике государственного строительства.
55-62 1105
Аннотация
Введение. В статье рассматриваются особенности развития лоббиз- ма в Российской Федерации, проводится анализ попыток законодательного урегулирования лоббистской деятельности. В работе подробно характе- ризуются законопроекты, регламентирующие порядок и формы осущест- вления лоббистской деятельности, рассматриваются особенности их исторического развития.Материалы и методы. Материалом для исследования послужило законодательство и нормативно-правовые акты Российской Федерации, законопроекты, а также труды российских исследователей в области конституционного права, в которых рассматриваются регламентации лоббистской деятельности в Российской Федерации. Методологическую основу исследования составили общенаучные методы познания (анализ, сравнение, обобщение).Результаты исследования. В настоящей статье автор приходит к выводу о целесообразности применения комбинированного метода право- вого регулирования лоббизма в нашей стране. Автор обращает внимание на необходимость обеспечения гласности лоббистской деятельности. Предлагаемый метод предполагает наделение лоббистов широкими пра- вами, обеспечивающими возможность реального взаимодействия с пред- ставителями государственной власти, и, вместе с тем, обеспечение кон- троля и надзора государственных органов путем установления жестких санкций за осуществление теневых лоббистских операций, нераскрытие предусмотренных законом сведений. Права и обязанности лоббистов, за- крепленные в законе, должны обеспечивать реальный доступ лоббистов к представителям органов государственной власти.Обсуждение и заключения. Автор обращает внимание на особенно- сти регулирования лоббистской деятельности в Российской Федерации, на историю формирования данного регулирования и предлагаемые ранее законопроекты, выявляет проблемы, возникающие в связи с применением императивного метода и метода стимулирования, устанавливает воз- можные пути решения таких проблем. В рамках данного исследования автором предлагается оптимальная модель правового регулирования лоб- бистской деятельности в Российской Федерации, учитывающая специ- фику российского лоббизма и особенности исторического развития нашей страны. Предлагается, что предложенная модель должна быть закреплена в законе о лоббистской деятельности в Российской Федерации.
«КРУГЛЫЙ СТОЛ» В МАГИСТРАТУРЕ
87-95 798
Аннотация
В магистратуре факультета государственного управления состоялось заседание «за круглым столом», тема которого «Государственная стратегия противодействия коррупции: отечественный и зарубежный опыт». Состояв- шееся научное мероприятие стало органическим продолжением предыдущей научной дискуссии, посвященной более широкой проблеме - нравственным основам государственной службы и государственного управления. В обсуж- дении поставленных вопросов приняли участие студенты магистратуры дневной и вечерней формы обучения, аспиранты и молодые преподаватели МГИМО МИД России. Предметом обсуждения стали вопросы сущности коррупции и ее негативных проявлений в различных сферах жизнедеятель- ности современного общества, особенностей различных антикоррупционных стратегий, правовых основ национальной антикоррупционной политики, правовых и организационных механизмов международного сотрудничества в сфере противодействия коррупции. Немало внимания выступающие уде- лили анализу зарубежного опыта борьбы с коррупцией, принципам, формам, средствам и методам эффективного противодействия коррупции. Особен- но принципам научности, законности, системности, стратегической вы- веренности, эффективности, а также практике реализации нравственных принципов как основы эффективной антикоррупционной деятельности. Естественно, что рефреном звучала мысль о том, что основой эффективной системы противодействия коррупции является принцип правовой законно- сти, тесной связи с обществом и институтами гражданской саморегуляции, повышение значимости средств массовой информации. В качестве итоговых обобщений можно считать следующие выводы участников круглого стола: коррупция - предмет особого внимания современного государства; корруп- ция представляет собой хорошо законспирированный, саморегулируемый, взаимовыгодный обмен материально-финансовыми ценностями, услугами и информацией; коррупция в нашей стране стала системным явлением, а зна- чит и борьба с ней должна носить системный характер; сокращение корруп- ционных потерь является важнейшим фактором и непременным условием перевода страны на путь ускоренного социально-экономического развития, тем более, что коррупция нередко используется как фактор политической борьбы и экономической расправы с конкурентами; полностью искоренить коррупцию невозможно, но максимально снизить её уровень можно и долж- но. Для нашей страны важно то, что Россия ориентирована на стратегию системно-комплексного противодействия коррупции, ориентированного на нейтрализацию ее основных социально-экономических истоков.
РЕЦЕНЗИЯ
96-99 285
Аннотация
Рецензия посвящена выходу в свет очередной книги доктора юридических наук, профессора, заслуженного деятеля науки Российской Федерации Р.В. Ен- гибяряна - «XXI век: исламский вызов».
ISSN 2073-8420 (Print)
ISSN 2587-5736 (Online)
ISSN 2587-5736 (Online)