РЕГИОНАЛИЗАЦИЯ В ДАНИИ В СВЕТЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ ТРАНСФОРМАЦИЙ В ЕВРОПЕ (НА ПРИМЕРЕ ИЗМЕНЕНИЙ ПРАВОВОГО СТАТУСА АВТОНОМИЙ ГРЕНЛАНДИИ И ФАРЕРСКИХ ОСТРОВОВ)
https://doi.org/10.24833/2073-8420-2017-1-42-22-30
Аннотация
Введение. Из всех стран Северной Европы только Дания и Финляндия имеют в своем составе национально-территориальные автономии. В других странах этого региона существуют внетерриториальные национальные автономии саамов, которым предоставлено право формировать свои собственные представительные органы (саметинги).
В Дании на юге страны на границе с Германией (в Северном Гольштейне) проживает немецкоговорящее национальное меньшинство, организация которого может быть отнесена к национально-культурной автономии, не имеющей, однако, самостоятельного парламента, но обладающей представительством в датском парламенте – Фолькетинге. С целью гарантирования защиты прав немецкоговорящего национального меньшинства с 1 февраля 1998 года Дания стала участницей разработанной Советом Европы рамочной Конвенции о защите национальных меньшинств 1998 года, а с 1 января 2001 года – Европейской хартии региональных языков и языков меньшинств 1992 года.
Материалы и методы. Методологическую основу статьи составляют такие общенаучные и специальные методы познания правовых явлений, как метод системноструктурного анализа, метод синтеза социально-правовых явлений, формальнологический метод, сравнительно-правовой метод.
Результаты исследования. Анализ правового статуса Гренландии и Фарерских островов позволяет сделать вывод о том, что обе датские автономии обладают высокой степенью самостоятельности в отношениях с центральными властями. Автономии вправе заключать международные договоры, принимать решения о вступлении в международные организации и союзы, которые могут отличаться от позиции центральной власти. Изменения в правовом статусе обеих датских автономий указывают на процессы регионализации, происходящие в унитарной Дании в последние годы.
Обсуждение и заключения: обоснованы законодательные изменения во взаимоотношениях между центральными и автономными властями в Дании; проанализированы их положительные стороны и недостатки; допускается возможность сецессии датских автономий и провозглашение их суверенитета.
Об авторе
И. А. РакитскаяРоссия
Ракитская Инна Александровна - кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного права
Список литературы
1. Исаев М.А. Механизм государственной власти в странах Скандинавии. М., 2004.
2. Конституционно-правовой механизм внешней политики: Учебное пособие. М., 2004.
3. Кремянская Е. Теория и практика федерализма: сравнительно-правовое исследование: монография. М., МГИМО-Университет, 2015.
4. Лукашева Н.В. Правовое положение автономных образований в странах Северной Европы. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук – 12.00.02. Уральская государственная юридическая академия. Екатеринбург, 1998.
5. Ракитская И.А. Конституционные основы европейского сотрудничества Дании и роль Фолькетинга в европейской интеграции // Вестник МГИМО-Университета. 2011. № 3(18).
6. Ракитская И.А. Формы парламентского контроля в Скандинавских странах и Финляндии. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Москва, 2001.
7. Сироткин И.Г. Автономия как способ решения этнокультурных проблем: виды и средства воплощения // Электронный журнал «Политэкс». URL:// http://www.politex.info/content/view/595/30/
8. Современные избирательные системы. Вып. 11: Нидерланды, Никарагуа, Сингапур / И.А. Ракитская, А.Г. Орлов, Л.М. Ефимова; науч. ред. В.И. Лафитский, В.И. Лысенко. М., 2016.
9. Danmarks Riges Lov med kommentarer. 2. Udgave, 1. Oplag. / Red. Af Henril ZahlE. København: Juristog Økonomforbundets Forlag, 2006.
10. Dembinska M., Maracz L., Tonk M. Introduction to the special section: minority politics and the territoriality principle in Europe // Nationalities Papers. – 2014. – Vol. 42. Issue 3.
11. Germer P. Statsforfatningsrett. 3 udg. København, Juristog Økonomforbundets Forlag, 2003.
12. Greve C. Public management reform in Denmark // Public Management Review. – 2006. Vol. 8, IssuE. 6.
13. Kuokkanen R. To See What State We Are In’: First Years of the Greenland Self-Government Act and the Pursuit of Inuit Sovereignty / Ethnopolitics. – 2017. -Vol. 16. Issue 2.
14. Lapudoth R. Autonomy: Flexible Solutions to ethnic Conflicts. Washington: U.S. Institute for Peace, 1996.
15. Lyck L. Development of the Greenland Home Rule Model and Its Relevance to an Autonomy Statute for the Sahara Region. URL: http://openarchivE.cbs.dk/bitstream/handle/10398/8479/LYCK_2012_5.pdf?sequence=1.
16. Qvortrup M. The history of ethno-National referendums 1791-2011 // Nationalism and Ethnic Policy. – 2012. – Volume 18. Issue 1.
17. Safran W. Spatial and functional dimensions of autonomy: Cross-National and theoretical perspectives // Nationalism and Ethnic Policy. – 1999. – Vol. 5. Issue 3.
18. Torfing J. Local forms of governance in Denmark: The revenge of the supplement // Journal of Political Power. 2010. – Vol. 3. Issue 3.
Рецензия
Для цитирования:
Ракитская И.А. РЕГИОНАЛИЗАЦИЯ В ДАНИИ В СВЕТЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ ТРАНСФОРМАЦИЙ В ЕВРОПЕ (НА ПРИМЕРЕ ИЗМЕНЕНИЙ ПРАВОВОГО СТАТУСА АВТОНОМИЙ ГРЕНЛАНДИИ И ФАРЕРСКИХ ОСТРОВОВ). Право и управление. XXI век. 2017;(1):22-30. https://doi.org/10.24833/2073-8420-2017-1-42-22-30
For citation:
Rakitskaya I.A. REGIONALIZATION IN DENMARK IN THE LIGHT OF POLITICAL TRANSFORMATIONS IN EUROPE (EXEMPLIFIED BY CHANGES IN THE LEGAL STATUS OF AUTONOMIES IN GREENLAND AND THE FAROE ISLANDS). Journal of Law and Administration. 2017;(1):22-30. https://doi.org/10.24833/2073-8420-2017-1-42-22-30