Preview

Право и управление. XXI век

Расширенный поиск

Возможности и ограничения Турции как посредника в российско-украинских переговорах

https://doi.org/10.24833/2073-8420-2022-3-64-10-18

Аннотация

Введение. Посредничество государств остается востребованной деятельностью в практической политике и актуальной темой в исследовательском поле, поскольку в последнее десятилетие резко увеличилось количество конфликтов, а также обострились давние замороженные конфликты, с урегулированием которых плохо справляются межправительственные организации. При этом посреднические услуги и принципы их оказания находятся в процессе эволюции, так как все чаще посреднические услуги оказывают крупные региональные игроки, которые сами являются активными сторонами конфликтов. Под изменением, в частности, оказался принцип нейтральности. В фокусе данной статьи находятся посреднические инициативы Турции в российско-украинском конфликте и использование посредничества в контексте инструмента продвижения ее внешнеполитических целей. В статье анализируются цели турецкого посредничества, ее возможности продвинуть переговорный процесс между сторонами и ограничения, которые оказывают влияние на позицию Турции как посредника.

Материалы и методы. В качестве материалов были использованы российские и зарубежные исследования по факторам эффективности посредничества государств как формы разрешения международных военных конфликтов. Методологическую базу составили дискурс-анализ и кейс-стади. В качестве кейса взято посредничество Турции в российско-украинском конфликте после начала российской спецоперации в феврале 2022 г.

Результаты исследования. На данном этапе Турции удалось организовать несколько раундов переговоров между Россией и Украиной, которые завершились подписанием важных соглашений о решении части вопросов переговорной повестки, которые скорее касаются широких международных последствий конфликта, чем основных пунктов переговорных программ России и Украины. Тем не менее организованные Турцией переговоры в июле 2022 г. позволили ей зарекомендовать себя в качестве стороны, которая имеет определенный авторитет и вес у переговаривающих сторон. К ресурсам влияния Турции как посредника относятся, в частности, обширные торгово-экономические связи и отношения взаимозависимости и партнерства с каждой из сторон конфликта.

Обсуждение и заключение. Поскольку переговорный процесс находится в динамике развития, говорить о том, что Турция реализовала все возможности посредничества для разрешения конфликта, пока рано. Однако ее посреднические услуги дали конкретные результаты: ее авторитет и геополитические ресурсы позволили снять некоторые проблемыне вопросы, возникшие вследствие украинского конфликта и имеющие далеко идущие последствия для международной безопасности. Это позволяет сделать вывод о том, что у Турции есть все возможности продолжить посреднические усилия по привлечению сторон к обсуждению пунктов переговорных повесток, касающихся самых острых проблем и ставших непосредственной причиной столкновения. Поэтому геополитические последствия международной активности Турции в урегулировании конфликта на Украине будут оставаться перспективной темой для дальнейшего изучения.

Об авторе

Л. Р. Рустамова
Институт мировой экономики и международных отношений имени Е.М. Примакова Российской академии наук
Россия

Рустамова Лейли Рустамовна, кандидат политических наук, научный сотрудник Группы по исследованию проблем мира и конфликтов



Список литературы

1. Аватков В.А., Сбитнева А.И. Политический курс современной Турции. Главные особенности внутренней и внешней политики 2019 г // Свободная мысль. 2020. № 2 (1680). С. 115-128.

2. Айк Г. Турция: из посредника – в нуждающуюся в посредниках // Институт Ближнего Востока. 27.05.22. URL: http://www.iimes.ru.

3. Афанасьева И.И., Рябцев В.Н. Международное посредничество в урегулировании этнополитических конфликтов (на примере Нагорно-Карабахского «узла») // А-фактор: научные исследования и разработки (гуманитарные науки). 2019. № 3. URL: http://www.a-factor.ru.

4. Голубев Д.С. Проблема равноудаленности третьей стороны в этнополитическом конфликте на примере посредничества США в урегулировании арабо-израильского конфликта // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. 2010. Т. 6. № 4. С. 249-255.

5. Графов Д.Б. Стратегия балансирования во внешней политике Турции // Вестник МГИМО-Университета. 2022. № 15(3). С. 115-142.

6. Исаев А. Турция закрыла Проливы - зачем? // Международная жизнь. 04.03.2022. URL: https://interaffairs.ru/news/show/34098

7. Лукьянов Ф. Позиция Турции по конфликту на Украине - апофеоз мастерства Эрдогана // Российский совет по международным делам. 15.06.22. URL: https://russiancouncil.ru.

8. Мехдиев Э.Т. «Неоосманизм» в региональной политике Турции // Вестник МГИМО-Университета. 2016. № 2(47). С.32-39.

9. Попова А.С. Применение медиативных технологий при урегулировании военных конфликтов // Вестник Самарского юридического института. 2015. № 1(15). С.1331-139.

10. Шевчук Н.В. Особенности подключения ЕС к переговорному процессу по приднестровскому урегулированию (1994 - 2005) // Современная Европа. 2021. № 3. С. 106-116.

11. Beriker N. Mediation as Politics: How Nations Leverage Peace Engagements? // International Negotiation. 2017. Vol. 22. Issue 3. P. 431-450. DOI: 10.1163/15718069-12341360.

12. Kleiboer M., Paul 't Hart. Time to Talk? Multiple Perspectives on Timing of International Mediation // Cooperation and Conflict. 1995. Vol. 30. P. 317.

13. Kleiboer M. Understanding Success and Failure of International Mediation // Journal of Conflict Resolution. 1996. Vol. 40, No. 2. P. 362.

14. Kortunov A. It is unlikely that President Erdoğan can play the role of an efficient mediator between Russia and Ukraine // Russian International Affairs Council. 02.04.2022. URL: https://russiancouncil.ru.


Рецензия

Для цитирования:


Рустамова Л.Р. Возможности и ограничения Турции как посредника в российско-украинских переговорах. Право и управление. XXI век. 2022;18(3):10-18. https://doi.org/10.24833/2073-8420-2022-3-64-10-18

For citation:


Rustamova L.R. Opportunities and Limitations of Turkey as a Mediator in Russian-Ukrainian Negotiations. Journal of Law and Administration. 2022;18(3):10-18. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2073-8420-2022-3-64-10-18

Просмотров: 549


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-8420 (Print)
ISSN 2587-5736 (Online)