Preview

Право и управление. XXI век

Расширенный поиск
Том 18, № 3 (2022)
Скачать выпуск PDF

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ 

3-9 374
Аннотация

Введение. В статье представлен анализ поведения религиозных акторов в ходе проведения специальной военной операции РФ на Украине. Церковная дипломатия приобрела «громкое» медийное звучание в ходе попыток урегулировать возникшую ситуацию. Украинский кризис демонстрирует, что взаимоотношения религиозных акторов и государств эволюционируют от секулярной модели к постсекулярной, общий абрис которой, однако, пока четко не сформировался. Так или иначе, но религиозный фактор стал одним из ключевых в формуле анализа и проектов разрешения украинского кризиса.

Материалы и методы. Теоретико-методологическую основу исследования, помимо общенаучных методов, составили специальные политологические исследовательские инструменты - акторный и институциональный подходы, компаративный метод, метод кейс-стади.

Результаты исследования. В результате проведенного исследования было выявлено ключевое значение христианских религиозных организаций, которые активнее других стремятся участвовать в разрешении украинского кризиса и предлагают разнообразные меры, хотя к осени их активность уменьшилась. В то же время наблюдается общность позиций официальных властей большинства государств и высших церковных иерархов, исходя из места их пребывaния. Такое политическое тождество церковных и светских властей приводит к неоднозначным последствиям. Религиозные акторы повсеместно снижают потенциал своей международно-политической субъектности. И это особенно заметно на примере РПЦ, которая существенно укрепляет свои позиции внутри России, но становится менее влиятельной за её пределами.

Обсуждение и заключение. Обосновывается тезис о дальнейшем отходе мировой политической системы от идеалов Модерна с его секулярным принципом. В то же время вряд ли возможно говорить об архаизации в виде десекуляризации. Скорее всего, украинский кризис способствует продвижению к постсекулярной модели, новому балансу между религией, властью и обществом. Между тем конфронтационный характер взаимодействия христианских церквей в ходе проведения специальной военной операции РФ на Украине еще больше ослабляет движение экуменизма, порождает новые расколы между православными церквями. Это оказывает влияние и на идентитарную картину обществ государств евроатлантического и восточно-европейского ареалов, которая становится более примитивной.

10-18 454
Аннотация

Введение. Посредничество государств остается востребованной деятельностью в практической политике и актуальной темой в исследовательском поле, поскольку в последнее десятилетие резко увеличилось количество конфликтов, а также обострились давние замороженные конфликты, с урегулированием которых плохо справляются межправительственные организации. При этом посреднические услуги и принципы их оказания находятся в процессе эволюции, так как все чаще посреднические услуги оказывают крупные региональные игроки, которые сами являются активными сторонами конфликтов. Под изменением, в частности, оказался принцип нейтральности. В фокусе данной статьи находятся посреднические инициативы Турции в российско-украинском конфликте и использование посредничества в контексте инструмента продвижения ее внешнеполитических целей. В статье анализируются цели турецкого посредничества, ее возможности продвинуть переговорный процесс между сторонами и ограничения, которые оказывают влияние на позицию Турции как посредника.

Материалы и методы. В качестве материалов были использованы российские и зарубежные исследования по факторам эффективности посредничества государств как формы разрешения международных военных конфликтов. Методологическую базу составили дискурс-анализ и кейс-стади. В качестве кейса взято посредничество Турции в российско-украинском конфликте после начала российской спецоперации в феврале 2022 г.

Результаты исследования. На данном этапе Турции удалось организовать несколько раундов переговоров между Россией и Украиной, которые завершились подписанием важных соглашений о решении части вопросов переговорной повестки, которые скорее касаются широких международных последствий конфликта, чем основных пунктов переговорных программ России и Украины. Тем не менее организованные Турцией переговоры в июле 2022 г. позволили ей зарекомендовать себя в качестве стороны, которая имеет определенный авторитет и вес у переговаривающих сторон. К ресурсам влияния Турции как посредника относятся, в частности, обширные торгово-экономические связи и отношения взаимозависимости и партнерства с каждой из сторон конфликта.

Обсуждение и заключение. Поскольку переговорный процесс находится в динамике развития, говорить о том, что Турция реализовала все возможности посредничества для разрешения конфликта, пока рано. Однако ее посреднические услуги дали конкретные результаты: ее авторитет и геополитические ресурсы позволили снять некоторые проблемыне вопросы, возникшие вследствие украинского конфликта и имеющие далеко идущие последствия для международной безопасности. Это позволяет сделать вывод о том, что у Турции есть все возможности продолжить посреднические усилия по привлечению сторон к обсуждению пунктов переговорных повесток, касающихся самых острых проблем и ставших непосредственной причиной столкновения. Поэтому геополитические последствия международной активности Турции в урегулировании конфликта на Украине будут оставаться перспективной темой для дальнейшего изучения.

ПРАВО В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ 

19-25 229
Аннотация

Введение. Ежегодно растет число удостоверяемых нотариусами сделок с недвижимостью. Федеральная нотариальная палата отмечает, что по сравнению с 2020 г. на 24% увеличилось количество сделок с нежилой недвижимостью, удостоверенных нотариусами, с жилыми помещениями – на 13%. Это связано с сохранением тенденции законодательного расширения сделок с недвижимостью, подлежащих обязательному нотариальному удостоверению, а также со стремлением граждан и организаций получить максимальные правовые гарантии и защиту своих имущественных прав и интересов. Полномочия нотариуса при совершении сделок с недвижимостью весьма широки. Так, нотариус сам может запросить правоподтверждающие документы, проверить на основании данных реестров завещания, доверенности, залог имущества, правильно составить до- говор, направить пакет документов в органы Росреестра для государственной регистрации перехода права собственности, вручить сторонам зарегистрированный договор и др. Вместе с тем, ежегодно выявляются факты участия нотариусов в мошеннических схемах с недвижимостью, признания судами нотариально удостоверенных сделок недействительными (в силу ничтожности), привлечения нотариусов к дисциплинарной и уголовной ответственности. В статье приводятся конкретные примеры из судебной практики и статистические данные, подтверждающие данный тезис, обосновываются предложения по дальнейшему совершенствованию гражданского законодательства с целью воспрепятствования совершению мошеннических действий с недвижимостью и нарушениям законных прав граждан и организаций, совершаемых с участием нотариусов.

Материалы и методы. Данное исследование основано на совокупности таких методов научного познания, как: диалектический метод, который позволил связать теорию гражданского и наследственного права и судебную практику; формально-юридический метод позволил проанализировать законодательные нормы; системный метод позволил рассмотреть институт материальной ответственности нотариусов как систему с внутренним единством и взаимосвязями с иными институтами права.

Результаты исследования. В ходе проведенного исследования проанализированы положения Основ законодательства РФ о нотариате, регулирующие цели и задачи нотариата в обеспечении защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц, Гражданского кодекса РФ о признании сделок недействительными. Изучены судебная практика по признанию недействительными в силу ничтожности отдельных удостоверенных нотариусами сделок с недвижимостью (в том числе из личной практики автора), статистические данные Министерства юстиции России о привлечении нотариусов к уголовной и дисциплинарной ответственности, количестве жалоб на действия (бездействия) нотариусов, о признании недействительными сделок, страховом возмещении убытков, возникших по вине нотариусов в 2019-2021 гг. Обоснован вывод о том, что потерпевшими при совершении мошеннических действий с недвижимостью с участием нотариусов являются, как правило, пенсионеры, инвалиды, чьи права и законные интересы нуждаются в особой правовой защите. Подобные факты в определенной степени подрывают доверие участников имущественного оборота к институту нотариата. Выявлен ряд пробелов в гражданском законодательстве и законодательстве о нотариате в исследуемой сфере, сформулированы предложения по их восполнению.

Обсуждение и заключение. Усиление роли нотариуса в процессе совершения сделок с недвижимостью, совершенствование технологий нотариальных действий (дистанционные сделки, сделки с использованием электронно-цифровой подписи, внедрение сервиса «электронная нотариальная доверенность» и др.), безусловно, соответствуют динамике современного имущественного оборота. Однако при этом совершенствуются и мошеннические схемы с недвижимостью, в которые, как свидетельствует судебная практика и статистика, вовлекаются сами нотариусы. Для максимальной правовой защиты интересов участников имущественного оборота предлагается включить в законодательство нормы о возмещении нотариусами полной рыночной стоимости утраченного по их вине имущества, упущенной выгоды, а также морального вреда, вреда деловой репутации и судебных расходов, которые понесли из-за незаконных действий нотариусов стороны сделки. Так же предложено законодательно закрепить презумпцию морального вреда граждан-участников сделки, которая согласно вступившего в силу решения суда признана недействительной в силу ничтожности.

26-31 707
Аннотация

Введение. Пробелы международного частноправового регулирования правоотношений, вытекающих из международного строительного подряда заполняется иными источниками права, прежде всего – Lex constructionis, который представляет из себя совокупность актов и документов, разработанных негосударственными организациями, не имеющими силу закона, но активно применяющимися в деловом обороте.

В качестве типовых контрактов можно привести контракты ФИДИК, которые представляют из себя совокупность узконаправленных типовых форм договоров, каждая из которых разрабатывалась под определенную ситуацию и определенные правоотношения, вытекающих из международного строительного подряда.

Несмотря на международный и узконаправленный характер договоров ФИДИК, их применение возможно и в национальных проектах России с некоторой оговоркой.

Целью настоящей статьи является анализ Lex constructionis на примере типовых контрактов ФИДИК и возможности использования контрактов ФИДИК в национальных проектах на территории России.

Материалы и методы. Реализация исследовательских задач была достигнута на основе изучения теоретического и практического опыта в применении типовых контрактов строительного подряда ФИДИК. Методологическую основу исследования составили методы: обобщение, анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнительно-правовой анализ.

Результаты исследования. В работе проводится анализ типовых контрактов и российского законодательства, выявляются их противоречия.

Обсуждение и заключение. Применение типовых контрактов ФИДИК в национальных проектах России является возможным, но не целесообразным ввиду наличия противоречий положений типовых контрактов ФИДИК нормам российского права.  

32-38 414
Аннотация

Введение. Статья посвящена защите и охране прав и интересов участников дистанционных инвестиционных сделок. Отмечается, что Федеральный закон от № 69-ФЗ «О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации» фактически регулирует не любую защиту капиталовложений, а лишь осуществляемую на основе особого соглашения. Что касается содержания данного соглашения, то, исходя из положений ст. 9-10 данного Федерального закона, оно также регламентирует лишь некоторые частные аспекты защиты капиталовложений. Рассмотрение защиты в целом по аналогии с институтом судебной защиты позволяет сделать вывод, что речь идет об особой правореализационной деятельности, как правило, правоприменительной и осуществляемой на процедурной основе (исключение – самозащита гражданских прав) с целью индивидуализированного восстановления нарушенных прав и интересов участников гражданских правоотношений. Она может быть представлена в виде сложной системы, состоящей из трех уровней: общие гарантии защиты, предоставляемые всем субъектам гражданских правоотношений на законодательном уровне; специальные меры правовой защиты, закрепляемые для участников инвестиционной деятельности; способы защиты, характерные для отдельных видов инвестиционных сделок в зависимости от вида инвестиций, их масштаба (внутринациональные или международные), формы совершения и т.п.

Материалы и методы. Методологическую основу данного исследования составили методы научного познания, среди которых основное место занимают методы системности, анализа и сравнительно-правовой.

 Результаты исследования. В результате проведенного анализа выявлено то, что рассмотрение защиты в целом по аналогии с институтом судебной защиты позволяет сделать вывод о том, что речь идет об особой правореализационной деятельности, как правило, правоприменительной и осуществляемой на процедурной основе (исключение – самозащита гражданских прав) с целью индивидуализированного восстановления нарушенных прав и законных интересов участников гражданских правоотношений, а что касается охраны прав, то, в отличие от защиты, она допускает обобщенный характер и объединяет все регулятивные меры, направленные на обеспечение соответствующих прав и интересов.

Обсуждение и заключение. Выявлены предпосылки особенностей защиты прав и интересов участников дистанционных инвестиционных сделок, которые обусловлены, прежде всего, формой их совершения, влияющей на содержание и порождающей некоторые сравнительно новые правовые эффекты; проанализированы их основные преимущества и недостатки. Сделан вывод о том, что основная проблема защиты прав и интересов участников дистанционных инвестиционных сделок – соотношение традиционных и инновационных правовых инструментов такой защиты, а также сочетание общих юридических гарантий и специальных, характерных именно для инвестиционных отношений данного вида.

39-47 637
Аннотация

Введение. В статье раскрывается структура надлежащего исполнения обязательств, а также анализируются основные изменения гражданско-правового регулирования соответствующих отношений.

Материалы и методы. Материалом исследования стали ГК РФ, судебная практика, а также научные труды по гражданскому праву. Методологическую основу составили общенаучные (анализ, синтез, аналогия) и специальные юридические методы (сравнительно-правовой, формально-логический, системный, структурно-функциональный и метод толкования).

Результаты исследования. Автор отмечает, что поправки в ГК РФ и разъяснения Пленума Верховного Суда РФ направлены на обеспечение надлежащего исполнения обязательств и повышение степени защиты прав и законных интересов сторон. При этом нововведения имеют как достоинства, так и недостатки, которые требуют дальнейшей проработки и исправления. Указанные корректировки рассматриваются применительно к исполнению обязательства в натуре (реальному исполнению) в отношении надлежащего предмета, надлежащими субъектами, надлежащим способом, в надлежащий срок и надлежащем месте.

Обсуждение и заключение. Законодатель удачно сформулировал включенные в законодательство положения о законных процентах, разграничении валют долга и платежа, альтернативном и факультативном обязательствах, дополнительных требованиях к предоставлению исполнения обязательства надлежащему лицу, обусловленном исполнении обязательства, возможности установить срок исполнения обязательства, наступление которого привязано к совершению контрагентом определенных действий или наступлению конкретных обстоятельств, сроке и месте исполнения обязательства. В то же время требуют корректировки нормы о переходе прав кредитора к исполнившему за должника обязательство третьему лицу, исполнении обязательства третьим лицом, исполнении обязательства по частям, досрочном исполнении обязательства.

УПРАВЛЕНИЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ 

48-60 424
Аннотация

Введение. Многими развитыми странами социальная сфера, в том числе здравоохранение признана полноценной производственной отраслью экономики, создающей значительную долю добавленной стоимости в отраслевой структуре ВВП. В рамках исследования проведено сравнение созданной здравоохранением доли валовой добавленной стоимости в ВВП США, стран Евросоюза и России за 2018 год.

Материалы и методы. Использованы комплексный, статистический, сравнительный и ретроспективный анализы доступных данных.

Результаты исследования. Полученные данные свидетельствуют, что созданная здравоохранением доля ВВП России многократно меньше аналогичного показателя США и стран Евросоюза, что ограничивает рост экономики России, служит причиной бедности значительной части медицинских работников и препятствует инвестициям в систему здравоохранения и её спросу на инновации.

Обсуждение и заключение. Первопричину проблем авторы видят в ошибке выбора системы доходов обязательного медицинского страхования, привязка которой к формальной занятости в условиях масштабной теневой экономики приводит к «проблеме безбилетника» (Free-Rider Problem) и выраженному платёжному дисбалансу между провайдерами и потребителями общедоступной медицинской помощи из-за её оплаты по заведомо убыточным (ниже фактической себестоимости) тарифам. Наиболее оптимальным решением авторы считают замену привязанных к зарплатам взносов ОМС универсальным целевым налогом на автоматизированные платежные операции.

61-72 404
Аннотация

Введение. В статье проведен сравнительный анализ положений федерального проекта «Социальная активность» и иных программных документов в аналогичных областях государственного регулирования. В ходе анализа было отмечено, что имеются основания признавать достижение целей и реализацию проекта успешной, так выявлено существенное превышение фактических показателей над плановыми. Обращено внимание на некоторые моменты, которые потенциально могут создавать риски снижения эффективности реализации проекта.

Материалы и методы. В качестве материалов исследования были изучены и проанализированы паспорт федерального проекта «Социальная активность», Концепции развития добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 года, ведомственная целевая программа «Развитие дополнительного образования детей, выявление и поддержка лиц, проявивших выдающиеся способности» и ряд других нормативных документов и информации. Методологическую основу исследования составили общенаучные методы: анализ, синтез, дедукция и индукция, сравнительно-правовой, системный.

Результаты исследования. Установлено, что, несмотря на ограничения в общественной активности, связанные с пандемией COVID-19, федеральный проект «Социальная активность» в период 2018-2021 годы успешно реализовывался, о чем свидетельствует существенное превышение фактических показателей над плановыми. В то же время выявлен ряд моментов, снижающих эффективность проекта.

Обсуждение и заключение. Грантовый (конкурсный) подход, принятый в качестве основного способа определения кандидатов на предоставление материальной поддержки лучших региональных практик добровольческого движения и поддержки талантливых детей и молодежи, не вполне отвечает задачам федерального проекта, ориентирующим на возможно более широкий охват населения мероприятиями проекта.

Основные мероприятия федерального проекта не в полной мере способствуют решению поставленных перед проектом задач в силу как ограниченности их числа, так и отсутствия системности. Федеральный проект уступает в этом отношении ряду иных программных документов, имеющих те же проблемные области и ставящим перед собой аналогичные цели. Расширение инструментария федерального проекта с использованием подходов, разработанных в этих документах при его корректировке должно способствовать повышению эффективности реализации проекта.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-8420 (Print)
ISSN 2587-5736 (Online)