Preview

Право и управление. XXI век

Расширенный поиск

Реализация права на выбор культурной системы исламскими государствами: сравнительный анализ

https://doi.org/10.24833/2073-8420-2023-2-67-24-36

Аннотация

Введение. Право государства выбирать культурную систему является следствием принципа невмешательства в дела, по существу входящие в его внутреннюю компетенцию. Хотя в отечественной доктрине подчеркивается необходимость уточнять содержание основных принципов международного права, не удается найти исследования, посвященные данному праву государств. Исследования позиции Организации исламского сотрудничества и ее государств-членов по вопросам права государства выбирать культурную систему немногочисленны. При этом исторические, культурные и религиозные особенности государств-членов ОИС оказывают влияние на объем их международноправовых обязательств.

Материалы и методы. Настоящее исследование направлено на выявление особенностей реализации права выбирать культурную систему государствами-членами ОИС и их влияния на квалификацию вопросов, относящихся ко внутренней компетенции данных государств. В рамках исследования проведен историко-правовой и системный анализ принципов и норм общего международного права, закрепляющих право государства выбирать себе культурную систему, а также анализ их применения в актах ОИС и конституционном законодательстве государств-членов Организации на примере Арабской Республики Египет, Исламской Республики Иран, Королевства Саудовская Аравия и Республики Ирак.

Результаты исследования. Суверенное и неотъемлемое право государства выбирать себе экономическую, политическую, социальную и культурную систему было закреплено в универсальных, региональных и двусторонних международно-правовых актах в результате кодификации и прогрессивного развития норм международного права во второй половине XX в. Реализация данного права ограничена международно-правовыми обязательствами государств. Закрепление в конституционном законодательстве государства его исторических, культурных и религиозных особенностей следует квалифицировать как одну из форм реализации его права на выбор культурной системы.

Обсуждение и заключение. В случаях, когда исторические, культурные и религиозные особенности государства являются основами его государственного и общественного строя, правовое регулирование таких исторических, культурных и религиозных особенностей следует относить ко внутренней компетенции государств. При этом данные особенности следует считать не подлежащими в принципе регулированию нормами международного права. Акты ОИС закрепляют ограничения реализации права государства выбирать культурную систему, а также позицию государств-членов Организации относительно случаев, когда вмешательство в реализацию данного права является недопустимым. Приверженность исламским принципам некоторых государств-членов Организации следует характеризовать не только как их историческую, культурную и религиозную особенность, но и как основу их государственного и общественного строя, по существу составляющую сферу их внутренней компетенции.

Об авторе

В. В. Пчелинцева
МГИМО МИД России
Россия

Пчелинцева Валерия Викторовна, аспирант кафедры международного права 



Список литературы

1. Абашидзе А. Х. Принципы международного права: проблемы понятийно-содержательного характера // Московский журнал международного права. 2017. № 4. С. 19-30.

2. Аречага Х. Общие принципы международного права, регулирующие поведение государств // Современное международное право. 1983. 480 с.

3. Иванов Д. В., Пчелинцева В. В. Международная защита и поощрение прав человека в Организации исламского сотрудничества: современные тенденции // Право и управление. XXI век. 2021. Т. 17. № 2. С. 13-22.

4. Ислам. Энциклопедический словарь. М., 1991.

5. Карташкин В. А. Изменение нормативного содержания основных принципов современного международного права // Московский журнал международного права. 2015. № 1. С. 29-39.

6. Карташкин В. А. Права человека и развитие международного права // Российский ежегодник международного права. 2017. Т. 2017. C. 9-19.

7. Колодкин Р. А. Фрагментация международного права // Московский журнал международного права. 2005. № 2. С. 38-61.

8. Курс международного права в VI томах. Т. 2. М., 1967.

9. Курс международного права в VII томах. Т. 2. М., 1989.

10. Пчелинцева В. В., Иванов Д. В. Защита прав человека в Организации исламского сотрудничества: между универсализмом и культурным релятивизмом // Журнал Сибирского федерального университета. Серия: Гуманитарные науки. 2022. Т. 15. № 8. С. 1145-1155.

11. Синякин И. И., Скуратова А. Ю. Нормы jus cogens: исторический аспект и современное значение для международного права // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2018. № 41. С. 526-545.

12. Сюкияйнен Л. Р. Конституционный статус шариата как источника законодательства в арабских странах // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2016. № 4. С. 205-222.

13. Сюкияйнен Л. Р. Фикх - источник современного права в арабских странах // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2019. № 4. С. 222-245.

14. Тункин Г. И. Теория международного права. М., 2016.

15. Ушаков Н. А. Суверенитет и его воплощение во внутригосударственном и международном праве //Московский журнал международного права.1994. № 2. С. 3-21.

16. Фердросс А. Международное право. М., 1959. 652 с.

17. Черниченко С. В. Взаимосвязь императивных норм международного права (jus cogens) и обязательств erga omnes // Московский журнал международного права. 2012. № 3. С. 3-17.

18. Черниченко С. В. Контуры международного права. М., 2014.

19. Aloupi N. The Right to Non-intervention and Non-interference // Cambridge International Law Journal. 2015. Vol. 4. No. 3. P. 566-587.

20. Castillo V. L. G., Ángeles J. C. Islam and International Organizations: the Organization of Islamic Cooperation // Evolutions in the Law of International Organizations. Brill Nijhoff, 2015. P. 171-191.

21. Damrosch L. F. Politics across borders: Non-intervention and nonforcible influence over domestic affairs // American Journal of International Law. 1989. Vol. 83. No. 1. P. 1-50.

22. Farrar S. The Organisation of Islamic Cooperation: Forever on the Periphery of Public International Law? // Chinese Journal of International Law. 2014. Vol. 13. No. 4. P. 787-817.

23. Guerreiro A. The legal status of the principle of non-intervention // Moscow Journal of International Law. 2022. No. 1. P. 6-26.

24. Gunn T. J., Lagresa A. The Organisation of Islamic Cooperation: Universal Human Rights, Islamic Values, or Raisons d'Etat // Human Rights and International Legal Discourse. 2016. Vol. 10. P. 248-274.

25. Naigen Z. The principle of Non-interference and its Application in Practices of Contemporary International Law // Fudan Journal of the Humanities and Social Sciences. 2016. Vol. 9. P. 449-464.


Рецензия

Для цитирования:


Пчелинцева В.В. Реализация права на выбор культурной системы исламскими государствами: сравнительный анализ. Право и управление. XXI век. 2023;19(2):24-36. https://doi.org/10.24833/2073-8420-2023-2-67-24-36

For citation:


Pchelintseva V.V. Implementation of the Right to Choose a Cultural System by Islamic States: a Comparative Analysis. Journal of Law and Administration. 2023;19(2):24-36. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2073-8420-2023-2-67-24-36

Просмотров: 200


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-8420 (Print)
ISSN 2587-5736 (Online)