Реализация права на выбор культурной системы исламскими государствами: сравнительный анализ
https://doi.org/10.24833/2073-8420-2023-2-67-24-36
Аннотация
Введение. Право государства выбирать культурную систему является следствием принципа невмешательства в дела, по существу входящие в его внутреннюю компетенцию. Хотя в отечественной доктрине подчеркивается необходимость уточнять содержание основных принципов международного права, не удается найти исследования, посвященные данному праву государств. Исследования позиции Организации исламского сотрудничества и ее государств-членов по вопросам права государства выбирать культурную систему немногочисленны. При этом исторические, культурные и религиозные особенности государств-членов ОИС оказывают влияние на объем их международноправовых обязательств.
Материалы и методы. Настоящее исследование направлено на выявление особенностей реализации права выбирать культурную систему государствами-членами ОИС и их влияния на квалификацию вопросов, относящихся ко внутренней компетенции данных государств. В рамках исследования проведен историко-правовой и системный анализ принципов и норм общего международного права, закрепляющих право государства выбирать себе культурную систему, а также анализ их применения в актах ОИС и конституционном законодательстве государств-членов Организации на примере Арабской Республики Египет, Исламской Республики Иран, Королевства Саудовская Аравия и Республики Ирак.
Результаты исследования. Суверенное и неотъемлемое право государства выбирать себе экономическую, политическую, социальную и культурную систему было закреплено в универсальных, региональных и двусторонних международно-правовых актах в результате кодификации и прогрессивного развития норм международного права во второй половине XX в. Реализация данного права ограничена международно-правовыми обязательствами государств. Закрепление в конституционном законодательстве государства его исторических, культурных и религиозных особенностей следует квалифицировать как одну из форм реализации его права на выбор культурной системы.
Обсуждение и заключение. В случаях, когда исторические, культурные и религиозные особенности государства являются основами его государственного и общественного строя, правовое регулирование таких исторических, культурных и религиозных особенностей следует относить ко внутренней компетенции государств. При этом данные особенности следует считать не подлежащими в принципе регулированию нормами международного права. Акты ОИС закрепляют ограничения реализации права государства выбирать культурную систему, а также позицию государств-членов Организации относительно случаев, когда вмешательство в реализацию данного права является недопустимым. Приверженность исламским принципам некоторых государств-членов Организации следует характеризовать не только как их историческую, культурную и религиозную особенность, но и как основу их государственного и общественного строя, по существу составляющую сферу их внутренней компетенции.
Об авторе
В. В. ПчелинцеваРоссия
Пчелинцева Валерия Викторовна, аспирант кафедры международного права
Список литературы
1. Абашидзе А. Х. Принципы международного права: проблемы понятийно-содержательного характера // Московский журнал международного права. 2017. № 4. С. 19-30.
2. Аречага Х. Общие принципы международного права, регулирующие поведение государств // Современное международное право. 1983. 480 с.
3. Иванов Д. В., Пчелинцева В. В. Международная защита и поощрение прав человека в Организации исламского сотрудничества: современные тенденции // Право и управление. XXI век. 2021. Т. 17. № 2. С. 13-22.
4. Ислам. Энциклопедический словарь. М., 1991.
5. Карташкин В. А. Изменение нормативного содержания основных принципов современного международного права // Московский журнал международного права. 2015. № 1. С. 29-39.
6. Карташкин В. А. Права человека и развитие международного права // Российский ежегодник международного права. 2017. Т. 2017. C. 9-19.
7. Колодкин Р. А. Фрагментация международного права // Московский журнал международного права. 2005. № 2. С. 38-61.
8. Курс международного права в VI томах. Т. 2. М., 1967.
9. Курс международного права в VII томах. Т. 2. М., 1989.
10. Пчелинцева В. В., Иванов Д. В. Защита прав человека в Организации исламского сотрудничества: между универсализмом и культурным релятивизмом // Журнал Сибирского федерального университета. Серия: Гуманитарные науки. 2022. Т. 15. № 8. С. 1145-1155.
11. Синякин И. И., Скуратова А. Ю. Нормы jus cogens: исторический аспект и современное значение для международного права // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2018. № 41. С. 526-545.
12. Сюкияйнен Л. Р. Конституционный статус шариата как источника законодательства в арабских странах // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2016. № 4. С. 205-222.
13. Сюкияйнен Л. Р. Фикх - источник современного права в арабских странах // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2019. № 4. С. 222-245.
14. Тункин Г. И. Теория международного права. М., 2016.
15. Ушаков Н. А. Суверенитет и его воплощение во внутригосударственном и международном праве //Московский журнал международного права.1994. № 2. С. 3-21.
16. Фердросс А. Международное право. М., 1959. 652 с.
17. Черниченко С. В. Взаимосвязь императивных норм международного права (jus cogens) и обязательств erga omnes // Московский журнал международного права. 2012. № 3. С. 3-17.
18. Черниченко С. В. Контуры международного права. М., 2014.
19. Aloupi N. The Right to Non-intervention and Non-interference // Cambridge International Law Journal. 2015. Vol. 4. No. 3. P. 566-587.
20. Castillo V. L. G., Ángeles J. C. Islam and International Organizations: the Organization of Islamic Cooperation // Evolutions in the Law of International Organizations. Brill Nijhoff, 2015. P. 171-191.
21. Damrosch L. F. Politics across borders: Non-intervention and nonforcible influence over domestic affairs // American Journal of International Law. 1989. Vol. 83. No. 1. P. 1-50.
22. Farrar S. The Organisation of Islamic Cooperation: Forever on the Periphery of Public International Law? // Chinese Journal of International Law. 2014. Vol. 13. No. 4. P. 787-817.
23. Guerreiro A. The legal status of the principle of non-intervention // Moscow Journal of International Law. 2022. No. 1. P. 6-26.
24. Gunn T. J., Lagresa A. The Organisation of Islamic Cooperation: Universal Human Rights, Islamic Values, or Raisons d'Etat // Human Rights and International Legal Discourse. 2016. Vol. 10. P. 248-274.
25. Naigen Z. The principle of Non-interference and its Application in Practices of Contemporary International Law // Fudan Journal of the Humanities and Social Sciences. 2016. Vol. 9. P. 449-464.
Рецензия
Для цитирования:
Пчелинцева В.В. Реализация права на выбор культурной системы исламскими государствами: сравнительный анализ. Право и управление. XXI век. 2023;19(2):24-36. https://doi.org/10.24833/2073-8420-2023-2-67-24-36
For citation:
Pchelintseva V.V. Implementation of the Right to Choose a Cultural System by Islamic States: a Comparative Analysis. Journal of Law and Administration. 2023;19(2):24-36. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2073-8420-2023-2-67-24-36