КОНСТИТУЦИОННАЯ РЕФОРМА МАТТЕО РЕНЦИ: СУЩНОСТЬ И ВОЗМОЖНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ
https://doi.org/10.24833/2073-8420-2017-2-43-61-66
Аннотация
Введение. Статья посвящена важному событию итальянской политической жизни – конституционному референдуму, состоявшемуся в декабре 2016 г. Инициатором проведения референдума выступило правительство Маттео Ренци (Демократическая партия). Выдвинутая реформа является наиболее масштабной за всю республиканскую историю страны – не только по количеству вносимых поправок в Конституцию, но и в части качественных изменений (в т.ч. касающихся изменения полномочий Сената). Материалы и методы. В статье представлен теоретический анализ основных положений конституционной реформы М. Ренци, возможных последствий от вносимых изменений, а также причин провала референдума М. Ренци. Результаты исследования. Конституционная реформа Ренци-Боски направлена в первую очередь на изменение (усечение) полномочий Сената, а так-же его численного состава. Важнейшим положением в представленной реформе являлось то, что сенаторы не только «отстранялись» от участия в законотворчестве по текущим политическим вопросам, но и то, что Сенат лишался права вето, а правительство становилось подконтрольно только Палате Депутатов. По своей сути реформа Ренци-Боски увеличивала власть правительства и, в частности, премьер-министра. В сочетании с избирательным законом (“Italicum”), предусматривающим «премию большинства», в стране наметился бы авторитарный сдвиг. Причины провала референдума кроются как в самих положениях представ-ленного проекта реформы Конституции, так и в том, что референдум 2016 г. носил персонифицированный характер и де факто являлся «вотумом доверия» правительству М. Ренци и премьер-министру лично. Обсуждение и заключение. Конституционная реформа Ренци-Боски по сути являлась попыткой «перестройки» Республики и её основ. Переход от Первой Республики ко Второй, начавшийся в начале 1990-х гг. продолжается.
Ключевые слова
Об авторе
Е. А. МасловаРоссия
кандидат политических наук, старший преподаватель кафедры интеграционных процессов МГИМО МИД России, старший научный сотрудник Института Европы РАН
Список литературы
1. Любин В.П. Итальянская партийно-политическая система в 90-е гг. (переход от Первой ко Второй Республике) // Мировая экономика и международные отношения. 1998. № 3.
2. Маслова Е.А. Идеологические основы внешней политики Италии периода Второй Республики: диссертация на соиск. … канд. полит. наук. М.: МГИМО МИД России, 2012.
3. Сардарян Г.Т. Политические проблемы регионализации Италии. М.: МГИМО, 2016. 150 с.
4. Di Cosimo G. Le riforme istituzionali dopo il referendum. Fascicolo №1, 2017.
5. Pasquino G., Valbruzzi M. Italy says no: the 2016 constitutional referendum and its consequences // Journal of Modern Italian Studies. 2017. 22:2.
6. Tsebelis G. Compromesso astorico: the role of the Senate after the Italian constitutional reform // Italian Political Science Review. 2017. 47:1.
Рецензия
Для цитирования:
Маслова Е.А. КОНСТИТУЦИОННАЯ РЕФОРМА МАТТЕО РЕНЦИ: СУЩНОСТЬ И ВОЗМОЖНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ. Право и управление. XXI век. 2017;(2):61-66. https://doi.org/10.24833/2073-8420-2017-2-43-61-66
For citation:
Maslova E.A. MATTEO RENZI'S CONSTITUTIONAL REFORM: ITS ESSENCE AND POSSIBLE CONSEQUENCES. Journal of Law and Administration. 2017;(2):61-66. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2073-8420-2017-2-43-61-66