Preview

Право и управление. XXI век

Расширенный поиск
№ 2 (2017)
Скачать выпуск PDF

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

3-13 107
Аннотация

Введение. Статья представляет собой исследование института демократии на современном историческом этапе под воздействием идеологии неолиберализма и глобализма, которую проводят правительства стран Европейского Союза, а также с учетом влияния миграционного и цивилизационного факторов. Материалы и методы. Методологическую основу исследования составляют общенаучные и специальные методы познания политических и социальных явлений и процессов, такие как метод системно-структурного анализа, синтеза социально-правовых явлений, сравнительно-правовой метод и другие. Целью статьи является анализ перспектив развития демократических институций в будущем в контексте экономических, политических, демографических и конфессиональных трансформаций. Результаты исследования. В результате проведенного исследования авторами были сделаны выводы о том, что в свете последних политических и демографических трансформаций европейская демократия, ранее считавшаяся универсальным средством от всех политических невзгод, оказалась неспособной противостоять миграционному нашествию и связанным с ним дестабилизирующим социальным явлениям. Наряду с этим, политические режимы, существующие в странах Африки, Азии, Латинской Америки, а также на постсоветском пространстве лишь отчасти можно определить как демократические на основании критериев, таких как разделение властей, верховенство закона, права и свободы граждан, честные выборы, сменяемость власти и т.д. Что касается исламской цивилизации, то, несмотря на формальные признаки демократических институтов в некоторых исламских государствах, говорить о подлинно демократической форме правления преждевременно. Обсуждение и заключения. Обосновывается необходимость пересмотра основных критериев института демократии с учетом политических, экономических, социальных и демографических трансформациий последнего времени, а также важность цивилизационного и конфессионального факторов в ходе демократических процессов в странах Европы, Азии, Африки и Америки.

 

14-24 76
Аннотация

Введение. В статье исследуется демократия как индикатор «качества» культуры мира, концептуальные основы которой определены в документах ООН и ЮНЕСКО. Раскрывается внутренняя органичность, взаимозависимость и взаимообусловленность культуры мира и демократии. Рассмотрение мира, развития и демократии не в автономном плане, а в качестве составных частей единого целого обеспечивает целостный подход к концепции «культуры мира». Культура демократии – один из важнейших факторов строительства культуры мира. Конец ХХ в. Многие политики и аналитики по праву назвали «временем демократий», так как демократия, вовлекая в свою орбиту все большее число государств, выступает ныне в качестве процесса мирового масштаба. Материалы и методы. Методологическую основу исследования составили следующие общенаучные и специальные методы познания политических и социальных явлений и процессов: метод системно-структурного анализа, метод синтеза социально-правовых явлений, сравнительно-правовой метод, формально-логический метод, статистический метод. Результаты исследования. В становлении культуры мира исключительно важна роль государства, которое несет главную ответственность за обеспечение уважения и защиты прав человека и основных свобод, за утверждение демократических принципов и достижение гармонии в отношениях между обществом, человеком и окружающей средой, за утверждение созидательного сотрудничества между всеми партнерами гражданского общества. Демократизация представляет собой сложный и хрупкий, нередко в высшей степени малоуправляемый процесс, в котором чередуются демократический романтизм и угрюмая жесткая лжедемократия, поступательное продвижение и обескураживающее отступление, острые противоречия между политическими и социально-экономическими правами, между свободой и справедливостью. Не всегда эффективной является и прямая демократия в форме референдумов, так как в обществах с неустоявшимися демократическими традициями, неотлаженными демократическими механизмами, конфронтацией между законодательной и исполнительной властью и слабой политической культурой граждан постоянно проявляется рецидив антидемократии, который может исходить и от действующих органов власти, и от руководства политических партий, и от средств массовой информации, какими бы самостоятельными и объективными они себя не считали.

 

К 100-ЛЕТИЮ ВЕЛИКОЙ РУССКОЙ РЕВОЛЮЦИИ

25-36 116
Аннотация

Введение. Грядущий столетний юбилей Октябрьской революции заметно всколыхнул академическую среду и дал импульс к переосмыслению старых и постановке новых проблем, связанных с революционным прошлым. Изучение вопросов соотношения принципов революционной законности и революционной целесообразности в контексте становления советской правовой системы и реализации права имеет давнюю традицию в отечественной историографии. Однако в фокусе этих исследований обычно находятся либо проблема их теоретического осмысления, либо использование указанных правовых конструкций в репрессивной политике советского государства. Актуализация восприятия этих принципов общественным сознанием в настоящее время только начата. Материалы и методы. С позиций когнитивного и историко-антропологического подходов автор анализирует факторы смены парадигмы правопонимания в ходе революционных событий первых десятилетий XX века. На основании широкого круга источников, разнообразных по своему происхождению и направленности, устанавливается вектор развития нового правопонимания и выявляются детерминированные этим процессом дефекты правосознания. Результаты исследования. Применение системного метода в исследовании основных характеристик трансформирующегося правопонимания позволило автору сделать вывод о том, что содержание и структура правопонимания и правосознания значительной части «рядовых людей» в первые годы советской власти были диаметрально противоположны той новой правовой идеологии, которая транслировалась «сверху», а смена базовой константы «права» на «насилие» происходила достаточно медленно и носила лишь временный характер. Обсуждение и заключение. Обосновано, что в условиях гражданской войны В.И. Лениным была сформирована новая концепция – концепция пролетарского (советского) права и революционной законности, в рамках которой юридическое содержание права подменялось идеологическим. Исходя из классовой природы права, оно рассматривалось как средство подавления меньшинства «трудящимся большинством». При этом в случае реальной угрозы революции предусматривалась возможность временного отказа от законности и замены ее, так называемой «революционной целесообразностью». Реализация этой концепции на практике привела к упразднению многих правовых институтов и существенному ограничению прав граждан во всех сферах жизни. Уход от традиционного правопонимания к новой его конструкции, основанной на классовом подходе, противопоставление законности и целесообразности, оправдание насилия интересами революции – все это привело к существенной деформации правосознания. В свою очередь, революционная практика «красного террора» медленно, но верно формировала его новый тип.

ПРАВО В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

37-44 115
Аннотация

Введение. В данной статье представлен анализ энергетической политики, ее правовой основы, в частности Договора к Энергетической хартии 1994 г. Автор подробно раскрыл финансирование и возможные риски при вложении средств в данную отрасль, отметил вышедшие из него иные многосторонние соглашения, такие как ГАТТ/ВТО, «Римский Договор», Соглашение о Североамериканской зоне свободной торговли, МЕРКОСУР и т.п. В статье поднимается вопрос важности подписания международных многосторонних договоров и рассматриваются способы их принятия. В статье также указывается возможность перехода к возобновляемым источникам энергии. Материалы и методы. Методологическую основу исследования составили следующие общенаучные и специальные методы познания правовых явлений и процессов в сфере международного торгового права: метод системно-структурного анализа; метод синтеза социально-правовых явлений; сравнительно-правовой метод; формально-логический метод; статистический метод. Результаты исследования. В результате проведенного анализа было выявлено, что для многостороннего энергетического сотрудничества необходимо опираться на соответствующее межгосударственное соглашение, которое должно быть основано на взаимных политических взглядах. Также в статье отмечается, что условием неизбежного перехода от ископаемого топлива к возобновляемым источникам энергии должна быть гарантия того, что негативные социальные и экономические последствия такого перехода будут сведены к минимуму. Поднимается вопрос о том, что региональная интеграция на основе норм и правил Всемирной торговой организации, усиление роли региональных резервных валют являются факторами укрепления конкурентоспособности, безопасности и финансово-экономической стабильности. Обсуждение и заключение. Обосновано, что для подписания многостороннего, а тем более юридически-обязательного международного соглашения требуются определенные политические предпосылки, открытое «окно возможностей»; проанализирована необходимость к эффективной энергетике; указана важность предусмотрения энергетического права как отдельной отрасли права и законодательства; обосновывается важность энергетической политики как источника стабильности суверенитета и целостности государства, поддержания и развития сфер социального и экономического обеспечения и благополучия населения.

 

45-53 573
Аннотация

Введение. В статье исследована проблема совершенствования административного права в условиях политических и социальных изменений российского государства. Материалы и методы. В статье проведен анализ развития российского административного права в контексте политических, экономических и социальных изменений и влияния этих изменений на предмет регулирования административного права, что позволило получить следующие результаты. Результаты исследования. Российское административное право реформируется с учетом вызовов сегодняшнего дня, а также под влиянием зарубежного опыта правового регулирования. Однако модернизация административного права должна происходить на основе и с учетом той базы, которая была сформирована в предыдущие периоды. Изменение круга регулируемых административным правом общественных отношений должно быть оправданным и обоснованным. Акцент на развитие процессуального административного права не исключает дальнейшего совершенствования его материальной части, например, института административной ответственности. Изменениям в законодательстве должна предшествовать выработка концепции «нового» административного права России. Обсуждение и заключения. Под влиянием политических, экономических и социальных изменений происходят изменения в структуре и содержании правовых отраслей. Административное право как отрасль права и законодательства, как область научных исследований не является исключением. Однако в монографической и учебной литературе не уделяется достаточного внимания тому факту, что на современном этапе развития административное право выполняет не только управленческую, но и регулирующую функции, причем последняя является не только значительной по объему, но весьма важной по назначению. Это, несомненно, должно отразиться на понимании сущности административного права и предмета. При этом любое изменение системы этой правовой отрасли, будь то расширение или сужение, должно быть не только научно, но и практически обоснованным, а также способствовать повышению эффективности правового регулирования. Этой цели должна служить и необходимая частичная модернизация института административной ответственности. Таким образом, актуализация подходов к институтам, составляющим предмет административного права, представляется одной из наиболее важных доктринальных задач на современном этапе.

 

54-60 117
Аннотация

Введение. Рост миграционных потоков требует от государств применения эффективных способов защиты национального рынка труда. Их использование строится на основе принципа приоритетного трудоустройства собственных граждан страны приема мигрантов. В этой связи государствами применяются различные методы, позволяющие координировать потоки трудовых мигрантов количественно и качественно. В разных странах реализация названного подхода имеет неодинаковое оформление. Это может быть система квотирования, балльная система, запреты, тестирование и иные способы отбора кандидатов на занятие вакантных рабочих мест. Сравнительное исследование методов регулирования миграционных потоков в России, Англии и США позволило выявить их общие черты, основанные на единстве задач, решаемых государствами приема трудящихся-мигрантов, а также их особенности, позволяющие оценить эффективность того или иного способа защиты национального рынка труда. Материалы и методы. Методологическую основу исследования составили следующие общенаучные и специальные методы познания правовых явлений и процессов в сфере международного трудового права: метод системно-структурного анализа; метод синтеза социально-правовых явлений; сравнительно-правовой метод; формально-логический метод; метод сравнительного правоведения. Результаты исследования. Результаты проведенного исследования показали, что применяемые в России, Великобритании и США способы регулирования потоков трудовых мигрантов имеют общие черты, характеризующие названный процесс: их роль заключается в отборе специалистов, обладающих более высокими профессиональными и деловыми качествами. Общность применяемых методов определяется единством задач, которые приходится решать государствам приема мигрантов. Основной задачей в этом ряду выступает защита национального рынка труда. Вместе с тем, применяемые государствами способы защиты рынка труда имеют различное содержание. Тем самым реализация защитных механизмов обретает различные формы (балльная система, квотирование). Проведенный сравнительный анализ показал, что в нашей стране государственное регулирование внешней трудовой миграции не сопряжено с точными прогнозами состояния и потребностей рынка труда. Как представляется, причиной такого положения дел является отсутствие таких критериев отбора иммигрантов как возраст, образование, уровень квалификации и др., которые используются в зарубежных странах. В этой связи Российской Федерации следует учесть положительный опыт Великобритании и США по использованию отдельных механизмов избирательной трудовой миграции. Обсуждение и заключение. Интенсивность миграционных процессов как в России, так и во всем мире, а также мировой миграционный кризис обусловливают необходимость обращения к зарубежному опыту правового регулирования внешней трудовой миграции, так как его использование может быть востребовано и в российских условиях. Представляется, что действенными способами экономически ориентированной миграционной политики нашей страны может стать балльная система отбора иностранных работников, используемая Великобританией, а также механизм привлечения в экономику страны предпринимателей и инвесторов, разработанный в рамках Программы предоставления статуса постоянного жителя инвесторам, действующей в США.

 

УПРАВЛЕНИЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

61-66 180
Аннотация

Введение. Статья посвящена важному событию итальянской политической жизни – конституционному референдуму, состоявшемуся в декабре 2016 г. Инициатором проведения референдума выступило правительство Маттео Ренци (Демократическая партия). Выдвинутая реформа является наиболее масштабной за всю республиканскую историю страны – не только по количеству вносимых поправок в Конституцию, но и в части качественных изменений (в т.ч. касающихся изменения полномочий Сената). Материалы и методы. В статье представлен теоретический анализ основных положений конституционной реформы М. Ренци, возможных последствий от вносимых изменений, а также причин провала референдума М. Ренци. Результаты исследования. Конституционная реформа Ренци-Боски направлена в первую очередь на изменение (усечение) полномочий Сената, а так-же его численного состава. Важнейшим положением в представленной реформе являлось то, что сенаторы не только «отстранялись» от участия в законотворчестве по текущим политическим вопросам, но и то, что Сенат лишался права вето, а правительство становилось подконтрольно только Палате Депутатов. По своей сути реформа Ренци-Боски увеличивала власть правительства и, в частности, премьер-министра. В сочетании с избирательным законом (“Italicum”), предусматривающим «премию большинства», в стране наметился бы авторитарный сдвиг. Причины провала референдума кроются как в самих положениях представ-ленного проекта реформы Конституции, так и в том, что референдум 2016 г. носил персонифицированный характер и де факто являлся «вотумом доверия» правительству М. Ренци и премьер-министру лично. Обсуждение и заключение. Конституционная реформа Ренци-Боски по сути являлась попыткой «перестройки» Республики и её основ. Переход от Первой Республики ко Второй, начавшийся в начале 1990-х гг. продолжается.

 



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-8420 (Print)
ISSN 2587-5736 (Online)