НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА И ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ


https://doi.org/10.24833/2073-8420-2017-3-44-91-97

Полный текст:


Аннотация

Введение. Статья представляет собой сравнительное исследование формирования и функционирования системы науки и высшего образования в Европейском союзе и Евразийском экономическом союзе с выделением критериев сравнения.

Материалы и методы. Методологически исследование основано на общенаучных и специальных методах познания политических и социально-экономических процессов, в т.ч. анализ, синтез, аналогия, обобщения, сравнение. Использование сравнительного метода позволило разработать параметры для сопоставления научно-образовательных комплексов двух интеграционных группировок.

Результаты исследования. В ходе проведенного анализа выявлено, что научно-образовательные комплексы ЕС и ЕАЭС сравнимы по ряду характеристик, что свидетельствует об их типологическом родстве и наличии схожих принципов функционирования. При этом обнаружены уникальные для ЕАЭС факторы, оказывающие влияние на науку и высшее образование, связанные в первую очередь с исторической, географической и национальной спецификой, которые позволяют объединению эффективно использовать механизмы научно-технической и образовательной кооперации. Кроме того, сравнительный анализ позволил очертить проблемы в организации сотрудничества в исследуемых областях между странами евразийской пятерки, которые возможно устранить с опорой на европейский опыт.

Обсуждение и заключение. В настоящее в литературе недостаточное внимание уделяется использованию потенциала научного и образовательного взаимодействия для продвижения интеграционных процессов в ЕАЭС. Важно детально прорабатывать модели адаптации опыта Европейского союза по организации и финансированию Европейского исследовательского пространства и Европейского пространства высшего образования для создания и развития аналогичных моделей в ЕАЭС с учетом местных особенностей, а также достижений азиатской системы науки и образования. В этом контексте полезными были бы исследования в области налаживания связей между академическим сообществом и инновационными фирмами государств-членов ЕАЭС и стран Азии, которые могут породить новые форматы общения.


Об авторе

В. М. Новикова
МГИМО МИД России, третий секретарь МИД России
Россия
соискатель кафедры мировых политических процессов


Список литературы

1. Балышев А., Коннов В. Глобальная наука и национальные научные культуры // Международные процессы. Том 14. № 3.

2. Балясин М.А., Карвальо Л., Михут Д. Опыт обучающихся: исследование-опрос как новый подход к оценке качества совместных программ магистратуры Erasmus Mundus // Вопросы образования. 2016. № 1.

3. Власова О.Ю. Модели образовательной политики современных европейских государств: сравнительный анализ. Автореферат дисс. на соискание ученой степени к.п.н. Москва, 2013.

4. Кокорин А.А. Сравнительный анализ. М., 2007.

5. Лебедева М.М. Международно-политические процессы интеграции образования // Интеграция образования. 2017. Т. 21. № 3.

6. Лебедева М.М. Политикообразующая функция высшего образования в современном мире // Мировая экономика и международные отношения. 2006. №10.

7. Резник Г.А., Курдова М.А. Функции российского университета в условиях формирования инновационно- ориентированной экономики // Интеграция образования. 2017. Т. 21. № 3.

8. Чернова Е.Г., Ахобадзе Т.Д., Маслова А.С., Салтан А.А. Модели финансирования высшего образования и эффективность деятельности университетов. Эмпирическое исследование европейского опыта и отечественная практика // Вопросы образования. 2017. № 3.

9. Ямбуренко Е. Инновационный аспект междержавной конкуренции // Международные процессы. Том 14. № 4.

10. Торкунов А.В. МГИМО – университет, устремленный в будущее // МГИМО-Университет: традиции и современность (1944-2009). М., 2009 // Торкунов А.В. По дороге в будущее / Ред.-сост. Мальгин А.В., Чечевишников А.Л. М., 2010.

11. Торкунов А.В. МГИМО в конкурентной среде образовательного сообщества // Выступление на собрании трудового коллектива МГИМО 29 августа 2008 года // Торкунов А.В. По дороге в будущее / Ред.-сост. Мальгин А.В., Чечевишников А.Л. М., 2010.

12. Торкунов А.В. Российская дипломатия и культура // Дипломатический ежегодник-2000 / Под ред. Ю.Е. Фокина. М., 2000 // Торкунов А.В. По дороге в будущее / Ред.-сост. Мальгин А.В., Чечевишников А.Л. М., 2010.

13. R&D Expenditure/ Eurostat. URL: http://ec.europa.eu/eurostat/statistics-explained/index.php/R_%26_D_expenditure


Дополнительные файлы

Для цитирования: Новикова В.М. НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА И ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ. Право и управление. XXI век. 2017;(3):91-97. https://doi.org/10.24833/2073-8420-2017-3-44-91-97

For citation: Novikova V.M. SCIENCE AND HIGHER EDUCATION IN THE EUROPEAN UNION AND THE EURASION ECONOMIC UNION: COMPARATIVE ANALYSIS. Journal of Law and Administration. 2017;(3):91-97. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2073-8420-2017-3-44-91-97

Просмотров: 90

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-8420 (Print)
ISSN 2587-5736 (Online)