Preview

Право и управление. XXI век

Расширенный поиск

Развитие правового регулирования института государственно-частного партнерства и его значение при реализации инфраструктурных проектов: опыт Российской Федерации и зарубежных стран

https://doi.org/10.24833/2073-8420-2025-2-75-84-101

Аннотация

Введение. В статье исследуется развитие института государственночастного партнерства в России, США, Франции и Японии, акцентируя внимание на ключевых особенностях правовых систем данных стран и их влиянии на реализацию масштабных инфраструктурных проектов.
В исследовании подчеркивается существенная роль гармонизации нормативно-правовой базы для успешного развития государственно-частного партнерства, что требует учета интересов как государственного, так и частного сектора.
Материалы и методы. Исследование базируется на таких общенаучных и специальных методах, как: классификация, анализ, синтез, сравнительноправовой метод, системно-структурный метод, технико-юридический метод, анализе OSINT и изучении казуального права, применяемого в регулировании государственно-частного партнерства
Результаты исследования. В работе выявлены основные характеристики и различия правового регулирования государственно-частного партнерства в правовых системах России, США, Франции и Японии. Основу российской нормативно-правовой базы, регулирующей государственно-частное партнерство, составляют федеральный закон от 30.12.1995 № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции», федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» и федеральный закон от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Также следует отметить и федеральный закон от 01.04.2022 № 75-ФЗ «О соглашениях, заключаемых при осуществлении геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья, и о внесении изменения в Закон Российской Федерации «О недрах», который, на взгляд автора, вводит новую «квазиформу» ГЧП в нефтегазовой отрасли. Данные федеральные законы устанавливают правовые основы для реализации проектов ГЧП, определяют формы взаимодействия публичных и частных партнеров, а также регулируют порядок заключения, исполнения и прекращения соответствующих соглашений. Однако, несмотря на развитие существующей нормативно-правовой базы, в российской практике реализации проектов ГЧП существуют определенные недостатки. Прежде всего к ним следует отнести следующие: наличие несоответствий регионального правового регулирования ГЧП федеральному регулированию: наряду с федеральными законами, в субъектах Российской Федерации действуют собственные нормативные акты, регулирующие ГЧП, что может приводить к правовой фрагментации и затруднять унификацию правовых подходов к данному институту;
- высокие трансакционные издержки: сложность и длительность процедур согласования и реализации проектов ГЧП увеличивают издержки для участников;
- отсутствие координирующей структуры на федеральном уровне: на текущий момент инфраструктурные проекты, реализуемые на базе ГЧП подлежат согласованию федеральным или региональным органом исполнительной власти, к ведению которого относится инфраструктурный проект, что может создавать различную практику реализации проектов схожей/смежной инфраструктуры.
Вышеперечисленные недостатки усложняются достаточно частыми изменениями в законодательстве, что создает неопределенность и снижает привлекательность модели государственно-частного партнерства в российских инфраструктурных проектах для частных инвесторов. На этом фоне японская модель государственно-частного партнерства выделяется своей долгосрочной стратегической ориентацией и эффективным использованием модели «строительство-передача-собственность». Данная модель минимизирует налоговую нагрузку на частных партнеров, одновременно обеспечивая государственную собственность на объекты инфраструктуры, что делает проекты как экономически эффективными, так и социально значимыми. Во Франции, в свою очередь, несмотря на разнообразие моделей государственно-частного партнерства, правовое регулирование различных форм государственно-частного партнерства гармонизировано, а также существует четкое разделение между концессиями и контрактами государственно-частного партнерства.
Обсуждение и заключение. На основе проведенного анализа предложены рекомендации по совершенствованию правового регулирования государственно-частного партнерства в России. В их числе гармонизация регионального и федерального законодательства, снижение трансакционных издержек и развитие специальных экономических режимов, предусматривающих закрепление на законодательном уровне преференций, льгот и гарантий для частных (в том числе иностранных) инвесторов, участвующих в реализации крупных инфраструктурных мегапроектов на базе государственно-частного партнерства. Кроме того, особое внимание следует уделить созданию институциональной структуры для управления проектами, реализуемыми на базисе государственно-частного партнерства участников. Реализация вышеперечисленных мер позволит создать условия для привлечения частных инвестиций, повышения эффективности инфраструктурных проектов, реализуемых на базе государственно-частного партнерства

Об авторе

П. В. Камина
АНО «Центр международного взаимодействия и сотрудничества»
Россия

Камина Петр Владимирович, ведущий эксперт



Список литературы

1. Аксенова-Сорохтей Ю.Н., Барановская Е.А., Серебрякова А.А., Серова О.А. Актуальные проблемы правового регулирования государственного-частного партнерства в РФ // Успехи современной науки и образования. 2016. № 4. Т. 2. С. 147-152.

2. Барков А.В., Серова О.А. Государственно-частное партнерство на рынке социальных услуг в свете развития социального предпринимательства: проблемы гармонизации правового регулирования // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2016. № 3.

3. Белякова Ю.М. Информационно-аналитическое обеспечение государственно-частного партнерства в сфере развития инфраструктурных проектов: мировой опыт // Международный научный журнал. 2019. № 6.

4. Белякова Ю.М. Классификация операционных рисков в проектах государственно-частного партнерства // Банковское дело. 2020. № 2.

5. Белякова Ю.М. Налоговые риски в проектах государственно-частного партнерства // НИР. Экономика фирмы. 2020. № 4.

6. Ваславский Я.И., Ваславская И.Ю. Государственно-частное партнерство: институциональный подход: учебник. Московский государственный институт международных отношений (Университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации. М., 2019.

7. Гафурова Г.Т. Зарубежный опыт развития механизмов государственно-частного партнерства // Финансы и кредит. 2013. № 48(576). C. 62-72.

8. Городнова Н.В., Роженцов И.С., Пешкова А.А. Мировой опыт правового регулирования деятельности государственно-частного партнерства // Sciences of Europe. 2016. № 6–1 (6). C. 29-33.

9. Егоров Е.В., Минина И.С. Правовое регулирование государственно-частного партнерства в России и за рубежом // Государственное управление. Электронный вестник. 2018. № 68.

10. Завьялова Е.Б., Ли Чжэ Сун, Шаманина Э.А. Роль государственно-частного партнерства в инфраструктурном развитии: сравнительный анализ российского, китайского и корейского опыта // Сегодня и завтра Российской экономики. 2019. № 95-96. С. 104-119.

11. Иванов О.В. Теория и мировая практика государственно-частного партнерства: учебник. Московский государственный институт международных отношений (Университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации. М., 2016.

12. Иванов О.В., Селезнев П.Л., Галкин А.А. и др. Механизмы государственно-частного партнерства в экономической политике России: учебник / Под ред. О.В. Иванова. Московский государственный институт международных отношений (Университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации. М., 2018.

13. Каменков В.С., Куницкая О.М. Правовое обеспечение развития государственно-частного партнерства в зарубежных странах // Вестник БарГУ. Серия: Исторические науки и археология. Экономические науки. Юридические науки. 2013. № 1. C. 105-121.

14. Кохановская И.И., Петин А.А. Проблемы развития государственно-частного партнерства в Российской Федерации // Управление. 2018. № 6. С. 34-39. DOI: 10.26425/2309-3633-2018-3-34-39.

15. Ли Чжэ Сун. Государственно-частное партнерство в Республике Корея: опыт становления и достигнутые результаты // Вестник МГИМО-Университета. 2015. № 3.

16. Ломовцева О.А., Герасименко О.А. Тенденции развития общественной инфраструктуры и механизмов государственно-частного партнерства в России // Экономика. Информатика. 2016. № 23.

17. Ломовцева О.А., Герасименко О.А. Нормативно-правовой и организационно-экономический факторы развития государственно-частного и муниципально-частного партнерства в России // Экономика. Информатика. 2016. № 9.

18. Малиновский А.А. Механизм правового регулирования в зарубежных правовых семьях // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2016. № 4. С. 56-80.

19. Малицкая Е.А. Понятие инфраструктурного проекта и управление его жизненным циклом // Экономика регионов. 2014. № 3.

20. Маслова С.В. Тенденции правового регулирования государственно-частного партнерства на международном и национальном уровнях // Московский журнал международного права. 2019. № 3. C. 114-127.

21. Митрофанова И.В., Жуков А.Н., Батманова В.В., Митрофанова И.А. Мегапроекты развития территорий: опыт соединенных штатов Америки и Российской федерации // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2014. № 31. C. 28-40.

22. Незнамова А.А. Анализ зарубежного опыта нормативно-правового регулирования государственно-частного партнерства // Аграрное и земельное право. 2017. № 3(147). C. 81-86.

23. Поспелов С.В. Специфика правового регулирования механизмов формирования государственно частных партнерств в Российской Федерации // Вестник университета (Государственный университет управления). 2017. № 1.

24. Родионова О.Ю. Зарубежный опыт и модели правового регулирования публично-частного партнерства // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. 2014. № 2. C. 221-229.

25. Субочев В.В. Политико-правовое манипулирование как основа управления обществом в эпоху постправды // Вестник Томского государственного университета. Право. 2019. № 34. C. 29-43.

26. Шаманина Э.А. Применение государственно-частного партнерства в отношении объектов здравоохранения в Великобритании // Государственно-частное партнерство. 2016. Т. 3. № 4. С. 247-264.

27. Шаманина Э.А. Сферы применения государственно-частного партнерства в США // Государственно-частное партнерство. 2016. № 2(3). С. 135-150.

28. Шохин С.О. Государственно-частное партнерство: проблемы правового обеспечения // Юрист. 2018. № 2. С. 4-10.

29. Farrugia C. Public-Private Partnership Agencies: A Global Perspective // Farrugia C., Reynolds T., Orr R.J. // Public- Private Partnerships: Managing Risk and Opportunities / Ed. by Darrin Grimsey, Mervyn K. Lewis. Edward Elgar Publishing, 2004.

30. Mitrofanova I.V., Batmanova V.V. Russian and US Experience of Territorial Megaprojects // World Economy and International Relations. 2015. № 2. P. 23-33.

31. Osei-Kyei R., Chan A.P.C. Review of studies on the Critical Success Factors for Public–Private Partnership (PPP) projects from 1990 to 2013 // International Journal of Project Management. 2015. № 6(33). P. 1335-1346.

32. Werneck B., Saadi M. The Public-Private Partnership Law Review. London: Law Business Research Ltd, 2017.

33. Wunderlich W., Mayer O. PPP in Japan’s railway system – a success story // Internationales Verkehrswesen. 2017. № 69(1). P. 21–25.

34. Wunderlich W. Rail network developments: Japanese railways go for better social integration // Internationales Verkehrswesen, 2016. № 68(3). P. 51–53.

35. Yescombe E. R., Farquharson E. Public-private partnerships for infrastructure: principles of policy and finance. 2nd edition. Kidlington, Cambridge, MA: Butterworth-Heinemann, an imprint of Elsevier. 2018.

36. The Economist Intelligence Unit. Asia-Pacific Infrascope Report 2014: Assessing the Environment for Public-Private Partnerships. 2014. URL: https://infrascope.eiu.com.

37. The World Bank. Resilient Infrastructure Public-Private Partnerships (PPPs): Contracts and Procurement The Case of Japan. 2018. URL: https://thedocs.worldbank.org.


Рецензия

Для цитирования:


Камина П.В. Развитие правового регулирования института государственно-частного партнерства и его значение при реализации инфраструктурных проектов: опыт Российской Федерации и зарубежных стран. Право и управление. XXI век. 2025;21(2):84-101. https://doi.org/10.24833/2073-8420-2025-2-75-84-101

For citation:


Kamina P.V. Development of Legal Regulation of the Institution of Public-Private Partnership and the Role of PPP in the Implementation of Infrastructure Projects: the Experience of the Russian Federation and Foreign Countries. Journal of Law and Administration. 2025;21(2):84-101. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2073-8420-2025-2-75-84-101

Просмотров: 15


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-8420 (Print)
ISSN 2587-5736 (Online)