Административные округа В Республике Сербия – конституционный статус и перспективы


https://doi.org/10.24833/2073-8420-2018-2-47-3-12

Полный текст:


Аннотация

Введение. Округа в Сербии имеют давнюю традицию, относящуюся к началу XIX века. В этот период они одновременно выполняли функ­ции государственной власти и местного само­управления. В 90-е годы Сербия отказалась от социалистической модели конституционализ­ма и вернулась к либерально-демократической модели, а округа сегодня занимают иное положе­ние в конституционной системе. Они являют­ся исключительно региональными отделениями министерств, формой территориальной децен­трализации власти. Их основная функция – ис­полнение решений центральных администра­тивных органов (министерств). В первой части данной статьи анализируются вопросы разви­тия административных округов и их нынеш­него положения в конституционной системе Сербии (статус, органы и полномочия). Во вто­рой части статьи рассматриваются возможно­сти улучшения положения административных округов в будущем в рамках возможной реформы территориальной организации Сербии.  

Материалы и методы. Методологиче­ская основа исследования состоит из общих научных и специальных научных методов ана­лиза правовых явлений в области конститу­ционного и административного права: метод системного структурного анализа, метод син­теза социально-правовых явлений, сравнительно-правовой метод, формально-логический метод, историко-правовой метод.  

Результаты исследования. Анализ пока­зал, что положение административных окру­гов в Республике Сербии должно быть изменено. Административные округа в Сербии находятся в подчинении министерств, которые осущест­вляют государственную власть. Это своего рода виды региональных органов государственной власти и организационные подразделения ми­нистерств. С другой стороны, 29 из ныне дей­ствующих округов являются хорошей основой для введения второго уровня местного самоу­правления в Республике Сербия. Таким образом, округа могли бы самостоятельно осуществлять определенные полномочия через свои собствен­ные органы, которые бы непосредственно из­бирались гражданами. Кроме того, они могли бы сохранить и свои действующие полномочия и, таким образом, стать своего рода «смешан­ными» территориальными единицами, кото­рые объединили бы функции местной власти и местного самоуправления. В конце концов, районы в Сербии во многом уже имеют такой статус. Это решение позволило бы повысить эффективность и демократичность конституционного строя в Сербии и укрепить позиции местного самоуправления. Однако, чтобы изме­нить и улучшить положение округов в Сербии, недостаточно просто внести изменения в зако­нодательство, необходимы и конституционные изменения.  

Обсуждение и заключение. Основной вы­вод заключается в том, что правовое положение округов в Сербии должно быть изменено. Они должны стать «смешанными» территориаль­ными единицами (административными и само­стоятельными). Таким образом, по правовому положению они стали бы очень похожи на серб­ские округа из XIX века. Реформа территори­альной организации Республики Сербия, которая представляется неизбежной, должна включать изменение правового статуса и характера округа. Они могут стать важными террито­риальными единицами, которые могут иметь «смешанный» характер, объединяя функции как государственного управления, так и местного самоуправления.  Данный характер округа, который долгое время существовал в конституционной тради­ции Сербии, позволит им, как административ­ным и самостоятельным единицам, наладить более тесные связи между местными территориальными единицами (районы и города) и ин­ститутами центральной власти. Их терри­ториальный, экономический и демографический потенциал станет прочной основой для повы­шения эффективности местного самоуправле­ния и государственного управления в Республике Сербия. Кроме того, применение этой модели полностью опередило бы бессмысленный проект регионализации, который, несомненно, принесет больше ущерба, чем выгоды.

 


Об авторе

М. Станкович
Белградский университет
Сербия и Черногория

Марко Станкович,  доктор юридических наук, профессор

Юридический факультет, кафедра публичного права 

Белград



Список литературы

1. Barnett, H., 2002. Constitutional and Administrative Law. London, Sydney.

2. Favoreu, L., et al., 2010. Droit constitutionnel [Constitutional Law]. Paris.

3. Fridrih, K., 2005. Konstitucionalna demokratija [Constitutional Democracy]. Podgorica.

4. Jovanović, S., 1995. Ustavno pravo Kraljevine Srba, Hrvata i Slovenaca [Constitutional Law of the Kingdom of Serbs, Croats and Slovenes]. Belgrade.

5. Lockard, D., 1968. Local Government. International Encyclopedia of the Social Sciences (Ed. David L. Sills). Vol. 9. New York.

6. Marinković, R., 1995. Lokalna samouprava – stare i nove nedoumice [Local Self-Government: Old and New Concerns]. Belgrade.

7. Marković, R., 2007. Republic of Serbia Constitution of 2006 – A Critical Review. Annals FLB – Belgrade Law Review. 3/2007.

8. Pavlović, M., 2008. Pravna evropeizacija Srbije: 1804-1914 [Legal Europeanization of Serbia: 1804-1914]. Kragujevac.

9. Popović, D., 2002. European Regionalism – A Challenge to New Democracies. Bâle, Genève, Munich.

10. Prélot, М., 2002. Političke institucije [Political Institutions]. Zagreb.

11. di Robert V. Yengibaryan., 2014. Time chooses us, we choose everything else… Democrazia e diritto [Democracy and Law]. № 4.

12. Ampleeva, T.Yu., Karaulova, J.A., 2017. Constitutional control in Russia: Issues of evolvement, theory and practice. Giornale di Storia Costituzionale [Journal of Constitutional History]. Volume 33. Issue 1.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Станкович М. Административные округа В Республике Сербия – конституционный статус и перспективы. Право и управление. XXI век. 2018;(2):3-12. https://doi.org/10.24833/2073-8420-2018-2-47-3-12

For citation: Stanković D.M. Administrative districts in the Republic of Serbia – constitutional status and perspectives. Journal of Law and Administration. 2018;(2):3-12. https://doi.org/10.24833/2073-8420-2018-2-47-3-12

Просмотров: 49

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-8420 (Print)
ISSN 2587-5736 (Online)