Административные округа В Республике Сербия – конституционный статус и перспективы
https://doi.org/10.24833/2073-8420-2018-2-47-3-12
Аннотация
Введение. Округа в Сербии имеют давнюю традицию, относящуюся к началу XIX века. В этот период они одновременно выполняли функции государственной власти и местного самоуправления. В 90-е годы Сербия отказалась от социалистической модели конституционализма и вернулась к либерально-демократической модели, а округа сегодня занимают иное положение в конституционной системе. Они являются исключительно региональными отделениями министерств, формой территориальной децентрализации власти. Их основная функция – исполнение решений центральных административных органов (министерств). В первой части данной статьи анализируются вопросы развития административных округов и их нынешнего положения в конституционной системе Сербии (статус, органы и полномочия). Во второй части статьи рассматриваются возможности улучшения положения административных округов в будущем в рамках возможной реформы территориальной организации Сербии.
Материалы и методы. Методологическая основа исследования состоит из общих научных и специальных научных методов анализа правовых явлений в области конституционного и административного права: метод системного структурного анализа, метод синтеза социально-правовых явлений, сравнительно-правовой метод, формально-логический метод, историко-правовой метод.
Результаты исследования. Анализ показал, что положение административных округов в Республике Сербии должно быть изменено. Административные округа в Сербии находятся в подчинении министерств, которые осуществляют государственную власть. Это своего рода виды региональных органов государственной власти и организационные подразделения министерств. С другой стороны, 29 из ныне действующих округов являются хорошей основой для введения второго уровня местного самоуправления в Республике Сербия. Таким образом, округа могли бы самостоятельно осуществлять определенные полномочия через свои собственные органы, которые бы непосредственно избирались гражданами. Кроме того, они могли бы сохранить и свои действующие полномочия и, таким образом, стать своего рода «смешанными» территориальными единицами, которые объединили бы функции местной власти и местного самоуправления. В конце концов, районы в Сербии во многом уже имеют такой статус. Это решение позволило бы повысить эффективность и демократичность конституционного строя в Сербии и укрепить позиции местного самоуправления. Однако, чтобы изменить и улучшить положение округов в Сербии, недостаточно просто внести изменения в законодательство, необходимы и конституционные изменения.
Обсуждение и заключение. Основной вывод заключается в том, что правовое положение округов в Сербии должно быть изменено. Они должны стать «смешанными» территориальными единицами (административными и самостоятельными). Таким образом, по правовому положению они стали бы очень похожи на сербские округа из XIX века. Реформа территориальной организации Республики Сербия, которая представляется неизбежной, должна включать изменение правового статуса и характера округа. Они могут стать важными территориальными единицами, которые могут иметь «смешанный» характер, объединяя функции как государственного управления, так и местного самоуправления. Данный характер округа, который долгое время существовал в конституционной традиции Сербии, позволит им, как административным и самостоятельным единицам, наладить более тесные связи между местными территориальными единицами (районы и города) и институтами центральной власти. Их территориальный, экономический и демографический потенциал станет прочной основой для повышения эффективности местного самоуправления и государственного управления в Республике Сербия. Кроме того, применение этой модели полностью опередило бы бессмысленный проект регионализации, который, несомненно, принесет больше ущерба, чем выгоды.
Об авторе
М. СтанковичЧехословакия
Марко Станкович, доктор юридических наук, профессор
Юридический факультет, кафедра публичного права
Белград
Список литературы
1. Barnett, H., 2002. Constitutional and Administrative Law. London, Sydney.
2. Favoreu, L., et al., 2010. Droit constitutionnel [Constitutional Law]. Paris.
3. Fridrih, K., 2005. Konstitucionalna demokratija [Constitutional Democracy]. Podgorica.
4. Jovanović, S., 1995. Ustavno pravo Kraljevine Srba, Hrvata i Slovenaca [Constitutional Law of the Kingdom of Serbs, Croats and Slovenes]. Belgrade.
5. Lockard, D., 1968. Local Government. International Encyclopedia of the Social Sciences (Ed. David L. Sills). Vol. 9. New York.
6. Marinković, R., 1995. Lokalna samouprava – stare i nove nedoumice [Local Self-Government: Old and New Concerns]. Belgrade.
7. Marković, R., 2007. Republic of Serbia Constitution of 2006 – A Critical Review. Annals FLB – Belgrade Law Review. 3/2007.
8. Pavlović, M., 2008. Pravna evropeizacija Srbije: 1804-1914 [Legal Europeanization of Serbia: 1804-1914]. Kragujevac.
9. Popović, D., 2002. European Regionalism – A Challenge to New Democracies. Bâle, Genève, Munich.
10. Prélot, М., 2002. Političke institucije [Political Institutions]. Zagreb.
11. di Robert V. Yengibaryan., 2014. Time chooses us, we choose everything else… Democrazia e diritto [Democracy and Law]. № 4.
12. Ampleeva, T.Yu., Karaulova, J.A., 2017. Constitutional control in Russia: Issues of evolvement, theory and practice. Giornale di Storia Costituzionale [Journal of Constitutional History]. Volume 33. Issue 1.
Рецензия
Для цитирования:
Станкович М. Административные округа В Республике Сербия – конституционный статус и перспективы. Право и управление. XXI век. 2018;(2):3-12. https://doi.org/10.24833/2073-8420-2018-2-47-3-12
For citation:
Stanković D.M. Administrative districts in the Republic of Serbia – constitutional status and perspectives. Journal of Law and Administration. 2018;(2):3-12. https://doi.org/10.24833/2073-8420-2018-2-47-3-12