ПРАВО В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Введение. Округа в Сербии имеют давнюю традицию, относящуюся к началу XIX века. В этот период они одновременно выполняли функции государственной власти и местного самоуправления. В 90-е годы Сербия отказалась от социалистической модели конституционализма и вернулась к либерально-демократической модели, а округа сегодня занимают иное положение в конституционной системе. Они являются исключительно региональными отделениями министерств, формой территориальной децентрализации власти. Их основная функция – исполнение решений центральных административных органов (министерств). В первой части данной статьи анализируются вопросы развития административных округов и их нынешнего положения в конституционной системе Сербии (статус, органы и полномочия). Во второй части статьи рассматриваются возможности улучшения положения административных округов в будущем в рамках возможной реформы территориальной организации Сербии.
Материалы и методы. Методологическая основа исследования состоит из общих научных и специальных научных методов анализа правовых явлений в области конституционного и административного права: метод системного структурного анализа, метод синтеза социально-правовых явлений, сравнительно-правовой метод, формально-логический метод, историко-правовой метод.
Результаты исследования. Анализ показал, что положение административных округов в Республике Сербии должно быть изменено. Административные округа в Сербии находятся в подчинении министерств, которые осуществляют государственную власть. Это своего рода виды региональных органов государственной власти и организационные подразделения министерств. С другой стороны, 29 из ныне действующих округов являются хорошей основой для введения второго уровня местного самоуправления в Республике Сербия. Таким образом, округа могли бы самостоятельно осуществлять определенные полномочия через свои собственные органы, которые бы непосредственно избирались гражданами. Кроме того, они могли бы сохранить и свои действующие полномочия и, таким образом, стать своего рода «смешанными» территориальными единицами, которые объединили бы функции местной власти и местного самоуправления. В конце концов, районы в Сербии во многом уже имеют такой статус. Это решение позволило бы повысить эффективность и демократичность конституционного строя в Сербии и укрепить позиции местного самоуправления. Однако, чтобы изменить и улучшить положение округов в Сербии, недостаточно просто внести изменения в законодательство, необходимы и конституционные изменения.
Обсуждение и заключение. Основной вывод заключается в том, что правовое положение округов в Сербии должно быть изменено. Они должны стать «смешанными» территориальными единицами (административными и самостоятельными). Таким образом, по правовому положению они стали бы очень похожи на сербские округа из XIX века. Реформа территориальной организации Республики Сербия, которая представляется неизбежной, должна включать изменение правового статуса и характера округа. Они могут стать важными территориальными единицами, которые могут иметь «смешанный» характер, объединяя функции как государственного управления, так и местного самоуправления. Данный характер округа, который долгое время существовал в конституционной традиции Сербии, позволит им, как административным и самостоятельным единицам, наладить более тесные связи между местными территориальными единицами (районы и города) и институтами центральной власти. Их территориальный, экономический и демографический потенциал станет прочной основой для повышения эффективности местного самоуправления и государственного управления в Республике Сербия. Кроме того, применение этой модели полностью опередило бы бессмысленный проект регионализации, который, несомненно, принесет больше ущерба, чем выгоды.
Введение. В статье анализируется, в общем контексте современного международного права, позиция Китайской Народной Республики, наиболее жестко выступающей за применимость режима управления «общим наследием человечества» к Арктике, ссылаясь на Часть XI Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.
Материалы и методы. Методологическую основу исследования составили общенаучные и специальные методы познания (диалектический метод, методы анализа и синтеза, дедукции и индукции, формально-юридический, сравнительно-правовой и историко-правовой методы).
Результаты исследования. В результате проведенного анализа выявлено, что современную позицию Китая в отношении режима управления Международным районом морского дна как «общим наследием человечества» и в целом в отношении морского права неприемлемо характеризовать в исключительно негативных оценках, как это было в период противостояния между СССР и КНР в 1960-1980 годах. Объективно долговременные интересы КНР и Российской Федерации в поддержании международного морского права совпадают. Вместе с тем современная правовая политика КНР отличается от заявленной во время Третьей Конференции ООН по морскому праву, она стала более ориентированной на продвижение национальных интересов Китая в Арктике, на создание в Северном Ледовитом океане района «общего наследия человечества», вопреки тому, что ни одно из пяти приарктических государств за это не высказывается.
Обсуждение и заключение. В статье сопоставляются доводы Китая в пользу применимости к Арктике норм о районе «общего наследия человечества» с доводами об отсутствии намерения приарктических государств создавать в Арктике такой район, представленными в международно-правовой науке, в том числе в трудах, раскрывающих юридическое содержание термина «общее наследие человечества». В контексте позиций приарктических государств по данному вопросу, в том числе и отраженных в материалах Третьей Конференции ООН по морскому праву (1973 – 1982 гг.), выявлены причины поддержки Китаем инициированной в США концепции «общего наследия человечества» и попыток Китая расширительно её толковать, особенно применительно к Арктике.
Введение. В мае и июне 2018 года в России активизировались дискуссии вокруг проблемы конфискации имущества, полученного преступным путем. Эти дискуссии возникли после нескольких инициатив законодателей, выступивших за усиление роли этого института уголовного права в юридической практике в России и Верховного Суда РФ в Постановлении Пленума от 14 июня 2018 г., обобщившего опыт применения конфискации в практике российских судов и сформулировавшего некоторые рекомендации для судов.
Материалы и методы. В статье для анализа проблемы использован ряд исследовательских приемов и методов. Прежде всего, это анализ, позволяющий вычленить тенденции в развитии института конфискации. Используются также сравнения, с помощью которых сопоставляются и оцениваются однородные процессы на разных этапах применения института конфискации имущества, нажитого преступным путем, используется также обобщение, необходимое для подведения итогов исследования.
Результаты исследования. Использование института конфискации имущества, полученного преступным путем, в юридической практике России прошло несколько этапов. Современный этап начался после того, как институт был восстановлен в УК РФ Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 153-ФЗ, в соответствии с которым раздел VI УК был дополнен главой 15.1 «Конфискация имущества». На основе решений майского и июньского пленумов Верховного Суда РФ в статье анализируется практика применения этого института в деятельности российских судов. 12-летний опыт применения главы 15.1 УК показал, что, несмотря на неоднократные разъяснения Верховного Суда, которые касались отдельных составов преступлений, часть спорных моментов так и осталась неразрешенной. В связи с этим в подготовленное Постановление пленум Верховного Суда внес ряд предложений по совершенствованию правовой базы этого института. 14 июня 2018 года на очередном Пленуме Верховного Суда РФ было принято новое детальное постановление по практике применения главы 15.1 УК и предложены конкретные рекомендации по совершенствованию практики применения института конфискации имущества, полученного преступным путем в РФ, которые рассматриваются и комментируются в статье.
Обсуждение и заключение. В юридической литературе новации в законодательстве России, связанные с институтом конфискации имущества, полученного преступным путем вызвали оживленную дискуссию. Существуют две основные точки зрения на восстановленный институт конфискации. Первая точка зрения заключается в том, что, «новое место конфискации имущества среди мер уголовно-правового воздействия определено правильно». Однако существует довольно большая группа юристов, которые не согласны с отнесением конфискации к мерам уголовно-правового характера. Они убеждены, что место этого института в разделе видов уголовного наказания.
Введение. В статье обоснован авторский взгляд на правосудие как одну из важнейших обеспечительных функций правозащитной природы судебной власти. Автор определяет факторы, совокупность которых формирует уровень доверия и характер оценки обществом результатов работы судебных органов (как следствие – всей судебной системы России). Компаративистский подход к исследованию природы судебной власти, ее структуры и системы во многом вытекают и обуславливаются функцией правосудия (осуществления судебной власти в системе разделения властей) как важнейшего вида правоприменения, а также природой и функциями законодательной власти, принимающей законы, которые потом трактует суд. Только суд, основываясь на трактовке и сравнительно-правовом анализе норм законодательства (аналогия закона) и права (аналогия права), в рамках «коридора» действующего законодательства, может давать итоговое заключение, которое по юридической силе и необходимости его исполнения путем обязательного применения механизмов государственного принуждения может быть приравнено к закону.
Материалы и методы. Методологическую основу исследования составили следующие общенаучные и специальные методы познания правовых явлений и процессов в сфере судебного права и правосудия: метод системно-структурного анализа; метод синтеза; метод анализа; сравнительно-правовой метод; формально-логический метод; статистический метод.
Результаты исследования. В результате проведенного анализа выявлено, что правоприменение возможно только на основе толкования или уточнения права каждым судьей в рамках осуществления правосудия по каждому отдельно взятому делу. Правоприменение является правом в действии, а правосудие (по вступившим в законную силу судебным актам) окончательным способом обеспечения универсальности и единообразия норм права. Правоприменение невозможно без действующего законодательства, подвергающегося постоянным изменениям и дополнениям; с учетом этого меняется сам характер правоприменения.
Обсуждение и заключения. Обосновано, что структура судебной системы определяется правозащитной природой судебной власти и характером материального права, применяемого в рамках каждого вида судопроизводства. Автор статьи предлагает исходить из нового – авторского – понимания того, что судебная власть с помощью обеспечительной функции правосудия является дельных граждан и/или их групп. Обосновывается, что понимание правосудия в рамках сравнительно-правового подхода только как вида правозащитной деятельности является узким и не отвечает целям совершенствования судебной системы России.Введение. Корпоративное законодательство в развитых правопорядках меняется весьма быстро. Законодатель понимает, что коммерческие юридические лица являются своеобразным проводником свободных капиталов. Это обстоятельство вынуждает законодателя оперативно реагировать с тем, чтобы создавать оптимальные условия функционирования для коммерческих юридических лиц. Создание благоприятного инвестиционного климата позволяет привлекать свободные капиталы, концентрирующиеся не только в банках, но и в коммерческих организациях. Гармонизация корпоративного права позволяет формировать благоприятный инвестиционный климат в соответствующих юрисдикциях. Однако процесс гармонизации корпоративного законодательства сопряжен со значительными сложностями, преодоление которых является первостепенной задачей законодателя.
Материалы и методы. Методологическую основу исследования составили следующие общенаучные и специальные методы познания правовых явлений и процессов: диалектический, формально-юридический, сравнительно-правовой, формально-логический, структурно-функциональный.
Результаты исследования. В настоящем исследовании автор сконцентрировал внимание на наиболее важных аспектах продолжающейся гармонизации положений корпоративного законодательства отдельных государств как на внутринациональном уровне, так и в формате существующих интеграционных объединений. В частности, отмечается, что одним из главнейших критериев формы коммерческого юридического лица является ее инвестиционная привлекательность в конкретном национальном правопорядке. Коммерческие юридические лица являются точкой приложения капитала. Этот фактор можно считать одним из определяющих в направлении совершенствования национального корпоративного права.
Обсуждения и заключение. Систематизация общих признаков коммерческих юридических лиц в различных национальных правопорядках, позволила, в том числе, определить сдерживающие факторы их развития как на национальном уровне, так и в рамках интеграционных объединений. Методы преодоления таких факторов весьма различны в зависимости от того, на каком уровне они используются. Научная дискуссия на этом направлении позволяет выявить своеобразные точки отсчета регенерации наиболее консервативных положений корпоративного законодательства в различных национальных правопорядках.Введение. Международное космическое право («МКП») характеризуется отсутствием специализированной комплексной системы разрешения споров («СКСРС»). При этом отсутствие СКСРС не оказало негативного влияния ни на развитие МКП, ни космической деятельности («КД»), однако этот факт не исключает необходимости ее разработки. В статье анализируются факторы, потенциально влияющие на возрастание количества споров в данной области, способы и методы «управления рисками» возникновения споров, а также существующие отраслевые и межотраслевые механизмы разрешения споров в области КД в призме особенностей МКП.
Материалы и методы. Теоретическую основу исследования составили работы ведущих юристов-международников, специализирующихся в области МКП, а также материалы различных конференций по МКП; аналитическую базу – Устав ООН, договоры ООН по космосу, резолюции ГА ООН, а также факультативные правила Постоянной палаты третейского суда («ППТС») 1997 и 2011 гг. Основными методами исследования являются методы формальной логики, включая анализ, синтез, аналогию и моделирование, а также системный, сравнительно-правовой и метод толкования.
Результаты исследования. В результате проведенного анализа выявлено, что: 1) особенности МКП, включая наличие открытых вопросов, как и тенденции развития КД, оказывают непосредственное влияние на возрастание рисков возникновения международных споров; 2) особенности ответственности в МКП хотя и могут повлиять на рост количества споров, с одной стороны, с другой – в своей совокупности, они способствуют и предотвращению возможных споров; 3) на настоящем этапе эффективное применение и потенциальное сочетание существующих средств разрешения споров могут привести к нахождению новых средств, которые будут способны заполнить правовой вакуум, созданный отсутствием СКСРС в МКП.
Обсуждение и заключение. Для целей снижения рисков возникновения споров и оптимального урегулирования уже возникших: 1) обоснована необходимость первоочередного согласования открытых вопросов МКП на договорной основе; 2) определены методы «управления рисками» возникновения споров в контексте особенностей ответственности в МКП; 3) выявлено, что обращение к системе разрешения споров в рамках ППТС позволяет как учесть особенности современной КД и необходимости ее комплексного правового регулирования, так и эффективно использовать и сочетать в рамках единой системы различные средства разрешения и, возможно, предотвращения споров, в частности, учреждение следственных комиссий по установлению фактов; 4) уточнено, что в долгосрочной перспективе оптимальным представляется согласование СКСРС на договорной основе.
УПРАВЛЕНИЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Введение. В статье исследуются развитие мировой экономической системы в контексте экономических теорий Смита, Кейнса, Фридмана и влияния на этот процесс пропаганды.
Материалы и методы. В исследовании применялись как общенаучные, так и традиционные методы, применяемые в политологии и экономике.
Результаты исследования. Это влияние позволяет говорить о возникновении к середине ХХ века модели Кейнса – Бернайса, а к началу XXI века неоэкономической (постиндустриальной) модели, в которой доминирует пропаганда. В этой новой модели спрос и предложение, прибавочная стоимость, цены и пр. создаются движением информации. Кроме того, в статье формулируется «правило четырех частей», характеризующее современный рынок труда в развитых странах. Также приводятся данные об использовании новейших компьютерных технологий и вывод о новых возможностях пропаганды в экономике.
Заключение. Основные выводы работы тезисы о синергии экономики и пропаганды, о необходимости дальнейшего исследования этого феномена.
Введение. Процессы, происходящие в Европе, делают актуальным исследование социальных, культурных и политических особенностей немецкоязычного электората Швейцарии, который выражает неоднозначное отношение к перспективам включения страны в Европейский союз.
Материалы и методы. Исследование проведено на основе теоретического и эмпирического анализа швейцарских тематических источников и литературы, исторического, системного, компаративного и бихевиористского метода, а также корреляционного анализа, что позволило определить причинные связи и дифференцирующие признаки этно-лингвистических швейцарских общностей, вычленить и оценить факторы в наибольшей степени воздействующие на их отношение к Евросоюзу.
Результаты исследования. Швейцарский электорат разделяет глубоко укоренившуюся приверженность политическим институтам Швейцарии. Нейтралитет, федерализм и прямая демократия пользуются всенародной поддержкой во всем этнолингвистическом многообразии страны и многие швейцарские евроскептики настаивают на том, что членство в ЕС будет несовместимо с политическими традициями конфедерации. Однако неприятие членства в ЕС усугубляется более специфическими факторами, которые обусловлены особой политической и культурной позицией германоязычных швейцарцев, подавляющее большинство которых, в отличие от франкоязычного электората, последовательно выступает против вступления в Европейский Союз. Представляется, что достаточно высокий уровень неприятия германоязычным электоратом членства в ЕС можно объяснить с точки зрения двух основных факторов: с одной стороны, все швейцарцы принадлежат государству, которое, как известно, не имеет общекультурных атрибутов, что делает их более уязвимыми перед институциональными амбициями Европейского Союза; с другой стороны, как германоязычные швейцарцы, они принадлежат к этнолингвистической территориальной единице, этнокультурные границы которой не имеют институционального подкрепления. Стиснутый в таком объективном политико-институциональном и этнолингвистическом формате, германоязычный электорат приобрел латентное чувство уязвимости и национальноэксклюзивное построение идентичности, которое можно рассматривать как основу евроскептицизма.
Обсуждение и заключение. ЕС хочет уточнить контуры своих отношений со Швейцарией, но чем более настойчивoй будет становится амбициозная риторика Евросоюза, тем больше вероятность, что германоязычный электорат будет воспринимать евроинтеграцию как угрозу собственной идентичности, и тем сильнее будет его решимость оставаться вне его границ. Учитывая, что германоязычные швейцарцы превосходят численностью своих франкоговорящих соотечественников более чем три к одному, Швейцария останется в стороне от ЕС в обозримом будущем.
Введение. Актуальность исследования вызвана растущим интересом к практикам вовлечения граждан в бюджетный процесс в России и за рубежом. С 2017-го года запущен проект «Развитие инициативного бюджетирования в Российской Федерации», реализуемый Министерством финансов РФ и Всемирным банком. В данном проекте сегодня участвует более 50 российских регионов. Поскольку тема гражданского участия в распределении бюджета является достаточно новой, закономерно среди академических исследователей и практикующих специалистов возникает интерес к зарубежному опыту, в частности, к механизмам вовлечения жителей, используемым в европейских странах.
Материалы и методы. В подготовке статьи использован сравнительно-исторический анализ и метод кейс-стади. В качестве источников привлечены академические статьи, тематические книги и монографии, энциклопедии, официальные сайты органов государственной власти, специализированные порталы интернет-участия.
Результаты исследования. Выявлены исторические и политические предпосылки, которые заложили основы для развития современных механизмов прямой демократии в европейских странах. Охарактеризованы наиболее масштабные страновые кейсы, которые выделяются количеством реализованных проектов или граждан, принявших участие в выдвижении и отборе идей, касающихся локального развития. Представлены кейсы европейских столиц Парижа, Мадрида, Лиссабона и Варшавы. Охарактеризован опыт России в данном историческом контексте.
Обсуждение и заключение. Выявлены наиболее оригинальные подходы, которые представляют интерес с точки зрения используемых процедур вовлечения граждан или тематики тех вопросов местного значения, которые выносятся на обсуждение в рамках партисипаторных механизмов. Показано, что необходимость непосредственного вовлечения граждан в принятие бюджетных решений признается сегодня в разных странах.Введение. Цель настоящей статьи – анализ реформирования адвокатуры, которая образовалась после Февральской и Октябрьской революций в России. О значении адвокатуры для государства говорит тот факт, что и Временное правительство, и правительство большевиков буквально сразу же после захвата власти озаботились ее судьбой. Временное правительство образовало подкомиссию по пересмотру положения об адвокатуре, был подготовлен проект закона о создании независимого сословия присяжной адвокатуры. СНК РСФСР 24.XI.1917 года принял декрет «О суде» № 1, которым упразднил адвокатуру без какой-либо замены. Принимаемые властью вплоть до 1922 года различные положения и постановления о правозащитниках – свидетельство правового хаоса в стране. В 1922 году ВЦИК РСФСР, наконец, принял «Положение об адвокатуре», которое просуществовало до 1939 года. Согласно этому положению адвокатура была подконтрольна государству. В годы репрессий она не могла осуществлять свою главную функцию, была не допущена ни к следствию, ни к судебным процессам над репрессированными. И только в 1939 году согласно «Положению об адвокатуре СССР» коллегии адвокатов стали относительно самоуправляемыми, им были даны права юридических лиц, вернулось в оборот слово адвокат. Шли годы. Постепенно ослаблялось государственное руководство адвокатурой. «Положение об адвокатуре РСФСР» от 1962 года значительно расширило права адвоката, коллегии были признаны добровольным объединением лиц, занимающихся адвокатской деятельностью. В 1970-1980 гг. шли поиски совершенствования института адвокатуры, в Конституцию СССР 1977 года была включена ст. 161 о коллегии адвокатов. В «Положении об адвокатуре РСФСР» 1980 года содержались принципы международных актов. После распада СССР наряду с традиционной адвокатурой действовали так называемые параллельные коллегии адвокатов, велась активная работа по созданию новой адвокатуры. Итогом стал федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ», принятый в 2002 году. Адвокат был признан независимым профессиональным советником по правовым вопросам. Вмешательство в адвокатскую деятельность, осуществляемую в соответствии с законодательством, либо препятствование этой деятельности было запрещено.
Материалы и методы. Материалами для исследования послужили труды отечественных и зарубежных исследователей в области российского права, законодательные акты XX века России и СССР. Методологическую основу исследования составили общефилософские и частно-юридические методы познания в сфере организации отечественной адвокатуры, методы сравнительно-правового и историко-правового анализа.
Результаты исследования. В результате проведенного научного исследования сделан вывод: там, где нарушен принцип законности и господствует произвол, где нет адвоката, там нет правосудия.
Обсуждение и заключение. Обоснована необходимость независимости адвоката и адвокатуры, адвокатура может функционировать только в стабильном обществе; в условиях правового хаоса адвокатура не может выступать как правовой институт. Адвокатура – средство спасения государства от внутреннего разложения. Государство должно заботиться об адвокатуре и гарантировать независимость адвоката.
Введение. В статье сформулированы некоторые из основных особенностей российской политической культуры, в частности, сформировавшиеся за столетие, прошедшее со времен Великой русской революции 1917 года. Вместе с тем, отмечено и то, что корни политической культуры не являются простым «слепком» с «Октября», последующей и текущей истории и особенностей практики политического режима, а лежат гораздо глубже, имея, в том числе, онтологические составляющие. Основные черты российской политической культуры (автор не ставил задачи в рамках статьи сделать их исчерпывающий перечень) даётся в увязке с практикой осуществления политики и управления в России. В статье поднят также такой концептуально важный вопрос, как соответствие доминантной политической культуры российского общества осуществляемым радикальным преобразованиям (советизации и модернизации), который не теряет в России своей значимости, начиная с 1917 года, вплоть до современности.
Материалы и методы. В основе методологии работы лежат общетеоретические воззрения российских и зарубежных авторов, касающиеся понятия «политическая культура» и его значения в политике. Предпринята попытка, используя методы политической социологии, составить логически взаимосвязанный перечень основных особенностей российской политической культуры, кратко проиллюстрировав его фактологическим материалом и сопутствующими политико-идеологическими комментариями.
Результаты исследования. Основной объём статьи посвящен описанию главных особенностей («несущих конструкций») современной российской политической культуры. Представляется, что они способны существенно расширить «поле интерпретаций» внутриполитического развития России за последнее столетие, дадут возможность по-иному взглянуть на некоторые традиционные оценки событий российской истории, а также учесть эти особенности при оценке настоящего и будущего страны.
Обсуждение и заключение. Помимо перечисления основных черт российской политической культуры, в статье проводится мысль о том, что «политическая культура» это не некий абстрактный политологический концепт, но одно из ключевых «операционных понятий» для сферы практической политики и управления. Адекватная оценка её состояния существенно влияет на итоговые результаты политических преобразований и эффективность текущей политики (в статье приводится, в качестве примера, заочный спор Плеханова и Ленина о целесообразности «социалистической революции в России). Представляется, что здесь ставится весьма важный для современной российской истории и системы управления вопрос о том, в какой степени состояние национальной политической культуры, отражаемой, в частности, через опросы общественного мнения, соответствует очередным (проводимым, или планируемым) масштабным преобразованиям в рамках «российской модернизации». В заключение ставится открытый вопрос о влиянии особенностей политической культуры России на её внешнюю политику, который автор предполагает рассмотреть в отдельной статье.
РЕЦЕНЗИИ
Рецензия на учебник Л.И. Захаровой «Международное спортивное право» (Захарова Л.И. Международное спортивное право: учебник для бакалавров / отв. ред. К.А. Бекяшев.М.: Проспект, 2017. 272 с.)
ISSN 2587-5736 (Online)