Отношение к Евросоюзу: опасность раскола швейцарского общества


https://doi.org/10.24833/2073-8420-2018-2-47-70-78

Полный текст:


Аннотация

Введение. Процессы, происходящие в Европе, делают актуальным исследо­вание социальных, культурных и политических особенностей немецкоязычного электората Швейцарии, который выражает неоднозначное отношение к пер­спективам включения страны в Европейский союз.  

Материалы и методы. Исследование проведено на основе теоретического и эмпирического анализа швейцарских тематических источников и литерату­ры, исторического, системного, компаративного и бихевиористского метода, а также корреляционного анализа, что позволило определить причинные связи и дифференцирующие признаки этно-лингвистических швейцарских общно­стей, вычленить и оценить факторы в наибольшей степени воздействующие на их отношение к Евросоюзу.  

Результаты исследования. Швейцарский электорат разделяет глубо­ко укоренившуюся приверженность политическим институтам Швейцарии. Нейтралитет, федерализм и прямая демократия пользуются всенародной под­держкой во всем этнолингвистическом многообразии страны и многие швейцар­ские евроскептики настаивают на том, что членство в ЕС будет несовмести­мо с политическими традициями конфедерации. Однако неприятие членства в ЕС усугубляется более специфическими факторами, которые обусловлены особой политической и культурной позицией германоязычных швейцарцев, по­давляющее большинство которых, в отличие от франкоязычного электората, последовательно выступает против вступления в Европейский Союз. Пред­ставляется, что достаточно высокий уровень неприятия германоязычным электоратом членства в ЕС можно объяснить с точки зрения двух основных факторов: с одной стороны, все швейцарцы принадлежат государству, кото­рое, как известно, не имеет общекультурных атрибутов, что делает их более уязвимыми перед институциональными амбициями Европейского Союза; с дру­гой стороны, как германоязычные швейцарцы, они принадлежат к этнолинг­вистической территориальной единице, этнокультурные границы которой не имеют институционального подкрепления. Стиснутый в таком объективном политико-институциональном и этнолингвистическом формате, германоя­зычный электорат приобрел латентное чувство уязвимости и национальноэксклюзивное построение идентичности, которое можно рассматривать как основу евроскептицизма.

Обсуждение и заключение. ЕС хочет уточнить контуры своих отноше­ний со Швейцарией, но чем более настойчивoй будет становится амбициозная риторика Евросоюза, тем больше вероятность, что германоязычный электо­рат будет воспринимать евроинтеграцию как угрозу собственной идентично­сти, и тем сильнее будет его решимость оставаться вне его границ. Учитывая, что германоязычные швейцарцы превосходят численностью своих франкогово­рящих соотечественников более чем три к одному, Швейцария останется в стороне от ЕС в обозримом будущем.


Об авторах

Е. С. Карсанова
Финансовый университет при Правительстве РФ
Россия

Карсанова Елена Созрикоевна, доктор политических наук, профессор Департамента политологии



Е. C. Волгин
МГИМО МИД России
Россия

Волгин Олег Степанович, доктор философских наук, профессор кафедры государственного управления



Список литературы

1. Барт Ф. Введение // Этнические группы и социальные границы // http://etnopolitika.narod.ru

2. Волгин О.С. Владимир Соловьев о значении государства // Философские науки. 2015. № 8.

3. Енгибарян Р. В, Караулова Ю.А., Селезнева В.В. Новолиберализм и глобализм родные сестры // Право и управление. XXI век. 2017. № 2.

4. Карсанова Е.С. Швейцарский опыт государственного управления и предупреждения этнолингвистических противоречий // Научное обозрение. Серия 2: Гуманитарные науки. 2012. № 5.

5. Мчедлова М.М. Социокультурные смыслы политики: новая логика интерпретации и религиозные референции // Полис. Политические исследования. 2016. № 1.

6. Рубинштейн А.Я. Общественные интересы и гражданское общество / Гражданское общество: зарубежный опыт и российская практика. СПб., 2011.

7. Фарукшин М.Х. Проблема этнического голосования в зарубежном дискурсе // Социологические исследования. 2016. № 5.

8. Фрейд З. Онарциссизме [К введению в нарциссизм] (1914) // http://freudproject.ru

9. Anouk Lloren. Does direct democracy increase communicative responsiveness? A field experiment with Swiss politicians // Research & Politics. Vol. 4. 1 March 27, 2017.

10. Biela Jan, Hennl Annika, Kaiser André.. Combining Federalism and Decentralization Comparative Case Studies on Regional Development Policies in Switzerland, Austria, Denmark, and Ireland // Comparative Political Studies. Vol. 45. October 18, 2011.

11. Christof Demont-Heinrich. Language and National Identity in the Era of Globalization: The Case of English in Switzerland // Journal of Communication Inquiry. Vol. 29. Jan 1, 2005.

12. Grin F. Language Policy in Multilingual Switzerland: Overview and Recent Developments // http://www.ecmi.de

13. Grin F. “Für ein Bundesamt für Sprachen” // Schweizer Monatshefte für Politik, Wirtschaft, Kultur, Vol. 73. 1993.

14. Grin F. New Constitution? New Legislation? Language Policy in the “Swiss Exception” // http://socialsciences.uottawa.ca

15. Hutterli S. Coordination of Language Teaching in Switzerland. Current Status – Developments – Future Prospects // http://edudoc.ch

16. Karsanova E. Euroskepticism in a Swiss Style // Право и управление. XXI век. 2017. № 1(42).

17. Kużelewska E. Language Policy in Switzerland // https://www.degruyter.com

18. Pandolfi, E.M., Christopher Guerra, S., Somenzi, B. Multilingualism in Switzerland: Receptive Skills in Italian for Promoting Comprehension Between the Language Communities // http:// www.cil19.org

19. Poorest Countries: Evidence from a Quasi-experiment in Switzerland // Journal of Policy Modeling.

20. Siebenhaar B. Dialekt und Hochsprache in der deutschsprachigen Schweiz // Siebenhaar В., Wyler A. Zurich: Schweizer Kulturstiftung, 1997.

21. Sieber P., Sitta H. Deutsch in der Schweiz // Zeitschrift fur Germanistik. 1987. Vol. 4.

22. Торкунов А.В. Российская модель демократии и современное глобальное управление // Концепции и определения демократии: антология. М., 2006 // Торкунов А.В. По дороге в будущее / Ред.-сост. Мальгин А.В., Чечевишников А.Л. М., 2010.

23. нгибарян Р.В. Многоликая демократия: время переоценки ценностей // Международная жизнь. 2017. № 9.

24. Yengibaryan R. The institution of presidency in the USA // Giornale di Storia Costituzionale. Volume 33. Issue 1. 2017.

25. Yengibaryan R. Ethnicity and citizenship as key factors shaping human personality and behavior // Giornale di Storia Costituzionale. Volume 27. 2014.

26. Березко В.Э. Философское осмысление управления государством // Право и управление. XXI век. 2016. № 1 (38).

27. Сардарян Г.Т. Модернизм и католическая политическая доктрина // Вестник МГИМО-Университета. 2017. № 1(52).

28. Сардарян Г.Т. Политические проблемы регионализации Италии. М., 2016.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Карсанова Е.С., Волгин Е.C. Отношение к Евросоюзу: опасность раскола швейцарского общества. Право и управление. XXI век. 2018;(2):70-78. https://doi.org/10.24833/2073-8420-2018-2-47-70-78

For citation: Karsanova E.S., Volgin O.S. Attitide to the European Union: the risk of disrupting the Swiss society. Journal of Law and Administration. 2018;(2):70-78. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2073-8420-2018-2-47-70-78

Просмотров: 35

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-8420 (Print)
ISSN 2587-5736 (Online)