Preview

Право и управление. XXI век

Расширенный поиск

Научно-практический рецензируемый журнал

Журнал «Право и управление. XXI век» является научно-правовым периодическим изданием Московского государственного института международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации. Журнал издается с 2005 года.

Журнал «Право и управление. XXI век» является одним из ведущих российских рецензируемых изданий, в котором публикуются статьи по актуальным проблемам современной науки. На страницах журнала Журнал «Право и управление. XXI век» рассматриваются актуальные проблемы современного права, государственного и муниципального управления.

Журнал зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Регистрационный номер ПИ № ФС77-72205 от 24.01.2018 г.

Журнал «Право и управление. XXI век» включен в Перечень рецензируемых научных изданий (категория K2), в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук по следующим научным специальностям: 

5.1.1. Теоретико-исторические правовые науки (юридические науки),

5.1.2. Публично-правовые (государственно-правовые) науки (юридические науки),

5.1.5. Международно-правовые науки (юридические науки),

5.2.5. Мировая экономика (экономические науки).

Подписной индекс журнала в каталоге Агентства «Книга-Сервис» - E18310.

 

Текущий выпуск

Том 21, № 3 (2025)

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

3-16 28
Аннотация

Введение. В статье проанализирован генезис британской русофобии и антироссийской пропаганды в период от Венского конгресса (1815) до Крымской войны (1853–1855) и Парижского конгресса (1856). Предмет исследования – довоенная, предвоенная и военная пропаганда в Великобритании и задействованный инструментарий. Целью исследования является генезис глобальной антироссийской пропаганды и русофобии. Отдельно исследована роль К. Маркса и Ф. Энгельса в пропагандисткой кампании, инициированной лоббистами войны с Российской империей, с целью показать тождественность антироссийских и русофобских тезисов коммунистов (т.е. контрэлит Западной цивилизации) и наиболее агрессивных по отношению к России представителей военных и политических элит Британской империи, ставшей после Наполеоновских войн центром Западной цивилизации.

Материалы и методы. Исследование базируется на материалах отечественных, британских и американских авторов. В основе методологии исследования – цивилизационный подход в контексте системного анализа международных отношений. В рамках данной методологии для анализа фактологического материала были также использованы историко-генетический метод (ретроспективный анализ), дескриптивный, аналитический, компаративный методы.

Результаты исследования. Полученные результаты выявили сформировавшийся в тот период устойчивый стереотип в отношении России, ставший со временем частью британской героической мифологии и еще позже предустановкой западного социума. Выделен феномен сверхактивной антироссийской пропагандистской деятельности Маркса и Энгельса, публикации ими схожих статей, в европейских и американских СМИ, что впервые позволяет говорить о работе коммунистов-интернационалистов Маркса и Энгельса на антироссийскую пропагандистскую кампанию, являющуюся частью большой информационной войны Западной цивилизации против Российской цивилизации.

Обсуждение и заключение. Выдвинут тезис о симбиотической паре Западной цивилизации и международного финансово-информационного консорциума, прообраза современных глобалистских структур. Впервые выдвинут тезис о превращении пропаганды в социальную практику в Великобритании в тот период. Сделаны выводы о необходимости особо учитывать британское стереотипное видение Крыма, России и Русской цивилизации при анализе и прогнозировании.

ПРАВО В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

17-29 20
Аннотация

Введение. В июне 2025 г. в России проведен первый семинар высокого уровня по деполитизированному сотрудничеству в уголовно-правовой сфере для государств – членов и партнеров БРИКС. Статья основана на докладе автора и его обсуждении, а также других ключевых результатах семинара, содержит инвентаризацию имеющихся решений по преодолению текущего неприемлемого положения дел в данной области.
Материалы и методы. В статье исследуются соответствующие международные договоры, национальные законы и правила, законопроекты. В качестве источников используются также прецедентная практика международных судов, национальная и иностранная судебная практика, правоприменительная практика межгосударственных, национальных и иностранных правоохранительных и судебных органов, а также научная литература. Методологическую основу исследования составили формально-юридический и сравнительно-правовой методы, методы системно-структурного анализа и синтеза социально-правовых явлений.
Результаты исследования. Влияние глобальной политики на международное сотрудничество судебных, полицейских и других правоохранительных органов, подразделений финансовой разведки представляет собой объективный факт. Вместе с тем национальное законодательство о «недружественных государствах» само по себе не касается сферы межгосударственного сотрудничества по уголовным делам. Вопрос состоит в том, является ли указанное влияние разумным и (или) правомерным по международному праву. В настоящее время по основным пунктам рассматриваемого предмета на этот вопрос приходится отвечать отрицательно, поскольку отказы во взаимной помощи в основном противоречат международно-правовым обязательствам отказывающих стран, нарушая принцип «pacta sunt servanda», и во многих случаях – здравому смыслу. В статье эти политические отказы распределяются по категориям и затем проводится анализ каждой из них. Они представляют собой (нечастые) прямые политические отказы в помощи; отказы, закамуфлированные под правочеловеческое прикрытие, с обвинениями России в том, что она более не является участницей Европейской конвенции по правам человека и Европейского Суда по правам человека; явление «гостинга» (одностороннего прекращения коммуникации без объяснений). Особняком стоят деструктивный подход Швейцарии с ее судебной «дымовой завесой» и избирательный – со стороны США и Канады. Описанный в публикации общий ущерб различным сферам жизнедеятельности трудно переоценить.
Обсуждение и заключение. В публикации содержится инвентаризация перспектив и всех имеющихся решений, таких как проявление взаимности, различные мирные средства разрешения споров, передача спора в Международный Суд, приводится его прецедентная практика в отношении судебно-правовой помощи, а также оценивается выполнимость каждой из этих опций. В ней освещаются соответствующие национальные законодательные инициативы, нацеленные на расширение применения принципа «aut dedere aut judicare», блокирование иностранных и международных экстратерриториальных операций по сбору доказательств и оперативной (разведывательной) информации на российской территории, включая электронные доказательства в информационном пространстве, и одновременно на укрепление использования самой Россией экстратерриториальных механизмов в пределах дозволяемого международным правом, в числе иного, в рамках новой Конвенции ООН против киберпреступности и посредством совершенствования использования консульской правовой помощи с применением видео-конференц-связи. В то же время российский главный центральный орган по вопросам правовой помощи по уголовным делам выступает против какого-либо демонтажа существующей договорной базы, прекращения или приостановления действия двусторонних и многосторонних антикриминальных и контртеррористических договоров, включая советоевропейские конвенции.

30-41 20
Аннотация

Введение. Анализ международно-правовых оценок механизма легитимации интервенции США и других стран НАТО в Ливию в 2011 г. свидетельствует о неоднозначном восприятии в научно-исследовательских кругах оснований силового вмешательства стран Запада в дела североафриканского государства. Особый интерес представляют логика и аргументация тех правоведов, которые сочли допустимым оправдать с международно-правовой точки зрения это вооружённое вторжение.
Материалы и методы. Теоретическую и эмпирическую базу исследования составляют международно-правовые документы (прежде всего Совета Безопасности и Генеральной Ассамблеи ООН, практика Международного Суда ООН), зарубежная и отечественная международно-правовая литература, материалы СМИ. На основе интегративного подхода к научному юридическому исследованию при написании статьи были применены, в частности, герменевтический, формально-юридический, формально-логический, структурно-функциональный и системный методы, а также методы анализа и синтеза, юридического толкования и правового моделирования.
Результаты исследования. Автор критически проанализировала оценки вооружённого вторжения США и их союзников в Ливию прежде всего в зарубежной международно-правовой литературе, уделив приоритетное внимание поиску изобретательной аргументации, нацеленной на убеждение международной аудитории в легитимности этого вмешательства.
Обсуждение и заключение. Предпринятые в первую очередь Вашингтоном усилия по легитимации интервенции обеспечили жизнеспособность позитивного подхода в зарубежной международно-правовой науке к восприятию применения силы в отношении Ливии «легитимным» и «юридически бесспорным», подхода, обосновывающего широкое толкование термина «все необходимые меры», в том числе в качестве «правовой основы для смены режима в Ливии» как «единственной разумной и эффективной стратегии», и даже не исключающего допустимость вооружения и оказания иной военной помощи оппозиции в соответствии с принятыми резолюциями СБ ООН. России целесообразно принимать во внимание опыт США по обоснованию и международно-правовой легитимации своих военных действий на территориях иностранных государств при выработке собственной международно-правовой политики в этой области.

42-48 11
Аннотация

Введение. Право на целостность личности как фундаментальное соматическое право имеет специфику закрепления в сфере геномных исследований.
Эти особенности проявляются в многообразии источников закрепления, а равно
в неравномерном отражении в рамках нормотворчества двух основных акторов в данной сфере: ЮНЕСКО и Совета Европы.
Материалы и методы. В ходе исследования применялся целый спектр научных методов. Среди них - сравнительно-правовой, логического анализа и другие.
Результаты исследования. Статья фокусирует особое внимание, во-первых,
на нормотворческой деятельности ЮНЕСКО в сфере обеспечения права на генетическую целостность личности на международном универсальном уровне
и принимаемых ею актах в рассматриваемой сфере. В-вторых, в статье анализируется положения права Совета Европы, под эгидой которого была принята
Конвенция Овьедо и ряд протоколов к ней, составляющих в совокупности уникальную нормативную базу гарантий права на целостность личности на международном региональном уровне в Европе.
Обсуждение и заключение. В статье обосновывается фундаментальный характер права на генетическую целостность личности как основы для формулирования генетических прав человека.

49-61 19
Аннотация

Введение. В условиях стремительного развития цифровых технологий и их интеграции в различные сферы общественной жизни проблематика правового регулирования делегирования системам искусственного интеллекта (далее – ИИ) принятия юридически значимых решений приобретает особую важность и актуальность. В настоящий момент отмечается пробельность в правовом регулировании делегирования полномочий по принятию юридически значимых решений системам ИИ, а также остаются нерешенными вопросы ответственности и правового статуса ИИ.
Материалы и методы. Методологическую основу настоящего исследования составили общенаучные и специальные методы: метод системного анализа, формально-юридический, сравнительно-правовой методы.
Результаты исследования. Авторами исследованы признаки систем ИИ, имеющие правовое значение, среди которых: автономность, способность к самообучению, сложная архитектура, непрозрачность алгоритмов. Рассмотрены подходы к правовому статусу ИИ, в том числе концепции электронного лица и ИИ как инструмента. Обоснована необходимость внедрения риск-ориентированного подхода к правовому режиму ИИ. Установлено отсутствие в российском законодательстве механизма обжалования и пересмотра решений, принятых на основе ИИ или принятых самой системой, а также механизма контроля таких решений. Отдельное внимание уделено потребности в обеспечении прозрачности, объяснимости, логированности решений, принимаемых системами ИИ.  
Обсуждение и заключение. В статье обосновывается необходимость разработки комплексного нормативного подхода к вопросу делегирования юридически значимых решений системам ИИ. Авторами предложены направления совершенствования российского законодательства. В частности, предлагается разработать механизмы пересмотра и обжалования автоматизированных решений, создать специализированный орган для ведения реестров ИИ-систем и оценки их решений на предмет их соответствия закону, а также установить обязательное получение согласия лица, на права и законные интересы которого влияет решение, делегируемое системам ИИ.

62-75 23
Аннотация

Введение. В настоящем исследовании представлено краткое освещение современного состояния противодействия киберпреступлениях в странах Глобального Юга с упором на существующие преимущества, проблемы и перспективы развития внутригосударственного состояния и межгосударственного взаимодействия. Автором раскрыта используемая терминология и проведено сравнение с национальным подходом.
Материалы и методы. Методологически исследование строится на методах формальной логики, системном методе, а также специально-юридических методах: толковании, формально-юридическом, историко-правовом методах, а также методах юрислингвистики и лингвоюристики в части языковых особенностей использования терминов правоприменителями, законодателями и исследователями на иностранных языках. Исследование носит сравнительный характер не только в отношении непосредственно киберзаконов, но и смежного регулирования, в том числе подзаконных актов и руководящих документов. В качестве lex specialis применимо гражданское и гражданско-процессуальное право.
Результаты исследования. Страны Глобального Юга занимают лидирующие позиции по кибербезопасности в части законодательства, технических, организационных мер и развития потенциала, а также искусственного интеллекта, порой опережая региональный уровень по противодействию киберпреступлений. С учётом развития правового регулирования киберпосягательства охватывает широкий круг сфер, где применяются информационно-коммуникационные технологии. Под киберпреступлениями следует понимать использование высоких технологий в преступных целях, а противодействие стран Глобального Юга сфокусировано на криминализации и пенализации, профилактических мерах, экономико-технических и пресекательных инициативах, использовании технологических достижений при выявлении и расследовании посягательств, а также мониторинге и фильтрации незаконного контента.
Обсуждение и заключение. В качестве проблем можно выделить отсутствие механизмов по обзору имплементации региональных конвенций именно по киберпреступлениям, различия в хранимых провайдерами услуг и владельцами платформ данных и сроках их хранения, в понимании запрещённого контента и обилие оценочных категорий, что может быть устранено посредством разработки дополнительного протокола к Конвенции ООН против киберпреступности и совершенствования национального регулирования. Отсутствие единого понимания киберпосягательств может быть нивелировано посредством ратификации упомянутого международного договора странами Глобального Юга. В странах-лидерах в области кибербезопасности реализованы технические и организационные инициативы, представляющие интерес для имплементации в отечественной практике.

76-88 17
Аннотация

Введение. Действующее законодательство использует, но не раскрывает понятие «театрально-зрелищное представление». Современная теоретическая наука выработала ряд подходов к выявлению его содержания и определению его места в системе интеллектуальных прав. Определение места этого явления в системе интеллектуальных прав имеет большое практическое значение, поскольку в случае признания этого явления самостоятельным объектом, это будет означать для него установление института правового регулирования и признание за ним интеллектуальных прав, включая «исключительное право» на него в целом. Статья посвящена анализу практики правоприменения, различным научным подходам об определении места «театрально-зрелищного представления» как явления и объекта в системе интеллектуальных прав и возможных механизмов защиты.
Материалы и методы. Основу исследования составили нормы законодательства Российской Федерации, регулирующего отношения в области авторского права и прав, смежных с авторскими, материалы судебной практики и доктринальные исследования. В ходе исследования применялись общенаучные и специально-юридические методы: анализ, обобщение, системноструктурный, формально-юридический, логический и др.
Результаты исследования. Исследование показало, что в условиях существующего нормативно-правового регулирования, невозможно определить театрально-зрелищное представление в качестве самостоятельного объекта интеллектуальной собственности, за которым в целом могут признаваться интеллектуальные права. Содержание понятия «сложный объект» статьи 1240 ГК РФ означает особый режим совместного существования и использования нескольких связанных результатов интеллектуальной деятельности.
Обсуждение и заключение. Театрально-зрелищное представление придает разнородным результатам единство восприятия, однако самостоятельный объект интеллектуальных прав не образует. Форма этого явления не соответствует требованиям объективности, поскольку слишком подвержена изменениям со стороны внешних факторов. Защита прав организатора театрально-зрелищного представления может осуществляться только путем заявления требований о пресечении нарушений в отношении входящих в его состав результатов, в том числе, постановки режиссера-постановщика спектакля.

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

89-97 14
Аннотация

Введение. В статье исследуются особенности международной торговли редкоземельными металлами (РЗМ) и стратегические позиции ключевых игроков в условиях сохранения геополитической напряжённости.
Материалы и методы. Методологическую основу исследования составили общенаучные и специальные методы, позволяющие проанализировать роль игроков рынка РЗМ, обосновать геополитическое противостояние на нем и представить возможности формирования многополярной системы в международной торговле РЗМ. Использованы методы экономического анализа и синтеза, формально-логический метод; синхронный и сравнительный (компаративистский) методы.
Результаты исследования. Идентифицированы системные противоречия, влияющие на конъюнктуру рынка РЗМ. Показано, что торговля РЗМ стала не только вопросом экономики, но и частью стратегии национальной безопасности для многих государств. Обозначены пути перехода от ситуации, при которой Китай в силу технологического и рыночного доминирования обладает монопольными рычагами, к постепенному формированию многополярности в международной торговле РЗМ. Основной результат, представляющий элемент научной новизны, заключается в диагностике последствий геополитического противостояния в 2010-2025 гг. на  мировом рынке РЗМ.
Обсуждение и заключение. Экономические и политические интересы, торговые войны как их следствие, вооруженные конфликты, высокая географическая и функциональная концентрация РЗМ напрямую влияют на глобальные цепочки поставок, побуждают страны к борьбе с целью контроля над источниками РЗМ. Дальнейший рост конкуренции за ресурсы РЗМ приводит к созданию новых производственных мощностей по их добыче и переработке в разных регионах мира, что  способствует появлению в перспективе более сбалансированного рынка и формированию многополярной системы международной торговли, ослаблению мировой зависимости от влияния Китая как ведущего поставщика и координирующего центра глобальных поставок РЗМ.

98-107 16
Аннотация

Введение. Статья посвящена исследованию европейского опыта государственно-частного партнерства в условиях цифровизации общественной инфраструктуры (на примере Великобритании). В статье рассмотрены основные направления государственно-частного партнерства, достижения и недоработки в данной области взаимодействия. Британский опыт государственно-частного партнерства в условиях цифровизации общественной инфраструктуры показал, что данное государство заинтересовано в инвестициях, поскольку при этом снижается нагрузка на государственный бюджет. Подобные инициативы со стороны бизнеса поддерживаются со стороны государства при условии софинансирования. Проектные, строительные и пуско-наладочные работы ложатся на частных подрядчиков, а государство контролирует соблюдение частным сектором законодательства и правил строительства.
Материалы и методы. В исследовании был применен информационно-аналитический метод, который позволил изучить опыт государственно-частного партнерства в условиях цифровизации общественной инфраструктуры Великобритании.
Результаты исследования. Использование государственных средств вместе с частной инициативой представляется особенно важным в условиях цифровизации, поскольку позволяет населению получить новые условия для комфортного проживания. Основной акцент при цифровизации общественной инфраструктуры Великобритании делается на системах искусственного интеллекта, новых информационных трендов и прогрессивных технологий, сочетающих человеческие возможности и систему информационного контроля, мониторинга.
Обсуждение и заключение. Опыт Британии по формированию ГЧП ведет свой отсчет с 1970-х годов, поэтому его можно назвать существенным, применимым в других государствах мира.

108-119 20
Аннотация

Введение. Евразийский экономический союз (ЕАЭС), объединяющий  с 2015 года Армению, Беларусь, Казахстан, Киргизию и Россию, изначально обеспечил свободное перемещение товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а в современных условиях стал ключевым инструментом экономической интеграции, особенно для России. Совместная цифровизация экономик ЕАЭС рассматривается как стратегическое направление, способное укрепить интеграцию и противодействовать внешним дезинтеграционным факторам. Глобальным трендом последних десятилетий стало стремительное распространение цифровых платформ как новой бизнес-модели, радикально изменяющей традиционные отрасли за счёт мощных сетевых эффектов. Настоящее исследование сфокусировано на комплексном анализе феномена цифровых платформ в контексте евразийской интеграции, включая теоретические аспекты (определение, классификации, свойства платформ) и практические аспекты (предпосылки формирования, текущее состояние и перспективы развития платформенной экономики в странах ЕАЭС).
Материалы и методы. Исследование носит комплексный характер и сочетает теоретический и практический анализ развития цифровых платформ в ЕАЭС. Теоретический раздел включает изучение сущности цифровых платформ и различных научных подходов к их определению и классификации. Практическая часть посвящена анализу предпосылок формирования и текущего состояния платформенной экономики в странах Союза, достигнутых результатов, существующих проблем и перспектив дальнейшего роста. Работа основана на материалах диссертационного исследования автора, а также на данных рецензируемых источников (российских и зарубежных) – статистических отчётов и аналитических обзоров, что обеспечивает надёжность и актуальность выводов.
Результаты исследования. Выявлено, что быстрому становлению платформенной экономики ЕАЭС способствовали глобальные тренды цифровизации, снижение издержек электронной торговли по сравнению с традиционной, рост технологической грамотности населения, широкое распространение Интернета и доступность инструментов анализа больших данных. Развитие платформ в регионе носит поэтапный характер и к середине 2020-х годов достигло стадии зрелого роста. Отмечается также асимметрия развития, то есть лидером платформенного сектора является Россия, тогда как меньшие экономики (например, Армения и Киргизия) отстают по охвату, инфраструктуре и инвестициям.
Обсуждение и заключение. Развитие цифровых платформ в ЕАЭС в последние годы демонстрирует уверенную позитивную динамику, превращаясь в один из двигателей экономической интеграции региона и поддерживая рост взаимной торговли даже в условиях внешнего давления. Был выявлен ряд проблемных зон, тормозящих развитие платформенной экономики Союза. Для преодоления этих барьеров необходимы скоординированные меры, такие как принятие и реализация наднационального Соглашения об электронной торговле, призванного унифицировать правила работы платформ, а также продолжение инвестиций в базовую инфраструктуру связи и логистики в регионе. Ожидается, что в ближайшие годы это приведёт к формированию единого цифрового пространства ЕАЭС, где платформы интегрируют национальные рынки в единую экосистему, повышая их общую конкурентоспособность и устойчивость к внешним вызовам.

УПРАВЛЕНИЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

120-131 24
Аннотация

Введение. В статье рассматривается специфика развития и исторического наследия партийной системы России и европейских демократических институтов. Исследуются первопричины зарождения народного представительства в политической сфере жизни, проведен сравнительный анализ опыта стран Запада и России. Предмет исследования - Российский социум и политическое устройство современной России. Цель исследования - выявить и обосновать необходимость начать рассматривать возможности реформирования политических институтов с целью создания новой архитектуры законодательной власти в корне отличной от Западной модели.
Материалы и методы. В статье использованы материалы отечественных и зарубежных научных источников. Методологическую основу исследования составили следующие общенаучные и специальные методы: компаративный метод; метод системного анализа; аналитический метод; институциональный метод; исторический метод; цивилизационный и идентитарный подходы.
Результаты исследования. В России эволюция институтов власти, начиная с вечевых собраний и Земских соборов, заложила принципиальные основы правомерности и законности в общественном сознании, которые кардинально отличаются от западной политической культуры Великобритании и Соединенных Штатов Америки. Вопреки распространенному мнению, в статье делаются выводы об ошибочности веры в аксиому универсальности и безальтернативности западной демократической модели партийной системы, показывается невозможность ее эффективной имплементации в России, вследствие уникальности российской цивилизации и культуры и особенностей духовного, исторического и социального развития.
Обсуждение и заключение. Попытки трансформации российского политического сознания, игнорирующие сложившиеся исторические, социокультурные реалии при построении партийной системы, на сегодняшний день не приносят ожидаемых результатов. Более того, ориентация на западные шаблоны уже не раз подрывала стабильность и единство России, что означает вероятность возникновения нового кризиса в будущем, если страна откажется от формирования своего подхода к управлению в политике. Необходимо начать обсуждение возможностей создания новой архитектуры законодательной власти в корне отличной от моделей иной нам Западной цивилизации.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.