Роль мифа в актуальных идентификационных программах: изучение процессов ремифологизации права в научно-образовательном пространстве современной России


https://doi.org/10.24833/2073-8420-2018-4-49-12-20

Полный текст:


Аннотация

Введение. В статье проанализирован вопрос о роли мифа в идентификационных программах индивидуального и группового типов, связанных с активизацией этноправа на уровне просветительских, образовательных и научноисследовательских институций. Наличие культурных центров, развивающих исследования в области изучения традиций и обычаев (например, при изучении национальных языков), демонстрирует наличие интереса граждан к идеям «малой родины», уточнению их места в общегражданской идентификационной модели и соотношению этноправа с гражданским правом. Автор ставит вопрос о соотношении типов правосознания с процессами политизации права (в том числе, в качестве учебной дисциплины); рассматривает соотношение идеологических проекций различных исследовательских подходов с самими этими исследовательскими подходами.

Материалы и методы. Материалом для проведенной научной работы послужили программы и проекты, реализуемые в рамках изучения этноправа и философии права в различных вузах и исследовательских центрах России, а также научные результаты деятельности подобных центров, представленные в книгах, статьях и в научно-популярной литературе. Методологическую основу исследования составляет метод горизонтального и вертикального компаративного анализа, позволяющий уяснить соотношение различных дисциплин, связанных с этноправом, между собой; а также проследить их генезис и современное состояние по узловым точкам, влияющим на выбор идентификационных предпочтений.

Результаты исследования. В работе показано, что ремифологизация права в научно-образовательном пространстве современной России является следствием активизации социокультурных процессов на региональном и локальном уровне. Их пусковым механизмом явилась условная децентрализация, имеющая место вследствие политических преобразований последних тридцати лет, а результатом - распространение интереса к национальным языкам, культуре и обычаям, имеющее как сугубо научное и образовательное, так и (при определенных условиях) идеологическое значение. Как следствие, ремифологизация права составляет, с одной стороны, добротную основу гражданского самосознания, наполняя его формализованные предписания смыслом, почерпнутым из непосредственных отношений между людьми. С другой стороны, усиление акцента на архаической форме регуляции социальных отношений с помощью этноправа может способствовать критическому усилению тенденции регионализации. Динамическое равновесие права и обычая, таким образом, требует регулярных усилий по корректировке соответствующих образовательных программ и подготовки кадров высокой квалификации, способных работать с различными категориями учащихся.

Обсуждение и заключение. В работе выделены и описаны основные направления развития философии права, связанной с юридической антропологией; раскрыты возможные пути совершенствования образовательных программ с учетом того идеологического влияния, которое может при определенных условиях оказывать на сознание обучаемых идеологический вектор интерпретации этноправа. Особое значение в данной связи имеет преподавание гражданского права, а также философии и смежных дисциплин, способствующих формированию осознанной гражданской позиции.


Об авторе

М. Силантьева
МГИМО МИД России
Россия

Силантьева Маргарита Вениаминовна - доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии им. А.Ф. Шишкина



Список литературы

1. Арзуманов И.А. Идеологический элемент правовой системы: к вопросу о методологических доминантах структурного анализа // Правовая система России: традиции и новации. Материалы X Всероссийской научнотеоретической конференции. Под общей редакцией Н.С. Нижник. СПб., 2013.

2. Арзуманов И.А., Ганусенко И.В., Казарин В.Н. Государственное право Российской империи: особенности нормативного закрепления отдельных институтов. Иркутск, 2014.

3. Баранов В.М., Овчинников А.И., Самарин А.А. Экстерриториальное пространство права. Монография. М., 2017.

4. Величко А.М. Нравственные и национальные основы права: сборник статей по философии и истории права. СПб., 2002.

5. Викторин В.М. Обычное право и власть - «потестарность» этнотрадиционном и междисциплинарноисследовательском контекстах // Панорама Евразии. Научный, общественно-политический журнал. 2008. № 1.

6. Гальперин С.Д. Очерки первобытного права. СПб., 1893.

7. Глаголев В.С. Модели адаптации этнических структур к глобализационным вызовам современности // Актуальные проблемы истории и этнологии. Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 70-летию со дня рождения Р.З. Янгузина и 20-летию кафедры истории РБ и этнологии. Уфа, 2011.

8. Глаголев В.С. Правовая культура в системе национальных ценностей // Право и управление. XXI век. 2015. № 4 (37).

9. Гусейнов Ю.М. Нормы адата и шариата в обрядах и обычаях, связанных с рождением и воспитанием детей у кумыков В XIX - начале XX века // Преподаватель XXI век. 2017. № 4-1.

10. Дианина С.Ю. Убийства чести в контекст мультикультурализма: культура может убивать? // Вопросы культурологии. 2015. № 1.

11. Дубовицкая О.Н. Сущность права в теории правогенеза // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2011. №. 10 (102).

12. Думанов Х.М. Першиц А.И. Мононорматика и начальное право (статья вторая) // Государство и право. 2001. № 9.

13. Думанов Х.М., Першиц А.И. Мононорматика и начальное право (статья первая) // Государство и право. 2000. № 1.

14. Зарема З.М. Влияние обычно-правовых регуляторов на государственно-правовое развитие Северного Кавказа: историко-правовой аспект // Юристъ-Правоведъ. 2010. № 4.

15. Зенько М.А. К проблеме изучения обычного права у аборигенов Западной Сибири // Вестник археологии, антропологии и этнографии. 1997. №. 1.

16. Иванников И.А. Место обычного права в правовой культуре российского общества // Обычное право в России: проблемы истории, теории и практики. Ростов-на-Дону, 1999.

17. Ковалевский М.М. Первобытное право. М., 1886.

18. Ковлер А.И. Антропология права. М., 2002.

19. Ладыженский А.М. Методы этнологического изучения права // Этнографическое обозрение. 1995. № 4.

20. Моисеенкова С.А. Антропологически-правовые детерминанты правообразования // Вiсник Нацюнального уыверситету «Льв1вська полтехнка». Серiя: Юридичн науки. 2015. № 824 (6).

21. Мокшина Ю.Н. Антропология права в системе высшего юридического образования (на примере этнонорматики у мордвы) // Интеграция образования. 2005. №. 3.

22. Мусаева Д.Ю. Трансформация институтов обычного права народов Дагестана. Ишкиль // Северо-Кавказский юридический вестник. 2013. № 2.

23. Обычное право и правовой плюрализм. Материалы XI Международного конгресса по обычному праву и правовому плюрализму. Москва, август 1997 / Отв. ред. Н.И. Новикова, В.А. Тишков. М., 1999.

24. Одаев Х.М. Социально-этическая роль мусульманского права (фикх) в общественно-политической жизни Чечни (конец ХХ - начало ХХ! вв.). Дисс.на соиск.уч.ст.канд.филос.н. М., 2012.

25. Османова М.Х. Обычное право и воспитание правовой культуры учащихся // Известия ДГПУ. Психологопедагогические науки. 2008. № 3.

26. Першиц А.И., Смирнова А.С. Юридический плюрализм народов Северного Кавказа // Общественные науки и современность. 1998. № 1.

27. Правовая жизнь общества: проблемы теории и практики. Монография / Под ред. А.В. Малько. М., 2015.

28. Рулан Н. Юридическая антропология. М., 1999.

29. Семенов Ю.И. Общие проблемы нормативной этнологии и материалы по нормативной культуре народов Северной Евразии и Дальнего Востока (ненцы, манси, ханты, кеты, селькупы, нганасаны, эвенки, эвены, юкагиры, каряки, чукчи, ительмены, негидальцы, орочи, ороки, ульчи, нанайцы, удэгейцы, нивхи, айны) // Традиционная нормативная культура, организация власти и экономика народов Северной Евразии и Дальнего Востока. Под ред. Ю.И. Семенова. М., 2000.

30. Соколовский С.В. О возможностях диалога между юристами и антропологами // Юридическая антропология. Закон и жизнь. М., 2000.

31. Сушкова Ю.Н. Методология юридической антропологии // Социально-политические науки. 2017. № 1.

32. Сушкова Ю.Н. Этноправосудие у мордвы. Диссертация на соиск.уч.ст. доктора ист.н. Саранск, 2009.

33. Тишков В.А. Антропология права - начало и эволюция дисциплины // Юридическая антропология. Закон и жизнь. М., 2000.

34. Тишков В.А. Этничность, право и закон // Человек и право: книга о Летней школе по юридической антропологии. М., 1999.

35. Фалалеева И.Н. Юридическая антропология. Методические рекомендации для студентов юридического факультета. Волгоград, 2004. - URL: http://window.edu.ru/resource/810/25810/files/volsu391.pdf

36. Шапсугов Д.Ю. Правогенез у народов Северного Кавказа: «Республиканская» и «Монархическая» модели формирования права (постановка проблемы) // Северо-Кавказский юридический вестник. 2010. № 3.

37. Щипков В.А Регионализм как идеология глобализма // Концепт: философия, религия, культура. 2017. № 3.

38. Юридическая антропология. Закон и жизнь. М., 2000.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Силантьева М. Роль мифа в актуальных идентификационных программах: изучение процессов ремифологизации права в научно-образовательном пространстве современной России. Право и управление. XXI век. 2018;(4):12-20. https://doi.org/10.24833/2073-8420-2018-4-49-12-20

For citation: Silantieva M.V. The myth role in current identification programs: studying law remythologization in the scientific and educational field in modern Russia. Journal of Law and Administration. 2018;(4):12-20. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2073-8420-2018-4-49-12-20

Просмотров: 8

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-8420 (Print)
ISSN 2587-5736 (Online)