Дилеммы юридического образования в контексте цифровизации
https://doi.org/10.24833/2073-8420-2022-2-63-14-21
Аннотация
Введение. В статье рассматриваются дискуссионные вопросы обучения будущих юристов новым цифровым технологиям, используемым в праве, показаны различные модели их освоения и применения на практике, а также проблемы совершенствования учебных программ в целях разумного сочетания в процессе обучения традиционным юридическим дисциплинам и новым предметам, призванным формировать у студентов базовые знания и навыки в области правовых технологий, бизнеса, анализа данных и безопасности, способность сотрудничать и применять знания в разных дисциплинах и др. Автор анализирует различные точки зрения российских и зарубежных исследователей на вызовы трансформации юридического образования в условиях цифровизации, на современный профиль юриста и элементы «дорожной карты» технологических инноваций, внедряемые в юридическое образование.
Материалы и методы. Методологическую основу исследования составили следующие общенаучные и специальные методы познания правовых явлений и процессов в сфере юриспруденции, цифрового права и организации обучения в высшем юридическом учебном учреждении: метод анализа; метод синтеза социально-правовых явлений; сравнительно-правовой метод; формально-логический метод; метод прогнозирования.
Результаты исследования. В результате проведенного анализа выявлено, что на государственном уровне необходимо разработать стратегию освоения цифровых технологий в юридических образовательных учреждениях; определить, каким дисциплинам сегодня должны обучаться будущие юристы, какие формы и способы освоения цифровых технологий должны иметь приоритет в ближайшем десятилетии. Обсуждение и заключение. Результаты исследования способствуют развитию формирующейся науки цифрового права и организации юридического образования в целях освоения в учебном процессе новых цифровых технологий, используемых в юридической деятельности.
Об авторе
Е. В. АлфероваРоссия
Алферова Елена Васильевна - кандидат юридических наук, заведующая отделом правоведения, ведущий научный сотрудник
Список литературы
1. Власов Г.Д. Проблемы и тенденции юридического образования на Востоке: Китай, Индия, Гонконг. (Обзор) // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература: ИАЖ. Сер. 4: Государство и право. 2022. № 2. С. 142-150.
2. Иванов А.А. Юридическое образование и цифровизация: выступление на международной конференции «Глобализация и право: проблемы формирования Global Legal Skills». НИУ ВШЭ, ф-т права, 25 марта 2021 г. URL: https://zakon.ru.
3. Иванова А.П. Юридическое образование: основные тенденции в развития (Обзор) // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература: ИАЖ. Сер. 4: Государство и право. 2022. № 2. С. 52-63.
4. Кравец И.А. Юридическое образование в меняющемся мире: публичный дискурс и построение достойного общества // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература: ИАЖ. Сер. 4: Государство и право. 2022. № 2. С. 10-22.
5. Малько А.В., Соломатин А.Ю. Юридическое образование в глобализирующемся мире // Известия высших учебных заведений. Правоведение. 2017. № 5 (334). С. 16–31.
6. «Новые юристы»: Какие специалисты нужны цифровой экономике: интервью с членом экспертного Совета комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи, профессор БФУ им. И. Канта М. А. Рожковой. 2019. URL: https://na.ria.ru.
7. Певцова Е.А., Сапогов В.М. Формирование правовой культуры несовершеннолетних в условиях цифровизации правовой жизни общества // Вестник Томского государственного университета. 2021. 470. С. 242–252.
8. Умнова-Конюхова И.А., Алешкова И.А. Современное юридическое образование: актуальные вопросы внедрения цифровых технологий // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература: ИАЖ. Сер. 4: Государство и право. 2022. № 2. С. 25-41.
9. Юрист будущего: заучивать законы и кодексы больше нет нужды? 2017. URL: https://www.garant.ru.
10. Barczentewicz, M. Teaching technology to (future) lawyers // Erasmus law review. 2021. No 1. P. 45–53.
11. Camelo, A.-P., Lucena, C. Elements of a strategic roadmap to legal education and accreditation in the digital environment // Technology, innovation and access to justice dialogues on the future of law / Siddharth Peter de Souza and Maximilian Spohr (eds). 2021. P. 229-250.
12. Menkel-Meadow, C. Thinking or acting like a lawyer? What we don’t know about legal education and are afraid to ask // The state of legal education research: then and now and tomorrow / Ben Golder, Marina Nehme, Alex Steel and Prue Vines, eds. 2019. URL: https://papers.ssrn.com.
13. Pushkarna, N., Daly, A., Fan, A. Teaching digital and global law for digital and global students: creating students as producers in a Hong Kong internet law class // The law teacher. 2021. URL: https://www.tandfonline.com.
14. Susskind, R. Tomorrow’s Lawyers: An introduction to your Future. 2nd edn. 2017. 240 p. URL: https://global.oup.com.
15. Webb, J. S. Preparing for practice in the 21st Century: The role of legal education and its regulation // Jahrbuch der Rechtsdidaktik 2017 / Yearbook of legal education 2017. Berliner Wissenschafts-Verlag; ed. B. Bergman. 2018. P. 1148. URL: https://www.researchgate.net.its_Regulation
Рецензия
Для цитирования:
Алферова Е.В. Дилеммы юридического образования в контексте цифровизации. Право и управление. XXI век. 2022;18(2):14-21. https://doi.org/10.24833/2073-8420-2022-2-63-14-21
For citation:
Alferova E.A. Dilemmas of Legal Education in the Context of Digitalization. Journal of Law and Administration. 2022;18(2):14-21. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2073-8420-2022-2-63-14-21