Защита и охрана прав и интересов участников дистанционных инвестиционных сделок
https://doi.org/10.24833/2073-8420-2022-3-64-32-38
Аннотация
Введение. Статья посвящена защите и охране прав и интересов участников дистанционных инвестиционных сделок. Отмечается, что Федеральный закон от № 69-ФЗ «О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации» фактически регулирует не любую защиту капиталовложений, а лишь осуществляемую на основе особого соглашения. Что касается содержания данного соглашения, то, исходя из положений ст. 9-10 данного Федерального закона, оно также регламентирует лишь некоторые частные аспекты защиты капиталовложений. Рассмотрение защиты в целом по аналогии с институтом судебной защиты позволяет сделать вывод, что речь идет об особой правореализационной деятельности, как правило, правоприменительной и осуществляемой на процедурной основе (исключение – самозащита гражданских прав) с целью индивидуализированного восстановления нарушенных прав и интересов участников гражданских правоотношений. Она может быть представлена в виде сложной системы, состоящей из трех уровней: общие гарантии защиты, предоставляемые всем субъектам гражданских правоотношений на законодательном уровне; специальные меры правовой защиты, закрепляемые для участников инвестиционной деятельности; способы защиты, характерные для отдельных видов инвестиционных сделок в зависимости от вида инвестиций, их масштаба (внутринациональные или международные), формы совершения и т.п.
Материалы и методы. Методологическую основу данного исследования составили методы научного познания, среди которых основное место занимают методы системности, анализа и сравнительно-правовой.
Результаты исследования. В результате проведенного анализа выявлено то, что рассмотрение защиты в целом по аналогии с институтом судебной защиты позволяет сделать вывод о том, что речь идет об особой правореализационной деятельности, как правило, правоприменительной и осуществляемой на процедурной основе (исключение – самозащита гражданских прав) с целью индивидуализированного восстановления нарушенных прав и законных интересов участников гражданских правоотношений, а что касается охраны прав, то, в отличие от защиты, она допускает обобщенный характер и объединяет все регулятивные меры, направленные на обеспечение соответствующих прав и интересов.
Обсуждение и заключение. Выявлены предпосылки особенностей защиты прав и интересов участников дистанционных инвестиционных сделок, которые обусловлены, прежде всего, формой их совершения, влияющей на содержание и порождающей некоторые сравнительно новые правовые эффекты; проанализированы их основные преимущества и недостатки. Сделан вывод о том, что основная проблема защиты прав и интересов участников дистанционных инвестиционных сделок – соотношение традиционных и инновационных правовых инструментов такой защиты, а также сочетание общих юридических гарантий и специальных, характерных именно для инвестиционных отношений данного вида.
Ключевые слова
Для цитирования:
Матыцин Д.Е. Защита и охрана прав и интересов участников дистанционных инвестиционных сделок. Право и управление. XXI век. 2022;18(3):32-38. https://doi.org/10.24833/2073-8420-2022-3-64-32-38
For citation:
Matytsin D.E. Defense of Rights and Interests of Participants of Remote Investment Transactions. Journal of Law and Administration. 2022;18(3):32-38. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2073-8420-2022-3-64-32-38