Preview

Право и управление. XXI век

Расширенный поиск

Международно-правовые особенности управления недропользованием в Карском море

https://doi.org/10.24833/2073-8420-2023-3-68-38-44

Аннотация

Введение. В обширной научной литературе о международно-правовых вопросах использования недр рассмотрено юридическое содержание этого понятия; его соотношение с геосистемами нашей планеты; подземный предел суеренитета, осуществляемого государством в отношении недр в пределах его территории; правовое положение морских недр, находящихся за пределами морской территории государства, но в пределах его континентального шельфа. На основе такого обширного материала в настоящей статье внимание привлекается к весьма специальной теме, имеющей огромное экономическое значение для России – прошлому, настоящему и будущему международно-правового механизма управления недрами дна Карского моря. Дополнительную актуальность этой теме придало резкое изменение в 2022 г. международно-правовой политики в Северном полярном регионе, спровоцированное семью западными государствами-членами Арктического совета.

Материалы и методы. В качестве материалов к исследованию использованы международно-правовые и национально-законодательные акты Российской империи, Советского Союза, Российской Федерации, применимые к оценке статуса дна Карского моря, а также доктринальные толкования таких документов, представленные в отечественной юридической науке. Методологическую основу исследования составили общенаучные и специально-правовые методы, в том числе сравнительно-правовой.

Результаты исследования. Если в период Российской империи на уровне государственного управления лишь оценивались международно-правовые возможности распространения властных функций российского государства на все дно Карского моря и его недра, то в период СССР, вплоть до «перестроечного» 1985 года, констатируется единообразная, без каких-либо исключений, доктринальная квалификация всего Карского моря (в том числе недр его дна) в качестве государственной морской территории Советского Союза. Вместе с тем, соответствующего законодательного акта принято не было. Но до 1985 года не принимались и такие нормативно-правовые акты, которые могли бы противоречить отмеченной доктринальной квалификации Карского моря и недр его дна как находящиеся под суверенитетом СССР и его исключительным государственным управлением. Такое доктринально ясное и законодательно не вполне определенное положение прекратилось с принятием в 1985 году Постановления Совета Министров СССР, согласно которому лишь малая часть недр дна Карского моря была юридически подчинена суверенитету Советского Союза; большая же часть таких недр, хотя и осталась под природоресурсным управлением страны (как ее континентальный шельф), но с присущими этому институту некоторыми правами иностранных государств.

Обсуждение и заключение. До сих пор ответные меры России на ужесточение так называемых «санкций» западных государств после государственного переворота в Киеве в 2014 г. лежали в плоскости международного экономического права. Привнесение в 2022 году в Арктический регион западными государствами внерегиональных разногласий с Россией освобождает ее от обыкновения уважать арктические самоограничения, принятые в 1985 году, в том числе в части прав на недра Карского моря. В этом контексте в статье, в рамках применимого международного права, обоснованы предложения по «ассиметричным» ответным мерам России, лежащим в области морского права.

Об авторе

Н. А. Минчева
МГИМО МИД России
Россия

Минчева Наталия Александровна, соискатель кафедры международного права



Список литературы

1. Вылегжанин А.Н. Морское дно за пределами национальной юрисдикции // Международное морское право / Отв. ред. С.А. Гуреев. М., 2003.

2. Вылегжанин А.Н., Дудыкина И.П. Исходные линии в Арктике: применимое международное право. М., 2018.

3. Вылегжанин А.Н., Крицкий К. Соучастие США в государственном перевороте в Киеве 2014 года – это международное правонарушение // Международная жизнь. 2019. № 3.

4. Вылегжанин А.Н., Лысенко М.Н., Вяхирева Н.С., Снятков А.А. Будущее Арктического совета. Рабочая тетрадь. №75/2023 // Российский совет по международным делам. М., 2023.

5. Вылегжанин А.Н., Сотскова П.В. Генетические ресурсы как объект международного права // Правоприменение. 2023. 7(1).

6. Дурденевский В.Н. Проблема правового режима приполярных областей // Вестник Московского университета. 1950. № 7.

7. Жудро А.К., Джавад Ю.Х. Морское право. М., 1974.

8. Кокин В.Н. Недропользование: теоретико-правовой анализ. М., 2005.

9. Международное морское право / Отв. ред. С.А. Гуреев. М., 2003.

10. Международно-правовые вопросы недропользования. Предисловие А.В. Торкунова / Отв. ред. А.Н. Вылегжанин. М., 2007.

11. Молодцов С.В. Международное морское право. М., 1987.

12. Насиновский Е.Н. Международно-правовой режим Северного морского театра // Военно-морской международно-правовой справочник / Под ред. Бахова А.С. М., 1956.

13. Однопозов П.С. Международно-правовой режим Арктики // Правоведение. № 4. 1973.

14. Российское горное законодательство. Документы и комментарии // Ред. коллегия: В.Ж. Аренс, А.Н. Вылегжанин, В.Н. Вылегжанин. М., 1996.

15. Энциклопедический словарь. Издательство Ф.Ф. Павленкова. Санкт-Петербург. 1907.

16. Эфендиев О.Ф. Арктические воды // Современное международное морское право / Отв. ред. Лазарев М.И. М., 1974.

17. Scovazzi T. The Baseline of the Territorial Sea: the Practice of Arctic States // The Law of the Sea and Polar Maritime Delimitation and Jurisdiction. Ed. by A. G.O. Elferink, D.R. Rothwell. 2001.


Рецензия

Для цитирования:


Минчева Н.А. Международно-правовые особенности управления недропользованием в Карском море. Право и управление. XXI век. 2023;19(3):38-44. https://doi.org/10.24833/2073-8420-2023-3-68-38-44

For citation:


Mincheva N.A. International Law Basics of Governance of Subsoil in Kara Sea. Journal of Law and Administration. 2023;19(3):38-44. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2073-8420-2023-3-68-38-44

Просмотров: 261


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-8420 (Print)
ISSN 2587-5736 (Online)