КОНСТИТУЦИОННАЯ РЕФОРМА МАТТЕО РЕНЦИ: СУЩНОСТЬ И ВОЗМОЖНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ


https://doi.org/10.24833/2073-8420-2017-2-43-61-66

Полный текст:


Аннотация

Введение. Статья посвящена важному событию итальянской политической жизни – конституционному референдуму, состоявшемуся в декабре 2016 г. Инициатором проведения референдума выступило правительство Маттео Ренци (Демократическая партия). Выдвинутая реформа является наиболее масштабной за всю республиканскую историю страны – не только по количеству вносимых поправок в Конституцию, но и в части качественных изменений (в т.ч. касающихся изменения полномочий Сената). Материалы и методы. В статье представлен теоретический анализ основных положений конституционной реформы М. Ренци, возможных последствий от вносимых изменений, а также причин провала референдума М. Ренци. Результаты исследования. Конституционная реформа Ренци-Боски направлена в первую очередь на изменение (усечение) полномочий Сената, а так-же его численного состава. Важнейшим положением в представленной реформе являлось то, что сенаторы не только «отстранялись» от участия в законотворчестве по текущим политическим вопросам, но и то, что Сенат лишался права вето, а правительство становилось подконтрольно только Палате Депутатов. По своей сути реформа Ренци-Боски увеличивала власть правительства и, в частности, премьер-министра. В сочетании с избирательным законом (“Italicum”), предусматривающим «премию большинства», в стране наметился бы авторитарный сдвиг. Причины провала референдума кроются как в самих положениях представ-ленного проекта реформы Конституции, так и в том, что референдум 2016 г. носил персонифицированный характер и де факто являлся «вотумом доверия» правительству М. Ренци и премьер-министру лично. Обсуждение и заключение. Конституционная реформа Ренци-Боски по сути являлась попыткой «перестройки» Республики и её основ. Переход от Первой Республики ко Второй, начавшийся в начале 1990-х гг. продолжается.

 


Об авторе

Е. А. Маслова
МГИМО МИД России; Институт Европы РАН
Россия

кандидат политических наук, старший преподаватель кафедры интеграционных процессов МГИМО МИД России, старший научный сотрудник Института Европы РАН



Список литературы

1. Любин В.П. Итальянская партийно-политическая система в 90-е гг. (переход от Первой ко Второй Республике) // Мировая экономика и международные отношения. 1998. № 3.

2. Маслова Е.А. Идеологические основы внешней политики Италии периода Второй Республики: диссертация на соиск. … канд. полит. наук. М.: МГИМО МИД России, 2012.

3. Сардарян Г.Т. Политические проблемы регионализации Италии. М.: МГИМО, 2016. 150 с.

4. Di Cosimo G. Le riforme istituzionali dopo il referendum. Fascicolo №1, 2017.

5. Pasquino G., Valbruzzi M. Italy says no: the 2016 constitutional referendum and its consequences // Journal of Modern Italian Studies. 2017. 22:2.

6. Tsebelis G. Compromesso astorico: the role of the Senate after the Italian constitutional reform // Italian Political Science Review. 2017. 47:1.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Маслова Е.А. КОНСТИТУЦИОННАЯ РЕФОРМА МАТТЕО РЕНЦИ: СУЩНОСТЬ И ВОЗМОЖНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ. Право и управление. XXI век. 2017;(2):61-66. https://doi.org/10.24833/2073-8420-2017-2-43-61-66

For citation: Maslova E.A. MATTEO RENZI'S CONSTITUTIONAL REFORM: ITS ESSENCE AND POSSIBLE CONSEQUENCES. Journal of Law and Administration. 2017;(2):61-66. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2073-8420-2017-2-43-61-66

Просмотров: 74

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-8420 (Print)
ISSN 2587-5736 (Online)