АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
Введение. Статья посвящена территориальным межэтническим спорам на Северном Кавказе Российской Федерации, как «замороженным», так и продолжающимся, и их влиянию на региональные политические процессы.
Материалы и методы. В качестве теоретико-методологических оснований исследования выступает концепция этнических границ и социальной дистанции Ф. Барта, работы по этнополитической конфликтологии Д. Горовица, М. Тофта, Д. Лейка и Д. Ротшильда, а также исследования российских этноконфликтологов А.В. Авксентьева, Д.А. Дмитриева и других. Для Северного Кавказа вопрос владения землей, исторической территорией народа всегда был болезненным, выступал главной причиной и фактором межэтнической дистанции. Данное исследование основано на: 1) анализе официальных документов федеральных и региональных органов власти; 2) изучении деклараций этических движений и интервью политических деятелей; 3) мониторинге СМИ; 4) методе классификации и ситуационном анализе.
Результаты исследования. Рассмотренные территориальные споры на Северном Кавказе могут быть классифицированы с точки зрения факторов, лежащих в основе конфликтов: территориальные споры как последствия депортации (Северная Осетия и Ингушетия, Дагестан); проблема разделенных народов (лезгины); споры из-за неурегулированной собственности на землю (Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия и Дагестан); споры по административным границам (Чечня и Ингушетия, Чечня и Дагестан).
Обсуждение и заключение. Учитывая факт привязанности северокавказских народов к «исторической территории», разрешение территориальных споров должно проводиться с бережным отношением к исторической памяти, с привлечением согласительных процедур, имеющих прочные традиционных основы в северокавказских обществах. Территориальная неурегулированность и обиды ведут к этнической мобилизации, росту протестных настроений и региональной политической нестабильности, поэтому земельные вопросы должны решаться открыто с привлечением широких слоев общественности. Это поможет избежать столкновений на этнотерриториальной основе и повысит доверие население власти.
ПРАВО В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Введение: Статья посвящена международной защите и поощрению прав человека в Организации исламского сотрудничества (далее – ОИС). Актуальность исследования в этой области вызвана, в первую очередь, изменениями в деятельности организации и подходе ОИС к защите и поощрению прав человека. Исследование затрагивает ряд теоретических и практических проблем международного и национального права.
Материалы и методы: Методология исследования включает как общенаучные методы познания (научное измерение и описание, анализ, синтез, абстрагирование, научное объяснение и другие), так и специальные методы юридической науки (историко-правовой, сравнительно-правовой, формально- юридический и другие). Для целей исследования были изучены универсальные международные соглашения и акты рекомендательного характера, а также международные правовые акты ОИС в области защиты и поощрения прав человека, сведения из баз данных Организации объединенных наций (далее – ООН) об универсальных международных договорах, аналитические и научные материалы в области международного и исламского права.
Результаты исследования: Выявлено, что деятельность ОИС и ее государств-участников по защите и поощрению прав человека приближается к соответствию универсальным стандартам и, вероятно, будет далее изменяться в этом направлении. Обнаружен плюрализм в подходе организации к учениям о правах человека, приверженность одновременно исламской и универсальной концепции прав человека. Выявлены изменения в подходе к защите прав уязвимых групп населения.
Обсуждение и заключения: деятельность ОИС исследована с точки зрения культурного релятивизма, выражена позиция о возможном приведении подхода организации к защите прав человека к соответствию универсальным стандартам. Концепция защиты прав человека ОИС охарактеризована как учитывающая особенности международно-правового и исламского правового подхода к защите и поощрению прав человека. В то же время указано на неэффективность ряда мер ОИС в области защиты и поощрения прав человека.
Введение. В статье раскрывается развитие цифровых технологий таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности на пространстве ЕАЭС. Несмотря на наличие единого экономического пространства, каждое государство, входящее в ЕАЭС вправе вводить собственные правила перемещения товаров и лиц через таможенную границу, а также правила осмотра таких товаров в зонах таможенного контроля. На практике складывается ситуация, при которой таможенные перевозчики должны учитывать, как свое внутринациональное законодательство, так и общие нормы в области таможенных перевозок в ЕАЭС и соответствующие лицензионные требования. Из-за этого формируются различные подходы в организации деятельности особой группы хозяйствующих субъектов, функционирующих в таможенной сфере. В эту группу мы включаем таможенных перевозчиков, таможенных представителей, уполномоченных экономических операторов, владельцев складов временного хранения, владельцев таможенных складов. Отсутствие единообразия в этой области не позволяет выработать единый механизм перемещения товаров и лиц через таможенную границу, что генерирует противоречия между таможенными органами стран-партнеров. Выявленные проблемы требуют обязательного разрешения, поскольку снижают темпы роста внешнеэкономической деятельности на пространстве ЕАЭС.
Материалы и методы. Авторами исследован комплекс нормативных и научных источников. В части правовых аспектов развития цифровых технологий таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности изучались Договор о Евразийском экономическом союзе, Таможенный кодекс Евразийского экономического союза, Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 № 289 (ред. от 21.05.2019). Из доктринальных разработок рассматривались труды представителей юриспруденции и ученых-экономистов, в их числе авторы: Алёхина О.В., Афонин П.Н., Борисов К.Г., Игнатьева Г.В., Иншакова А.О., Kormych, Borys, Ковалёв С.И., Матыцин Д.Е., Остроумов Н.В., Павлова Я.В., Плотников А.В., Русакова Е.П., Смирнова И.А., Тарасова Н.Л. Фролова Е.Е., Хрунова А.Л. По логике раскрытия темы также привлекались эмпирические материалы.
Результаты исследования. В статье обосновано, что в современной внешнеэкономической деятельности цифровые технологии в процессе перемещения товаров через таможенные границы используются все более интенсивно. Наиболее востребована оцифровка процедур таможенного контроля и таможенной экспертизы. Указанные режимы в настоящее время глубоко компьютеризируются и включены в систему управления рисками при перемещении товаров. Выдвинуто положение о том, что таможенные перевозчики должны быть привлечены к предоставлению более полной и актуальной информации о провозимых товарах, их следует включить в систему управления рисками по опыту стран ЕС.
Обсуждение и заключение. В статье критически проработаны подходы к применению системы управления рисками в странах Европы и на пространстве ЕАЭС. Это позволило выявить требующие устранения недостатки. Во- первых, отсутствует релевантная и достоверная информация по учету субъектов таможенных отношений и участников ВЭД на пространстве ЕАЭС; во-вторых, отсутствует регламентированная процедура контроля, в частности, порядка проверки соблюдения участниками ВЭД таможенного законодательства; в-третьих, отсутствует урегулированный режим эффективного взаимодействия таможенных органов с другими ведомствами, экономическими операторами, друг с другом; в-четвертых, отсутствует порядок применения системы управления рисками на этапе пост-контроля.
Введение. В статье рассматривается понятие конституционной самобытности (идентичности), приобретающей сегодня сугубую актуальность как в теории конституционного права, так и в практике межгосударственного общения. Сложность затронутой проблемы обуславливается, прежде всего, не до конца устоявшейся терминологией. Автор предлагает использовать термин «конституционная самобытность» как наиболее адекватный содержанию этого понятия и не требующий дополнительных объяснений. В таком случае речь следует вести об отличительных чертах действующего правопорядка, подчеркивающих его уникальность и неповторимость. Такие черты могут быть обозначены как принципы конституционной самобытности. Они образуют ядро конституционных предписаний, вокруг которого группируются прочие конституционные ценности. Выявлением и формулированием таких принципов занимаются конституционные суды, вследствие чего самобытность приобретает характер «преторского» права. Со своей стороны и роль конституционной юстиции усиливается, коль скоро правовые позиции судов создают новые критерии конституционности.
Материалы и методы. Материалами для исследования послужили конституции отдельных государств, чье содержание имеет отношение к затронутой проблеме, акты органов конституционного контроля и высказанные в них правовые позиции, а также выводы конституционно-правовой доктрины. В исследовании использованы метод сравнительного правоведения, позволяющий сопоставлять однородные правовые явления, системный метод, с помощью которого конституционная самобытность рассматривается как составная часть механизма конституционного регулирования, формально-догматический метод, раскрывающий правовую природу изучаемого предмета, равно как и диалектический метод, дающий обобщенное представление о предмете исследования.
Результаты исследования. Конституционная самобытность (идентичность), обуславливающая иерархию конституционных норм и ценностей, характеризует отдельно взятое государство, подчеркивая его отличия от про чих. Конституционная самобытность должна быть неизменна во времени и свободна от текущих изменений конституционного текста. Тогда она позволяет выявить постоянные свойства конкретного правопорядка и государства в целом. Следовательно, в принципах конституционной самобытности (идентичности) сохраняются историческое наследие народа, закономерности его развития и определенная предсказуемость будущего. Таким образом, конституционная самобытность обеспечивает преемственность различных эпох.
Обсуждение и заключение. По мнению автора, применение принципов конституционной самобытности способно придать текущему правопорядку внутреннюю структурированность, отраженную в тексте Основного закона. При этом конституционные нормы складываются в иерархию, могущую отражать иерархию значимых ценностей. Наличие такой иерархии расширяет возможности правовой охраны конституции, т.к. у конституционных судов появляется критерий для «взвешивания» публичных и частных интересов.
Введение: В исследовании рассматривается современная система источников финансового права России (ИФП). В данной статье доказывается, что система ИФП – это сложное, многоплановое, морфологически разнообразное образование со спецификой динамического развития, которое не является произвольным или случайным.
Материалы и методы. Методологическая база для данного исследования представляет собой совокупность приемов научного познания: аналитический метод, метод синтеза и обобщения информации. Исследование данной проблематики опирается на использование различных методов общенаучного и специально-юридического характера: догматический анализ, толкование правовых норм, детальную проработку особенностей финансово-юридических документов, логический метод и др.
Результаты исследования. Анализ показал, что развитие ИФП в России на современном этапе характеризуется наличием трехуровневой системы: федеральный, региональный и муниципальный уровни, а иерархическую последовательность и их взаимодействие определяет Конституция РФ. Система ИФП России включает в себя: Конституцию РФ, международные договоры и между- народно-правовые нормы, федеральные конституционные законы, федеральные законы, нормативно-правовые акты, издаваемые Президентом РФ, Правительством РФ, законы субъектов РФ, решения органов местного самоуправления (ОМСУ).
Обсуждение и заключение. В результате проведенного исследования можно сделать вывод, что для систематизации и логической завершенности организации современной системы ИФП России, необходимо принять единый кодифицированный акт, регулирующий финансовые отношения на различных уровнях правовой иерархии.
Введение. В статье рассматривается международный и национальный опыт правового регулирования утилизации медицинских отходов. Особое внимание уделено зарубежному опыту и возможности применения и совершенствования в Российской Федерации законодательства об утилизации медицинских отходов.
Материалы и методы. Изучение теоретического и практического опыта зарубежных стран в части регулирования утилизации медицинских отходов был положен в основу достижения исследовательских целей. В основе исследования находится метод анализа действующих в Российской Федерации нормативно-правовой базы, практики применения законодательства судебными и иными компетентными органами и существующих европейских (мировых) стандартов в целях правовой унификации.
Результаты исследования. В статье рассмотрен опыт зарубежных стран в части правового регулирования утилизации медицинских отходов, представ- ленный в трудах зарубежных и отечественных исследователей, законодательстве зарубежных стран; проведен анализ источников, регулирующих утилизацию медицинских отходов; выявлены различные концепции классификаций медицинских отходов.
Обсуждение и заключение. Исследование показало, что полиморфность медицинских отходов представляет как эпидемиологическую, так и экологическую опасность. Проблема усугубляется потенциальными опасностями, возникающими при контакте с этими отходами, как то: токсичность, радиоактивность и инфекционность. Именно в связи с этим особое значение приобретает природоохранное и экологическое законодательство наравне со здравоохранительным и санитарным. Эти правовые нормы должны учитываться лечебно- профилактическими учреждениями (ЛПУ) при разработке порядка обращения с больничными отходами. На основании изложенного видится целесообразным изучение опыта развитых стран, в частности США и европейских государств, касающегося правового регулирования утилизации медицинских отходов.
УПРАВЛЕНИЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Введение. В статье рассматриваются подходы к описанию рекомендательных систем в государственном управлении в контексте цифровой трансформации умных городов. Рекомендательные системы представляют собой методы фильтрации информации и механизм выработки рекомендаций, предназначенных для облегчения и увеличения скорости принятия решений. Эффективность государственного управления зависит от способности государственных органов не только оперативно реагировать на возникающие вызовы, но и от возможности предвидеть подобные ситуации, разрабатывать возможные сценарии развития событий в будущем на основе ретроспективного анализа доступных данных, что станет возможным благодаря имплементации рекомендательных систем в общую канву государственной цифровой платформы.
Материалы и методы. Методологическая основа исследования характеризуется следующими общенаучными методами: анализ, синтез, системный и функциональный подходы.
Результаты исследования. В результате проведенного исследования вы- явлены не только формальные признаки термина «рекомендательная система», но изучены подходы к выработке самих рекомендаций, дана их классификация, определены основные технологические элементы функционирования данных систем. Определено место рекомендательных систем в государственном управлении в контексте управления умными городами.
Обсуждение и заключение. В результате исследования было выявлено, что рекомендательные системы должны стать частью процесса принятия решения в сфере государственного управления. Остается нерешенным вопрос качества предоставляемых рекомендаций, поскольку эффективность рекомендательных систем зависит от факторов, которые выходят за рамки качества алгоритма прогнозирования.
Введение. Понятие бедности многогранно. Оно развивается вместе с растущей важностью личности в экономических отношениях. Рассматривая подходы к бедности в контексте различных векторов понимания, можно вы- делить три основных научных направления развития мысли: экономико-социологический, психологический и политический векторы. В работе рассмотрены основные признаки вышеуказанных подходов с их противоречиями.
Материалы и методы. В основе методологии работы лежат общетеоретические воззрения российских и зарубежных авторов, касающиеся понятия «бедность» и его значения в экономической и политической науке.
Результаты исследования. Представленные векторы (экономико-социологический, психологический и политический) имеют в явном или скрытом виде некоторые противоречия между собой. Можно предположить, что эта проблема будет разрешена только при разработке интегрального структурного понятия бедности, объясняющего механизмы взаимного влияния рассмотренных векторов и охватывающее все стороны «бедности».
Обсуждение и заключение. Исследование бедности в экономико-социологическом, политическом или психологическом воззрении требует не только научного разграничения, но и дифференциации терминов на правовом уровне, в частности, в терминах бедного, нищего и малоимущего населения.
ISSN 2587-5736 (Online)