ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Введение. Трансформация мироустройства является одной из магистральных тем политических исследований, начиная с 1990-х гг. Тем не менее, доминирующие подходы отличает определенная одномерность. В научном и экспертном дискурсе преимущественное внимание уделяется перспективам формирования новой конфигурации великих держав на мировой арене, то есть новой итерации миропорядка на основе государственно-центричной (Вестфальской) парадигмы. Между тем в последние тридцать-пятьдесят лет, помимо существенного изменения мирополитической акторной линейки, само государство претерпевает глубокие структурные изменения, а вслед за этим новое качество приобретают и другие акторы. И важный элемент этой институциональной динамики государств сопряжен с процессами субнационализации, под которой можно понимать усиление политической субъектности субнациональных регионов и местных сообществ. И это имеет не только внутриполитическое, но и всё более ощутимое международно-политическое измерение. Как субнациональный фактор (субнационализация) влияет на трансформацию мироустройства и проблему развития?
Материалы и методы. В качестве материалов используются данные из разных политико-географических ареалов и разных сфер субнациональной политической активности. Представленная линейка примеров призвана продемонстрировать значимость субнационального фактора в самых разных обществах и непохожих друг на друга государствах. Важно подчеркнуть, что субнационализация не является западным феноменом, как это часто по инерции подаётся в научном дискурсе. Также субнационализация всё менее привязывается к федерализму как наиболее подходящему ей типу государственного устройства. Теоретико-методологическая база исследования состоит из акторного подхода и компаративного метода для сравнения процессов в разных субнациональных регионах. Также применяются элементы теории транснационализации и теории идентичности.
Результаты исследования. Субнационализация – явление связанное, но не сводящееся к регионализации. Cубнационализация связана с проблемой глобального и странового социально-политического развития. Кризис многочисленных программ устойчивого развития порождает альтернативные концепты, которые также находится под влиянием субнационального фактора.
Обсуждение и заключение. Автор приходит к выводу, что субнационализация самостоятельный феномен и тренд, который необходимо принимать во внимание при анализе текущих процессов и проектировании сценариев развития мира. В то же время субнационализация соотносится с проблемой развития бинарным образом, являясь и ресурсом, и инструментом. И социально-политическое развитие конкретных обществ, и мирополитическая эволюция во всё большей степени будут опираться на субнациональный фактор.
Введение. Гуманитарные кризисы в конфликтах последних десятилетий напрямую сказываются на безопасности не только близлежащих государств, но и расшатывают сложившуюся систему гуманитарного сотрудничества. В конфликтах участвуют негосударственные акторы: террористические организации, сепаратистские группировки, протестные и иные движения, военизированные религиозные группировки, которые выбирают для себя насильственные меры, что осложняет урегулирование конфликта. Несмотря на то, что все стороны конфликта обязаны соблюдать нормы международного гуманитарного права, и государства, и негосударственные участники все чаще отходят от принципов гуманного обращения с гражданским населением, выдвигая при этом свои обоснования неизбирательного подхода.
Материалы и методы. В основе исследования лежит метод кейс-стади. Анализ того, к каким изменениям в практике оказания гуманитарной помощи гражданскому населению привел гуманитарный кризис в секторе Газа, позволяет сделать выводы о текущих тенденциях развития гуманитарной сферы в целом. Исследование опиралось на материалы российских и зарубежных СМИ, доклады ООН и МНПО, а также международные договоры.
Результаты исследования. Конфликт осложнил мирный процесс урегулирования, нормализацию отношений Израиля с арабскими государствами, а также обнажил проблему политизации гуманитарной помощи. Политизация проявилась не только в оценке самого конфликта, которая давно разделила мировое сообщество, в первую очередь она впервые настолько масштабно сказалась на институтах гуманитарной помощи структуры ООН и МНПО. Результатом политизации конфликта также стало проявление «культуры отмены», которая стигматизировала стороны конфликта и осложнила деятельность гуманитарных организаций по оказанию помощи гражданскому населению.
Обсуждение и заключение. Последствия обострения конфликта в секторе Газа касаются не только того, что гуманитарная ситуация обострилась настолько, что под угрозой оказались не только мирные граждане и сотрудники межправительственных и неправительственных организаций, которые участвуют в оказании гуманитарной помощи пострадавшему населению, сборе информации о положении гражданских лиц, расстановке сил и соблюдении норм международного гуманитарного права, но и сами принципы гуманитарной помощи. С учетом того, что гуманитарное сообщество разделилось на тех, кто поддерживает позицию Израиля и обозначенное им «права на самооборону», и тех, кто выступает за его привлечение к ответственности наряду с ХАМАС за то, что Генеральный секретарь ООН назвал «чрезмерным применением силы»1, анализ влияния того, как гуманитарный кризис в секторе Газа изменил подход к урегулированию конфликта представляет большой научный интерес, а его результаты могут обогатить знания не только о самом мирном процессе, но и о роли гуманитарной сферы в мировой политике.
ПРАВО В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Введение. Одной из значимых особенностей механизма правового регулирования в XXI веке выступает включение традиционных российских духовнонравственных ценностей, одной из которых вступает патриотизм, в объектное поле правовой регламентации. Несмотря на весьма убедительные к тому основания, государственная, и, следовательно, правовая стратегия в сфере сохранения и укрепления традиционных духовно-нравственных ценностей и патриотического воспитания, в частности, нуждается как в концептуализации, так и в систематизации.
Материалы и методы. В представленном исследовании использовались как общенаучные, так и частнонаучные методы познания правовой жизни современного российского общества, среди которых можно выделить диалектический, структурно-функциональный, системный, формально-догматический, правового моделирования и др.
Результаты исследования. В работе предлагается авторское видение сущности и содержания правовой политики в сфере патриотического воспитания, демонстрируется ее значительный потенциал в создании эффективного механизма правового регулирования отношений, связанных с формированием у граждан любви и уважения к Родине, чувства верности своему Отечеству, готовности защищать его интересы и вносить свой вклад в укрепление и процветание государства. Ключевые приоритеты правовой политики в сфере патриотического воспитания формулируются с учетом актуальных для России вызовов и угроз.
Обсуждение и заключение. В исследовании обосновывается позиция, согласно которой правовая политика, будучи стратегической, системной, полисубъектной и научно обоснованной деятельностью в сфере права позволяет не только объединить усилия как органов публичной власти, так и институтов гражданского общества в создании и реализации условий для патриотического воспитания, но и интегрировать в единую, целостную правовую стратегию правотворческую, правореализационную правоинтерпретационную, образовательную и иную деятельность в сфере патриотического воспитания в силу того факта, что данные направления деятельности и выступают формами реализации самой правовой политики.
Введение. Проблема экстерриториальности действия норм американского права и, в частности, конституционных норм особенно актуализировалась в последние десятилетия в связи с принятием и применением ряда нормативных актов, действие которых выходит непосредственно за рамки границ Соединенных Штатов и существенно затрагивает интересы независимых государств. В связи с этим ученые и практики-юристы зачастую обращаются к данному вопросу, чтобы определиться с тем, что является правовой
основой для применения экстерриториальности, а также какие судебные и доктринальные подходы к решению данного вопроса существуют в самих Соединенных Штатах Америки. Необходимо отметить, что некоторыми государствами принцип экстерриториальности понимается очень расширительно, когда государство выходит существенно за пределы собственной юрисдикции. Схожая ситуация наблюдается и в США. В данной статье авторы обращаются к истории экстерриториальности действия конституционных норм в США, детально анализируют практику Верховного Суда и выявляют разнонаправленные векторы развития данной концепции в американском праве и судебной практике.
Материалы и методы. В ходе исследования были применены общенаучные методы, включая методы познания, описания, анализа и специальные методы, такие как сравнительно-правовой, формально-юридический, структурноюридический.
Результаты исследования. Исследование показало, что несмотря на длительную историю решения вопроса об экстерриториальности действия ряда норм американского права вектор развития данной концепции менялся существенно на протяжении времени, что прямо подтверждает соответствующий анализ практики Верховного Суда США и ряда нижестоящих судов. Современной тенденцией становится применение более взвешенных подходов, учитывающих разнообразие факторов, таких как территория совершения деяния и гражданство стороны.
Обсуждение и заключение. Проведенное исследование выявило все большее внимание, которое уделяется анализу вопроса о балансе власти в системе разделения властей, а также вопросам национальной безопасности в связи с развитием концепции экстерриториальности. Развитие судебной практики Верховного Суда США оказывает существенное влияние на деятельность органов исполнительной власти и влияет на стандарты решения судебных споров нижестоящими судами. При решении вопроса экстерриториальности очень важно сохранять современные дипломатические подходы и, в частности, сохранять действие принципа взаимности и не создавать угрозу суверенитету других государств.
Введение. В статье рассматриваются полномочия Евразийской экономической комиссии (далее – ЕЭК, Комиссия) и Европейской комиссии (далее – ЕК, Комиссия) в сфере контроля (надзора) за исполнением норм права интеграционных объединений государствами-членами и хозяйствующими субъектами, их объем, пределы компетенции и влияние на развитие интеграционных процессов в Евразийском экономическом союзе (далее – ЕАЭС) и Европейском союзе (далее – ЕС), а также роль судов соответствующих интеграционных объединений в реализации комиссиями рассматриваемой функции. Кроме того, автором рассмотрена и проанализирована соответствующая правоприменительная практика ЕЭК и ЕК, а также правовые позиции судов рассматриваемых интеграционных объединений.
Материалы и методы. В настоящем исследовании использованы труды как российских, так и зарубежных специалистов в области европейского права и права ЕАЭС, а также проанализированы правовые акты ЕС и ЕАЭС. В ходе исследования использовались общенаучные методы познания – анализ, синтез, индукция, дедукция. Также в работе использовались специальные юридические методы – формально-юридический, технико-юридический, метод юридической аналогии, а также сравнительно-правовой метод.
Результаты исследования. В результате проведенного исследования выявлено, что несмотря на функционирование ЕАЭС уже более 10 лет, в деятельности ЕЭК по контролю (надзору) за исполнением государствами-членами и хозяйствующими субъектами права ЕАЭС существуют определенные проблемы. В частности: невозможность обращаться в Суд ЕАЭС с заявлением о привлечении к ответственности государства-члена, нарушившего нормы права ЕАЭС; отсутствие в праве ЕАЭС процедуры предварительного уведомления ЕЭК о принятых государствами-членами актах; наличие фрагментарности в правовом регулировании осуществления ЕЭК контрольной (надзорной) функции за исполнением хозяйствующими субъектами права ЕАЭС. Выявленные проблемы затрудняют эффективное исполнение ЕЭК своих обязанностей в рассматриваемой части, в связи с чем их возможно разрешить посредством, в том числе, использования положительного опыта Европейской комиссии по осуществлению контрольных (надзорных) полномочий за исполнением права Европейского союза.
Обсуждение и заключение. Наличие указанных в статье проблем в сфере осуществления ЕЭК контрольных (надзорных) полномочий обуславливает необходимость внесения комплексных изменений в Договор о ЕАЭС, акты органов ЕАЭС, а также издание новых актов, которые будут регулировать вопросы, которые до настоящего времени не регламентированные правом ЕАЭС. Таким образом, по итогам сравнительно-правового анализа полномочий автором выявлены проблемы и сформулированы выводы по сходству и различиям в правовом положении ЕЭК и ЕК в части осуществления ими контрольных (надзорных) полномочий. Определены тенденции развития правоприменительной практики Комиссий в части, касающейся исполнения государствами-членами и хозяйствующими субъектами, обязательств в рамках соответствующих интеграционных объединений. Представлены пути совершенствования реализации Евразийской экономической комиссией контрольной (надзорной) функции на основе выявленного положительного опыта Европейского союза.
нами в качестве узкого подхода. Другие исследователи справедливо расширяют границы дистанционного способа преступной активности, подводя под категорию «дистанционное преступление» любое, которое запрещено уголовным законом и исключает прямой физический контакт потерпевшего и субъекта преступления. В этой связи доказывается, что дистанционные преступления, которые на сегодняшний день формируют отдельную самостоятельную группу самых разнообразных общественно опасных деяний, наделены особыми юридически значимыми признаками.
Материалы и методы представлены обращением к современной доктрине уголовного права, криминологии и практике применения уголовного зако-нодательства в правоохранительной деятельности, а также комплексным использованием таких общенаучных методов, как диалектика, логика, сравнение, сопоставление, индукция, дедукция, обобщение, деление, а также следующих частно-научных методов познания: сравнительно-правовой, формальнологический, системно-структурный, контент-анализ и математический.
Результаты исследования. Проведенный анализ позволил рассмотреть теоретико-правовые подходы к толкованию дистанционных преступлений, уточнить понятие дистанционных преступлений в современном уголовном праве, изучить современную судебную практику по вопросам прикладного толкования и уголовно-правовой квалификации дистанционных преступлений, выделить и охарактеризовать ключевые объективные и субъективные признаки данных преступлений, акцентировать внимание на усиливающийся криминогенный потенциал преступлений, совершаемых на расстоянии и их повышенную общественную опасность как для рядовых граждан, так и для безопасности общества и государства в целом.Обсуждение и заключение. Дистанционные преступления – это особая разновидность общественно опасных деяний, запрещенных уголовным законом, совершаемых в условиях территориальной разобщенности между субъектом преступления и объектом преступления (потерпевшим), а также характеризующиеся отсутствием между ними прямого физического контакта, в том числе при полной или частичной опосредованности преступных действия (бездействия). Признаки, отличающие дистанционные преступления от других видов преступлений, аккумулированы в объективной стороне и характеризуют специальный способ и особую обстановку, в рамках которой общественно опасной деяние находит свое развитие.Введение. В рамках данной статьи автор приводит общий обзор возникновения права на социальное обеспечение и затем рассматривает основные отличительные особенности Конвенции Международной организации труда (МОТ) «О минимальных нормах социального обеспечения» (Конвенции 102). Кроме того, даётся краткая характеристика сопутствующей ей Рекомендации 202, а также сжатое описание контрольного механизма Организации. Автор также выделяет некоторые из присущих вышеназванным международноправовым актам преимуществ и недостатков.
Материалы и методы. Методологической основой исследования являются такие общетеоретические методы как формально-логический метод, анализ и синтез. В дополнение к ранее перечисленным, в работе были использованы частнонаучные правовые методы, а именно: исторический и сравнительноправовой.
Результаты исследования. Автор приходит к заключению о том, что Конвенцию 102 по праву можно назвать основополагающим универсальным международно-правовым инструментом в области социального обеспечения, в развитие положений которого в 2012 году была принята Рекомендация 202. В то же время Конвенция не лишена недостатков, главным из которых, по мнению автора, является несоразмерность определения «типового бенефициара» применительно ко всем имеющимся видам социального обеспечения.
Обсуждение и заключение. Сделан вывод о том, что Конвенция 102 устанавливает для государств минимальные значения по главным качественным и количественным показателям социальной защиты населения, однако при этом предоставляет странам возможность самостоятельно определить пути достижения последних. Автор внес предложение о видоизменении дефиниции «типовой бенефициар» посредством его распространения на мужчин и женщин по всем видам социальной защиты, а также исключения обязательного условия наличия у лица детей или супруги.
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ
Введение. Проблема цифрового разрыва возникла в XXI веке в результате динамичного распространения цифровых технологий и очень быстро стала центром многочисленных исследований и научных дискуссий. Цифровой разрыв воспринимается сегодня как актуальная социально-экономическая проблема, которая широко обсуждается в научном сообществе как в контексте асимметричного доступа к социальной инфраструктуре (в смысле разных возможностей доступа посредством использования информационно-коммуникационных технологий к образованию, здравоохранению, социально-значимой информации), так и в контексте воздействия цифрового разрыва на разнообразные значимые аспекты жизни человека. Влияние цифрового разрыва ощущается в реальной и в денежной сфере, на уровне отдельных индивидов и на уровне общества, проявляется на рынках товаров и услуг. В данной статье мы предполагаем рассмотреть воздействие цифрового разрыва на развитие сетевых рынков (на примере рынка видеосервисов).
Материалы и методы. Методологическую основу исследования составили следующие методы исследования: метод сравнительного анализа; метод синтеза; метод комплексного анализа социально-экономических явлений; формальнологический метод; статистический метод.
Результаты исследования. В результате проведенного анализа выявлено, что цифровой разрыв влияет на развитие сетевых рынков по нескольким направлениям: на динамику роста через возможность доступа и состав потенциальных потребителей; на скорость распространения сетевых внешних эффектов через рост количества потребителей; на структуру потребления и свойства самих сетевых благ через персонализацию продукта с учетом особенностей конкретного цифрового разрыва.
Обсуждение и заключение. В результате проведенного анализа в статье обоснована необходимость учета факторов влияния цифрового разрыва как для фирмы, работающей на рынке видеосервисов, так и для страны, заинтересованной в развитии рынка видеосервисов. Учет данных факторов позволит использовать их в целях оптимизации поведения игроков на данном рынке. Среди проблем, препятствующих более динамичному развитию рынка видеосервисов в России, помимо стандартных вызовов (уровень доходов, специфика цифрового разрыва, ценовые пороги), следует отметить сохраняющийся негативный опыт нелигитимного поведения игроков на рынке, являющийся своего рода институциональной ловушкой.
Введение. В условиях трансформации системы международных отношений и движения мира к многополярному устройству российско-китайские отношения получили новый импульс развития. Конфронтация со странами западного лагеря открыла окно возможностей для углубления экономического сотрудничества двух стран. Несмотря на рост товарооборота, зафиксированный в 2023 году, остаются сферы партнерства, обладающие значительным потенциалом. Вместе с тем одной из основных проблем, с которой сталкивается российско-китайское взаимодействие на современном этапе, остается нехватка компетентных кадров и низкий уровень знаний россиян и китайцев друг о друге.
В статье представлены результаты социологических опросов, проведенных среди китайских студентов и специалистов, которые выявили их отношение к сотрудничеству с Россией. Опросы показали, что молодые китайцы заинтересованы в развитии российско-китайских отношений, особенно в сфере инфраструктурных проектов. Исследование, проведенное МГИМО при поддержке Фонда CITIC, Пекинского педагогического университета и Китайского университета международных отношений, выявило наиболее перспективные направления для сотрудничества двух стран.
Целью данной статьи является анализ текущего состояния и перспектив двустороннего экономического сотрудничества в некоторых сферах на основе результатов социологических опросов граждан КНР, представляющих различные возрастные категории.
Материалы и методы. В ходе написания работы применялись такие методы научного познания, как анализ, синтез, обобщение, аналогия, индукция, дедукция, прогнозирование; проведены социологические опросы. В качестве материалов исследования были использованы зарубежные и российские научные статьи, статистические данные и публикации СМИ, посвященные различным аспектам развития двусторонних проектов России и Китая.
Результаты исследования. Анализ полученных данных выявил, что большинство респондентов считают отрасли инфраструктуры наиболее перспективными для российско-китайского сотрудничества, а государственно-частное партнерство (ГЧП) воспринимается как эффективный механизм реализации инфраструктурных проектов между Россией и Китаем.
Обсуждение и заключение. Исследование показало, что в условиях давления Запада на Россию и Китай, две страны должны углубить экономическое взаимодействие. Трансформация мирового порядка и рост влияния развивающихся стран создают благоприятные условия для наращивания сотрудничества. Китайская молодежь заинтересована в совместных проектах в области инфраструктуры, транспорта, энергетики, производства, сельского хозяйства, науки и туризма.
Ключевую роль в успехе такого сотрудничества играет подготовка квалифицированных кадров. Необходимо развивать не только торгово-экономические связи, но и культурные, социальные, а также научные и образовательные отношения.
Введение. ЦУР 16, которая является одной из 17 Целей в области устойчивого развития, принятых Генеральной ассамблеей ООН в 2015 году, направлена на создание мирного инклюзивного общества в интересах устойчивого развития, обеспечение равного повсеместного доступа к правосудию и создание эффективных, подотчетных и инклюзивных институтов на всех уровнях. Предметом исследования являются характерные особенности текущего прогресса в реализации задач ЦУР 16, а также выявление дальнейших перспектив ее достижения на общемировом уровне. Актуальность исследования обусловлена тем, что ЦУР 16, как и все другие ЦУР, имеет решающее значение для обеспечения благополучного будущего всего человечества, при этом ЦУР 16 является одной из целей, прогресс по которым является крайне незначительным, а по некоторым индикаторам и вовсе наблюдается регресс. Цель исследования – провести анализ доступных статистических данных по результатам выполнения ЦУР 16, определить текущие препятствия на пути ее достижения, а также охарактеризовать дальнейшие перспективы с учетом современных реалий.
Материалы и методы. Основу исследования составляет анализ статистических данных о результатах деятельности мирового сообщества в процессе достижения ЦУР, таких как Глобальный отчет об устойчивом развитии (Global Sustainable Development Report), Глобальные доклады о достижении прогресса по показателям ЦУР 16 за 2023 и 2024 гг.
Результаты исследования. На основании проведенного анализа в статье предлагаются выводы об основных причинах, препятствующих достижению прогресса в достижении ЦУР 16, к которым относятся сохраняющийся высокий уровень насилия, проблема качества и доступности данных, нехватка финансирования и др.
Обсуждение и заключение. Полученные результаты свидетельствуют о том, что достижение заявленных целей в рамках ЦУР 16 к 2030 г. крайне маловероятно, поэтому мировому сообществу необходимо в кратчайшее время устранить текущие проблемы финансирования и качества данных, а также обеспечить большую согласованность между подходами в оценке прогресса в достижении ЦУР 16.
УПРАВЛЕНИЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Введение. В статье исследуются существующие механизмы адаптации трудовых мигрантов в России. На основе анализа нормативных документов и практики внедрения различных решений (от карты мигранта до специальных информационных приложений) делаются выводы об успехах, недочетах даются рекомендации по дальнейшему развитию и совершенствованию данных механизмов.
Материалы и методы. Теоретической и методологической базой исследования являются работы отечественных и зарубежных ученых, а также доклады и датасеты ведущих международных организаций, в частности Международной организации по миграции (МОМ) и Консультативного комитета по миграционной политике ЕЭК. В работе использованы элементы теории цифровой коммуникации, а также классические теории миграции. В частности, теории Эверетта С.Ли, М. Пиора, Х.Г. Дункана, В. Зелински и С.Н. Айзенштадта Для проведения системного анализа использовались методы индукции, дедукции, обобщения, синтеза, сравнения.
Результаты исследования. В ходе проведенного исследования был произведен анализ нормативно-правовой базы, в частности, положения Указа Президента РФ от 31 октября 2018 г. № 622 «О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019 2025 годы».
Кроме того, было установлено, что основными цифровыми инструментами адаптации мигрантов в российское общество выступают мобильные и интернет-приложения. Среди наиболее успешных проектов стоит отметить работу многофункциональных центров и создание электронной карты мигранта.
Установлено, что многие инструменты работают недостаточно эффективно. Основными причинами являются сложный юридический язык и отсутствие перевода, приложения носят разрозненный характер, отсутствуют четкие методические инструкции, имеются нормативные и технические ограничения.
Обсуждение и заключение. Все используемые сегодня инструменты и ресурсы для адаптации мигрантов в России действуют разрозненно. Важно подчеркнуть, что увеличение количества платформ и приложений не решит проблему эффективного применения цифровых технологий в этом вопросе. Необходимо создать сеть связанных друг с другом качественных ресурсов, каждый ресурс должен обеспечивать определенное направление (законодательное информирование, статус мигранта, его доступ к услугам и т.д.), чтобы при их использовании иностранный гражданин понимал актуальность предоставляемой информации и легко получал доступ к предлагаемым услугам.
ISSN 2587-5736 (Online)