Preview

Право и управление. XXI век

Расширенный поиск
Том 17, № 1 (2021)
Скачать выпуск PDF

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

3-12 547
Аннотация
Введение. В статье анализируется история становления политического и военного сотрудничества Европейского союза (ЕС). Автор подробно рассматривает зарождение европейского объединения, его причины создания и ключевых политических фигур, которые сыграли главную роль в этом процессе. Также автор показывает поэтапное становление сотрудничества между западноевропейскими странами сразу после 1945 года, затрагивает проекты, которые не были воплощены в жизнь. Большое значение уделено деятельности Западноевропейского союза (ЗЕС), который сыграл значительную роль в становлении Общей внешней политики и политики безопасности Европейского союза.Материалы и методы. Автор, опираясь на системный анализ теорий международных отношений, международной интеграции и материалы смежных наук, таких как политология и конфликтология, рассматривает этапы формирования политического и военного взаимодействия европейских стран с момента создания Западноевропейского союза (ЗЕС) до Европейского политического сотрудничества (ЕПС).Результаты исследования. В результате проведенного анализа автор делает вывод, что деятельность, направленная на военно-политическое взаимодействие, привела к тому, что к моменту подписания Маастрихтского договора в 1992 году европейскими странами была заложена твердая основа для создания еще одной опоры ЕС - ОВПБ (Общей внешней политики и политики безопасности).Обсуждение и заключение. Материалы данной статьи обосновывают этапы и исторические корни формирования военно-политического взаимодействия европейских стран. Сложности и противоречия, свойственные данному процессу, объясняют трудности сегодняшних внешнеполитических отношений стран Евросоюза в контексте политики безопасности и обороны.
13-25 1021
Аннотация
Введение. В статье представлен обзор концепции государственного суверенитета в привязке к мировым тенденциям. Раскрывается историческая этапность ее развития. Автором установлены и оценены с различных позиций ключевые «реперные точки» соотношения государственного суверенитета и современного глобализированного мирового порядка, основанного на международном праве, а также представлено видение влияния на него интеграционных процессов. Материалы и методы. Методологическую основу исследования составили общенаучные и специальные методы. Ввиду характера исследуемых вопросов особое значение имел сравнительно-правовой (компаративистский) метод, а также методы аналогии и моделирования. В рамках исследования большое внимание было уделено изучению нормативно-правовой базы ЕС, ЕАЭС, России и ряда зарубежных государств, а также доктрины международного права и теории международной интеграции. Результаты исследования. Предлагается комплексный подход относительно трактовок источника суверенитета государства и первичности его естественной, национальной либо же международной природы в современных условиях, соотношения государственного суверенитета и международной правосубъектности в ее различных проявлениях. На основе теоретических подходов и практических примеров сформировано видение прообраза«интеграционного суверенитета» у интеграционных структур.Обсуждение и заключение. Автором обосновано расширительное толкование «классического» понимания суверенитета в рамках тенденций международной интеграции. Отмечается, что представленный концепт требует глубокого осмысления, теоретической проработки и дальнейшей научной дискуссии, однако игнорирование его существования, по мнению автора, невозможно, а учет в практической работе - необходим.

ПРАВО В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

26-34 629
Аннотация
Введение. В статье представлено исследование правовой категории «беспристрастность» судьи при осуществлении правосудия. До недавнего времени понятие беспристрастности отождествлялось исключительно с разумом (рациональностью), где не было места изучению эмоций. В юридическом позитивизме сложилась точка зрения, что термин «беспристрастность» - это состояние сознания, в котором исключена возможность проявления эмоций. Однако в последние десятилетия в западных научных публикациях возродился интерес к познанию эмоций в праве, в которых обходится стороной рассмотрение эмоциональной теории этических явлений Л.И. Петражицкого. В этой связи автор статьи, во-первых, провел исследование понятия беспристрастности судьи на основе анализа международных документов и судебной практики Европейского Суда по правам человека (ЕСПЧ). Во-вторых, провел обзор российского законодательства, в котором регламентированы признаки термина «беспристрастность» при осуществлении правосудия. В-третьих, проанализировал термин«беспристрастность» через призму основных концепций эмоций в праве.Материалы и методы. Методологическая основа исследования характеризуется следующими методами: 1) всеобщими (диалектика); 2) общенаучными (анализ, синтез, системный и функциональный подходы); 3) частнонаучными (формально-юридический и сравнительно-правовой); 4) проблемно-теоретической реконструкции. Результаты исследования. В результате проведенного исследования выявлены не только формальные признаки термина «беспристрастность» на основе судебной практики ЕСПЧ, но изучена природа беспристрастности через призму современных подходов к эмоциям в праве и дана их классификация. Представленная классификация отражает понятие беспристрастности через рассмотрение соотношения разума и эмоций при осуществлении правосудия, которые были редуцированы к четырем подходам: 1) беспристрастность в правосудии может быть объективной и субъективной; 2) основой беспристрастного принятия решения судьей могут выступать: а) исключительно разум (формально-рационалистический подход); б) разум и эмоции при доминировании первого и негативных последствиях последних на процесс принятия правового решения (иррационалистический подход); в) разум и эмоции, которые не противопоставляются друг другу, а взаимодействуют между собой как равнозначные компоненты в формировании судебного решения (когнитивистский подход); г) императивно-атрибутивные эмоции, которые являются источником справедливого вынесения судьей решения (этико-правовой подход). Обсуждение и заключение. Обосновано, что беспристрастность личности судьи формируется не только интеллектуальной, нравственной, волевой сферами, но также и эмоциональной, где последняя включает в себя совестливость и восприимчивость. Как раз поведение судьи, принятие им решения предопределяют его убеждения, основанные на совести, которая есть исток подлинного права, называемого интуитивным правом.
35-42 288
Аннотация
Введение. В статье представлен обзор правового регулирования защиты авторских прав с использованием технических мер защиты в Германии. Немецкое законодательство гласит, что технические меры защиты авторских прав - это технологии, устройства и их компоненты. Такие технические меры созданы для предотвращения или пресечения незаконных действий пользователей, не санкционированных правообладателем в отношении результатов интеллектуальной деятельности. Вместе с тем, законодатель обращает особое внимание на то, что отличительным критерием технической меры защиты от других способов защиты является эффективность. В статье авторы анализируют правовое закрепление указанного критерия как отличительной черты технических мер защиты авторских прав, а также рассматривают понятие и случаи обхода технических мер защиты, предусмотренных законодательством Германии, затрагивая, в том числе, законодательство Европейского союза. Материалы и методы. Методологическую основу исследования составили следующие общенаучные и специальные методы познания правовых явлений и процессов в сфере интеллектуального права: метод системно-структурного анализа; метод синтеза социально-правовых явлений; сравнительно-правовой метод; формально-логический метод. Результаты исследования. В результате анализа было выявлено, что согласно законодательству Германии отличительной чертой технических мер защиты авторских прав от других методов защиты является критерий эффективности. Техническая мера защиты признается законодателем в Германии эффективной, если она не может быть устранена без согласия правообладателя. В контексте эффективности технических мер защиты немецкое законодательство широко определяет понятие обхода технических мер. Немецкое законодательство об авторском праве, в отличие от других иностранных юрисдикций, содержит положения, запрещающие удаление технических мер защиты. Обсуждение и заключение. Изучены основные критерии технических мер защиты авторских прав в соответствии с законодательством Германии, основным из которых является критерий эффективности технической меры. Выявлены случаи обхода технических мер защиты авторских прав, предусмотренных законодательством Германии. Исследована правовая регламентация запрета на удаление технической меры защиты.

УПРАВЛЕНИЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

43-57 521
Аннотация
Введение. Целью статьи является выработка рекомендаций по повышению согласованности документов в сфере внешнеполитического планирования, оптимизации алгоритмов их формирования и использования в деятельности загранучреждений МИД России. Материалы и методы. Для достижения цели использованы две группы исследовательских методов: качественные (системный подход, классификация, сравнительно-правовой анализ) и количественные (метод сетевых графов, статистический анализ). Результаты исследования. Документы в сфере внешней политики классифицированы на нормативные (правоустанавливающие и целеполагающие) и отчётные (политические и информационно-справочные). Количественно документы целеполагания преобладают над другими группами, при этом ряд подобных документов слабо согласованы между собой и с отчётными документами. Потенциал государственной программы «Внешнеполитическая деятельность», национального проекта «Международная кооперация и экспорт» и Концепции укрепления ресурсного и кадрового потенциала МИД России недостаточно задействован в работе органов МИД. Ядром системы внешнеполитической документации являются задачи загранучреждений, являющиеся связующим звеном между документами верхнего и нижнего уровня. Среди отчётных документов минимальна степень использования различных технических отчетов. Обсуждение и заключение. Выводы исследования состоят в следующем: приоритеты внешней политики РФ и руководящая роль МИД России в координации процесса их реализации могут быть сформулированы в одном документе - государственной программе РФ «Внешнеполитическая деятельность», которая позволяет выстроить систему приоритетов и оценить эффективность их реализации в привязке к возможностям бюджета и установленным целевым показателям. Предлагается освободить дипломатический состав загранучреждений от подготовки отчетных материалов технического характера, полностью возложив это на административно-технический состав. Большей эффективности и оперативности обработки отчётных материалов будет способствовать создание возможности для их направления путем заполнения унифицированных онлайновых форм. Возможность их машинной обработки в центре позволит делать аналитические обобщения и принимать обоснованные организационно-кадровые решения.

РЕЦЕНЗИЯ

58-61 645
Аннотация
В рецензии дана развернутая оценка основных содержательных элементов монографии Р.А. Касьянова «Регулирование рынка финансовых услуг по праву ЕС и ЕАЭС», посвященной анализу и сопоставлению ключевых особенностей финансовой интеграции в ЕС и ЕАЭС, в том числе изучению различных аспектов создания единого рынка финансовых услуг ЕС и общего финансового рынка ЕАЭС. Отмечена особая актуальность исследуемого вопроса, поскольку в обоих интеграционных объединениях стоят аналогичные задачи финансовой интеграции, а также планируется, как в ЕС, создать наднациональный орган по регулированию общего финансового рынка ЕАЭС. Высоко оценена монография Касьянова, так как в ней представлен комплекс правовых мер по созданию и функционированию единого рынка финансовых услуг ЕС, которые могут быть применены для правового обеспечения финансовой интеграции в ЕАЭС.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-8420 (Print)
ISSN 2587-5736 (Online)