АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
Введение. В статье исследуются политические технологии и пропаганда, используемые в глобальных трансформациях нового и новейшего времени, а также последних десятилетий. Объект исследования – современный социум. Предмет исследования – трансформация социума последних десятилетий и методология транс формаций.
Материалы и методы. В работе проведен сравнительный анализ революций в Англии, Франции, США и России с точки зрения пропаганды и политтехнологий. Проведено сравни тельное исследование юридических документов: Билль о правах 1689, Декларация независимо сти 1776, Декларация прав человека 1789. По лученные данные применены к анализу аспектов глобальной экологической революции. Выявлены ключевые пропагандистские и политтехнологические закономерности. Исследование проводится историческим, компаративным и аналитическим методами. Данные берутся из открытых источников и научной литературы. Методика исследования анализ отобранной фактологии. Цель исследования – выявление закономерностей и прогнозирование векторов развития глобализации.
Результаты исследования. Полученные результаты исследования наглядно иллюстриру ют тезис о начале в 2015 глобальной трансформации общества, проанализированы основные со бытия этого периода.
Обсуждение и заключение. В работе проведен сравнительный анализ революций в Англии, Франции и России с точки зрения пропаганды и политтехнологий. Полученные данные применены к анализу аспектов глобальной экологической революции. Выявлены ключевые пропагандистские и политтехнологические закономерности.
На основании проведенного исследования можно сделать вывод о приоритете политической составляющей в начавшейся глобальной экологической революции. Основным средством для реализации задач глобальной экологической революции, имеющей целью установить контроль потребления человечеством мировых ресурсов, являются пропаганда и политтехнологии.
Введение. В статье представлен обзор актуальной внутриполитической ситуации в Мексике в преддверии президентских выборов 2024 г. Данный вопрос представляет особый интерес для отечественной науки в связи с вниманием, оказываемым в последнее время развитию двусторонних связей между Россией и странами Латинской Америки. Предсказуемость и наследственность внешнеполитического курса Мексиканских Соединенных Штатов, а потому и потенциал развития сотрудничества с Москвой находится в прямой связи со стабильностью администрации А. Обрадора.
Материалы и методы. Методологическую основу исследования составили методы системного и сравнительного анализа, статистический, а также формально-логический метод.
Результаты исследования. В результате проведенного исследования изучена актуальная внутриполитическая обстановка в Мексике и возможность сохранения позиций правящей партии «МОРЕНА» и влияние на ситуацию различных негативных факторов.
Обсуждение и заключение. Результаты проведенного исследования позволяют оценить возможность выстраивания среднесрочных межгосударственных отношений между Российской Федерацией и Мексикой с учетом прогнозируемой победы правящей партии на президентских выборах в ноябре 2024 года.
ПРАВО В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Введение. Право государства выбирать культурную систему является следствием принципа невмешательства в дела, по существу входящие в его внутреннюю компетенцию. Хотя в отечественной доктрине подчеркивается необходимость уточнять содержание основных принципов международного права, не удается найти исследования, посвященные данному праву государств. Исследования позиции Организации исламского сотрудничества и ее государств-членов по вопросам права государства выбирать культурную систему немногочисленны. При этом исторические, культурные и религиозные особенности государств-членов ОИС оказывают влияние на объем их международноправовых обязательств.
Материалы и методы. Настоящее исследование направлено на выявление особенностей реализации права выбирать культурную систему государствами-членами ОИС и их влияния на квалификацию вопросов, относящихся ко внутренней компетенции данных государств. В рамках исследования проведен историко-правовой и системный анализ принципов и норм общего международного права, закрепляющих право государства выбирать себе культурную систему, а также анализ их применения в актах ОИС и конституционном законодательстве государств-членов Организации на примере Арабской Республики Египет, Исламской Республики Иран, Королевства Саудовская Аравия и Республики Ирак.
Результаты исследования. Суверенное и неотъемлемое право государства выбирать себе экономическую, политическую, социальную и культурную систему было закреплено в универсальных, региональных и двусторонних международно-правовых актах в результате кодификации и прогрессивного развития норм международного права во второй половине XX в. Реализация данного права ограничена международно-правовыми обязательствами государств. Закрепление в конституционном законодательстве государства его исторических, культурных и религиозных особенностей следует квалифицировать как одну из форм реализации его права на выбор культурной системы.
Обсуждение и заключение. В случаях, когда исторические, культурные и религиозные особенности государства являются основами его государственного и общественного строя, правовое регулирование таких исторических, культурных и религиозных особенностей следует относить ко внутренней компетенции государств. При этом данные особенности следует считать не подлежащими в принципе регулированию нормами международного права. Акты ОИС закрепляют ограничения реализации права государства выбирать культурную систему, а также позицию государств-членов Организации относительно случаев, когда вмешательство в реализацию данного права является недопустимым. Приверженность исламским принципам некоторых государств-членов Организации следует характеризовать не только как их историческую, культурную и религиозную особенность, но и как основу их государственного и общественного строя, по существу составляющую сферу их внутренней компетенции.
Введение. Интеграция новых субъектов Федерации (города федерального значения Севастополь и Республики Крым) в правовое поле России сопровождалась активным законотворческим процессом на федеральном и региональном уровнях, созданием отраслевых органов власти. Данные процессы активно проходили и в сфере учета недвижимого имущества и регистрации прав, имели как положительные, так и отрицательные черты. Их выявление, изучение, анализ основных тенденций позволит оптимизировать процесс государственной регистрации прав в других новых субъектах Федерации, позволит максимально обеспечить права и законные интересы собственников недвижимости.
Материалы и методы. Данное исследование основано на:
1) результатах проведенного авторами опроса крымчан относительно прохождения процедур государственной регистрации прав на недвижимость;
2) анализе решений судов Крыма по делам о недвижимости;
3) совокупности таких методов научного познания, как: диалектический метод, который позволил связать теорию гражданского права и судебную практику; формально-юридический метод позволил проанализировать законодательные нормы; системный метод позволил рассмотреть институт государственной регистрации права собственности на недвижимость как систему с внутренним единством и взаимосвязями с другими институтами права.
Результаты исследования. Порядок регистрации недвижимости в новых субъектах - городе федерального значения Севастополь и Республике Крым, в 2014-2016 гг. имел существенные особенности. Активно шел процесс формирования отраслевых государственных органов и законодательства, которое за крепило удобную и малозатратную для собственников процедуру. Так, выданные в Украине правоустанавливающие документы были признаны бессрочными, перерегистрация права собственности на недвижимое имущество не требовалась, заявители освобождались от уплаты госпошлины. Вместе с тем на первоначальном этапе данный процесс проходил с определенными трудностями, которые были связаны с неразработанностью отраслевого законодательства; существовавшим в данной сфере правовым вакуумом (часто «беспределом») в бытность украинского государства; правовой неграмотностью населения; массовым отсутствием правоустанавливающих документов либо государственной регистрации права по законодательству Украины; необходимостью судебного признания права собственности, что повлекло за собой огромную нагрузку на суды, которые также находились в процессе перехода на российское законодательство. Процесс существенно осложнялся наличием в собственности иностранцев многочисленных объектов недвижимости, расположенной на приграничных территориях, что запрещено российским законодательством. Кроме того, до формирования органов опеки и попечительства в регионе была невозможна государственная регистрация сделок с имуществом подопечных. Возникали сложности с оформлением прав наследников. Отсутствовал должный учет и ведение архивов в БТИ. Благодаря тому, что в течение 2015-2016 гг. Госкомрегистр Крыма активно выстраивал межведомственное взаимодействие с другими государственными органами, нотариатом, БТИ, внедрял цифровые сервисы, предоставление государственных услуг по регистрации прав на недвижимость приобрело четкий, высокоорганизованный и малозатратный для собственников характер.
Обсуждение и заключение. Трансформация правового пространства г. Севастополя и Республики Крым в связи с воссоединением с Россией – это первый подобный опыт в истории нашего государства. Определенные негативные моменты, которые имели место в сфере государственной регистрации прав на недвижимость, в течение 2014-2016 гг. в основном были преодолены. Внедрение цифровых сервисов и налаженное межведомственное взаимодействие вывело данный процесс на существующий в других российских регионах уровень. Опыт государственной регистрации прав на недвижимость, полученный в 2014- 2022 гг. на территории Крыма, безусловно, должен быть использован при проведении соответствующих процедур на территориях других новых субъектов Федерации, что максимально будет способствовать защите прав и законных интересов собственников.
Введение. Эффективность функционирования публичной власти во многом зависит от того, как актуализируется ее образ в общественном сознании и правовой культуре социума. В рамках изучения формирующейся публичной власти средневековой Руси, одной из базовых и в то же время сложно решаемых проблем следует считать выявление природы древнерусской публичной власти. Исследователю приходится учитывать не только то, что древнерусское общество так и не стало субъектом единого правового процесса, но и дискретность его правового пространства. Территориальная разобщенность, сохранение в социуме традиционных нормативных установок, сложное сочетание их с правовыми новациями на протяжении IX-XII вв. активно влияли на процесс формирования древнерусской правовой культуры.
Материалы и методы. Помимо документальных памятников, изучены произведения древнерусской литературы разных жанров – от былин до житийных произведений IX-XII вв. В данном исследовании использовались общенаучные и частнонаучные методы познания. При этом осмысление концепта княжеской власти как власти государственной в древнерусской культурной традиции предполагает качественный анализ его формирования. Чтобы определить природу княжеской власти в процессе становления древнерусской государственности использовался метод реконструкции конвенциальных моделей древнерусской правовой культуры, а также генетический метод, позволяющий рассматривать процесс становления публичной власти в Древней Руси в динамике.
Результаты исследования. Проведенное исследование дает все основания полагать, что концептуализация княжеской власти в сознании древнерусского общества начинается с момента ее становления. Анализ летописных текстов показал, что феномен власти находит свое отражение первоначально в обыденном сознании, постепенно переходя от отражения действительности к конструированию образа-концепта власти. Процесс становления государственности нашел свое отражение в этиологических мифах о происхождении основателя государства или династии правителей. Наиболее полно этот процесс нашел свое отражение в тексте «Сказания о призвании варягов», сохранившегося в разных редакциях Повести временных лет, автор которого детально обосновал договорную основу княжеской власти первых Рюриковичей.
Обсуждение и заключение. Проблема институционализации власти в Киевской Руси до монгольского периода в отечественной историографии активно обсуждается, начиная с конца XIX в. Однако до сих пор дискуссионным остается основополагающий вопрос: была ли княжеская власть государственной властью? Если была, то к какому периоду истории Древней Руси следует отнести ее возникновение? Ряд исследователей высказывают сомнения в самом существовании древнерусской государственности. Определив сущность княжеской власти и ее природу, есть основания полагать, что формировалась она как власть правителя, а значит, власть государственная.
УПРАВЛЕНИЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Введение. Центральным положением статьи является утверждение, что государство, претендующее быть современным, не может не быть социальным. В качестве обоснования данного тезиса авторы предлагают расширительную трактовку природы социального государства как института власти, который выполняет не только распределительную и охранительную функции, но и формирует положительную социальную активность граждан. Такова задача-максимум социального государства. Под положительной социальной активностью авторы понимают гражданскую активность, которая исходит из внутренней потребности индивида, а не является внешней, побуждаемой государством либо средствами принуждения, либо мягкой силой идеологии.
Материалы и методы. Авторы исходят из холистской методологии, которая позволяет увидеть социализацию не как бинарное отношение индивида и общества, а как практику коллективной коммуникации всех участников общественного действия. В этой связи становится возможным говорить о социальном государстве как институте соучастия, основанном на принципе инклюзивности.
Результаты исследования. Формирование положительной социальной активности, с одной стороны, невозможно без участия государства, с другой - предполагает ограничение его права влиять на свободное самоопределение граждан как активных участников социального действия. Только положительная социальная активность может быть основой подлинного социального государства. В противном случае, если государство по отношению к своим гражданам ограничивается выполнением только распределительной и охранительной функций, что является для него задачей-минимум, то оно становится символическим социальным государством, провоцирующим у граждан иждивенческие настроения, что опасно деградацией самой социальности.
Обсуждение и заключение. Появление в XIX веке и затем развитие у государства социальной функции свидетельствует о существенном изменении природы государственной власти. Формирование положительной социальной активности является следствием такого изменения. Положительная социальная активность связывает социальное государство как институт властного соучастия с гражданским обществом, усиливая в самом государстве элементы гражданского этоса.
Введение. Целью представленной статьи является проверка утверждения большинства зарубежных современных авторов о том, что внедрение принципов ESG в деятельность современных корпораций приводит к повышению конкурентоспособности. В основу анализа легли наиболее востребованные теории конкурентоспособности в части, касающейся нематериальных факторов конкуренции. Для проверки гипотезы о существовании влияния ESG-принципов на конкурентоспособность авторами был проведен анализ корреляционной зависимости между ESG-рейтингом компании, согласно оценке S&P Global, и ее годовой выручкой; анализ проводился на базе данных по 87 компаниям-лидерам ESG-рейтинга из разных отраслей.
Материалы и методы. В основу анализа легли теории конкурентоспособности, изложенные в трудах П. Сраффа и М. Портера.
Результаты исследования. Поскольку материальные факторы конкурентной борьбы практически исчерпаны, фокус внимания перемещается в сторону нематериальных факторов конкуренции, в частности, в сторону обеспечения специфических потребностей потребителей, выражающихся в учете социальных и экологических факторов в процессе создания товара.
В соответствии с современными тенденциями, удовлетворение этих потребностей достигается путем внедрения ESG-принципов. Однако остается открытым вопрос, повышает ли это конкурентоспособность компании. По результатам проведенного исследования удалось доказать, что внедрение ESGпринципов в деятельность компаний не является гарантией повышения конкурентоспособности компании.
Обсуждение и заключение. Несмотря на полученные результаты, авторы утверждают, что компаниям не стоит отказываться от внедрения ESG-повестки. Компании могут получать некоторые преимущества в виде дополнительных инвестиций со стороны инвесторов, которые разделяют идеи ответственного инвестирования, или на биржах, требующих раскрытия информации об ESG-инициативах компании, что позволяет продемонстрировать заинтересованным сторонам свою приверженность ESG или в принципе получить возможность листинга на некоторых биржах. Внедрение ESG-проектов и инициатив само по себе не ведет к повышению конкурентоспособности компании. Однако неучастие в этом процессе в современных условиях чревато недополучением инвестиций и снижением потребительского спроса.
Введение. В статье анализируются основные факторы возникновения и развития дисбалансов рынков капитала в ходе усиления процессов финансовой глобализации. Базисом финансовой глобализации являлась интеграция различных стран и макрорегионов на основе общих целей по развитию рынков для выполнения ключевых функций национальных экономик по обеспечению финансовыми ресурсами. В результате дальнейшей либерализации международных потоков капитала мировая финансовая система стала каналом распространения финансовой нестабильности.
Материалы и методы. Методологическую основу исследования составили общенаучные и специальные методы, позволяющие выявить и обосновать глобальные противоречия и текущие особенности воспроизводства капитала. Использованы методы экономического анализа и синтеза, формально-логический метод; синхронный и сравнительный (компаративистский) методы.
Результаты исследования. На основе анализа глобальных тенденций развития рынков капитала идентифицированы системные противоречия, влияющие на ход естественных процессов финансового развития национальных экономик. Показано, что следствием несоразмерного роста финансового капитала является вывод ликвидности из материальной сферы - сферы производства и обращения в сферу финансов. Выполнен анализ теоретических аспектов возникновения глобальных дисбалансов рынков капитала. Дана оценка их воздействия на мировую финансовую систему и экономический рост. Доказано, что негативные последствия финансиализации экономики, неся в себе геополитические риски, одинаково касаются всех без исключения стран. Основной результат, представляющий элемент научной новизны, заключается в диагностике последствий дисбалансов и сопровождающих их мировых финансовых кризисов.
Обсуждение и заключение. Устойчивые негативные тенденции, вызванные особенностями процесса нарастания противоречий между фиктивным и реальным капиталом, финансовым и материальным секторами национальных экономик, приводят к усилению системных рисков функционирования финансового рынка глобализирующейся мировой экономики. На фоне значительного опережения роста денежно-ссудного капитала по сравнению с реальным в структуре общественного капитала возникают участившиеся банковско-долговые кризисы и растет уязвимость мировой экономики из-за последствий финансиализации экономики.
ISSN 2587-5736 (Online)