Preview

Право и управление. XXI век

Расширенный поиск
Том 15, № 2 (2019)
Скачать выпуск PDF

ПРАВО В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

3-11 56
Аннотация

Введение. Отношения России и США имеют практически трехвековую историю, более двухсот лет страны связывают официальные дипломатические отношения, которые были прерваны на шестнадцать лет в период с 1917 г. по 1933 г. Пожалуй, самым мирным и плодотворным для наших стран был XIX век, когда интересы Российской Империи и США на мировой арене не противоречили друг другу, зачастую совпадали, исключая тем самым конфронтацию двух государств. XIX век для России и США ознаменован созданием ряда двусторонних договоров, в том числе о выдаче преступников, которые закрепляли их партнерские отношения.

XX век, напротив, отмечен нестабильностью, цикличностью взаимоотношений двух стран. Неприятие советской власти, длительный период непризнания Советского Союза сменился в 1933 г. этапом взаимного многоаспектного сотрудничества СССР и США, в том числе в правовой сфере, союзническими отношениями в ходе Второй Мировой Войны. Вторая половина ХХ века была наполнена открытым противоборством двух мировых гигантов, когда кризис отношений СССР и США поставил мир на грань третьей мировой войны. В таких условиях не могло быть речи о совершенствовании договорной базы правового сотрудничества, а заключенное еще в 1935 г. Соглашение о порядке исполнения судебных поручений не находило своего практического применения.

Современная Россия приняла на себя весь груз проблем и противоречий в правовом сотрудничестве с Соединенными Штатами, поиск путей выхода из которых возможен лишь на основе исторического анализа их предпосылок с учетом особенностей современных международных отношений.

Материалы и методы. Методологической основой исследования является диалектический метод познания явлений во взаимосвязи и взаимной обусловленности с использованием совокупности обще- и частнонаучных способов познания окружающей действительности. Исторический метод способствовал восстановлению в хронологической последовательности правового сотрудничества России (СССР) и США. Метод актуализации позволил выявить исторические факторы, определившие особенности развития международного сотрудничества в правовой сфере. Метод диахронизации позволил выделить определенные сменяющие друг друга этапы развития международного правового сотрудничества России (СССР) и США, их сравнить, выявить закономерности развития.

Результаты исследования. В рамках проведенного исследования автором было установлено, что межгосударственное правовое сотрудничество является неотъемлемой частью внешней политики государств. Международно-правовая база сотрудничества России и США по гражданским, семейным и уголовным делам была создана в иную историческую эпоху и не отвечает современным международным отношениям, слабо реализуется органами юстиции двух государств.

Между Россией и США нет основополагающего для защиты прав и законных интересов граждан обоих государств Договора о правовой помощи по гражданским и семейным делам, а в Договоре о правовой помощи по уголовным делам отсутствуют положения об экстрадиции.

Обсуждение и заключение. Исследована международно-правовая база сотрудничества Российской Федерации (а ранее - Советского Союза) и Соединенных Штатов Америки в правовой сфере; проблемы реализации международной правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам. Проанализированы основные положения Договора о взаимной правовой помощи по уголовным делам 2000 г; многосторонних Конвенций о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским или торговым делам 1965 г. и о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений 1958 г., а также Соглашения «О порядке исполнения судебных поручений между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединенными Штатами Америки» 1935 г. Показаны перспективы развития правового сотрудничества России и США.

12-20 76
Аннотация

Введение. С позиции истории, теории и философии в статье рассмотрена категория управления. При этом в качестве социального контекста, в рамках которого исследовались значение и потенциал управления, выбрано право и процессы его реализации в жизни.

Материалы и методы. В статье активно используются разработки как естественно-научной направленности, так и созданные для целей осмысления гуманитарного знания работы. Одним из основных методов научного исследования, примененным в работе, является универсальный метод познаваемости мира. Также в статье использованы логические методы (индукции, дедукции), достижения сравнительного правоведения, метод толкования текстов (преимущественно судебных решений и нормативных актов).

Результаты исследования. В работе осуществлен поиск ответов на вопросы о том, что такое управление в принципе, каковы возможные и допустимые формы его проявления в юриспруденции. При этом на пути к заявленной цели проведено сравнение между значениями, в которых управление используется в естественных и гуманитарных науках, а также разграничение между понятиями «управление правовыми процессами» и «государственное управление».

Процессы правоприменения, как известно, весьма рационализированы, а само право имеет своей высшей целью наведение порядка. Отсутствие в процессуальном законодательстве упоминания об управлении служит косвенным, но верным признаком того, что управления в юриспруденции не существует в том виде, в каком оно представлено в естественных науках.

Обсуждения и заключение. С учетом изложенного сделан вывод о том, что управление в праве проявляется и исполняется своеобразным способом. Оно реализуется в правовых процессах на децентрализованных принципах, т.е. самими участниками на паритетных и консенсуальных основаниях. Роль направляющих играют символические средства – принципы права и охраняемые им ценности. Роль исполняющих выполняют инструментальные средства – органы и учреждения правоприменения. Роль организаторов осуществляют субъекты права (личность, общество и государство), а функцию потребителей реализуют субъекты конкретных правоотношений.

21-28 161
Аннотация

Введение. В статье проанализированы результаты двух исследований международных организаций: доклада «Женщины, бизнес и закон 2019: десятилетие реформ», подготовленного экспертами Всемирного банка с привлечением внешних ресурсов, и доклада Неправительственной организации «Всемирный экономический форум» в Давосе, посвященного изучению ситуации с гендерным неравенством в современном мире.

Материалы и методы. Для изучения проблемы обеспечения равенства мужчин и женщин в праве, морали и общественной практике в статье использована совокупность различных методов: исторического, сравнительного и ряда других, а фактическую основу исследования составляют аналитические документы и доклады международных организаций, а также труды отечественных и зарубежных ученых.

Результаты исследования. В докладе Всемирного банка показывается, что за последние десять лет было предпринято в мире с целью уменьшения гендерного неравенства правовыми средствами. По данным Всемирного банка для этого в 131 стране осуществлены 274 реформы законодательства, в ходе которых были расширены права женщин во многих сферах общественной жизни.

В докладе Всемирного экономического форума на эту тему при составлении рейтинга эксперты учитывали изменения положения женщин в 149 странах мира в 2018 году.

Главной проблемой, согласно докладу, остается недостаточное участие женщин в политике. Обсуждение и заключение. Какие актуальные вопросы рассматриваются в научных исследованиях существующего неравенства мужчин и женщин на современном этапе?

Во-первых, активно обсуждается проблема создания гендера в рамках социально-конструктивистского подхода.

Во-вторых, отмечается воспроизводство гендерных различий во взаимодействиях людей в публичном пространстве.

В-третьих, в научных работах уделяется большое внимание практическим проблемам: гендерному разделению труда, представительству женщин в структурах власти, складывающейся структуре сексуальных и эмоциональных отношений, историческим изменениям структурных моделей поведения.

Стержень этих исследований - поиск способов ликвидации неравенства в положении мужчин и женщин в общественной практике и в семье. Направления такого поиска определяются международно-правовыми документами по правам человека.

В международном законодательстве в области гендерного равенства действуют несколько блоков документов. Прежде всего на решение этой проблемы нацелены:

• Конвенции ООН1

• Конвенции МОТ2

Среди этих документов особую роль играет Конвенция ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (CEDAW), принятой 18 декабря 1979 года.

29-37 126
Аннотация

Введение. В статье анализируется современная ситуация с использованием космического пространства, для которой характерны расширение масштабов мирной космической деятельности, усиление конкуренции и опасная тенденция вероятного размещения оружия в космосе. Рассмотрев действующую базу международного космического права, автор выявляет правовые пробелы, которые необходимо устранить в целях предотвращения появления космического оружия. Особый акцент сделан на оценке эффективности международно-правовых усилий российской дипломатии по решению этой неотложной задачи.

Материалы и методы. Методологическую основу исследования составили общенаучные методы познания: анализ, синтез, индукция/дедукция, аналогия, и специальные методы: сравнительно-правовой; формально-юридический; статистический.

Результаты исследования. Выявлено, что международное космическое право с самого начала развивалось в логике ограничений военного использования космоса. Однако они носят селективный характер и дозволяют развертывание в космосе ударных систем в неядерном оснащении. Угроза появления космического оружия, к чему, не скрывая, ведут дело в США, реальна. Для ее устранения международно-правовыми средствами есть надлежащие переговорные форумы: наша страна ведет активную дипломатическую работу в ООН, на Конференции по разоружению и других площадках. По оценке автора, поддержка российских инициатив растет, однако им упорно противодействуют США и их союзники.

Обсуждение и заключение. По результатам анализа, в том числе мнений экспертов, в статье предложены конкретные меры в развитие дипломатических и информационных усилий России по недопущению конфронтации в космосе. Рекомендуется расширить число стран, взявших на себя обязательство по неразмещению первыми оружия в космосе; включить эту тему в итоговые документы БРИКС; провести в Москве в 2021 году вторую конференцию по мирному космосу, приуроченную к 60-летию полета Гагарина в космос.

38-44 72
Аннотация

Введение. В статье на основе методов системного анализа и сравнительного правоведения изучаются правовые последствия невозможности для владельца вернуть истребуемую собственником вещь в результате утраты последней. Дается понятие «эксцесса» в гражданском праве Германии. Разрешается вопрос конкуренции исков при истребовании вещи из чужого незаконного владения собственником. Рассматривается правовое положение добросовестного и недобросовестного владельца в случае его «эксцесса» в России и Германии.

Материалы и методы. В качестве основных методов исследования выступают системный анализ законодательства, анализ научной литературы, а также сравнительно-правовой метод исследования.

Результаты исследования. Главный вывод - отсутствие системного и справедливого регулирования положения добросовестного владельца в России, не имеющего возможность вернуть вещь собственнику в натуре. Следствием этого является нарушение баланса интересов собственника и владельца вещи. Практическим результатом исследования является ряд предложений для внесения изменений в Гражданский кодекс РФ в институт виндикации и кондикции.

Обсуждение и заключение. Регулирование вещных отношений нуждается в обязательном соблюдении баланса прав не только участников отношений, но также общества и государства. Нарушение баланса может привести к неоправданному ущемлению прав участников правоотношений.

45-51 48
Аннотация

Введение. В статье рассматриваются вопросы нормативно-правового обеспечения индивидуальной социальной мобильности и приводятся примеры продвижения в состав политической элиты представителей дворянского и духовного сословий Российской империи в начале XIX в., включая принявших российское подданство иностранцев; отмечается роль неинституциональных факторов при работе социального лифта.

Материалы и методы. Методологическую основу исследования составили диалектический, исторический, формально-юридический, критико-правовой методы в рамках цивилизационного подхода.

Результаты исследования. В начале XIX в. в Российской империи была модернизирована система вертикальной социальной мобильности, прежде всего в отношении представителей привилегированных сословий. Правовую основу механизма изменения индивидуального правового статуса составляли нормативно-правовые акты и сложившиеся за предшествующее столетие традиции вступления в службу дворянских детей. Указанные традиции можно рассматривать в качестве неинституционализированных практик продвижения по социальной лестнице. Двумя основными каналами социального лифта в России того времени для представителей привилегированных сословий являлись армия и государственная гражданская служба; придворная служба в рассматриваемый период утратила роль в качестве канала социального лифта.

С помощью указанного механизма в состав политической элиты страны продвигались представители дворянского сословия, а также отдельные представители духовного сословия. Этот механизм был рассчитан на применение в отношении как «природных» российских подданных, так и иностранцев, избравших служение России в качестве своего основного профессионального маршрута.

Дворяне Финляндии после 1809 г. получили институционально оформленные возможности для профессионального роста в рамках общероссийской системы государственной службы. Успешная карьера на государственной службе была возможна также для представителя иностранного государства, получившего российское подданство, но только при условии наличия хорошего образования и знаний в сфере профессиональной деятельности.

Обсуждение и заключение. Обоснована важная роль не только законодательных положений, но и действовавших факторов «неюридического» характера в процессе изменения индивидуального правового статуса, а также роль образования, которое уже к началу рассматриваемого периода превратилось в обязательное условие вхождения в состав политической элиты страны.

52-59 59
Аннотация

Введение. В течение последних десяти лет государства все чаще стали выступать с инициативой о пересмотре той протяженности зоны безопасности вокруг искусственных морских сооружений, которая установлена Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. В первую очередь речь идет о зонах безопасности вокруг установок и сооружений, используемых на континентальном шельфе для разведки и разработки нефтегазовых ресурсов, в целях охраны таких установок, в частности от столкновения с другими судами, и в целях предотвращения аварий. Причиной таких инициатив служит растущее с каждым годом число аварий на морских нефтяных платформах.

Материалы и методы. В статье исследуются, прежде всего, международные договоры, в которых закреплен действующий режим зон безопасности в море. Материалом к исследованию послужили иные документы международноправового характера, такие как резолюции Международной морской организации, в которых ключевыми являются вопросы, связанные с установлением зон безопасности вокруг морских установок. Также автором исследуются материалы конференций ООН по морскому праву, Комиссии международного права, Подкомитета по безопасности мореплавания Международной морской организации. Методологическую основу статьи составили традиционные методы исследования – общенаучные и специальные.

Результаты исследования. Так как установление зон является основным средством обеспечения безопасности стационарной морской конструкции, в ходе исследования доказана необходимость более точного международно-правового урегулирования режима зон безопасности ввиду крайне неоднозначной практики прибрежных государств, связанной с разными подходами к определению протяженности зон безопасности.

Обсуждение и заключение. Проанализирован действующий международноправовой режим зон безопасности; выявлены его недостатки; исследовано национальное законодательство ряда прибрежных государств; проанализированы основные преимущества и недостатки подходов зарубежных законодателей; раскрыты положения отличные от норм, установленных современным международным правом.

УПРАВЛЕНИЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

60-71 71
Аннотация

Введение. Статья посвящена исследованию проблем коррупции в зарубежных странах. Коррупция рассматривается как неэффективность государственного управления, связанная с нарушением в отношениях принципала и агента: первый – получает услуги, второй – их предоставляет.

Отмечается, что коррупция – это злоупотребление государственной и муниципальной властью ради частной выгоды. Резкий всплеск коррупции был отмечен исследователями в XIX веке. Одновременно появились и первые попытки противодействия ей на законодательном уровне. В конце XX века (17 декабря 1979 г.) Генеральная ассамблея ООН принимает Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка. Правовой основой определения коррупции послужило принятие в 2003 г. Конвенции ООН против коррупции, а тремя годами ранее – Конвенции против транснациональной организованной преступности. Впервые был озвучен тезис, что противодействие коррупции – это обязанность государств, а для ее эффективности необходим комплексный междисциплинарный подход. В этой связи исследователями принято отмечать множественность причин коррупции, выделяя правовые, экономические, институциональные и социально-культурные факторы, а также подразделяя коррупцию на белую, серую и черную. По географической классификации и при утверждении, что не бывает некоррупционных стран, выстраивают несколько моделей коррупции: азиатскую, африканскую, латиноамериканскую, европейскую.

Исследователи сходятся во мнении, что уровень коррупции во всех странах зависит от институциональной среды и социальных условий, она остается важным политическим феноменом.

Материалы и методы. Методическую основу исследования составил комплекс общенаучных методов, специальные методы познания международной практики, явлений и процессов (аналитическое обследование, обобщение, си стемно-ориентированный и функционально-аналитический подходы, толкования и характеристики правовых норм, сравнительно-правовой анализ).

Результаты. В процессе аналитического исследования охарактеризованы ресурсы, вовлекаемые в орбиту коррупции, термины и определения этого опасного явления, правовая основа таких определений, предложенная международным сообществом. Рассмотрены международные документы рекомендательного характера, касающиеся борьбы с коррупцией, государственные антикоррупционные программы отдельных стран, сформированы некоторые рекомендации антикоррупционного характера.

Обсуждение и заключение. Обосновано применение комплексного междисциплинарного подхода к формированию и реализации системных мероприятий, в которых демократизация общественной жизни, прозрачность деятельности всех органов власти очевидны и необходимы.

72-80 42
Аннотация

Введение. В статье представлен обзор отдельных результатов управления экономикой государства с особым статусом на примере Донецкой Народной Республики. В результате военно-политического конфликта вновь образованное государство вынуждено создавать собственную систему управления экономикой. В условиях ограниченных возможностей это требует, с одной стороны, учета имеющихся возможностей и внешних ограничений с целью обеспечения текущих потребностей общества, а с другой – разработки стратегии долгосрочного развития, включающей определение собственной экономической модели развития, идентификацию и прогнозирование государством угроз и рисков будущего, которые окажут корректирующее воздействие на создаваемую социально-экономическую систему. Решение этой двуединой задачи тем более актуально, чем больше государственная система управления экономикой заимствует старые инструменты и механизмы, восстанавливает технологические цепочки, доказавшие свою экономическую бесперспективность еще в доконфликтный период. В статье приведен краткий анализ предпосылок формирования системы государственного управления экономикой и последствия реализации ее принципов.

Материалы и методы. Методологическую основу исследования составили следующие общенаучные и специальные методы познания организационно-экономических явлений и процессов в сфере государственного управления экономикой: сравнительный метод; формально-логический метод; статистический метод, метод группировок, метод анализа и синтеза, метод подстановок.

Результаты исследования. В результате проведенного анализа выявлено, что система управления экономикой государства с особым статусом требует повышенного внимания, ресурсов и времени. В настоящее время она прошла только первые ступени своего формирования, все еще не закончив свою первую стадию организации – стадию становления. Система управления экономикой государства с особым статусом все еще находится в процессе поиска эффективных механизмов и инструментов государственного управления и определения приоритетных направлений экономического развития. Это объясняет и попытки восстановить устаревшие технологические цепочки, несмотря на то, что они и в более благоприятных условиях демонстрировали девальвацию своего экономического потенциала, и продолжающуюся неопределенность с выбором экономической модели развития, когда старые механизмы уже не работают, а новые еще не разработаны.

81-88 209
Аннотация

Введение. В отечественной исторической науке утвердилось устойчивое единомыслие относительно биографии князя Д.И. Лобанова-Ростовского. Статья посвящена ему же – герою крымских сражений и русско-турецкой войны 1787-1792 гг., выдающемуся дипломату-миротворцу, внесшему огромный вклад в заключение Тильзитского мира1 , много сделавшему по укреплению западных границ России и формированию воинского резерва страны в 1812 году, командующему русской резервной армией в 1813 году; в течение 10 лет был поистине «Оком Императорским» в ранге министра юстиции и генерал-прокурора. Ему посчастливилось быть свидетелем разгрома и бегства наполеоновского войска за пределы России.

Материалы и методы. Методическая основа настоящего исследования – общенаучные и специальные методы познания исторических и правовых явлений и процессов, системно-сравнительный статистический анализ.

Результаты исследования. Выявлено и обоснованно доказано, что Александр I после поражения русской армии в июне 1807 года под Фридландом принял верное решение начать переговоры с Наполеоном о перемирии, поручив вести их Лобанову-Ростовскому, который блестяще выполнил поручение императора. Мир в Тильзите был заключен. В то же время и Александр I, и Лобанов-Ростовский понимали, что войны с Францией не избежать. Заключение мира в Тильзите позволило России укрепить западные границы, подготовить армию, увеличить её численность и улучшить боеготовность.

Обсуждение и заключение. Результаты проведенного исследования свидетельствуют: вся деятельность Д.М. Лобанова-Ростовского, его жизнь были посвящены беззаветному служению России. Какие бы должности он ни занимал, его деятельность основывалась на вере в свой народ, на желании искренне служить своей стране.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-8420 (Print)
ISSN 2587-5736 (Online)