КОЛОНКА ПУБЛИЦИСТА
Введение. После распада, а скорее самоликвидации Советского Союза-СССР мировые события начали развиваться с калейдоскопической скоростью. Европа, Россия и США перестали быть центральными акторами мировой политики. Со все усиливающейся мощью в нее включились громадные страны-цивилизации Китай, Индия, Африканский континент. С агрессивными претензиями ко всему мировому сообществу, а особенно к странам христианской цивилизации начал выступать объединенный блок исламских стран. И самое главное и неожидаемое народы, нации, сообщества повсеместно начали возвращаться к своим цивилизационным, религиозно-духовным корням.
Материалы и методы. При подготовке научной статьи использовались различные методы: сравнительного правоведения, системный, метод логического анализа и другие.
Результаты исследования. Попытка всемирной глобализации по социально-политическим критериям: «капитализм – социализм» провалилась. Мировому сообществу, скорее его политико экономической, интеллектуальной части, был дан четкий ориентир: всякие идеологии: коммунизм, фашизм, национализм, социализм со временем трансформируются, переливаются в различные реки и ручейки и фактически исчезают, но мировые религии и цивилизации остаются.
Обсуждение и заключение. Мир стихийно, естественным путем глобализировался с финансовыми, экономическими, политическими и технологическими измерениями, закладывая одновременно основу новых противоречий между странами различного социального, экономического уровня развития и различных цивилизаций. Чаще начали сталкиваться интересы цивилизаций, живущих в разных временных измерениях, например, как ислам, где на календаре сегодня 1441 г., и другие страны, которые уже второе десятилетие живут в XXI веке. Идеология мультикультурализма как в Западной Европе, так и в США оказалась нереализуемой в жизни, как и канувшая в Лету коммунистическая идеология.
ПРАВО В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Введение. Статья посвящена политическим и социально-экономическим процессам на Филиппинах в контексте пересмотра и переосмысления концепции «Good Governance» («хорошее управление»).
Термин «хорошее управление» на Филиппинах обычно определяется политически. По мнению ученых Национального института государственного администрирования и управления Филиппинского университета в Дилимане (UP NCPAG), «хорошее управление», главным образом, связано с улучшением качества управления (QOG), которое играет ключевую роль в восстановлении демократического пространства. Таким образом, основная задача заключается в «решении вопросов противодействия коррупции, этики государственного управления, эффективного и действенного предоставления государственных услуг заинтересованными филиппинскими учреждениями» (Концепция Форума CLCD2018).
Материалы и методы. Решение проблемы качества государственного управления связано с оценкой демократических институтов страны, а также поиском ответа на вопрос, привела ли демократия к реальным реформам управления в филиппинском контексте. Такое исследование предполагает оценку и сравнение государственного управления после отмены военного положения в администрациях президентов Корасон Акино (1986-1992), Фиделя В. Рамоса (1992-1998), Джозефа Эстрада (19982001), Глории Макапагал-Арройо (2001-2010), Бенигно Акино (2010-2016) и Родриго Р. Дутерте (2016-настоящее время).
Результаты. Хотя политические реформы, направленные на повышение качества государственного управления, действительно уместны, в этой статье доказано, что такие политические реформы окажут существенное влияние на процесс демократизации в стране только если они будут сопровождаться реформами, направленными на преодоление растущего экономического неравенства в филиппинском обществе. В частности, существует необходимость в грамотной социально-экономической политике, которая будет направлена на перераспределение доходов. Без этого будет наблюдаться не только большой экономический, но и политический разрыв между богатыми и бедными, что также сделает практически невозможным проведение политических реформ.
Обсуждение и выводы. В первой части статьи показано, как термин «государственное управление» обычно понимается на Филиппинах. Выясняется, что его определение в основном касается политической сферы, поэтому необходимо расширить его понимание, чтобы включить и социально-экономический аспект. Эту проблему ярко демонстрируют меры социальной политики различных администраций после отмены военного положения на Филиппинах. Вторая часть работы более подробно освещает, как ставится социальный вопрос в нынешней администрации президента Родриго Дутерте.
Введение. Современная правовая система немыслима без создания, трансляции, обмена, движения правовой информации. Действительно, полный цикл правового развития – от правового мышления до правоприменения подразумевает восприятие, создание, изменение, передачу правовой информации. Посредством правового воздействия осуществляется перманентное и разнонаправленное движение правовой информации, а также ее отражение в правовом сознании субъекта и последующее воплощение в поведении. Значение и роль правового воздействия ярко проявляется именно в том, что правовая информация, например, заключенная в тексте правовой нормы, будучи доведенной до сознания личности, становится действенной силой, направляя и упорядочивая поведение субъекта.
Материалы и методы. В процессе проведения исследования была применена совокупность подходов и методов, которые используются в рамках юридической науки – всеобщие (философские), общенаучные, частнонаучные (частноправовые) методы познания: диалектический, логический и формально-юридический. Специфика предмета исследования обусловила использование информационного и системного подходов.
Результаты. Автор формулирует определение правовой информации как совокупности сведений и других данных, которые представлены в правовых актах, нормативно-технических, справочных и научных материалах, а также сведений правового характера, создаваемых и передаваемых субъектами в ходе их взаимодействия, в результате которого происходит упорядочение социальных связей субъектов. Отмечается, что правовая информация может иметь официальный и неофициальный характер.
Обсуждение и заключение. Автор приходит к выводу о том, что синергия правового воздействия – это эффект повышения результативности за счет использования взаимосвязи и взаимоусиления «работы» разных элементов и компонентов правового воздействия на основе движения правовой информации.
Введение. Смарт-контракты стали востребованными соглашениями на современном рынке с развитием криптовалюты за счет их возможности обеспечения и гарантии правоприменения. На сегодняшний день они выполняются автоматически при помощи технологии блокчейн. Смарт-контракты являются предметом дискуссий во многих странах, в первую очередь, из-за возникших вопросов по их правовому закреплению в законодательстве на предмет регулирования цифровых активов и правового признания самой технологии блокчейн, что и определило цель данного научного исследования.
C целью более глубокого понимания сущности данного вида соглашений в работе применен исторический метод по вопросам особенностей становления смарт-контрактов. Для выявления ключевых различий был проведен формально-юридический и сравнительный анализ смарт-контрактов с классическими договорами в электронной форме. Также были изучены сферы применения смарт-контрактов в мире и в России, такие как банковская сфера, здравоохранения, страхование и государственные услуги.
Материалы и методы. Методологическую основу исследования составили следующие общенаучные и специальные методы познания правовых явлений и процессов, включая системный, исторический, формально-юридический, сравнительный и аналитический подходы.
Результаты исследования. Дана оценка таких контрактов с точки зрения существующего гражданского права Российской Федерации и предложены дальнейшие направления для изучения и развития, в том числе совершенствование нормативной и институциональной среды для сохранения правовой определённости.
Обсуждение и заключение. Существующее правовое регулирование не содержит запретов на использование смарт-контрактов в бизнес-практике компаний и частных лиц. Но простота алгоритма реализации сделки, построенной на блокчейне, всё же требует определённого юридического сопровождения.
Введение. Статья посвящена выявлению взаимосвязей между моделированием правового развития общественных отношений и глобальными проблемами человечества. Обосновывается необходимость применения методов моделирования в разработке механизмов регулирующего воздействия и важность учета современных мегатрендов в этом процессе. И хотя история изучения вопросов моделирования правового развития длится уже более полувека, установление взаимосвязей современных проблем с методами юридического прогнозирования является относительно новым направлением исследований.
Материалы и методы. Методологическую основу работы составили общенаучные и специальные методы познания правовых явлений и процессов, такие как метод исторического и логического анализа, структурный метод, аксиоматический метод и метод сравнительного правоведения. Использованы данные ООН по демографической динамике населения.
Результаты исследования. В статье представлена структурно-правовая модель достижения целей в области устойчивого развития ООН, в которой выделены два уровня: элабораторный и интегральный. В процессе проведения анализа установлены существенные взаимосвязи между современными глобальными проблемами и моделированием правового развития.
Обсуждения и заключения. В ходе обсуждения путей решений глобальных проблем в научной литературе указывается на важность совместных усилий для достижения искомого результата. По мнению автора, моделирование правового развития способно стать одним из действенных инструментов решения глобальных проблем современности.
УПРАВЛЕНИЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Введение. В статье приведены основные составляющие работы механизма реализации кадровой политики в государственных учреждениях Луганской Народной Республики. Анализ особенностей функционирования механизма реализации кадровой политики на современном этапе развития общественных отношений дает основание для использования соответствующих экономико-политической ситуации мотивационных мероприятий с целью повышения эффективности кадровой работы.
Материалы и методы. В процессе исследования использован комплекс философских, общенаучных и специальных методов и приемов, а именно: критический и аксиоматический метод, метод анализа и синтеза, структурно-функциональный метод, абстрагирование; дедукция и индукция, статистические и эконометрические методы; общелогические методы и приемы – для формирования научных выводов и результатов исследования.
Результаты исследования. В процессе анализа работы механизма реализации кадровой политики в государственных учреждениях Луганской Народной Республики было установлено, что ее координация осуществляется в рамках действующего законодательства, с целью улучшения ситуации в секторах демографической политики, политики в сферах занятости и рынка труда, образования и науки, здравоохранения, культуры и воспитания. Однако в процессе реализации основных направлений кадровой политики не в полной мере были учтены особенности экономико-политической ситуации в стране на современном этапе. Таким образом, с целью улучшения кадровой работы в республике был предложен к использованию перечень систематизированных мероприятий по повышению уровня мотивации среди государственных служащих с учетом существующих реалий.
Обсуждение и заключение. Исследование показало, что для успешного проведения кадровой работы в органах государственного управления республики, крайне важно обосновать внедрение системы нематериальной мотивации для уже работающих сотрудников и соответствующие современным реалиям изменения в процессе подбора кадров как составляющих механизма реализации кадровой политики в государственных учреждениях Луганской Народной Республики.
Введение. Многовековая история государства и политических протестных движений, как их двигателей, указывает на интересную закономерность. Участников, инициаторов и руководителей не интересуют глубинные причины, вызывающие протесты. Меняются формы и содержание управления, социально-политические системы, но в любом случае все важные решения продолжаeт принимать узкий круг людей.
Материалы и методы. В ходе исследования использовался сравнительно-правовой и системный методы, различные материалы.
Результаты исследования. Политические решения открыто или завуалированно грозят исполнителям наказанием за невыполнение. Однако страдания и потери за ошибочные решения, как правило, всегда несут только они.
Обсуждение и заключение. Политическое решение основано по Гегелю «на субъективных целях и мнениях, на субъективном чувстве и частном убеждении, ведущих к уничтожению как внутренней нравственности, добропорядочности и совести, любви и права в отношениях между частными лицами, так и публичного порядка и государственных законов, не ограниченных правовыми нормами и не сдерживаемых общественными институтами». Того же мнения, что политика выражает «стремление лиц, находящихся во власти, к обладанию ею, что обеспечивает им контроль над обществом и получение личных благ», придерживались известные ученые: Вебер, Дюверже, Бентам и многие другие. Термин «политика» в его современном понимании, возник по недоразумению. Для придания приличествующего обоснования праву государя принимать решения по своему предпочтению и капризу был привлечен авторитет Аристотеля. В III веке н.э. Аристотель использовал в своем сочинении слово «политика», которое в то время означало «государство» («полития» правление большинства, у Аристотеля использовалось как название конкретной формы государства – республики). Ныне во многих контекстах слово «политика» употребляется по принципу взаимозаменяемости – наряду с терминами «политическая система» или «государство», а отсутствие знаний о закономерностях заменено описанием произошедших или вымышленных событий в жизни властей и гаданиями о будущих событиях.
Введение. В статье рассматриваются вопросы правосубъектности в отношениях, касающихся прав человека в международном и национальном праве анализируется, насколько исчерпываются данные отношения взаимодействием государства и личности.
С 2016 года в США ведется расследование Сената по поводу возможного российского вмешательства в ход американских выборов, которое, помимо хакерских атак, возможно, осуществлялось через социальные сети и сервисы, принадлежащие американским транснациональным корпорациям – Facebook, Youtube, Twitter. Дискуссии в Сенате пролили свет на собственно деятельность самих компаний, которые имели возможность и с большой долей вероятности манипулировали общественным сознанием, что является нарушением базовых прав человека на свободу выбора, свободу СМИ и другие. И это происходило при внешнем соблюдении законодательства и норм договорного права.
В статье рассматриваются различные аспекты деятельности компаний Google и Facebook в ходе ряда американских электоральных кампаний в качестве примера нарушений прав человека корпорациями.
Материалы и методы. Методологическую основу исследования составили общенаучные (анализ, аналогия, сравнение) и специальные методы познания правовых явлений и процессов (метод толкования правовых норм, технико-юридический, формально-юридический и формально-логический методы).
Результаты исследования. Корпорации сегодня вышли на сопоставимый с государствами уровень влияния. Но если для экономистов или политологов, вопрос о включении в субъектный состав отношений не стоит, у юристов такой вопрос остается открытым. В результате проведенного анализа показано, что традиционный подход к правам человека как отношениям исключительно между государством и личностью не в полной мере отвечает современным реалиям. Субъектом правоотношений является участник общения, которое урегулировано нормами права. В контексте электоральных компаний в США последних лет можно проследить, что крупные ТНК могут нарушать закрепленные в конституции базовые права личности, соблюдая при этом нормы вторичного характера, призванные обеспечить их реализацию, а также нормы договорного права в контексте пользовательских соглашений.
Обсуждение и заключение. Обоснована необходимость рассмотрения прав человека в системе отношений «государство – корпорация – частное лицо». Сделан вывод о существовании угрозы соблюдения прав человека со стороны корпораций. Показана актуальность изучения американского опыта влияния интернет-компаний на электоральные процессы в России.
ISSN 2587-5736 (Online)