ПРАВО В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Введение. В статье рассматриваются вопросы и факторы, связанные с включением норм основных международных актов о безопасности и гигиене труда в состав основополагающих международных принципов в сфере труда. Показана важность развитой системы охраны труда для обеспечения безопасности и здоровья работников, защиты достойных условий их труда. Обращено внимание на принятые в течение столетия международные акты, содействующие охране труда, а также на тенденции и перспективы международно-правовой регламентации содействия безопасности и гигиене труда. Указана необходимость взаимодействия государства и социальных партнеров в правовой реформе и формировании культуры охраны труда.
Материалы и методы. Проводится системно-исторический, структурный и сравнительный анализ норм безопасности, охраны здоровья и условий труда, отраженных в конвенциях и рекомендациях Международной организации труда, в актах иных международных организаций, российских правовых источниках, информационно-правовой практике.
Результаты исследования. Показано место принципа обеспечения безопасности и здоровых условий труда в исторически сложившейся системе основополагающих принципов международного трудового права, отражено его основное содержание, указаны основополагающие международные акты, включающие его нормы, особенности механизма их реализации, намечаемые перспективы дальнейшего международно-правового содействия развитию безопасности, гигиены, производственной среды и культуре охраны труда.
Обсуждение и заключение. Включение безопасных и здоровых условий труда в состав основополагающих принципов международного трудового права ориентирует на дальнейшее совершенствование российского трудового законодательства посредством дополнительного закрепления в Трудовом кодексе Российской Федерации данного принципа в основные начала трудового законодательства с указанием его основного содержания, внесения в основные термины, законодательно закрепленные, понятия «культура охраны труда», дополнения мероприятий, осуществляемых работодателем, мерами по информационно работе и проведению конкурсов по безопасности и гигиене труда на рабочих местах. Целесообразно нормативные положения о культуре охраны труда закрепить в региональном законодательстве субъектов Российской Федерации и в правовых актах социального партнерства в соглашениях, заключаемых на различных уровнях управления, а также в коллективных договорах.
Введение. В статье рассматриваются дискуссионные вопросы обучения будущих юристов новым цифровым технологиям, используемым в праве, показаны различные модели их освоения и применения на практике, а также проблемы совершенствования учебных программ в целях разумного сочетания в процессе обучения традиционным юридическим дисциплинам и новым предметам, призванным формировать у студентов базовые знания и навыки в области правовых технологий, бизнеса, анализа данных и безопасности, способность сотрудничать и применять знания в разных дисциплинах и др. Автор анализирует различные точки зрения российских и зарубежных исследователей на вызовы трансформации юридического образования в условиях цифровизации, на современный профиль юриста и элементы «дорожной карты» технологических инноваций, внедряемые в юридическое образование.
Материалы и методы. Методологическую основу исследования составили следующие общенаучные и специальные методы познания правовых явлений и процессов в сфере юриспруденции, цифрового права и организации обучения в высшем юридическом учебном учреждении: метод анализа; метод синтеза социально-правовых явлений; сравнительно-правовой метод; формально-логический метод; метод прогнозирования.
Результаты исследования. В результате проведенного анализа выявлено, что на государственном уровне необходимо разработать стратегию освоения цифровых технологий в юридических образовательных учреждениях; определить, каким дисциплинам сегодня должны обучаться будущие юристы, какие формы и способы освоения цифровых технологий должны иметь приоритет в ближайшем десятилетии. Обсуждение и заключение. Результаты исследования способствуют развитию формирующейся науки цифрового права и организации юридического образования в целях освоения в учебном процессе новых цифровых технологий, используемых в юридической деятельности.
УПРАВЛЕНИЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Введение. Законодательное регулирование внешнеторговых операций в США относится к ведению федеральных органов власти. Управление торгового представителя США (USTR) несет основную ответственность за разработку и координацию политики США в области международной торговли, сырьевых товаров и прямых инвестиций, а также за надзор за торговыми переговорами с другими странами. Приоритеты руководства деятельностью Управления со стороны демократической администрации Дж. Байдена раскрывают основную направленность международной экономической политики Соединенных Штатов на современном этапе.
Материалы и методы. При подготовке статьи применялся метод структурно-функционального, компаративного анализа, экспертный, статистический, формально-логический, системный методы, сравнительно-исторический подход комплексного междисциплинарного исследования эмпирических данных, что позволяет в современных условиях известного переосмысления подходов к оценке механизмов государственного управления внешнеторговой деятельностью ведущих стран мира, в частности, США, сформировать отвечающее требованиям времени видение наиболее оптимальных путей реализации такой формы регулирования внешнеэкономической политики.
Результаты исследования. Подход администрации Дж. Байдена к использованию Управления торгового представителя США в интересах реализации экспансионистских внешнеэкономических устремлений Соединенных Штатов свидетельствует об общем смещение акцента с открытия новых рынков на проведение «ориентированной на работников» торговой политики, основной целью которой является стремление использовать инструментарий международных торговых связей для сохранения доминирующего положения США в мировой политике и глобальной экономике. Изучение действующей в Соединённых Штатах системы государственного регулирования внешней торговли позволяет выявить основные приоритеты, цели и методы выстраивания внешнеэкономической активности страны в русле проводимой демократической администрацией Дж. Байдена международной политики, направленной на сохранение доминирующей роли США в рамках однополярного мира, ответить на вопрос, насколько эффективно такая система способна в действительности содействовать достижению целей официального Вашингтона в современном кардинально трансформирующемся миропорядке.
Обсуждение и заключение. Выявленные в работе методики государственного администрирования демократической администрацией Дж. Байдена торговой политики с использованием потенциала специального федерального органа разработки, координации, реализации и мониторинга всего комплекса внешнеэкономических связей страны – Управления торгового представителя США – раскрывают механизм функционирования системы государственного управления внешнеэкономической политикой Соединенных Штатов в рамках реализации стратегических целей Вашингтона на международной арене.
Введение. Масштабные задачи, вставшие перед государством в процессе строительства его демократических, правовых основ в соответствии с Конституцией Российской Федерации, потребовали законодательного установления и развития концептуальных основ системы государственной службы как инструмента реализации планов в сфере государственного строительства и повышения эффективности мер по противодействию коррупции. Основные принципы функционирования государственной службы были определены Концепцией реформирования системы государственной службы Российской Федерации (2001 г.)**. В их число впервые был включен принцип этичности поведения государственных служащих. Это определило значимость и актуальность задачи этизации государственной службы как одного из факторов противодействия коррупции, что должно было получить дальнейшее развитие в последующих правовых актах, регулирующих процессы функционирования государственной службы и найти отражение в ходе реализации принятых решений.
Материалы и методы. В целях исследования степени реализации мер, направленных на этизацию государственной службы, преодоление «дефицита нравственности» ее кадрового корпуса и формирование системы управления нравственными отношениями на государственной службе, проанализированы законодательные акты, регулирующие вопросы управления этическим аспектом функционирования государственной службы, соблюдения требований к служебному поведению государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих, профилактики и урегулирования конфликта интересов на государственной и муниципальной службе, профессионального развития государственных служащих. Методологическую основу исследования составили всеобщий метод познания - диалектика, общенаучные методы: анализ, синтез, дедукция и индукция, сравнительно-правовой, системный, формальнологический и иные методы.
Результаты исследования. Сравнительный анализ правовых нормативных актов, регулирующих нравственные аспекты функционирования государственной службы Российской Федерации в целом и созданных в государственных и муниципальных органах структур, обеспечивающих соблюдение требований к служебному поведению государственных служащих, урегулирование конфликта интересов и профилактику коррупционных и иных правонарушений, позволил установить, что паллиативный характер мер, должных обеспечить реализацию положений законодательства, во многом обесценивает их значимость, лишает их эффективности и негативно отражается как на уровне не снижающейся коррупции в стране, так и на степени доверия граждан к органам государственного и муниципального управления.
Обсуждение и заключение. Выявленный в процессе анализа ряда правовых актов паллиативный характер решения задач, содержащихся в законодательстве о государственной службе Российской Федерации, по-прежнему оставляет не решенными актуальные задачи реализации миссии государственной службы, нравственного оздоровления ее кадрового состава, что отрицательно сказывается на уровне доверия граждан к органам власти и степени эффективности противодействия коррупции в органах государственного управления, возвращая к проблеме ответственности за неисполнение принимаемых законодательных актов.
Введение. Целью настоящего исследования является анализ изменений в социально-ориентированной деятельности крупнейших российских компаний в 2019-2021гг. в условиях распространения COVID-19 с целью поиска ответа на вопрос о том, каким образом пандемия повлияла на реализацию российским бизнесом ESG-стратегий.
Материалы и методы. В качестве репрезентативных кейсов были выбраны такие компании, так Лукойл, Уралкалий, Роснефть, СИБУР, РЖД, Аэрофлот и ФосАгро, что было обусловлено лидерством данных компаний в Индексах Российского союза промышленников и предпринимателей за 2020г. «Ответственность и открытость» и «Вектор устойчивого развития». Ведущие позиции в этих рейтингах позволяют утверждать о высокой степени социальной ответственности данных представителей крупного бизнеса, что, в первую очередь, подразумевает стратегию взаимовыгодного развития компаний и среды, в которой они работают.
Результаты исследования. Проанализировав нефинансовые отчеты рассматриваемых компаний за несколько лет, авторы пришли к заключению, что даже до пандемии российские компании были больше сконцентрированы на решении социальных, а не экологических проблем. Сегодня, эта тенденция только укрепилась. С другой стороны, компании из разных отраслей по-разному следуют ESG-повестке, выбирая разные цели для реализации. Удивительно, но выяснилось, что финансовые потери от пандемии никак не отразились ни на объемах, ни на направлениях ESG-мероприятий. Обсуждение и заключение. Говоря о влиянии пандемии на приоритеты компаний, следует отметить, что в ресурсоориентированных компаниях приоритеты практически не изменились. Речь идет, скорее, об изменении в сторону повышения доли социальных целей. Особенно заметна эта тенденция в Ростнефти и Сибуре. А ненефтяные компании значительно сократили общий объем средств, выделяемый на финансирование целей устойчивого развития. Совсем по-другому выглядит ситуация в транспортных компаниях. Во всех рассмотренных случаях очевиден кардинальный поворот в сторону социальноориентированных программ.
ISSN 2587-5736 (Online)