Preview

Право и управление. XXI век

Расширенный поиск
Том 19, № 3 (2023)
Скачать выпуск PDF

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

3-14 315
Аннотация

Введение. Исследование посвящено изучению этических проблем и дилемм, которые привлекли внимание ученых и исследователей во всем мире в результате неэтичных действий многих известных предприятий во всем мире. Этика - это хорошо изученная, но мало понятная концепция. Глобализация только усложнила это понятия . Это исследование представляет собой попытку пересмотреть концепцию, особенно в деловом контексте, путем тщательного анализа различных уровней, оттенков и дилемм в понимании и восприятии этики в пространстве и времени : концепция, которая применима во всем мире, но варьируется на местном уровне. Целью исследования является оценка того почему, несмотря на акцент на этические стандарты в бизнесе, неэтичное поведение широко распространено.

Материалы и методы. В своем исследовании авторы изучили эволюцию проблемы с точки зрения философии и понятия этики в различных религиях, таких как индуизм, буддизм и религии западного мира , то как это понятие воспринимается, используется и преподносится в деловом мире.

Результаты исследования. В исследовании делается вывод о том, что трудности с восприятием этого явления заключаются в недальновидном взгляде на само понятие этики в бизнесе, а также делается упор на то, что это понятие рассматривается больше как внешний фактор, в то время как оно должно стать неотъемлемой частью бизнеса.

Обсуждение и заключение. Для того, чтобы этический бизнес был успешным, в статье делается вывод, что этический бизнес должен стать естественной чертой характера человека или организации через создание соответствующей среды, которая бы поддерживала и обучала этому , например ,через лидерство и была присуща всем аспектам жизни. Попытки, носящие поверхностный характер, предпринятые только лишь для демонстрации этического поведения или внедрения этического поведения посредством материальных стимулов, чаще всего бывают недолговечны и не имеют глубинного характера. Никакая этическая конструкция или система не способна существовать или продержаться , если этим вопросом занимаются урывками или изолированно. Этический бизнес должен стать все­объемлющим и затрагивать все аспекты бизнеса.

15-27 427
Аннотация

Введение. Сирийский конфликт остается одним из самых острых неурегу­лированных конфликтов современности. Препятствиями на пути урегулирования по-прежнему являются его интернационализация, активное вмешательство зарубежных государств в динамику конфликта и их военное присутствие на сирийской территории: в частности, США и Турции. Однако весна 2023 года ознаменовалась целым рядом политических событий на Ближнем Востоке, ко­торые позволяют по-новому посмотреть на перспективы сирийского мирного процесса. На фоне наращивания ударов Израиля по Сирии, серьезного усиления позиций Ирана и трансграничных угроз безопасности, распространяющихся с территории Сирии в условиях ухудшения социально-экономических показателей в Сирии из-за западных санкций, наметилась стойкая тенденция к пересмотру ведущими арабскими странами отношений с отвергнутым ими ранее президентом Б. Асадом и началу переговоров о «возвращении» Сирии в арабскую семью.  

Материалы и методы. В качестве материалов были использованы российские и зарубежные исследования по сирийскому мирному процессу, новостные источники мировых СМИ. Методологическую базу составили дискурс-анализ и сравнительный анализ подходов крупнейших региональных держав к вопросу разрешения сирийского конфликта.  

Результаты исследования. Принятие Сирии в Лигу арабских государств, открытие дипломатических представительств СА, Бахрейн, ОАЭ и Омана в Сирии позволяют сделать выводы о том, что мирный процесс сейчас находится в руках самого региона и заключается в переговорах между региональными странами, вовлеченными в конфликт, и сирийским правительством уже не по поводу политического устройства Сирии, а по условиям легитимизации властей Сирии.  

Обсуждение и заключение. При этом роль России в мирном процессе за­ключается в организации переговоров между Сирией и рядом наиболее авторитетных ближневосточных государств: Турцией и Ираном, с целью нахождения приемлемых условий для нормализации и вывода их войск с территории Сирии в обмен на гарантии их безопасности и соблюдения определенного баланса их интересов в Сирии и регионе Ближнего Востока в целом. Наличие совместных внешнеполитических интересов в других регионах у России с Турцией и Ираном, привели эти страны к отношениям взаимозависимости и дали Москве определенные рычаги влияния на них и в сирийском переговорном процессе, что делает ее влиятельным участником урегулирования конфликта.

ПРАВО В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

28-37 365
Аннотация

Введение. Временная защита является одной из форм международной защиты, которая призвана предоставить минимальный уровень защиты в ситуациях, связанных с «массовым притоком» вынужденных мигрантов. Конвенция о статусе беженцев 1951 г. не содержит положений, касающихся ситуаций, связанных с «массовым притоком». В рамках Организации Объединенных Наций (далее — ООН) начиная с 80-х гг. ХХ в. начали обращать внимание на ситуа­ции, связанные с «массовым притоком» (mass influx) или «массовым исходом» (mass exodus), в частности Исполнительный комитет Управления Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев (далее — УВКБ ООН) принял ряд заключений, касающихся данного вопроса. Однако все приня­тые на универсальном уровне международно-правовые акты носили рекоменда­тельный характер. На региональном европейском уровне в рамках Европейского союза (далее — ЕС) была принята Директива № 2001/55/ЕС о минимальных стандартах предоставления временной защиты в случаях массового притока перемещенных лиц и о мерах поддержания баланса в усилиях государств-членов в связи с приемом и последствиями такого приема 2001 г.1 В настоящей статье предпринята попытка раскрыть историю развития временной защиты, ее содержание и особенности применения в ЕС. Авторы также затрагивают причины различного применения временной защиты в государствах — членах ЕС.  

Материалы и методы. Методологическую основу исследования состави­ли следующие общенаучные и специальные методы познания правовых явле­ний и процессов: историко-правовой сравнительный метод; метод системно- структурного анализа; формально-логический метод.  

Результаты исследования. В результате проведенного анализа авторами установлено, что при предоставлении временной защиты применяется кол­лективный (групповой) подход рассмотрения ходатайств о предоставлении убежища, а не индивидуальный. Такой подход является промежуточным и не должен исключать возможность впоследствии ходатайствовать о предостав­лении статуса беженца. Кроме того, государства — члены ЕС на национальном уровне могут расширить действие Директивы о временной защите 2001 г. по кругу лиц, в пространстве и во времени.  

Обсуждение и заключение. Проанализирована история развития временной защиты, ее содержание и особенности применения в ЕС; обосновано, что решение о применении временной защиты является политически мотивиро­ванным решением. Сделан вывод, что несмотря на применение временной за­щиты в связи с событиями, происходящими на Украине, государства — члены ЕС все еще не могут согласовать общие меры с целью применения принципа солидарности и справедливого распределения ответственности, который закреплен в учредительных актах ЕС.

38-44 263
Аннотация

Введение. В обширной научной литературе о международно-правовых вопросах использования недр рассмотрено юридическое содержание этого понятия; его соотношение с геосистемами нашей планеты; подземный предел суеренитета, осуществляемого государством в отношении недр в пределах его территории; правовое положение морских недр, находящихся за пределами морской территории государства, но в пределах его континентального шельфа. На основе такого обширного материала в настоящей статье внимание привлекается к весьма специальной теме, имеющей огромное экономическое значение для России – прошлому, настоящему и будущему международно-правового механизма управления недрами дна Карского моря. Дополнительную актуальность этой теме придало резкое изменение в 2022 г. международно-правовой политики в Северном полярном регионе, спровоцированное семью западными государствами-членами Арктического совета.

Материалы и методы. В качестве материалов к исследованию использованы международно-правовые и национально-законодательные акты Российской империи, Советского Союза, Российской Федерации, применимые к оценке статуса дна Карского моря, а также доктринальные толкования таких документов, представленные в отечественной юридической науке. Методологическую основу исследования составили общенаучные и специально-правовые методы, в том числе сравнительно-правовой.

Результаты исследования. Если в период Российской империи на уровне государственного управления лишь оценивались международно-правовые возможности распространения властных функций российского государства на все дно Карского моря и его недра, то в период СССР, вплоть до «перестроечного» 1985 года, констатируется единообразная, без каких-либо исключений, доктринальная квалификация всего Карского моря (в том числе недр его дна) в качестве государственной морской территории Советского Союза. Вместе с тем, соответствующего законодательного акта принято не было. Но до 1985 года не принимались и такие нормативно-правовые акты, которые могли бы противоречить отмеченной доктринальной квалификации Карского моря и недр его дна как находящиеся под суверенитетом СССР и его исключительным государственным управлением. Такое доктринально ясное и законодательно не вполне определенное положение прекратилось с принятием в 1985 году Постановления Совета Министров СССР, согласно которому лишь малая часть недр дна Карского моря была юридически подчинена суверенитету Советского Союза; большая же часть таких недр, хотя и осталась под природоресурсным управлением страны (как ее континентальный шельф), но с присущими этому институту некоторыми правами иностранных государств.

Обсуждение и заключение. До сих пор ответные меры России на ужесточение так называемых «санкций» западных государств после государственного переворота в Киеве в 2014 г. лежали в плоскости международного экономического права. Привнесение в 2022 году в Арктический регион западными государствами внерегиональных разногласий с Россией освобождает ее от обыкновения уважать арктические самоограничения, принятые в 1985 году, в том числе в части прав на недра Карского моря. В этом контексте в статье, в рамках применимого международного права, обоснованы предложения по «ассиметричным» ответным мерам России, лежащим в области морского права.

45-52 238
Аннотация

Введение. В настоящей статье рассматривается проблема отсутствия специального законодательного регулирования института смарт-контрактов, выражающаяся, в том числе, в отсутствии в законе определения понятия смарт-контракта и распределенного реестра транзакций (блокчейна). Авторами предпринята попытка выявить наличие негативных эффектов на правовые отношения в связи с наличием законодательного пробела в регулировании данного института.

Материалы и методы. В рамках проведения исследования автором используются как общие, так и частнонаучные методы исследования. При исследовании вопроса зарождения института смарт-контрактов авторами используется исторический метод, а при рассмотрении вопроса о наличии пробела законодательного регулирования института смарт-контрактов в отечественном праве используется сравнительно-правовой метод научного познания.

Результаты исследования. Авторы приходят к выводу, что одной из основных проблем, существующих в настоящее время в сфере правового регулирования смарт-контрактов, является отсутствие специального регулирования данного института, а также отсутствие законодательного закрепления понятия смарт-контракта и распределенного реестра транзакций. Обозначенные проблемы создают препятствия для развития и применения института смарт-контрактов в гражданско-правовых отношениях.

Обсуждение и заключение. Исследование показало, что наиболее простым решением устранения регулятивного пробела института смарт-контрактов является законодательное закрепление понятия смарт-контракта и распределенного реестра транзакций в редакции, предложенной в проекте Закона о ЦФО, что сделает применение данного института более привлекательным для участников гражданских правоотношений и будет способствовать развитию указанного института.

53-63 244
Аннотация

Введение. В статье рассматриваются положительные и отрицательные стороны применения «принципа взаимного доверия» в рамках права Европейского союза. К положительным чертам применения «принципа взаимного доверия» можно отнести упрощение процедурных аспектов применения норм права, усиление взаимодействия государств-членов Европейского Союза, а также гармонизацию законодательства. Вместе с тем применение указанного принципа государствами-членами ЕС с низкими стандартами защиты прав человека приводит к их нарушению. Исследование автора показывает, что правоприменительная деятельность Европейского суда по правам человека, критикующая отрицательные стороны применения «принципа взаимного доверия» привела к его эволюции и усилению уровня защиты прав и свобод граждан в государствах-членах Европейского союза, а также усилила взаимодействие Суда ЕС и ЕСПЧ.

Материалы и методы. Методологическую основу исследования составили следующие общенаучные и специальные методы познания правовых явлений и процессов в сфере европейского права: метод-системно-структурного анализа, метод синтеза социальных явлений, сравнительно-правовой метод, формально-логический метод. Для отдельных вопросов к исследованию привлечены статистические данные. Для выявления дальнейших векторов развития взаимодействия указанных выше судебных органов используется контент-анализ.

Результаты исследования. По итогам исследования автор приходит к заключению, что эволюция во взаимодействии двух судебных органов в сфере защиты прав и свобод мигрантов, переосмысление принципа взаимного доверия вызваны в значительной степени возобновлением переговоров по присоединению Европейского союза к Европейской Конвенции о защите прав и свобод человека 1950 года и глубоким осознанием высокой значимости такого присоединения для развития института защиты прав и основных свобод человека в Европе.

Обсуждение и заключение. Принцип взаимного доверия все еще является ключевой точкой в построении доверительных отношений между Судом Европейского союза и Европейским судом по правам человека. В настоящее время указанные судебные органы достигли высочайшего уровня конвергенции, которая проявляется в большей степени при анализе правоприменительной практики.

УПРАВЛЕНИЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

64-76 332
Аннотация

Введение. Интерес к странам Юго-Восточной Азии многократно усилился в последнее время в связи с санкциями. Ряд экспертов высказывали опасения, что повестка ESG в России станет менее актуальной, а практики в области устойчивого развития будут менее востребованы. Однако эти опасения не подтвердились, так как в странах Азии «зеленая» повестка находится на высоком уровне. Для российского бизнеса важно понимать процессы, которые протекают в странах этого региона. В качестве объекта исследования выбрана Индонезия как самая крупная экономика и самый крупный эмитент парниковых газов в данном регионе. В стране принята цель достижения углеродной нейтральности к 2060 г. Индонезия проводит декарбонизацию из-за негативных последствий глобального потепления на климат и природу данного государства, а также в связи с давлением международного сообщества.

Материалы и методы. В работе проведен анализ статистической информации, оценок научных групп и организаций, докладов министерств. Применялись методы анализа и синтеза, обобщения и сравнения, индукции и пр.

Результаты. В результате проведенного анализа выявлено, что в стране в интересах реализации повестки в области устойчивого развития и ESG принята «Долгосрочная стратегия по низкоуглеродному развитию и климатической устойчивости до 2050 года», политика в области энергетики, Закон о лесном хозяйстве, направленный на сохранение лесов и пр. нормативные акты. В государственном и корпоративном управлении активно используются технологические и организационно-управленческие методы декарбонизации. Основной упор сделан на реструктуризацию энергетики (сокращение в энергобалансе доли энергии, производимой на ТЭЦ, и повышение доли ВИЭ); борьбу с вырубкой лесов; развитие системы субсидирования покупки электромобилей; принятие «зелёной таксономии»; вовлечение МСБ в зеленые виды деятельности в рамках цепочек поставок крупных компаний и пр.

Обсуждение и заключение. В работе обосновано, что правительство Индонезии основную роль в снижении выбросов отводит борьбе с вырубкой лесов. Цели и действия по переводу энергетики на ВИЭ конфликтуют с задачами угольной отрасли. Необходимо согласование целеполагания на разных уровнях государственного управления, между разными министерствами, а также с бизнесом. Сделан вывод о перспективных инструментах снижения выбросов СО2 с точки зрения применения в России.

77-88 348
Аннотация

Введение. В статье рассматриваются законодательные основы в сфере информационной и кибербезопасности в России и Европейском Союзе, а также актуальные изменения. Изучаются изменения в законодательстве РФ после принятия 30 декабря 2021 г. № 441-ФЗ «О внесении изменений в статью 15.3 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и статьи 3 и 5 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также Конвен- ция 108 Совета Европы «О защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных» (T-PD) 1981 года , Протокол о внесении поправок в Конвенцию о защите физических лиц в отношении обработки персональных данных, принятый Комитетом министров на его 128-й сессии в Эльсиноре 18 мая 2018 года. (Конвенция 108+), Руководящие принципы по защите физических лиц в отношении обработки персональных данных политическими кампаниями и для них 2021 года.

Материалы и методы. Материалы исследования составили Федеральный закон от 30.12.2021 N 441-ФЗ «О внесении изменений в статью 15.3 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и статьи 3 и 5 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», ФЗ от 27.07.2006 N 152 «О персональных данных», ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации» от 28.12.2012 N 272, Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.06.2002 N 67-ФЗ, 108 Конвенции Совета Европы «О защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных» (T-PD), Конвенция 108+ и Руководящие принципы по защите физических лиц в отношении обработки персональных данных политическими кампаниями и для них 2021 года. Методологическую основу исследования составили следующие общенаучные и специальные методы познания правовых явлений и процессов в сфере защиты персональных данных: метод системно-структурного анализа; метод синтеза социально-правовых явлений; сравнительно-правовой метод; формально-логический метод.

Результаты исследования. Российская Федерация реализует многие положения Руководящих принципов по защите физических лиц в отношении обработки персональных данных. Однако есть те предложения, которые не нашли отражение в российских законах. Кроме того, Руководящие принципы по защите физических лиц в отношении обработки персональных данных фактически разрешают организациям передавать данные социальным сетям для рекламы, что в России может быть расценено как нарушение законодательства.

Обсуждение и заключение. В настоящий момент сохраняется неопределенность в связи с сотрудничеством России и стран Европы и выходом России из Совета Европы, ЕСПЧ и СПЧ. В скором времени Россия определит перечень европейских конвенций, которые больше не отвечают ее национальным интересам, и денонсирует их. В случае, если Конвенция 108 не попадет в этот перечень, то Россия сможет оставаться участницей Конвенции, а следовательно, и связанных документов. Но все же даже в случае денонсирования рассматриваемой Конвенции и связанных с ней документов некоторые ее позитивные практики могут быть адаптированы российскими законодателями и в немного измененном виде отображены в российских ФЗ.

89-97 225
Аннотация

Введение. Для управления сложными системами градостроительства важное теоретическое и практическое значение имеют задачи выбора альтернатив и поиска эффективных решений в условиях риска и неопределенности при взаимодействии множества экзогенных и эндогенных факторов. Особое место в принятии решений занимает интегрированный подход, позволяющий на базе моделей искусственного интеллекта, экспертного оценивания, аналитических и расчетных моделей, методов моделирования и целого ряда других моделей и методов успешно применять различные подходы к поддержке принятия решений, обеспечивать более глубокий и всесторонний учет различных факторов, их взаимосвязь, действовать в условиях слабоструктурированной или неструктурированной информации об объекте управления. В этой связи актуальна проблема создания интегрированных интеллектуальных систем поддержки принятия решений, которые основываются на теории и принципах гибридных систем искусственного интеллекта, методах математического моделирования, системном анализе, синтезе управляющих действий и т.д.

Целью данной статьи является уточнение концептуальных основ технологии информационного моделирования в градостроительной деятельности.

Материалы и методы. Для достижения поставленной цели в статье использовались методы анализа проблемы, синтеза, научных подходов к решению заявленной проблемы, классификации гибридных моделей, используемых в информационном моделировании в градостроительной деятельности. Материалами статьи стали работы ученых по заявленной проблематике.

Результаты исследования. В статье указано на то, что возможности моделирования в градостроительной деятельности связаны с разработкой гибридных моделей, каковыми являются модели, при построении которых используются различные методы. Автором определено, что гибридная интеллектуальная система – это совокупность: аналитических моделей, экспертных систем, искусственных нейронных сетей, нечетких систем, генетических алгоритмов, имитационных статистических моделей.

Главная задача при разработке гибридных систем состоит в том, чтобы наилучшим образом сочетать разные формы представления и методы обработки знаний в процессе принятия решений в области градостроительной деятельности.

Обсуждение и заключение. В статье обоснована важность внедрения гибридных моделей для исследования функционирования и прогнозирования развития городской инфраструктуры. Рассмотрены подходы к созданию интеллектуальных информационных систем поддержки принятия решений в градостроительстве, основанные на сочетании аналитических методов и моделей, таких как имитационное моделирование, расчетные вычисления, оптимизационные расчеты с моделями мягких вычислений, такими как нечеткие системы, нейронные сети, генетические решения сложных слабо структурированных или неструктурированных задач. Создание таких систем позволит повысить уровень принятия управленческих решений в градостроительстве, лучше выполнять оценивание качества проводимой жилищной политики.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-8420 (Print)
ISSN 2587-5736 (Online)