Preview

Право и управление. XXI век

Расширенный поиск
Том 21, № 1 (2025)
Скачать выпуск PDF

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

3-13 86
Аннотация

Введение. В статье рассматривается понимание образа будущего России в качестве ключевого элемента политической, экономической и правовой системы государства и основной мировоззренческой ориентации государственного строительства, который определяет смысловое наполнение национального и международного вектора развития. В условиях современных вызовов эпохи глобализации и неизбежной трансформации мирового порядка, образ будущего необходим для сохранения национальной идентичности и обеспечения безопасного и эффективного функционирования всех сфер жизни общества, включая институты власти. Видение общего будущего исторически трансформировалось, но его современное понимание свидетельствует о частичной дезориентации и разрозненности российского общества, что представляет потенциальную угрозу полиэтническому и мультикультурному единству государства, традиционным ценностям и русскому образу жизни. Какой дорогой пойдут новые поколения России в XXI в. зависит от образа будущего, ответственность за выбор которого лежит на плечах нынешнего руководства страны.
Материалы и методы. Методологическую основу исследования составили следующие общенаучные и специальные методы: метод системного анализа; аналитический метод; институциональный метод; исторический метод; цивилизационный и идентитарный подходы, а также статистические методы научных исследований.
Результаты исследования. Авторы проанализировали специфику понимания образа будущего России и исторической эволюции его видения в Российской Империи, СССР и современной Российской Федерации. Раскрыты основные элементы формирования видения образа будущего, их взаимосвязь, эволюция и проблематика реализации такой политики на государственном уровне в современной России. Полученные результаты позволяют сделать вывод о системном кризисе идеологической ориентации в политической сфере, которая подрывает самостоятельность, целостность и идентичность Российской Федерации и всего постсоветского пространства. При этом обосновывается, что формирование собственного образа будущего России должно быть естественным продолжением национальной идентичности, учитывая историческое наследие и культурный код «русского мира».
Обсуждение и заключение. Системный кризис образа будущего России вызван крахом политики Коммунистической Партии Советского Союза и провалом либерального проекта новой России, который так и не смог сформулировать и обосновать свои цели. В контексте постепенно нарастающего разочарования в западной модели либеральной демократии в международных отношениях, вопрос поиска собственного пути снова стал актуален. Общее видение будущего является наиболее эффективным средством постановки долгосрочных целей и задач, а также эксклюзивных методов их достижения, обеспечивая моральнонравственную и политическую стабильность, самостоятельность и самобытность государства. При этом национальная идентичность является одним из ключевых факторов конкурентоспособности нации и фундаментальной составляющей образа будущего в эпоху глобализации.

14-21 79
Аннотация

Введение. Достаточно очевидным представляется тот факт, что построение многополярного мира на сегодняшний день является единственной возможностью создания справедливого мироустройства, которая позволит преодолеть кризис современных моделей и способов развития, а также даст новый мощный импульс к эффективной и гарантированной реализации национальных интересов российского государства. Однако если влияние перехода к многополярному мироустройству на политические, финансово-экономические, социокультурные и иные процессы достаточно активно исследуется и оценивается, то характер и степень воздействия данного процесса на правовую систему России остается за рамками широкой и глубокой дискуссии ученых-юристов, что обедняет современную юридическую доктрину.
Материалы и методы. При подготовке данной работы использовались как общенаучные, так и частноправовые методы, среди которых наиболее активно применялись диалектический, логический, формально-юридический, метод правового моделирования и др. Особое внимание уделялось системно-структурному подходу, который позволил интегрировать динамику трансформации различных правовых институтов в рамках одного «общего знаменателя» - правовой системы России.
Результаты исследования. В работе обосновывается авторская позиция, согласно которой становление многополярного мира выступает ключевым фактором трансформации правовой системы России, во многом определяющим вектор правового развития государства. Аргументируется точка зрения, согласно которой не глобализационные процессы как таковые, а именно переход к многополярному миру многократно актуализирует значимость исследования цивилизационно-культурной самобытности российской правовой системы, коренным образом меняя методологические подходы к ее изучению.
Обсуждение и заключение. Выделяются ключевые векторы воздействия перехода к многополярному мироустройству на российскую правовую систему. Подчеркивается, что российская правовая система переживает как сущностно-содержательное, так и формально-видовое изменение, связанное с необходимостью оперативного реагирования на новые реалии, возникающие в вязи титаническими усилиями, которые прикладывает государство для построения многополярного мира и защиты своих национальных интересов.

ПРАВО В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

22-30 48
Аннотация

Введение. В статье анализируются проблемы, связанные с сотрудничеством в правотворческой сфере государственных и общественных структур. Между тем предметом исследования выступают органы публичной власти и институты гражданского общества как субъекты не только правосотворческого процесса, но и формирования и осуществления правовой политики. В силу этого в статье рассматриваются понятия правовой политики и правового сотворчества государства и общества, их взаимосвязи между собой.
Материалы и методы. С помощью исторического, сравнительно-правового и формально-юридического методов выявлены достоинства и недостатки установления механизмов взаимодействия государственных и общественных структур в таких доктринальных политико-правовых актах, как Концепции правовой политики республик Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан и Беларусь.
Результаты исследования. В процессе исследования учитывалось то, что в наиболее концентрированной форме правовая политика вышеназванных стран проявляется в принятых ими Концепциях подобной политики, в которых находят свое выражение и различные аспекты участия институтов гражданского общества в управлении государственными делами (прежде всего в сфере правотворчества). В результате проведенного анализа выявлено, что, несмотря на разный уровень, их во многом объединяет следующее: в данных доктринальных документах, политико-правовых актах в большей степени лишь декларируется необходимость участия граждан в управлении государством, на самом деле все ограничивается поддержкой и контролем, а полноценного взаимодействия пока нет. Это же касается и России, ибо в целом результаты анализа нашей нормативно-правовой базы позволяют сделать вывод, что регламентация коммуникации осуществляется по двум самостоятельным направлениям, при этом с преобладанием процессов воздействия со стороны органов власти на гражданское общество, а не взаимодействия.
Обсуждение и заключение. Доказывается, что в современных условиях становления многополярного мира государство и институты гражданского общества в вышеназванных странах и России, чтобы действовать как единый организм и быть эффективными, должны в максимальной степени сотрудничать. Специфической же формой сотрудничества выступает правовое сотворчество обозначенных структур. Поэтому обосновывается актуальная востребованность в специальном детальном и системном правовом упорядочении этих вопросов, что позволит гражданам и их объединениям более активно и заинтересованно участвовать в управлении общими делами.

31-39 52
Аннотация

Введение. Идеологическое противостояние России с «коллективным Западом» и «поворот на Восток» предполагают не только укрепление традиционных ценностей собственной правовой системы, но и сравнительное изучение устойчивого многообразия права стран Востока. Это актуализирует не только проведение специальных исследований отдельных юрисдикций, но и рефлексию о самом предмете познания через призму многополярного мира.
Материалы и методы. Указанная проблема предполагает обращение к актуальной отечественной и зарубежной научной литературе по методологии синхронного и диахронного сравнения, а также ее критический анализ с помощью инструментария интеллектуальной и глобальной истории.
Результаты исследования. Основным предметом изучения устойчивого правового многообразия «незападных» правовых систем, по мнению автора, должны стать не право, правовая культура или цивилизация, а традиция в смысле аналитической модели из следующих компонентов: 1) носители традиции, 2) формы права, основы его понимания, толкования, применения, 3) характерные институты по важнейшим сферам правового регулирования.
Обсуждение и заключение. Указанная модель правовой традиции делает возможным диахронное сравнение зарубежного права, объяснение и классификацию его разнообразия с опорой на идеальные исторические типы права. Это открывает перспективу более тесного взаимодействия всеобщей истории права и сравнительного правоведения.

40-48 95
Аннотация

Введение. Развитие международного экономического сотрудничества обусловило взрывной рост международной торговли, что, в свою очередь, привело к циркуляции товаров различных производителей по всему миру, а также необходимости государств осуществлять регулирование оборота и ввоза указанных товаров с целью защиты интересов участников торговли.
Статья посвящена анализу правового регулирования параллельного импорта в условиях односторонних ограничительных мер (так называемые «экономические санкции»). Кроме того, в ней проведен сравнительный анализ отдельных аспектов правового регулирования исследуемой темы в законодательстве России и США, а также в праве ВТО и примеры из судебной практики. Кроме того, вопрос легальности параллельного импорта также обуславливается продолжительными дискуссиями относительно выбора оптимального принципа исчерпания исключительного права на товарный знак на территории Евразийского экономического союза
Материалы и методы. В ходе написания работы применялись такие методы научного познания, как анализ, синтез, обобщение, аналогия, прогнозирование. В качестве материалов исследования были использованы зарубежные и российские научные статьи, судебная практика России и США.
Результаты исследования. Опыт других стран подсказывает, что легализация «параллельного импорта» всех без исключения товаров не является чем-то невозможным. В этих условиях необходима объективная оценка экономической целесообразности легализации параллельного импорта в России.
Вместе с тем определение в международно-правовых документах понятия «параллельный импорт» послужит нормативному пониманию его правой природы и позволит разграничить его с такой категорией как «серый импорт», а также обеспечит единообразный подход к пониманию его особенностей и, как следствие, предотвратит его слияние с иными формами импорта. 
Авторы подчеркивают необходимость закрепления понятия «параллельный импорт» на международно-правовом уровне для предотвращения его смешения с «серым импортом» и обеспечения единообразия в правовом регулировании.
Обсуждение и заключение. Исследование показало, что в современных условиях жесточайшей конкуренции государств в мировой экономической системе, с помощью односторонних ограничительных мер (так называемые экономические «санкции»), вышедших на уровень применения исчерпания исключительных прав на товарный знак под терминологией «параллельного импорта», требует закрепления на международно-правовом уровне этих понятий. Ключевую роль в этом может сыграть судебная практика государств и доктринальные исследования ученых.

49-57 79
Аннотация

Введение. Антарктика, являясь уникальным и богатым ресурсами регионом, привлекает внимание многих государств. Китай не является исключением. Его роль в развитии международного сотрудничества в Антарктике значительно возросла с тех пор, как он ратифицировал Договор об Антарктике в 1983 году. В статье рассматривается роль Китая в развитии международного сотрудничества в Антарктике. Целью исследования является изучение роли Китая в развитии международного сотрудничества в Антарктике, отношений Китая с другими антарктическими государствами, действий, предпринимаемых КНР на территории Антарктики.
Материалы и методы. Методологию исследования составляет изучение и анализ текстов международных договоров, научных публикаций, статистических данных. В ходе работы над публикацией применялась совокупность общенаучных, формально-логических методов (включая методы познания, описания, анализа, индукции, дедукции, сравнения, аналогии, систематизации, моделирования) и специальных методов (формально-юридический, исторический, сравнительно-правовой, структурно-юридический методы; метод контентанализа и др.).  
Результаты исследования. В результате проведенного исследования было выявлено, что Китай активно занимается укреплением своих позиций в регионе, строит новые станции, занимается добычей ресурсов. Тем не менее некоторые действия Китая вызывают обеспокоенность у других государств, так как Китай рассматривается как потенциальная угроза. Более того, отсутствие у Китая четкой антарктической политики может спровоцировать конфликты с другими государствами. Результаты исследования могут быть полезны для правительств, международных организаций и исследовательских институтов, занимающихся вопросами международного права.
Обсуждение и заключение. Поскольку присутствие Китая продолжает расширяться, его действия, вероятно, будут определять будущее международных отношений в регионе. Тем не менее сейчас роль Китая в принятии важных решений в Антарктике не настолько значительна, как роль таких государств, как, например, Австралия и Великобритания. Китаю необходимо активно участвовать в диалоге с другими государствами, что позволит избежать напряженности и способствовать устойчивому развитию региона.

58-70 59
Аннотация

Введение. Обеспечение права на миграцию и создание достойных условий труда для трудящихся-мигрантов – залог повышения уровня благосостояния граждан государств-членов ЕАЭС. При этом следует учитывать, что лишь законодательное оформление единого рынка труда без упрощения технической стороны его функционирования не сможет коренным образом повлиять на рост благосостояния населения. Кроме того, сближение мер регулирования социально-экономического положения трудящихся-мигрантов на пространстве ЕАЭС не может рассматриваться в качестве самоцели любой ценой обеспечить единый, унифицированный режим, но должно учитывать российские национальные интересы. В условиях нарастания внешних рисков, связанных, в том числе, с санкционным давлением, на пространстве ЕАЭС более эффективна и, главное, реализуема будет политика «малых шагов», которые глубоко не вторгаются в зону национального суверенитета. В статье рассматриваются такие вопросы, как правовые основы создания общего рынка труда ЕАЭС, дается анализ национального законодательства государств-членов ЕАЭС по таким вопросам, как правовое регулирование допуска трудящихся на рынки государств-членов ЕАЭС, включая доступ к услугам в сфере образования, медицинского и пенсионного обеспечения.
Материалы и методы. В основе исследования лежат общенаучные методы познания. В числе используемых авторами частнонаучных методов следует выделить методы правового моделирования, сравнительного анализа и ряд других.
Результаты исследования. В результате проведённого анализа правового регулирования трудовой миграции на интеграционном и на национальном уровнях авторы формулируют некоторые выводы касательно интеграционного сотрудничества государств-членов Евразийского экономического союза в указанных сферах. В статье отмечаются как достижения евразийской интеграции по вопросам социального обеспечения трудящихся, так и проблемы формирования единого рынка труда ЕАЭС. В то же время, несмотря на существующую разницу в уровнях и видах услуг, предоставляемых мигрантам в сфере доступа на рынки труда, медицины, образования и пенсионного обеспечения, национальные правовые акты всех государств-членов соответствуют положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, наделяющим трудящихся соответствующими правами.
Обсуждение и заключение. Несмотря на существующую разницу в уровнях и видах услуг, предоставляемых мигрантам в сфере доступа на рынки труда, медицины, образования и пенсионного обеспечения, национальные правовые акты всех государств-членов соответствуют положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, наделяющим трудящихся соответствующими правами. В завершающем разделе даны предложения по укреплению и совершенствованию общего рынка труда ЕАЭС.

71-81 53
Аннотация

Введение. В статье приводятся результаты исследования системы источников правового регулирования международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства в Государстве Япония с учетом его полисистемного характера. Автор на основе оценки современного состояния правовой базы международного сотрудничества Японии в сфере уголовного судопроизводства рассматривает особенности правового регулирования его основных направлений: выдачи лиц для осуществления уголовного преследования или исполнения приговора, взаимной правовой помощи по уголовным делам, передачи уголовного преследования (уголовного судопроизводства), исполнения решений и приговоров иностранных судов, а также сотрудничества с органами международного уголовного правосудия и судебного сотрудничества с ними.
Материалы и методы. При проведении исследования автором использованы основные общенаучные и специальные методы: синтез, анализ, индукция, дедукция, диалектический, формально-юридический, системно-структурный, сравнительно-правовой методы, а также экстраполяция и аналогия.
Результаты исследования. Автор приходит к выводу, в соответствии с которым правовое регулирование международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства с достаточной полнотой и детализацией охватывает его основные направления. При этом для международно-правовой составляющей характерна, с одной стороны, минимизация формирования двустороннего договорного уровня правового регулирования, что, по мнению автора, может быть объяснено традиционным стремлением Японии к максимальной защите государственного суверенитета и национальных интересов от возможного вмешательства иностранных государств. С другой стороны, Япония участвует в большом числе многосторонних международных договоров о борьбе с отдельными видами преступлений, что позволяет обеспечить широкомасштабное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства. Подписывая и ратифицируя эти договоры, Япония не делала каких-либо заявлений и оговорок, ограничивающих использование их основных положений в качестве международно-правовых оснований для межгосударственного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства. Само национальное японское законодательство может быть признано вполне достаточным: оно в должной мере регламентирует деятельность компетентных органов страны в этой сфере.
Обсуждение и заключение. В качестве заключения автор предлагает подход, в соответствии с которым в условиях отсутствия двусторонних международных договоров о сотрудничестве по отдельным направлениям международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства, российско-японское сотрудничество может осуществляться на основании соответствующих многосторонних международных договоров Российской Федерации, в которых участвует и Япония, самоисполнимые нормы которых содержат обязательства сторон о выдаче лиц, обвиняемых в совершении конвенционных преступлений, о взаимной правовой помощи по делам о таких преступлениях и других направлениях этой деятельности, не осложненными оговорками и заявлениями Японии к таким договорам либо дискреционными нормами об основаниях сотрудничества, закрепленными в таких договорах. При этом особенности японского внутригосударственного правового регулирования, представленного в данной статье, безусловно, должны учитываться запрашивающей стороной.

82-88 50
Аннотация

Введение. В статье анализируются правовые пределы ограничения прав и свобод человека в странах Латинской Америки. Соответственно, в статье рассматриваются положения международно-правовых актов и положения некоторых национальных конституций об ограничениях, которые дают указания на то, когда и при каких условиях права могут быть ограничены. Также авторы статьи исследуют практику Межамериканского суда по правам человека по вопросам конституционных ограничений избирательного права.
Материалы и методы. Источниками исследования послужили Всеобщая Декларация прав человека 1948 г., Американская Конвенция о правах человека, также рассмотрены положения Конституций Мексики, Аргентины, Боливии и Чили, а также была проанализирована практика Межамериканского суда по правам человека по вопросу ограничения избирательных прав.
Исследование базируется на использовании методов – формально-юридического, логического, исторического, сравнительно-правового и системного анализа. Использование формально-юридического метода помогает выявить смысл международно-правовых документах, заключенных в различные периоды и направленных на установление прав и свобод человека. Логический метод поспособствовал пониманию необходимости стран в Латинской Америке сотрудничать друг с другом в различных сферах. Исторический метод исследования способствует установлению взаимосвязи исторической перспективы и процессов современного развития. Применение историко-системного метода позволяет определять и исследовать отдельные категории до их юридического закрепления в нормативно-правовых актах. Сравнительно-правовой метод может быть использован в целях изучения появления, наполнения и законодательного закрепления отдельных категорий прав и свобод человека и гражданина. Основу системного подхода составляет изучение объекта и предмета как совокупности взаимосвязанных составляющих.
Результаты исследования. Отличительной чертой деятельности органов межамериканской системы защиты прав человека по рассмотрению жалоб, выделяющей последнюю среди других аналогичных региональных систем, является постепенное становление в прецедентной практике Комиссии и Суда концепции о двойственной природе политических прав. Указанная концепция предполагает, что политические права, в том числе права избирательные, необходимо рассматривать с точки зрения двух аспектов: индивидуального и коллективного. «Индивидуальный аспект» выявляет необходимость реализации избирательных прав одного конкретного индивида и недопустимость их нарушения, в то время как «коллективный аспект» подразумевает, что нарушения избирательных прав в отношении одного индивида представляют опасность для всего общества.
Обсуждение и заключение. Настоящая работа посвящена исследованию межамериканской системы в области защиты прав и свобод человека и гражданина в Латинской Америке. В качестве объекта исследования выступают правоотношения, осуществляемые в странах Латинской Америки как одного из ключевых регионов в современном мире.

89-98 59
Аннотация

Введение. В статье приводится исследование международно-правовых аспектов иммунитета высших должностных лиц государства от уголовной юрисдикции МУС в свете недавнего политически ангажированного решения Суда от 24 октября 2024 г. о несоблюдении Монголией обязанности по сотрудничеству с МУС путем неисполнения запроса об аресте и передаче президента Российской Федерации. Автор оценивает выводы МУС на предмет их соответствия нормам обычного международного права, отраженным в представленном КМП в июне 2022 г. проекте статей об иммунитете должностных лиц государства от иностранной уголовной юрисдикции, а также положениям Части 9 Римского статута.
Материалы и методы. При проведении исследования автор использовал следующие общенаучные и специальные методы: синтез, анализ, индукция, дедукция, диалектический, формально-юридический, системно-структурный, сравнительно-правовой методы, экстраполяция и аналогия.
Результаты исследования. Автор приходит к выводу о порочности позиции МУС о том, что Монголия по запросу МУС была обязана арестовать главу государства, не участвующего в Римском статуте. Подход Суда противоречит как нормам обычного международного права, в соответствии с которыми глава государства обладает иммунитетом ratione personae от любой иностранной уголовной юрисдикции, так и положениями ст. 98 (1) Римского статута, которая запрещает Суду обращаться к государствам-участникам Статута с запросом об аресте и передаче наделенного иммунитетом должностного лица государства, не участвующего в Статуте, предварительно не заручившись поддержкой данного третьего государства в вопросе снятия иммунитета. Более того, изобилующее ссылками на интересы человечества решение обнажает отсутствие у МУС фактических и юридических полномочий по принуждению государств к исполнению ultra vires запроса об аресте и передаче, выданного в отношении главы государства, не участвующего в Римском статуте.
Обсуждение и заключение. В качестве заключения автор предлагает подход, в соответствии с которым возможность выдачи и исполнения запроса об аресте и передаче главы государства, не участвующего в Римском статуте, зависит от участия Совета Безопасности ООН в передаче ситуации на рассмотрение МУС. Данный подход в полной мере согласуется с заключением Международно-правового совета при МИД России «Проблемы правомерности деятельности Международного уголовного суда».

99-110 53
Аннотация

Введение. В настоящем исследовании проанализированы правовые основы участия адвоката в урегулировании споров о детях, сформированные в рамках таких глобальных международных организаций, как Организация Объединенных Наций и Гаагская конференция по международному частному праву (ГКМЧП). Автор отмечает, что каждая из международных организаций вносит свой дифференцированный вклад в развитие релевантного правового регулирования.
Материалы и методы. В ходе написания работы применялись приемы научного познания: анализ, синтез, абстрагирование, обобщения, аналогии и другие. Методологическую основу исследования составили общенаучные и специально-юридические методы: системно-структурный, метод догматического анализа, метод толкования правовых норм, метод юридико-технического конструирования, сравнительно-правовой, формально-юридический, логический и др.
Результаты исследования. Анализ международных договоров выявил разноплановость подходов к формированию правовых основ участия адвоката в урегулировании споров о детях. Так, ООН в своей деятельности фокусируется на общих вопросах обеспечения защиты прав человека, включая отдельные категории лиц (например, детей), а также на создании международной институциональной структуры, обеспечивающей всеобщий надзор за их соблюдением. Между тем процессуальные основы участия адвоката на уровне международного права применительно к спорам о детях закладываются в рамках международных договоров ГКМЧП.
Обсуждение и заключение. Исследование показало, что имплементация норм международных договоров ГКМЧП и документов ООН на наднациональном и национальном уровнях позволяет гармонизировать практику вовлечения адвокатов в урегулирование гражданских, торговых и семейных споров, включая споры о детях.

111-123 73
Аннотация

Введение. В условиях повышения состязательности государств в отстаивании своих международно-правовых позиций представляется важным выявить используемый американцами механизм международно-правовой легитимации своих вооружённых вторжений в XXI в., в частности на примере интервенции США и других стран НАТО в Ливию в 2011 г. Такая исследовательская работа необходима для превращения международно-правового сопровождения Россией специальной военной операции на Украине (СВО) в полноценную международно-правовую политику РФ, направленную на отмену решения о квалификации СВО Генеральной Ассамблеей ООН в качестве «агрессии» и на достижение изменений в доминирующем пока прозападном международном правосознании.
Материалы и методы. Теоретическую и эмпирическую базу исследования составляют международно-правовые документы (прежде всего Совета Безопасности ООН, Генеральной Ассамблеи ООН, Совета по правам человека, региональных межправительственных организаций, практика Международного Суда ООН), нормативно-правовые акты и документы ненормативного характера США, документы различных неправительственных организаций, зарубежная и отечественная международно-правовая литература, материалы СМИ. На основе интегративного подхода к научному юридическому исследованию при написании статьи были применены, в частности, герменевтический, формально-юридический, формально-логический, структурнофункциональный и системный методы, а также методы анализа и синтеза, юридического толкования, правового и графического моделирования.
Результаты исследования. Автор выявила предложенные США международно-правовые оценки фактов и использованные ими международно-правовые доводы в пользу легитимности вооружённого вторжения в Ливию, выдвинув их собственную интерпретацию в качестве элементов механизма международно-правовой легитимации американских военных действий за рубежом, а также представив их авторскую систематизацию в виде структурнофункциональных схем в сочетании с хронологическим и целевым признаками, наглядно отражённых на графической модели.
Обсуждение и заключение. Тщательное изучение международно-правового механизма, вырабатываемого американцами для легитимации своих военных действий за рубежом, может помочь своевременно узнавать его элементы, прогнозировать дальнейшие потенциальные международно-правовые манёвры Вашингтона и выработать эффективные способы реагирования на них. Опыт США в области разработки и использования различных техник международно-правовой аргументации в целях легитимации своей международно-правовой позиции следует учитывать при выстраивании международно-правовой политики РФ в отношении применения силы за рубежом, в том числе при совершенствовании международно-правового сопровождения СВО России на Украине.

124-131 59
Аннотация

Введение. Работа является продолжением научного исследования темы антикоррупционного противодействия государства, реализации антикоррупционной государственной политики в современных условиях, определения приоритетных направлений развития антикоррупционного законодательства. Статья посвящена рассмотрению правовых позиций относительно применения сроков исковой давности, используемых судами Российской Федерации при рассмотрении антикоррупционных исков.
Материалы и методы. Методологическую основу работы составляет комплекс научных методов, который позволяет достичь искомые теоретикопрактические результаты в процессе исследования места и роли института исковой давности, применяемого в публичных правоотношениях: исторический анализ, диалектический, системно-структурный, сравнительно-правовой, философский, формально-логический метод, метод дедукции и другие. Однако используемые в работе методы не исключают возможности в отдельных случаях простого изложения фактов с целью придания соответствующей аргументации необходимой доказательственной силы.
Результаты исследования. Правила об исковой давности не могут быть применимы к вопросам об ответственности за совершение коррупционного правонарушения, поскольку при их разрешении объектом защиты соответствующего нормативного регулирования выступает не частное, а публичное право.
Осознание коррупционером наличия возможности использования процессуальных сроков придаст его злоупотреблениям смысл и перспективу, поскольку после истечения давностных сроков нелегальные активы не могут быть обращены в доход государства в судебном порядке, они продолжат составлять благосостояние чиновника и вовлекаться им в гражданский оборот, а виновные в коррупции должностные лица не только не понесут ответственности за свои антиобщественные деяния, но и могут получить незаслуженные преференции, что, в свою очередь, существенно затрудняет функционирование экономических процессов, подрывает принципы законности и справедливости в общественном сознании.
Обсуждение и заключение. Исследование показало, что институт исковой давности не применим к антикоррупционным искам, при возложении ответственности за совершение коррупционных правонарушений, поскольку при рассмотрении исков антикоррупционной направленности объектом защиты соответствующего нормативного регулирования выступает не частное, а публичное право.

132-139 89
Аннотация

Введение. Несмотря на то, что проблематика содержания и потенциала юридических средств обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в контексте современных геополитических вызовов и угроз привлекает к себе внимание значительного количества специалистов, есть все основания утверждать, что именно правоинтерпретационные средства обеспечения национальной безопасности государства оказываются наименее исследованными. Сказанное представляется достаточно существенным пробелом юридической доктрины, т.к. именно толкование права, разные формы его интерпретации позволяют не только повысить эффективность правореализационного процесса, но и защитить ключевые национальные интересы Российской Федерации.
Материалы и методы. При написании статьи использовались как общенаучные, так и частнонаучные методы, среди которых можно выделить диалектический, структурно-функциональный, системный, формально-юридический, метод правового моделирования и др. Автор также использовал герменевтический и эвристический методологические подходы в обосновании потенциала правоинтерпретационных средств обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.
Результаты исследования. В работе обосновывается авторская концепция правоинтерпретационных средств обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, под которыми предлагается понимать деятельность, направленную на уяснение и разъяснение смысла нормативно-правовых предписаний, а также акты официального и неофициального толкования права, имеющие своей целью охрану, защиту и обеспечение гарантированной реализации национальных интересов. Формулируются цели и признаки данных юридических средств, а также их ключевые задачи, к некоторым из которых автор предлагает относить раскрытие содержания и значения традиционных российских духовно-нравственных ценностей, объяснение сущности, значимости и разновидностей национальных интересов России, формирование российской правовой доктрины с учетом специфики цивилизационных особенностей государства и т.д.
Обсуждение и заключение. В статье аргументируется вывод о том, что наряду с официальным толкованием права неофициальное толкование также является весьма значимым, но очевидно недооцененным правоинтерпретационным средством обеспечения национальной безопасности государства, потенциал которого практически не используется. В обозначенном контексте речь идет не столько о доктринальном толковании права, сколько об обыденном его толковании, которое может быть дано широко известными, пользующимися заслуженным уважением и доверием в обществе личностями (т.н. инфлюенсерами).

140-148 48
Аннотация

Введение. Негосударственные правоохранительные структуры на сегодняшний день оказывают колоссальную помощь государственным органам власти в обеспечении правопорядка на вверенных им объектах охраны. Это особенно важно в силу дефицита кадров полиции, Росгвардии. Вместе с тем деятельность служащих сферы частных услуг безопасности не безгранична и регулируется специальным законодательством. Центральное место в нем отведено уголовной ответственности по ст. 203 УК РФ, призванной существенно сдерживать проявления преступной деятельности данных лиц.
Состав преступления, предусмотренный ст. 203 УК РФ, по юридической конструкции объективной стороны преступления является материальным, в связи с чем наступление общественно опасных последствий данного преступления является обязательным признаком того, что данное преступление можно признать юридически оконченным. В этой связи общественно опасные последствия данного преступления по праву стоит признать опорным признаком, требующим отдельного юридического осмысления и анализа.
Материалы и методы представлены совокупностью общенаучных и частно-научных методов познания правовой действительности в заявленной сфере уголовного права. Общенаучными методами выступили: анализ и синтез, аналогия, индукция, дедукция, обобщение, сопоставление, сравнение. Специализированными частно-научными методами исследования стали: контент-анализ правовой информации из различных источников, конктретно-социологический, формально-юридический и сравнительно-правовой.
Результаты исследования. Проведенный анализ позволил установить технико-юридические, доктринальные и правоприменительные проблемы закрепления, толкования и реализации материальных оснований привлечения к уголовной ответственности работников частных охранных организаций за вред, причиненный их деянием охраняемым уголовным законом общественным отношениям, благам и интересам. Рассмотрены наиболее сложные вопросы квалификации общественно опасных последствий, которые могут встречаться в результате совершения преступления, предусмотренного ст. 203 УК РФ. Выделены недостатки и пробелы в судебном толковании оценочных категорий «существенный вред» и «тяжкие последствия». Предложены пути законодательного совершенствования рассматриваемой нормы.
Обсуждение и заключение. Общественно опасные последствия в структуре ст. 203 УК РФ выступают обязательным и важнейшим признаком. В этой связи их юридический анализ заслуживает отдельного пристального внимания. В исследовании установлено, что основными категориями, которые законодатель связал с общественно опасными последствиями для рассматриваемого преступления являются существенный вред (ч. 1 ст. 203 УК РФ) и тяжкие последствия (ч. 2 ст. 203 УК РФ). При этом ни одно из них не раскрыто в самом уголовном законодательстве, а получило лишь судебное толкование, которое, однако, не лишено недостатков и внесло еще больше спорных. Фактически за границами квалификации остались чрезвычайно важные общественно опасные последствия в виде нарушения телесной неприкосновенности потерпевшего, либо причинения ему легкого или средней тяжести вреда здоровью. Надо сказать, что это одни из самых распространенных последствий незаконного превышения работниками частных охранных организаций своих должностных полномочий, которые встречаются на практике. Таким образом, в силу особой важности данных аспектов, в исследовании резюмирована необходимость изменения законодательного закрепления категории «тяжкие последствия» в структуре ст. 203 УК РФ и высказано авторское мнение по вопросам их квалификации и толкования.

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

149-161 86
Аннотация

Введение. В статье исследуются преимущества и вызовы интеграционного взаимодействия между странами Экономического сообщества стран Западной Африки (ЭКОВАС) за пять десятилетий функционирования. ЭКОВАС является одним из наиболее известных и динамично развивающихся интеграционных объединений на африканском континенте, одним из «столпов» формирующейся Африканской континентальной зоны свободной торговли. Автором проанализированы основные этапы углубления экономической интеграции в Западной Африке – от зоны свободной торговли до предлагаемого создания валютного союза с общей валютой к 2027 г.
Материалы и методы. При написании статьи использованы аналитические методы обработки статистической информации, представленной в базе данных Всемирного банка, ЮНКТАД и Международного торгового центра. При проведении системного анализа также применены методы обобщения, синтеза, сравнения.
Результаты исследования. Проведено исследование по выявлению влияния углубления интеграционного взаимодействия на динамику общерегионального и национальных ВВП, среднедушевых доходов. С использованием графического материала проанализирована динамика совокупного экспорта и импорта стран ЭКОВАС в сравнении с мировыми показателями, а также динамика взаимного экспорта, удельного веса взаимного экспорта в совокупном экспорте ЭКОВАС, а также товарная структура экспорта за 20-летний период, что позволило сделать соответствующие выводы о преимуществах и сохраняющихся вызовах в углублении интеграционного взаимодействия. Также автором проведен анализ динамики притока ПИИ в экономику участвующих стран для оценки уровня инвестиционной привлекательности ЭКОВАС.
Обсуждение и заключение. Участие в интеграционном объединении принесло как преимущества, так и немалые вызовы для стран-партнеров ЭКОВАС. Основные выводы, полученные автором в рамках проведенного исследования: ЭКОВАС прошел путь от зоны свободной торговли к таможенному союзу на основе частичной либерализации таможенно-тарифного регулирования и введения общего таможенного тарифа с 2015 г.; продолжается формирование общего рынка в рамках свободы торговли товарами и свободного перемещения лиц, а также создание валютного союза на основе гармонизации макроэкономического регулирования, хотя с неоднократным нарушением ранее установленных сроков и невыполнением отдельными странами взятых обязательств. Достигнуты такие позитивные эффекты благодаря углублению интеграционного взаимодействия, как более динамичный рост общерегионального ВВП и национальных ВВП ряда государств; углубление участия в международном разделении труда; рост инвестиционной привлекательности стран-участниц. Однако продолжает действовать немало вызовов, связанных с влиянием объективных и субъективных, внутренних и внешних факторов. Это: сохранение низкого уровня экономического развития стран и низкого уровня благосостояния населения; дифференциация между странами по макроэкономическим показателям, что требует перехода к разноскоростной модели интеграции; сохранение сырьевой направленности товарной структуры совокупного и взаимного экспорта; сохранение невысокого уровня экономической взаимозависимости, а значит, невысокой значимости взаимных торговых связей для стран-партнеров ЭКОВАС.
С учетом вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что страны ЭКОВАС не смогут достичь поставленной цели введения общей валюты с 2027 г. при сохранении низкой степени готовности национальных экономик и невысокого уровня конвергенции.

162-170 56
Аннотация

Введение. В статье проводится анализ и оценка эффективности применения режима инфляционного таргетирования центральными банками в кризисных для экономики условиях путем исследования опыта применения режима таргетирования инфляции в условиях пандемии Covid-19 и геополитической напряженности, вызванной начавшейся в феврале 2022 года специальной военной операцией. В рамках исследования автор выявляет эффективность таргетирования инфляции и его положительные эффекты в кризисных условиях 2020–2022 гг.
Материалы и методы. В ходе написания работы применялась совокупность общенаучных и формального-логических методов (включая методы познания, описания, анализа, индукции, дедукции, сравнения, аналогии, систематизации, моделирования).
Результаты исследования. Анализ таргетирования инфляции в кризисных условиях 2020–2022 гг. выявил неодинаковое воздействие таргетирования инфляции на уровень инфляции в экономиках государств, снижение и ограниченность применения мер инфляционного таргетирования в кризисных условиях. С одной стороны, применение мер инфляционного таргетирования обеспечивает формирование определенного уровня инфляционных ожиданий у экономических агентов, что ограничивает проинфляционные риски. С другой стороны, экономические трудности, с которыми сталкивались государства в кризисных условиях 2020–2022 гг., значительно снижали эффективность мер инфляционного таргетирования, в результате чего у некоторых государств не было возможности привести уровень инфляции к целевому уровню в течение указанного периода.
Обсуждение и заключение. Исследование показало, что применение режима таргетирования инфляции в условиях кризиса способствует остановке роста инфляции в перспективе и последующему ее возвращению на целевой уровень. Но наибольшую эффективность режим таргетирования инфляции показывает в период окончания кризиса, когда возникают признаки восстановления экономики.

171-182 39
Аннотация

Введение. В статье рассматриваются альтернативные механизмы международных расчетов, которые начали активно применяться после введения международных санкций против России. Статья направлена на исследование использования криптоактивов в качестве инструментов клиринга в такого рода механизмах.
Материалы и методы. Актуальность проведенного исследования состоит в рассмотрении теоретических аспектов инфраструктуры международных платежей, а также стоящего в её основе института доверия. Кроме того, был проведен анализ трансформации этих институтов под влиянием санкций и цифровых технологий. Методологическая база исследования опирается на институциональных подход А. Аузана, а также современные исследования и кейсы применения криптоактивов для международных платежей.
Результаты исследования. В статье обосновано, что криптоактивы трансформировали институт доверия, лежащий в основе агентской системы расчетов. Фактически, они являются независимым инструментом международных платежей и клиринга, который потенциально может использоваться в условиях санкционных ограничений.
Обсуждение и заключение. Выводы и обобщения исследования могут быть применены в практике управления крупными бизнес-структурами в процессе формирования инфраструктуры международных расчетов, а также государственными органами для развития регулирования криптоактивов.

183-194 52
Аннотация

Введение. Статья посвящена разработке подхода к управлению устойчивым развитием регионального бизнеса ТЭК 4.0 и рекомендаций для перехода регионов России к новому качеству цифрового экономического роста. Влияние управленческих факторов устойчивого развития регионального бизнеса ТЭК 4.0 на качество цифрового экономического роста в регионах России определяется методом регрессионного анализа. На основе прогрессивного опыта топ-15 регионов России с наиболее высоким качеством экономического роста в 2023 г. составлена экономико-математическая модель. Теоретическая значимость модели в том, что она раскрыла причинно-следственные связи изменения качества цифрового экономического роста в регионах России. Главный результат состоит в разработке подхода к управлению устойчивым развитием регионального бизнеса ТЭК 4.0. В соответствии с ним предложены рекомендации по совершенствованию управления устойчивым развитием регионального бизнеса ТЭК 4.0. Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что раскрыта перспектива перехода регионов России к новому качеству цифрового экономического роста к 2030 г., что способствует повышению предсказуемости и позволяет усовершенствовать практику планирования и прогнозирования изменения качества цифрового экономического роста в регионах России. Управленческая значимость авторских рекомендаций связана с тем, что они обеспечат переход регионов России к новому качеству цифрового экономического роста. 
Материалы и методы. Влияние управленческих факторов устойчивого развития регионального бизнеса ТЭК 4.0 на качество цифрового экономического роста в регионах России определяется в статье методом регрессионного анализа. Используются новейшие из доступных эмпирических данных, актуальных на 2024 г. В выборку исследования вошли топ-15 регионов России с наиболее высоким качеством экономического роста в 2023 г., согласно рейтингу RIA (2024). Качество экономического роста в регионах России измерено также с помощью ВРП с опорой на статистику Rosstat (2024), на базе которой определен темп экономического роста, и с помощью уровня цифровизации региональной экономики по оценке National Research University Higher School of Economics (2024). В качестве показателя устойчивости развития регионального бизнеса ТЭК 4.0 выступает объем отгруженной продукции в ТЭК из материалов Rosstat (2024). Методология исследования предполагает проведение факторного анализа каждой из характеристик качества цифрового экономического роста в регионах России (QGRR) от реализации всей совокупности мер управления устойчивым развитием регионального бизнеса ТЭК 4.0 (SDFEC4.0). Также составляется прогноз перехода регионов России к новому качеству цифрового экономического роста до 2030 г. (до окончания «десятилетия действий») и предлагаются рекомендации по совершенствованию управления устойчивым развитием регионального бизнеса ТЭК 4.0 для воплощения этого прогноза на практике.
Результаты исследования. Для определения влияния управленческих факторов устойчивого развития регионального бизнеса ТЭК 4.0 на качество цифрового экономического роста в регионах России проведен регрессионный анализ данных, позволивший составить эконометрическую модель, свидетельствующую о том, что при росте доли бизнес-структур ТЭК 4.0, использующих ERP-системы, на 1% качество жизни повышается на 0,172 балла, темп экономического роста возрастает на 0,803%, устойчивость развития регионального бизнеса ТЭК 4.0 увеличивается на 0,017 трлн руб., но уровень цифровизации региональной экономики сокращается на 0,234 балла. На основании предложенной модели разработан подход к управлению устойчивым развитием регионального бизнеса ТЭК 4.0, поддерживающий переход регионов России к новому качеству цифрового экономического роста. В этом подходе в качестве главных мер управления устойчивым развитием регионального бизнеса ТЭК 4.0 выступает рост активности использования ERP-систем, геоинформационных систем, IoT, облачных сервисов и Больших данных, так как это обеспечивает улучшение половины или более половины качественных характеристик экономического роста в регионах России.
Из системы управленческих мер в авторском подходе исключен рост активности использования AI и цифровых платформ, так как они оказывают негативное влияние на большинство характеристик экономического роста в регионах России. В соответствии с предложенным подходом разработаны рекомендации для перехода регионов России к новому качеству цифрового экономического роста к 2030 г.
Обсуждение и заключение. Главным результатом проведенного исследования является разработка подхода к управлению устойчивым развитием регионального бизнеса ТЭК 4.0. Теоретическая значимость статьи заключается в том, что с опорой на передовой опыт топ-15 регионов России с наиболее высоким качеством экономического роста в 2023 г. в ней представлена разработанная авторская экономико-математическая модель, раскрывшая причинно-следственные связи изменения данного качества. Предложенные рекомендации по совершенствованию управления устойчивым развитием регионального бизнеса ТЭК 4.0 обладают управленческой значимостью, так как способствуют обеспечению перехода регионов России к новому качеству цифрового экономического роста. Практическая значимость исследования заключается в том, что в нем раскрытая перспектива перехода регионов России к новому качеству цифрового экономического роста к 2030 г., что повышает предсказуемость и позволяет усовершенствовать практику планирования и прогнозирования изменения качества цифрового экономического роста в регионах России.

195-206 84
Аннотация

Введение. В условиях глобальных трансформаций, вызванных экономическими кризисами, изменениями в международной политике и процессами деглобализации, формирование нового многополярного мирового порядка становится одной из ключевых тенденций. Межгосударственное объединение БРИКС+, включающее такие страны, как Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южная Африка, Египет, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Иран и Эфиопия, играет важную роль в этом процессе. БРИКС+ становится альтернативой традиционным западным институтам, предлагая новые подходы к экономическому сотрудничеству, дедолларизации и созданию альтернативных платежных систем. Цель данного исследования заключается в оценке влияния БРИКС+ на глобальную экономическую архитектуру и определении текущих вызовов, связанных с расширением данного межгосударственного объединения.
Материалы и методы. В настоящем исследовании использованы данные из открытых источников, включая статистические отчеты, аналитические материалы международных организаций, а также публикации в научных изданиях. Для анализа экономических показателей стран-участниц БРИКС+ применялись методы сравнительного анализа, включая сопоставление данных по ВВП, объемам торговли и энергетическим ресурсам. Также были рассмотрены инициативы БРИКС+ в области дедолларизации и создания альтернативных платежных систем. Особое внимание уделено процессам расширения объединения и его влиянию на глобальную экономическую архитектуру.
Результаты исследования. Расширение БРИКС+ и его экономические успехи ставят под сомнение доминирование традиционных западных институтов, таких как Всемирный банк и Международный валютный фонд (МВФ). Однако внутренние разногласия между странами-участницами, такие как напряженность между Китаем и Индией или Саудовской Аравией и Ираном, могут затруднить достижение консенсуса по ключевым вопросам. Кроме того, различия в уровне экономического развития и политических систем требуют более гибкого подхода к координации сотрудничества. Несмотря на эти вызовы, БРИКС+ обладает значительным потенциалом для укрепления своей роли в глобальной экономике. Инициативы по дедолларизации и созданию альтернативных платежных систем могут стать важным шагом к формированию новой финансовой архитектуры, независимой от западных институтов. Расширение сотрудничества с региональными блоками, такими как ЕАЭС, АСЕАН и МЕРКОСУР, также открывает новые возможности для экономического роста и интеграции.
Обсуждение и заключение. БРИКС+ становится важным игроком на мировой арене, предлагая альтернативу традиционным западным институтам и способствуя формированию многополярного мирового порядка. Расширение объединения и рост экономических показателей свидетельствуют о его растущем влиянии. Однако для дальнейшего успеха странам-участницам необходимо укреплять координацию и находить компромиссы по ключевым вопросам. В условиях глобальной экономической нестабильности БРИКС+ может стать платформой для гармоничного взаимодействия стран Глобального Юга и противодействия гегемонии западных держав.

207-216 58
Аннотация

Введение. С 2020 года взаимодействие в рамках БРИКС развивалось в соответствии с Концепцией сотрудничества, инициированной Российской Федерацией. Концепция была рассчитана до 2025 года, соответственно сегодня активно обсуждаются контуры будущего взаимодействия. В представленной статье автор изучает возможности внутриблокового взаимодействия с точки зрения обеспечения национальной экономической безопасности стран-участниц. В статье рассмотрены национальные интересы, определены точки совпадения и сложности в двусторонних отношениях. На основе проведенного анализа дана оценка потенциала сотрудничества и предложены наиболее эффективные формы взаимодействия.
Материалы и методы. При написании статьи использовался сравнительный метод научного исследования. На первой стадии был проведен анализ нормативных документов, прямо или косвенно регулирующих вопросы национальной экономической безопасности стран-участниц. Также было проведено сравнение положений этих документов с положениями «Концепции сотрудничества стран БРИКС». Далее на основе анализа официальных статистических данных, представленных как международными структурами, так и национальными агентствами и министерствами, был оценен прогресс стран по достижению собственных национальных интересов в сфере экономической безопасности.
Результаты исследования. В ходе исследования было установлено, что у стран БРИКC есть четыре подхода к регулированию вопросов экономической безопасности: наличие специального документа, закрепление положений экономбезопасности в конституциях, включение вопросов безопасности в общее эконмическое регулирования, реализация общенациональных программ. Также было выявлено несовпадение интересов и приоритетов у ряда стран. Часть стран, включая Россию, больше озабочены вопросами меняющегося миропорядка, энергетической безопасности, отхода от доллара в международных расчетах, обхода экономических и финансовых санкций. В то же время для ряда стран наиболее актуальными остаются вопросы продовольственной безопасности и бедности.
Обсуждение и заключение. Среди стран БРИКС всеобъемлющая стратегия экономической безопасности есть только у России. Обеспечение экономической безопасности в рамках общеэкономического регулирования осуществляют КНР и Индия. Иран, Индонезия и в Египет закрепили основные положения в своих конституциях. Остальные страны предпочитают общенациональные программы по наиболее актуальным направлениям. Анализ как нормативных документов, так и расходов на проведение определенной экономической политики позволил установить, что проблемами обострения конкуренции за лидирующие позиции в мировой экономике озабочены Россия и КНР. Проблема энергобезопасности актуальна для всех, но для России и Ирана это стабильный экспорт, а для ЮАР – это проблема энергетической бедности. Отход от доллара важен для России, Ирана, КНР и в определенном объеме для ОАЭ. Проблемы продовольственной безопасности и бедности актуальны для Египта, Бразилии, Эфиопии, ЮАР, частично для ОАЭ. Было установлено, что среди рассмотренных стран в наибольшей «эконмической безопасности» находятся Индонезия и ОАЭ.

УПРАВЛЕНИЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

217-224 74
Аннотация

Введение. В статье анализируются промежуточные итоги реализации эксперимента по партнерскому финансированию в соответствии с ФЗ от 4 августа 2023 г. № 417-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального регулирования в целях создания необходимых условий для осуществления деятельности по партнерскому финансированию в отдельных субъектах Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В условиях нарастающего санкционного давления возрастает значение партнерского финансирования как дополнительного источника ресурсов для экономического развития страны.
Материалы и методы. В работе использованы общенаучные и специальные методы познания: метод системно-структурного анализа, синтеза, индукции, дедукции, сравнительно-правовой и формально-юридический метод.
Результаты исследования. Современный этап развития института партнерского финансирования ознаменовался принятием ряда базовых документов, легализующих создание и развитие партнерского финансирования в России, в частности, ФЗ № 417-ФЗ «О проведении эксперимента …», который устанавливает ключевые требования, в том числе порядок приобретения статуса и осуществления деятельности участника эксперимента, виды предлагаемых исламских финансовых продуктов и др. Прошедший год продемонстрировал определенный рост зарегистрированных в Реестре Банка России организаций партнерского финансирования, объем сделок за первое полугодие 2024 года составил 5,4 млрд рублей, но также выявил ряд вопросов, сдерживающих развитие партнерского финансирования в России.
Обсуждение и заключение. В ходе реализации эксперимента по партнерскому финансированию выявлены определенные проблемы: невысокие темпы регистрации участников эксперимента и территориальная неоднородность создания таких организаций; достаточно небольшой перечень предлагаемых финансовых продуктов и их более высокая стоимость и, соответственно, меньшая конкурентоспособность по сравнению с классическими банковскими продуктами; недостаточная осведомленность и финансовая грамотность населения и бизнеса в области партнерских финансов и др. Предложены меры по совершенствованию правового регулирования партнерского финансирования. Партнерское финансирование следует рассматривать как перспективную альтернативную бизнес-модель, которая позволит расширить перечень предлагаемых финансовых продуктов, привлечь новых участников и инвестиции в экономику страны, а также как инструмент стратегического направления развития международного сотрудничества с исламскими странами.

225-236 37
Аннотация

Введение. В условиях стремительного развития информационных технологий и их интеграции в различные сферы общественной и государственной жизни Цифровое правительство стало важным инструментом модернизации государственного управления. Цифровизация государственных услуг не только способствует повышению их доступности и прозрачности, но и значительно улучшает качество взаимодействия государства с гражданами и бизнесом. Российская Федерация и Республика Корея, несмотря на различия в социально-экономическом контексте, активно развивают направления цифрового государственного управления и цифрового правительства, реализуя масштабные государственные программы цифровизации. Эти страны демонстрируют различный подход к созданию и внедрению цифровых технологий, что делает их сравнительный анализ особенно значимым для выявления наиболее эффективных стратегий и технологий. Республика Корея традиционно занимает лидирующие позиции в мировых рейтингах по уровню развития электронного правительства, тогда как Россия наращивает темпы цифровизации, стремясь достигнуть глобальных стандартов в этой сфере.
Материалы и методы. В рамках исследования были использованы методы сравнительного анализа, систематизации и обобщения данных, а также контент-анализ официальных документов, регулирующих цифровизацию государственного управления в Российской Федерации и Республике Корея.
Результаты исследования. Проведённое исследование позволяет сделать вывод о том, что цифровизация государственного управления в Российской Федерации и Республике Корея развивается в различных институциональных и технологических контекстах, что обусловливает отличия в подходах и результатах. Республика Корея демонстрирует высокий уровень интеграции цифровых технологий в систему государственного управления, что выражается в её ведущих позициях в международных рейтингах электронного правительства и успешной реализации концепции проактивных государственных услуг. В то же время Россия, находясь на этапе активного формирования цифровой инфраструктуры, делает упор на устранение цифрового неравенства и развитие базовых условий для масштабной цифровой трансформации.
Обсуждение и заключение. Сравнительный анализ показал, что российская модель цифровизации может извлечь значительные преимущества из адаптации элементов корейского опыта, особенно в таких аспектах, как персонализация услуг, использование искусственного интеллекта и построение умных городов. Таким образом, исследование не только выявило сильные и слабые стороны цифровых стратегий обеих стран, но и обозначило перспективные направления для обмена опытом и взаимного обогащения практик цифрового государственного управления.

РЕЦЕНЗИЯ

237-239 25
Аннотация

Научная рецензия на четырёхтомное 5-е издание учебника по методологии науки и прикладной аналитики за авторством И.В. Понкина и А.И. Лаптевой [1, 2, 3, 4].



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-8420 (Print)
ISSN 2587-5736 (Online)