Preview

Право и управление. XXI век

Расширенный поиск
№ 3 (2017)
Скачать выпуск PDF

КОЛОНКА ПУБЛИЦИСТА

3-7 319
Аннотация
Старшему поколению многое знакомо не понаслышке, а людям молодым может показаться, что события, о которых речь идет, произошли в позапрошлом веке — да и были ли они на самом деле? А ведь по историческим меркам все случилось совсем недавно, более того, в определенном смысле повторяется и сегодня. Человеческая ментальность, традиции и особенно государственно-правовая практика удивительно живучи…

ПРАВО В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

8-14 1162
Аннотация

Введение. В статье рассматриваются вопросы формирования современной системы частного права на постсоветском пространстве и влияние на эти процессы гражданского права России и гражданского права СССР. После распада Союза каждая из бывших республик выбрала свой путь формирования гражданского законодательства и частного права как отрасли национального права. Однако сложившиеся за столетия совместного существования принципы построения права, особенности регулирования имущественных и неимущественных отношений не могли не повлиять на данные процессы. Несмотря на независимость частноправовых отраслей бывших союзных республик, они имеют схожие черты, а в некоторых случаях даже минимальные различия. Автор рассматривает вопросы взаимовлияния частного права на постсоветском пространстве на примере нескольких среднеазиатских республик, России, Украины, Белоруссии и Литвы.

Материалы и методы. Методологическую основу исследования составили следующие общенаучные и специальные методы познания правовых явлений и процессов в сфере гражданского права: сравнительно-правовой метод; формально-логический метод.

Результаты исследования. В результате проведенного анализа выявлено, что многие принципы и нормы частного права государств на постсоветском пространстве схожи и имеют общие источники формирования, несмотря на использование законодателями опыта стран с институционной системой частного права при составлении кодифицированных гражданско-правовых актов.

Обсуждение и заключение. Выявлено и обосновано стремление законодателя при работе над проектами кодифицированных гражданско-правовых актов (Гражданских и хозяйственных кодексов) отдавать приоритет стабильности и преемственности в экономических и личных имущественных и неимущественных отношениях с целью предостережения экономики и системы гражданских правоотношений от социально-экономических потрясений.

15-21 506
Аннотация

Введение. Значимой новеллой последних лет стало дополнение Трудового кодекса (ТК) РФ отдельной главой, регламентирующей труд иностранных граждан. Вместе с тем, российский закон допускает трудоустройство иностранцев и по гражданско-правовому договору. Однако особенности регулирования такого рода отношений не нашли своего отражения в гражданском законодательстве. Такое положение дел создает определенные сложности на практике. В настоящем исследовании предпринята попытка обосновать необходимость разработки института найма иностранных граждан в рамках гражданско-правового регулирования. В этой связи проводится анализ правовой природы подрядного договора, его отличий от трудового договора, а также оснований возникновения подрядных отношений с иностранным гражданином.

Материалы и методы. Методологическую основу исследования составили такие общенаучные и специальные методы познания правовых явлений и процессов в сфере международного частного права, как: метод анализа и синтеза социально-правовых явлений; метод системно-структурного анализа; формально-логический метод; метод сравнительного правоведения.

Результаты исследования. В результате проведенного анализа выявлено, что осуществление трудовой деятельности по договору подряда – широко распространенное явление, в том числе и среди иностранных граждан. Вместе с тем, как и устройство на работу на основании трудового договора, правовое регулирование труда иностранцев по договору подряда должно отражать специфику статуса названных субъектов, поскольку на практике подобные пробелы в законе создают для участников данных правоотношений ряд трудностей.

Обсуждение и заключениe. Обосновано мнение о том, что включение отдельных глав, закрепляющих особое положение иностранных лиц, осуществляющих деятельность по гражданско-правовому договору, в текст Гражданского кодекса (ГК) РФ представляется наиболее оптимальным решением, поскольку отсутствие подобной кодификации и коллизии норм, применяемых при регулировании труда иностранных граждан в сфере подрядных отношений, препятствуют надлежащей реализации субъективных прав названными субъектами и зачастую не позволяют им сделать выбор в пользу осуществления деятельности на основании договора подряда.

22-31 989
Аннотация

Введение. В статье рассматриваются изменения, которые произошли в правовой системе Российской Федерации в 1991–2000-х гг., так называемый в исторической и историко-правовой литературе «переходный период». Отмечается, что новые политические и экономические условия потребовали кардинального изменения всех отраслей права, что впоследствии было закреплено в новых кодексах и самой Конституции РФ 1993 г. Автором последовательно рассматриваются новации в уголовном, гражданском, административном, трудовом, налоговом и других видах законодательства. В заключение отмечается, что пробелы развития правовой системы в переходный период не исчерпаны полностью и для юристов открывается новое поле научных исследований.

Материалы и методы. Методологическую основу исследования составили общенаучные и специальные методы познания правовых явлений и процессов в сфере теории и истории государства и права, а именно: 1. Общие; 2. Общенаучные (методы, применяемые для изучения всех наук); 3. Междисциплинарные (методы, используемые в смежных областях науки); 4. Специальные (собственно юридические и историко-правовые методы). Основным средством исследования материала является историко-сравнительный (специальный) метод.

Результаты исследования. В ходе исследования выявлены изменения, которые произошли в правовой системе Российской Федерации в 1991–2000 гг., в так называемый переходный период. Автор проанализировал и показал, какие конкретно изменения произошли в отраслевом законодательстве современной России: уголовном, гражданском, административном, процессуальном. Дается краткая характеристика новых кодексов РФ. Особая ценность исследования заключается не просто в констатации факта того или иного законодательного пробела, но и высказывается авторская, доктринальная позиция по их устранению. Подчеркивается, что поставленные проблемы в российской правовой системе в настоящее время далеко не исчерпаны.

Обсуждение и заключение. Многочисленные конференции ученых-юристов являются подтверждением того, что российская правовая система нуждается в совершенствовании из-за значительных пробелов в законодательстве. Курс на модернизацию страны, выдвинутый в 2009 г., вызвал неоднозначную реакцию в обществе. Модернизация должна коснуться не только политики и экономики, но и в целом государственно-правовой сферы.

32-37 474
Аннотация

Введение. В статье анализируется изменение подхода к пониманию категории «цитирование» в авторском праве на основе определения Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ. Так, в рассматриваемом определении подтверждается возможность применения норм о цитировании не только в отношении литературных произведений, но и в отношении фотографий.

Материалы и методы. Методологическую базу исследования составляют следующие общенаучные и специальные методы познания правовых явлений и процессов в сфере частного права: метод системно-структурного анализа, метод синтеза социально-правовых явлений, сравнительно-правовой метод, формально-логический метод.

Результаты исследования. В результате проведенного исследования выявлена взаимосвязь Определения Верховного суда РФ от 05.12.2003 N 78-Г03-77 г. и Определения Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 25 апреля 2017 г. N 305-ЭС16-18302 в части подтверждения возможности применения понятия «цитирование» не только в отношении литературных, но и иных произведений. Сделан вывод о том, что, несмотря на то, что Верховный суд в своем определении от 2003 г. указывал на наличие такой возможности, судебная практика в рассматриваемой сфере не отличалась единообразием. Кроме этого, автор анализирует критерии правомерности цитирования в контексте новой судебной практики. Также в статье делается вывод о том, что рассматриваемое решение Верховного суда РФ подтвердило возможность применения норм о цитировании не только в отношении фотографических, но вообще любых объектов авторского права.

Обсуждение и заключение. В результате проведенного в статье анализа делается вывод о том, что правомерный и допустимый объем заимствования произведения при цитировании не может быть закреплен нормативно или универсально сформулирован судебной практикой. В каждом конкретном случае он должен оцениваться судом, рассматривающим соответствующий спор.

38-47 503
Аннотация

Введение. Активизация международной трудовой миграции населения, расширение сферы привлечения иностранных граждан к трудовой деятельности порождает многоаспектные правовые проблемы. В связи с этим одной из основных задач Российской Федерации является формирование сбалансированного механизма правового регулирования трудовой деятельности иностранных граждан на своей территории, учитывающего как интересы государства и его населения, так и интересы самих иностранцев. Для адекватного правового регулирования трудовой деятельности иностранных работников, в первую очередь, должен быть сформулирован единый понятийно-категориальный аппарат, исключающий неоднозначность толкования основных терминов. К сожалению, несмотря на оживленные дискуссии в доктрине и активное совершенствование российского законодательства в этой сфере, единого подхода к раскрытию понятия иностранного работника до сих пор не сложилось.

Автором представлен обзор научных подходов иностранных и российских исследователей к определению дефиниции «лицо, осуществляющее трудовую деятельность на территории государства, гражданином которого оно не является». Проанализированы легальные определения смежных понятий, содержащиеся в универсальных и региональных международных актах, двусторонних соглашениях государств и нормативных актах национального законодательства. Рассмотрены подходы отечественного правоприменителя к квалификации отношений с участием иностранного работника. В результате, выявлены различия в объеме и содержании критериев, определяющих категорию иностранного работника как в юридической доктрине, так и в международных актах и актах отечественного законодательства.

Материалы и методы. Методологическую основу исследования составили всеобщий метод познания - диалектика, общенаучные методы: анализ, синтез, абстрагирование, дедукция и индукция и частнонаучные методы: исторический, сравнительный и системный анализ, формально-логический и иные методы, принятые в юриспруденции.

Результаты исследования. В результате проведенного исследования выявлено, что используемые отечественным законодателем категории при характеристике правового статуса иностранцев в сфере трудовой деятельности, не отличаются однозначностью и единообразием в различных отраслях права. Усугубляют проблему и терминологические расхождения в международных актах и отечественном законодательстве. Кроме того, в российском праве не отражена специфика регулирования трудовой деятельности иностранного работника на основании гражданско-правового договора.

48-57 681
Аннотация

Введение. Статья посвящена предварительному исследованию российско-японской договоренности о совместном освоении Южно-Курильских островов в контексте территориальных разногласий об их принадлежности и цели по заключению мирного договора с точки зрения международного права.

Материалы и методы. Описанные ниже результаты исследования были получены посредством теоретического и эмпирического анализа имеющихся сведений о содержании российско-японской договоренности, оценок российских и зарубежных экспертов, а также международно-правовых материалов (международных договоров, практики и доктрины) по вопросам норм, регулирующих относимые к рассматриваемой ситуации аспекты, в целом, и исхода российско-японского спора, в частности.

Результаты исследования. В 2016-2017 гг. главы Российской Федерации и Японии пришли к принципиальной договоренности о совместном хозяйственном освоении Южно-Курильских островов, находящихся под суверенитетом России с 1945 года в соответствии с соглашениями военного времени, но с 1950-х гг. являющихся предметом территориальных притязаний Японии. Руководство двух стран выразило общую надежду на то, что такая деятельность позволит им приблизиться к заключению мирного договора по итогам Второй мировой войны. Между тем, данная перспектива вызывает опасения, в том числе среди специалистов, о возможной утрате Россией правового титула ввиду допущения японских инвесторов на эти территории и предположительно сопутствующего этому молчаливого признания японских притязаний.

Обсуждение и заключениe. При рассмотрении с точки зрения применимого международного права, молчаливое признание правового титула другого государства на территорию требует недвусмысленного отказа от осуществления суверенитета над ней. Кроме того, помимо прямого высказывания глав двух государств о том, что совместная деятельность не затронет их позиции по территориальному вопросу, на основании практики российско-японских соглашений о совместном промысле морских живых ресурсов в пространствах вокруг Южно-Курильских островов высказывается предположение о том, что этот риск будет исключен с помощью защитной клаузулы в будущем международном договоре о таком совместном освоении. Кроме того, в ответ на высказываемые опасения предлагаются рекомендации о признании наличия спора в рамках отношений сторон и формах соблюдения права населения Южно-Курильских островов и всей Российской Федерации на самоопределение в случае изменения территориального статуса этих территорий.

58-67 625
Аннотация

Введение. Становлению России как Великого государства положило начало ее широкомасштабное установление международных отношений со странами Запада, а затем и Востока. По инициативе Петра I особенно тесные экономические и политические отношения были установлены с Голландией, в то время самым развитым в промышленном отношении государством Европы. Надо было быть большим патриотом своей Родины, чтобы в то время, первоначально в сложнейших условиях, при минимальной материальной базе, выделяемой для дипломатического корпуса, выполнять важнейшие задачи, возложенные на плечи наших дипломатов за рубежом.

Вспомнить добрым словом первого российского штатного дипломата за рубежом, Андрея Артамоновича Матвеева, много сделавшего для становления дипломатической службы России, – это долг благодарных потомков [См.: 22].

Поэтому данная статья посвящена Андрею Артамоновичу Матвееву – государственному деятелю времён Петра I, главе первого российского представительства за рубежом (Голландия), сыну известного политического деятеля и сподвижника отца Петра I – Алексея Михайловича Романова.

В 1674 году, будучи отроком, Андрей Матвеев вошел в число ближних людей, стал комнатным Стольником Петра I, с 1692 по 1694 годы являлся двинским воеводой. Во время этой службы получил чин окольничего.

Уже в то время он был одним из самых образованнейших людей петровской эпохи: знал иностранные языки, говорил по-латыни, имел обширную библиотеку. Не случайно по указу Петра I А.А.Матвеев - постоянный представитель Российского государства (1699-1712 гг.) при Голландских штатах и (1712-1715 гг.) при Австрийском дворе - выполнял дипломатические поручения Петра I в 1705-1706 гг. во Франции и в 1707-1708 гг. в Англии, активно помогал Государю в закреплении России на Балтике.

Как показали дальнейшие события, свои обязанности А.А. Матвеев выполнял добросовестно и во многом преуспел. Немалая толика его трудов есть и в закреплении войск России в 1701–1704 гг. на побережье Финского залива (покорение Дерпта, Нарвы и других крепостей), в победе над шведами под Полтавой в 1709 г., в сражениях флота при Гангуте – 1714 г. и при Гренгаме – 1720 г., и в заключении Ништадского мира в 1721 г.

Петр I высоко ценил усердие А.А. Матвеева: в ноябре 1712 г. произвел его в тайные советники. 20 февраля 1715 г., при отъезде Андрея Артамоновича из Вены, австрийский император Карл VI пожаловал ему титул графа Священной Римской империи. По возращении в Россию, в январе 1716 г., Андрей Матвеев был назначен на престижный и ответственный пост начальника Морской академии, где тоже принес немалую пользу своему отечеству.

В 1717 г. указом царя утвержден Президентом Юстиц-коллегии. На этом посту много сделал для переустройства судебной с истемы России. Ему принадлежит решающая роль в разработке концепции судебной реформы в России. Приложил немало усилий для обеспечения независимости судей от местных органов управления. В 1723-1726 гг. являлся судьей Вышнего суда.

Материалы и методы. Методологическую основу исследования составили следующие общенаучные и специальные методы познания правовых явлений и процессов в сфере международного права: метод системно-структурного анализа; метод синтеза социально-правовых явлений; сравнительно-правовой метод; формально-логический метод.

Результаты исследования. В результате проведенного анализа выявлено, что вся деятельность А.М. Матвеева на государственном поприще была связана с занятием ответственных государственных должностей. Долгое время Андрей Артамонович возглавлял российскую дипломатическую миссию в Голландии и Австрии. Также в статье анализируются неофициальные дипломатические поручения Петра I, которые он выполнял во Франции и Англии. Большое место в работе уделяется деятельности графа Матвеева на посту президента Юстиц-коллегии.

Обсуждение и заключениe. Автор раскрывает причины, послужившие основаниями для проведения коллегиальной реформы Петра I. На посту президента Юстиц-коллегии Андрей Матвеев прилагал немало усилий для того, чтобы обеспечить независимость судей от местных органов управления, не раз обращал внимание губернаторов на необходимость содействия судам и на недопустимость вмешательства в судебные дела.

УПРАВЛЕНИЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

68-80 5283
Аннотация

Введение. Проблема «мягкой силы» в международных отношениях и ее роль во внешней политике России представляется актуальным направлением исследований, учитывая ее недостаточную научную проработанность в силу сложившегося общего отношения к проблеме «мягкой силы» в российском политическом дискурсе, где исследуемое явление не считается полноценным направлением внешней политики и было создано на волне популярности «мягкой силы» в мировом сообществе. Необходимость исследования использования «мягкой силы» вызвана продолжающимися сдвигами в международных отношениях и мировой политике, появившимся в результате развития глобализационных процессов, информационной и технологической сферы. В условиях появления новых акторов и быстро меняющихся правил игры на международной арене, странам важно быстро адаптироваться к этим правилам и в полной мере использовать новые инструменты. Однако, ввиду определенных причин, Россия обратила внимание на возможности использования «мягкой силой» с задержкой, а с целью достижения уровня мировых лидеров отрасли, необходим обновленный подход, учитывающий отечественные особенности и ведущие мировые практики. Цель исследования состоит в изучении особенностей концепции «мягкой силы».

Материалы и методы. Реализация исследовательских задач была достигнута на основе изучения теоретических зарубежных и отечественных концепций «мягкой силы», анализа рейтингов страновых брендов. Методологическую основу составили метод системно-структурного анализа, статистический метод.

Результаты. В статье рассмотрены основные подходы к пониманию «мягкой силы», представленные в трудах зарубежных и отечественных исследователей; проведен анализ основных компонентов, источников политики «мягкой силы»; выявлены рейтинги страновых брендов как инструмент измерения «мягкой силы»; выявлены концепции использования «мягкой силы» России.

Обсуждения и заключение. На основе данных статистики, вторичного анализа данных делается вывод о дефиците российской «мягкой силы» в РФ; существующих основаниях в необходимости создания нового имиджа на мировой арене, соответствующего российским национальным интересам и современным реалиям. В сегодняшних условиях реализация российской «мягкой силы» имеет множество проблем, связанных с правовыми, финансовыми, экономическими аспектами.

81-90 663
Аннотация

Введение. В статье анализируется эволюция и современное состояние теории политических коммуникаций как одной из функций государственного управления в России и странах Запада. Основной акцент делается на специфике приоритетов регулирования государственной информационной политики в России в условиях новой политической реальности, сложившейся после 2014 г. Рассматриваются основные направления совершенствования информационного законодательства, формы и методы осуществления коммуникации власти и общества.

Материалы и методы. Компаративный анализ результатов разработки ведущими специалистами США и ЕС проблематики медийной политики как управленческой функции современного государства позволяет провести комплексное междисциплинарное исследование современной практики имплементации реализации государственной информационной политики органами государственной власти и управления Российской Федерации, а также общенаучные и специальные методы познания правовых явлений и процессов в сфере российского информационного законодательства: метод системно-структурного анализа, сравнительно-правовой и формально-логический методы.

Результаты исследования. Эволюция коммуникационной политики современного государства развивается в последние годы преимущественно в направлении смещения акцента медийной политики в онлайн пространство глобальной сети Интернет. Очевидна специфика подхода в России, что заключается в активизации законодательного процесса применительно к регламентированию национального сегмента сети Интернет в условиях значительного возрастания значения задачи обеспечения информационного суверенитета Российской Федерации с учетом ужесточения информационного противоборства на международной арене, информационных войн, проводимых странами Запада в отношении России и, в целом, существенного возрастания значения идеологического фактора в современных международных отношениях. В условиях новой политической реальности, сложившихся преимущественно после 2014 г., происходит закономерный процесс трансформации приоритетов в методах и средствах формирования единого информационного пространства России как пространства знаний.

Обсуждение и заключение. Внешне- и внутриполитические условия деятельности российского государства в информационно-коммуникационной сфере требуют известного переосмысления всего комплекса вопросов, касающихся политического контента, методик и технологий выстраивания коммуникативного взаимодействия органов государственной власти и управления РФ всех уровней и населения страны во всей широте охвата составляющих его весьма различных специфических аудиторий общественного мнения. При всей важности учета классических принципов осуществления эффективного механизма коммуникативного взаимодействия власти и общества, встал вопрос создания отвечающей требованиям времени общенациональной медийной политики, выработка которой является одной из приоритетных задач в контексте совершенствования системы деятельности органов государственной власти и управления РФ. Важнейшим компонентом при этом являются действия российского государства по наращиванию масштабных комплексных усилий в сфере информационной безопасности страны.

91-97 488
Аннотация

Введение. Статья представляет собой сравнительное исследование формирования и функционирования системы науки и высшего образования в Европейском союзе и Евразийском экономическом союзе с выделением критериев сравнения.

Материалы и методы. Методологически исследование основано на общенаучных и специальных методах познания политических и социально-экономических процессов, в т.ч. анализ, синтез, аналогия, обобщения, сравнение. Использование сравнительного метода позволило разработать параметры для сопоставления научно-образовательных комплексов двух интеграционных группировок.

Результаты исследования. В ходе проведенного анализа выявлено, что научно-образовательные комплексы ЕС и ЕАЭС сравнимы по ряду характеристик, что свидетельствует об их типологическом родстве и наличии схожих принципов функционирования. При этом обнаружены уникальные для ЕАЭС факторы, оказывающие влияние на науку и высшее образование, связанные в первую очередь с исторической, географической и национальной спецификой, которые позволяют объединению эффективно использовать механизмы научно-технической и образовательной кооперации. Кроме того, сравнительный анализ позволил очертить проблемы в организации сотрудничества в исследуемых областях между странами евразийской пятерки, которые возможно устранить с опорой на европейский опыт.

Обсуждение и заключение. В настоящее в литературе недостаточное внимание уделяется использованию потенциала научного и образовательного взаимодействия для продвижения интеграционных процессов в ЕАЭС. Важно детально прорабатывать модели адаптации опыта Европейского союза по организации и финансированию Европейского исследовательского пространства и Европейского пространства высшего образования для создания и развития аналогичных моделей в ЕАЭС с учетом местных особенностей, а также достижений азиатской системы науки и образования. В этом контексте полезными были бы исследования в области налаживания связей между академическим сообществом и инновационными фирмами государств-членов ЕАЭС и стран Азии, которые могут породить новые форматы общения.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-8420 (Print)
ISSN 2587-5736 (Online)